В помощь родителям
материал
Консультации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_semi_v_formirovanii.docx | 25.42 КБ |
sekrety_obshcheniya_s_rebenkom_v_seme.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Пилеш»
Цивильского МО Чувашской Республики
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: «Роль семьи в формировании
навыков самообслуживания»
Провела:
воспитатель
Петрова О.П.
д. Вторые Вурманкасы, 2023 год
Цель :
- Познакомить родителей с развитием основных навыков самообслуживания детей 2 – 3 лет
- Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет.
- Раскрыть понятие «кризис трех лет».
- Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
- Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?»
ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОПРОС
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:
· приема пищи;
· раздевания и одевания;
· гигиены тела;
· опрятности.
Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у
каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков. Мы рассмотрим навыки и умениясмаообслуживания детей 2- 3 лет
Развитие навыков приема пищи
2 г.
Сосет жидкость через соломинку
2 г. 6 мес.
Переливает жидкость из одной емкости в другую
2 г. 6 мес.
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую
2 г. 6 мес.
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания
3 г.
Помогает убрать со стола
3 г.
Помогает накрыть на стол
Ест вилкой
Развитие навыков одевания и раздевания
2 г.
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…
2 г. 6 мес.
Надевает обувь, носки, штаны
2 г. 6 мес.
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию
3 г.
Расстегивает и застегивает большие пуговицы
3 г.
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки…
Развитие навыков гигиены
2 г.
При умывании третладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
Активно участвует в мытье и вытирании рук
Самостоятельно моет руки (лицо)
Вытирает нос, когда дают платок
2 г. 6 мес.
При умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
Самостоятельно моет руки с мылом
3 г.
С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой
Самостоятельно пользуется носовым платком
Развитие навыков опрятности
2 г.
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок
Просится в туалет (используя слова)
2 г. 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)
3 г.
Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу.
Следует добавить , что эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие
соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).
Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.
Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.
Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.
Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:
Сядь на стульчик
Возьми штанишки обеими руками за поясок
Подними одну ножку и вдень её в одну штанину
Поставь ножку на пол
Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину
Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками
На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение.
Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.
После года ребенок, как правило, уже может осуществить отдельные простые действия: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.
Одним из этих действий ребенок обучается сам, подражая действиям взрослых. Другие формируются с помощью взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки. Также важно учить ребенка контролировать и оценивать свои действия.
Детей 2-3 года жизни важно научить самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться. С этой целью родители обучают совершать действия в определенной последовательности, показывая, как это делается, и сопровождая каждое свое действие комментарием.
Формирование навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью
взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук.
После усвоения этого требования усложняются и далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком родители предъявляют более высокие требования к качеству умывания.
Для малышей важно слышать, как они справились с заданием, и в этом отношении нужно отметить что-нибудь положительное.
Навыки самообслуживания формируются и в процессе питания. Повседневные упражнения позволяют научиться к 3 годам есть быстрее и аккуратнее. Перед приемом пищи важно обратить внимание на аккуратность на столах и напомнить, что есть надо аккуратно, стараться не проливать и не крошить, чтобы сохранить этот порядок. Родители наблюдают, как кушает ребенок и при необходимости напоминают, как правильно держать ложку, сколько брать пищи и т.д. Все это лучше делать незаметно, не отвлекая других от еды. Можно обратить внимание, как аккуратно и самостоятельно кушают другие члены семьи.
Детям 3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени. При обучении нужно соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Родители помогают ребенку одеться или раздеться, но одновременно побуждают и его активно участвовать в самом процессе одевания, предлагая надеть или снять какие-то отдельные вещи. По мере овладения ребенком навыками одевания и раздевания родители переходят от непосредственной помощи к напоминанию действий.
Закрепления навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности со взрослым при ласковом, заботливом и доброжелательном отношении к ребенку.
Для ознакомления ребенка с требованиями по самообслуживанию используют наблюдения за поведением взрослых и детей, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.
Таким образом, формирование навыков самообслуживания ребенка 1-3 года жизни заключается в постепенном приучении к самостоятельности.
Главное — поощрять ребенка. Что бы ребенок ни делал, успешно или не очень, хвалите его, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, важно, чтобы ребенок научился сам справляться со всем (но и не торопите ребенка, если он еще не готов). Будьте гибки – ничего страшного, если в ванной неделю будет царить беспорядок, потому что малыш учится мыть руки самостоятельно. А если ваша дочка учится одеваться, будьте готовы, что несколько дней подряд она будет скакать вокруг в старой розовой водолазке, яркой красной юбке, синих джинсах и шлепках. Будьте терпеливы. Чем больше практики, тем быстрее ребенок
всему научится.
Не оставляйте ребенка без присмотра, пока он практикуется. Обсудите с ним границы дозволенного. Объясните, почему для него может быть небезопасным, например, включать плиту или резать мясо. Вероятно, сначала он не будет в восторге от запретов, но в конце концов он усвоит установленные вами правила.
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».
- В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
- Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
- Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
- Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
- Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
- Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
- Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
- Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
- Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Пилеш»
Цивильского МО Чувашской Республики
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ
Составитель
Петрова О.П.
д. Вторые Вурманкасы, 2024 год
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка . Чем меньше ребенок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребенок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребенок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же построить нормальные отношения с ребенком?
Общение ребенку необходимо, как и пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.
Давайте посмотрим, как же надо общаться с ребенком? И здесь нам помогут советы профессора Московского университета Ю. Б. Гиппенрейтер и ее книга «Общаться с ребенком. КАК?».
Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то , что он ВАШ, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому.
Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: « меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живет, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком.
Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?
Это надо выражать особым образом: -Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.
-Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.
Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?
Указывать на ошибки конечно же надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать.
Что значит – активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувства. Важно, чтобы при этом его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегайте общения через плечо, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване. Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые сигналы о том, насколько вы готовы его слушать. Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. (Ребенок: Не хочу дружить с Ваней. Мать: Ты на него обиделся.)
Помните: Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа - может,он что-то и добавит. Если он смотрит не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать : в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.
Пожалуйста, и в повседневном общении с ребенком замечайте его переживания : когда он обижен, расстроен, боится и т. д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к малышу. Не забывайте и о паузе после ваших слов.
УДАЧИ ВАМ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...
Справочный материал для родителей "В помощь родителям"
Данный материал освежит знания родителей о звуках и буквах русского языка; в доступной форме познакомит со схемами "Место звука в слове", "Разбор слова по звукам"; поможет при выполнении упражнений с ...
Принципы отношений родителей с детьми. В помощь родителям.
Познакомьтесь с принципами, которые должны быть положены в основу вашего общения с детьми. Принципы отношений родителей с детьми ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!
quot;ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ" Двигательная активность детей дошкольного возраста является естественной биологической потребнос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!
Наши маленькие исследователиИгры-занятия для детей от 2 до 3 лет...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...