Игровой проект «Азбука безопасности» (формирование основ безопасности жизнедеятельности) с детьми 6-7 лет
проект по обж (подготовительная группа)
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, поэтому в этой области совместно с родителями ведется целенаправленная работа.
Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам.
Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В среднем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, дидактические игры по данному направлению.
Дети старшего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.
Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов ДОУ. Для осуществления проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать краткосрочные игровые мини-проекты. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки.
В феврале 2021 г. в МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары с воспитанниками подготовительной группы №2 «Радуга» был реализован игровой мини-проект «Азбука безопасности». В ходе осуществления проекта в игровой форме дети познакомились с опасными ситуациями в быту и в общении с незнакомыми людьми, закрепили навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
Завершился проект ярким и необычным мероприятием на тему: «Мой дом – моя безопасность», в котором приняли участие родители вместе со своими детьми. Дети и взрослые дружно разгадывали загадки об опасных предметах и принимали активное участие в конкурсах.
Хочется надеяться, что совместная деятельность взрослых и детей, организованная в ходе реализации проекта, даст положительные результаты и поможет предотвратить опасные ситуации в жизни!
Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.
В феврале 2021 г. в МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары было проведено анкетирование родителей воспитанников старшего дошкольного возраста (в опросе приняли участие 20 родителей) с целью выяснения заинтересованности родителей проблемой ознакомления детей с правилами безопасного поведения. (Приложение 1)
По результатам анкетирования приоритетными направлениями по обучению детей основам безопасного поведения были определены: правила безопасного поведения в быту и общение с незнакомыми людьми.
Выяснилось, что ведущую роль в подготовке детей к возможной встрече с опасностями в первую очередь должны играть родители, а затем уже педагоги и другие специалисты.
Для ознакомления детей с правилами безопасности родители в основном проводили беседы, игры, читали сказки.
Родители воспитанников единодушно ответили, что им необходима помощь со стороны педагогов ДОУ в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения.
Среди предложенных форм ознакомления детей с правилами безопасного поведения родители отдали предпочтение совместному детско-родительскому проекту.
Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения в быту и в общении с незнакомыми людьми детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по данному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuka_bezopasnosti.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 "Маленькая страна" г. Чебоксары»
Игровой проект «Азбука безопасности»
(формирование основ безопасности жизнедеятельности)
с детьми 6-7 лет
Разработала:
Васильева Светлана Олеговна,
воспитатель старшей группы № 2
«Радуга»
Чебоксары, 2021 г
Название проекта | «Азбука безопасности». (Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.) |
Авторы ФИО | Васильева Светлана Олеговна, воспитатель. |
Актуальность проекта | Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, поэтому в этой области совместно с родителями ведется целенаправленная работа. Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам. Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В среднем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, дидактические игры по данному направлению. Дети старшего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах. Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов ДОУ. Для осуществления проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать краткосрочные игровые мини-проекты. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки. В феврале 2021 г. в МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары с воспитанниками подготовительной группы №2 «Радуга» был реализован игровой мини-проект «Азбука безопасности». В ходе осуществления проекта в игровой форме дети познакомились с опасными ситуациями в быту и в общении с незнакомыми людьми, закрепили навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях. Завершился проект ярким и необычным мероприятием на тему: «Мой дом – моя безопасность», в котором приняли участие родители вместе со своими детьми. Дети и взрослые дружно разгадывали загадки об опасных предметах и принимали активное участие в конкурсах. Хочется надеяться, что совместная деятельность взрослых и детей, организованная в ходе реализации проекта, даст положительные результаты и поможет предотвратить опасные ситуации в жизни! Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях. В феврале 2021 г. в МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары было проведено анкетирование родителей воспитанников старшего дошкольного возраста (в опросе приняли участие 20 родителей) с целью выяснения заинтересованности родителей проблемой ознакомления детей с правилами безопасного поведения. (Приложение 1) По результатам анкетирования приоритетными направлениями по обучению детей основам безопасного поведения были определены: правила безопасного поведения в быту и общение с незнакомыми людьми. Выяснилось, что ведущую роль в подготовке детей к возможной встрече с опасностями в первую очередь должны играть родители, а затем уже педагоги и другие специалисты. Для ознакомления детей с правилами безопасности родители в основном проводили беседы, игры, читали сказки. Родители воспитанников единодушно ответили, что им необходима помощь со стороны педагогов ДОУ в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения. Среди предложенных форм ознакомления детей с правилами безопасного поведения родители отдали предпочтение совместному детско-родительскому проекту. Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения в быту и в общении с незнакомыми людьми детей среднего дошкольного возраста. Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по данному направлению. |
Целевая аудитория проекта | Дети подготовительной группы №2 «Радуга», воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников. |
Цель | Создание условий для формирования представлений у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незнакомыми людьми. |
Объект | Знания детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности. |
Предмет | Дидактические игры, проблемно-игровые ситуации, разгадывание загадок, просмотр мультфильмов. |
Гипотеза | Эффективность формирования основ безопасности детей повышается, еслиоснову обучения составляет игровая деятельность в качестве системообразующего компонента. |
Задачи | 1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми. 2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях в быту и в общении с незнакомыми людьми. 3. Сформировать навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях в быту, при общении с незнакомыми людьми в условиях специально организованной (игровой) и самостоятельной деятельности детей. 4. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасных ситуаций в быту и при общении с незнакомыми людьми. 5. Развивать коммуникативные навыки детей. 6. Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении правил безопасного поведения. |
Методы | Теоретические: анализ методической литературы, учебно-программной и нормативной документации ДОУ. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Статистические: качественный и количественный анализ результатов. |
Сроки реализации | Краткосрочный (2 недели) с 15.02 – 26.02.2021г. Этапы проекта: 1 этап - Подготовительный (с 15.02 – 17.02.2021г.) 2 этап - Основной (с 18.02 – 24.02.2021г.) 3 этап - Заключительный (с 25.02. – 26.02.2021г.) |
Организация игровой проектной деятельности
Этапы проектной работы | Задачи этапа | Содержание проектной деятельности | Продукт проектной деятельности |
1 этап Подготовительный (с 15.02. – 17.02.2021г.) | 1. Обозначить и ввести проблемную ситуацию. 2. Вызвать интерес детей к обозначенной проблемной ситуации. 3. Принять проблемную ситуацию. 4. Определить направления деятельности по решению проблемы. 5. Разработать план реализации проекта. | 1. Введение игровой проблемной ситуации. 2. Изучение осведомлённости воспитанников по проблеме. 3. Проблемно-игровая ситуация «Что мы знаем об опасных предметах?». 4. Анкетирование родителей. 5. Дидактическая игра «Раз, два, три, что может быть опасно – найди». 6. Проблемно-игровая ситуация «Электроприборы дома». 7. Экскурсия в медицинский кабинет. | Объявление для родителей, обработка анкет. Оформление памяток по безопасному поведению, папка-передвижка «Если ребёнок дома один» |
2 этап Основной (с 18.02. – 24.02.2021г.) | 1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми. 2. Привить навыки работы в группе. 3. Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников. | 1. Разгадывание загадок об опасных предметах. 2. Рисование «Соедини по точкам» 3. Дидактическая игра «Что спрятано?» 4. Дидактическая игра «Так и не так» 5. Чтение рассказа Е. Ильина «Чик-чик ножницами» 6. Чтение стихотворения М.Тахистовой «На кухне» 7. Дидактическая игра «Высоко-низко» 8. Игра-тренинг «Вам позвонили в дверь» 9. Просмотр мультфильма «Петушок-золотой гребешок» 10. Проблемно-игровая ситуация «Опасный огонь» 11. Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова «Кошкин дом» 12. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» 13. Игра-тренинг с телефоном «Звоним 112» 14. Моделирование ситуаций: «Один дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…». | Выполнение рисунков «Соедини по точкам». |
3 этап Заключительный (с 25.02. – 26.02.2021г.) | 1. Способствовать сплочению детского коллектива, оптимизации детско-родительских отношений. 2. Закрепить навыки выполнения основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми 3. Привлечь родителей воспитанников к участию в проектной деятельности. | Конкурсы для детей и их родителей. | Коллективная работа – коллаж «Азбука безопасности», оформление выставки детских работ. Проведение детско-родительского собрания на тему: «Безопасность детей в наших руках». |
Критерии эффективности | - Объявление для родителей, обработка анкет; - Оформление памяток по безопасному поведению, папка-передвижка «Если ребёнок дома один»; - Выполнение рисунков «Соедини по точкам», коллективная работа – коллаж «Азбука безопасности», оформление выставки детских работ; - Проведение детско-родительского собрания на тему: «Безопасность детей в наших руках». |
Предполагаемые результаты | - Формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту и в общении с незнакомыми людьми; - Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми; - Сплочение детского коллектива; - Развитие интереса к коллективной, командной работе с детьми, коллегами и родителями (со всеми участниками воспитательного процесса); - Повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с ДОУ. |
Методическое обеспечение | - Анкетирование родителей; - Консультация для воспитателей и родителей; - Конспекты занятий; - Родительское собрание. |
Список использованных источников и литературы | 1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. 2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 3. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», М.: ТЦ «Сфера», 2012. 4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. |
Приложение 1
Уважаемые родители!
Мы работаем по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.
1. Какие правила безопасного поведения Вы считаете наиболее важными для детей дошкольного возраста?
А) правила дорожного движения;
Б) общение с незнакомыми людьми;
В) правила безопасного поведения в быту;
Г) безопасность на водоёме;
Д) другое (укажите).
2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностями?(укажите цифрами по степени значимости):
- родители;
- воспитатели;
- медицинские работники;
- свой вариант.
3. Знает ли Ваш ребёнок своё имя, фамилию, домашний адрес?
А) да;
Б) нет;
В) знает только… (укажите, что именно).
4. Должен ли ребёнок дошкольного возраста знать телефон службы спасения «112»?
А) да; Б) нет.
5. В каких формах Вы знакомите ребёнка с правилами безопасности?
А) игра;
Б) беседа;
В) сказки;
Г) рисование;
Д) кукольные представления;
Е) телевизионные передачи;
Ж) другое (укажите).
6. Из каких источников Вы черпаете информацию для бесед ребёнком о правилах безопасного поведения?
А) телевизионные передачи;
Б) специальная литература;
В) интернет;
Г) воспитатели ДОУ;
Е) родственники;
Ж) другое (укажите).
7. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов ДОУ в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения?
А) да; Б) нет.
8. В каком виде Вы хотели бы получить информацию для бесед с ребёнком о правилах безопасного поведения?
А) консультация воспитателя;
Б) консультация специалиста (какого);
В) памятки, стенды;
Г) информация на сайте ДОУ;
Д) совместный детско-родительский проект;
Е) другое (укажите).
Спасибо!
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи:закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры:воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО – НАЙДИ»
Задачи:закреплять представления об источниках опасности в развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувcтво товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего да, призы (фишки или картинки).
Ход игры.Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивает-читает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет выбор. Ответы поощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)
Задачи:расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них беретсебе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило:соблюдать очередность.
Материал:игровое поле с изображением улитки, внутри домика которого нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» (пособие)
Задачи:закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал:листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание:соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи:закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал:игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи:учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
- 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
- картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила:под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую — неопасных (разрешенных).
«СТО БЕД»
Задачи:закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи:закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
- игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
- картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
- набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
Приложение 3
«Чик-чик ножницами» (Е.Ильина)
Жила-была девочка. Как-то раз говорит она своей бабушке:
— Ты всё шьёшь-шьёшь, а мне не даёшь. Я хочу сама себе сшить платье.
— Ну и шей, — сказала бабушка. — Только сперва не себе, а кукле.
Достала она из ящика комода кусок ситцу, катушку, иголку, маленький напёрсток, ножницы и говорит:
— Ну, теперь у тебя всё есть — и материя, и ножницы, и напёрсток, и нитки, и иголка. Одного только нет — умения.
— Чего нет? — спрашивает внучка.
— Умения.
— А откуда же ты знаешь, бабушка, что нет? Я же ещё не пробовала.
— Раз не пробовала — значит, и нет.
— А что нужно, чтобы было умение?
— Терпение. Вот подожди, я тебя поучу.
— Ну, ещё ждать! — говорит внучка. — У меня же терпения не хватит!
— Значит, не будет и умения. Ну ладно, шей. Только запомни — семь раз отмерь, один раз отрежь.
Ушла бабушка, а девочка сделала всё наоборот — семь раз отрезала, один раз отмерила. Вышло два рукава, два карманчика, кушачок, воротничок и бантик. А платья не вышло.
«Ладно, — думает девочка, — платье не вышло, передник выйдет. Карманчики и на передник пригодятся, кушачок — тоже. Только воротничок ни к чему, да это не беда. А если не понравится кукле, так она ведь ничего не скажет».
Возилась-возилась девочка, да, видно, из двух рукавов и кушачка не сошьёшь передника.
«Может, трусики выйдут? — Думает. — Сошью два рукава вместе — вот тебе и трусики. Большой кукле не подойдут — маленькой пригодятся».
Сшила два рукава вместе, а трусов не вышло.
«Ладно, — думает девочка, — надо шить чепчик. Из одного рукава — донышко, из другого — оборочку. А бантик — сверху».
Сшила девочка, семь раз на кукле примерила — не получается чепчик.
— Ладно, — говорит она своей кукле, — до сих пор была без чепчика, обойдёшься и сейчас. Лучше я тебе платочек сошью.
Молчит кукла — значит, согласна.
Разрезала девочка лоскуточки пополам, да не из всякого лоскуточка платочек выходит. Кривые вышли платочки.
В это время бабушка вернулась.
— Ну, как дела? — спрашивает.
Молчит внучка. Посмотрела бабушка и сама увидела.
— Что же ты, — говорит, — материю всю как лапшу изрезала?
— А что из такой материи сошьёшь? — говорит девочка. — На платье слишком узка, на передник широка, на трусики тонка, на платочки велика… Ничего у меня не вышло. Только чик-чик ножницами выходит, а больше ничего!
Засмеялась бабушка.
— Чик-чик? — спрашивает.
— Чик-чик.
— А я и раньше это знала. Где нет терпения, нет и умения.
«На кухне» (Марина Тахистова)
На кухне у мамы немало приборов:
У каждого свой и характер, и норов!
Здесь тёрка морковке царапает нос,
Умчался бы чайник, да нету колес!
Танцуют без устали звонкие ложки,
А ножик с картошки снимает одёжки!
И кружится сито, и скачет дуршлаг:
Вода в нём не держится, просто никак!
Над мясом рычит мясорубка – тигрица,
Толкушке на полке опять не сидится:
Готова всё время толочь и толочь…
Одна с ними мама – её надо помочь!
Когда я на кухне вожусь вместе с ней,
Обед получается вдвое вкусней!
Загадки про опасные предметы
Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку «в спичечном коробке». Воспитатель просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
1)Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Может час, а может два,
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь)
2)Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Спички)
3) Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
4) Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь.
Что же это? (Нож)
5)Режет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно! (Нож)
6)Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются ... (Иголки)
7)Всех на свете обшивает
Что сошьёт не надевает.(Иголка)
8) Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит:
– Эй! Сними меня! – кричит. (Чайник)
9)Из горячего колодца,
Через нос водица льётся. (Чайник)
10) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
11)Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать. (Ножницы)
12)Два конца, два кольца
Посередине гвоздик. (Ножницы)
13)Не хочу я молчать
– Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток)
14) По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым. (Утюг)
15)Гладит все, чего касается,
А дотронешься кусается. (Утюг)
16)Очень хрупкая я,
Берегите меня.
Если только разобьете –
Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка)
Приложение 4
Родительское собрание в форме диспута «Безопасность детей в наших руках»
Цель: сохранение жизни и здоровья детей, объединение усилий родителей и детского сада по формированию навыков безопасного поведения детей.
Задачи:
- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка;
- педагогическое просвещение родителей по теме собрания,
- вовлечение родителей в процесс обучения детей навыкам безопасного поведения.
Материалы и оборудование:
- музыкальные фонограммы, фотоаппарат, видеокамера;
- презентация;
- столы, стулья;
- мольберт, маркер;
- картинки: очки, трость - по 2 шт.
- платочки;
- памятки для родителей
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас у нас в гостях!
Тема нашей сегодняшней встречи: «Безопасность детей - в наших руках».
- Как Вы думаете, нужна ли работа по изучению правил безопасного поведения детям дошкольного возраста, ведь ребенок, переходя дорогу, находясь в транспорте, гуляя во дворе, играя дома, всегда находится под присмотром взрослого? (ответы родителей). Почему Вы так думаете? (ответы родителей).
- Да, действительно, необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения, это длительный процесс, это работа не одного дня. Сейчас ребенок находится под пристальным вниманием взрослых, а очень скоро он станет самостоятельным. Поэтому обучение детей основам безопасного поведения нужно начинать практически с рождения и она должна быть систематической.
- Как Вы думаете, кто должен в первую очередь помочь ребенку освоить правила безопасного поведения (ответы родителей).
- В первую очередь, конечно, это должна быть семья. «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого общества», так считает Фред Адлер. Обычно родители играют с ребенком, читают книги, учат его читать, писать, но редко вспоминают о том, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения и уберечь его, таким образом, от несчастного случая. Один из родителей однажды сказал: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равны нулю. Но если ребенок не будет знать правил безопасного поведения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». Вы согласны с этим утверждением? (Почему вы так считаете?) (ответы родителей). Поэтому задача взрослых: педагогов, родителей, состоит в том чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. И только наша совместная с вами работа может принести нужные нам результаты.
- Как Вы думаете, с помощью каких методов мы с вами можем научить наших детей безопасному поведению? (ответы родителей). Но все же основным методом обучения детей в детском саду является игра. «Игра есть путь детей к познанию мира»- подчеркивал М. Горький. Именно игра воспитывает характер, расширяет представления об окружающем, совершенствует двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, то есть те качества, которые так необходимы ребенку для предупреждения травматизма. И я вам сейчас предлагаю поиграть в игру.
- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «В какой из этих машин вы хотели бы, чтобы Вас покатали? (Ауди, Форд, Лимузин, Рено).) (ответы родителей). Чем Вы руководствовались при выборе машины. А нужно ли было садиться в эту машину? Ведь вы не знаете кто находится в этой машине и какие у этого человека намерения. Вот и ребенок такой же доверчивый, ему нравятся красивые игрушки, вкусные сладости и оттого как мы с вами научим наших детей вести себя в обществе так он и пойдет по жизни.
- А теперь мы поиграем в другую игру. Я прошу выйти ко мне сюда (И. О. родителей, 4 человека). Мы с вами разделимся на пары, (предлагает выбрать картинку: очки или трость). Игра называется «Слепой и поводырь». Тот, у кого на картинке очки выполняет роль слепого, трость - роль поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли. На пути вашего следования есть препятствия: открытые люки, припаркованные машины, (поводырь ведет слепого).
Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.
Воспитатель. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре.)
- Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера.)
- Как вы думаете, а в отношениях родитель — ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок — это слепой, а родитель — поводырь). Мы несем ответственность за судьбу нашего малыша. Оттого как мы его поведем зависит его жизнь. Пожалуйста, присаживайтесь.
- Совершенно верно, мы заботимся и беспокоимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Но лучше научить своего ребенка навыкам безопасного поведения. И начинать это надо уже в дошкольном возрасте.
- Какие опасности могут подстерегать ребенка? (Воспитатель записывает возможные опасности на доске). Какой вид опасности вы бы поставили на первое место? А я считаю что все опасности серьезны по-своему.
-Теперь мы с Вами попробуем разобрать некоторые ситуации:
1. Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улицы, переход в 100 м от вас. В транспортном потоке виден просвет. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия? (ответы родителей).
2. Ваш ребенок боится переходить улицу. Его пугает плотный поток машин, их гудки. Ваши действия? (Как вы научите ребенка переходить через проезжую часть?(Помочь ему преодолеть страх)
3. Вы уходите и оставляете ребенка одного дома. При этом вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажете ребенку? (ответы родителей).
4. Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли вы с папой? Как бы вы повели себя в такой ситуации? (ответы родителей).
5. Шестилетний ребенок гулял во дворе своего дома и играл с телефоном. К нему подошли подростки и отобрали телефон. Малыш в слезах побежал к дому, но вспомнив, что мама велела беречь телефон, сел на лавку у дома. Ребенок боится идти домой, так как его будут ругать. Как Вы поведете себя в такой ситуации? (ответы родителей).
6. Вы возвращаетесь с ребенком из детского сада. Ваш малыш увидал маленького бездомного щенка и просит Вас взять его домой. Как вы поступите? (ответы родителей).
- А теперь, уважаемые родители, свои вопросы Вам хотят задать ваши дети. Внимание на экран.
(видеозапись вопросов от детей)
1. Дорогая мамочка, я выросла уже совсем большая. Почему же ты мне не разрешаешь одной возвращаться из детского сада?
2. Мамочка, можно я пойду играть с Сережкой на стройку?
3. Мамочка, сегодня на улице, незнакомая тетя угостила меня конфеткой. Можно я ее съем?
- В заключении мне хочется сказать: - одно неправильное действие родителей на глазах детей или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте им только положительный пример! Пусть каждый день будет безопасным! Берегите детей!
- На память о нашей встрече, мне хочется подарить Вам эти памятки по обучению детей безопасному поведению. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детских несчастных случаев, привычную веру в то, что с его ребенком ничего не случиться, и которые готовы выделить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению. Наша встреча подошла к концу.
- Мне очень бы хотелось бы, чтобы Вы высказались о том, насколько полезна для вас была эта встреча, а также хотелось бы услышать ваши пожелания по дальнейшему обучению детей безопасному поведению. Я Вам предлагаю написать ваши отзывы и пожелания на листочках. В заключении нашего собрания нам нужно принять решение. Я предлагаю следующее:
1. Продолжать работу с детьми по формированию у детей навыков
безопасного поведения.
2. Оказать помощь в пополнении уголка безопасности на группах.
- Какие еще будут предложения? (ответы родителей).
Предлагаю проголосовать за данное решение. Спасибо за внимание, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Пожар — беда!» Формирование Основ Безопасности Жизнедеятельности детей дошкольного возраста вторая младшая группа
Муниципальное автономное образовательное учреждениегорода Набережные ЧелныДетский сад комбинированного вида №110 «Курочка Ряба» ...
Конспект НОД по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну Светофорию».
Целью данной НОД является систематизация знаний детей о правилах дорожного движения чеоез различные виды детской деятельности....
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?»
1. Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку пр...
Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?» - ...