Огонь!
план-конспект занятия по обж (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»
Конспект НОД в средней группе
«Огонь – враг или друг?»
Воспитатели: Иванова Елена Евгеньевна
2016 г.
Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстренных ситуациях через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.
Программные задачи:
Закреплять знания детей о свойствах огня (польза, вред для человека).
Формировать элементарные представления детей о предметах и средствах, источниках пожара, показать, как быстро загораются предметы из разных материалов. Закреплять правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара с опорой на мнемотаблицы. Формировать знания детей о свойствах воды и песка, как о веществах, используемых при борьбе с огнем. Закреплять умение слушать и понимать вопрос, отвечать полными ответами. Развивать сообразительность, быстроту реакции, речь детей; умение обобщать и делать выводы. Способствовать развитию творчества, снятию эмоционального напряжения. Воспитывать у детей уважение к труду пожарного, осторожность, чувство ответственности за свои поступки, доброту, сопереживание и желание прийти на помощь другу. Совершенствовать конструктивные способности.
Оборудование: домик, маски (кошка, собака, утка, курица, петух), большой коробок со спичками, 4 ведра, красный воздушный шарик, мнемотаблицы, видеозапись с проведением опытов с огнем, конструктор.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: чтение С. Маршака «Кошкин дом», беседы «Спички детям – не игрушки!», «Где работает огонь?», «Огонь – это опасно!»; решение проблемных ситуаций, разучивание стихотворения для физминутки «О чем трещит огонь?»
Ход занятия
Дети под спокойную музыку входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь друг другу и подарите всем хорошее настроение.
Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в волшебную страну, которая называется «Страна золотых правил общения с огнем». А отправимся мы туда с вами на воздушном шаре. Давайте скажем волшебные слова: «Шарик, шарик, ты лети, в сказку нас, дружок, веди!» (дети бегут по кругу, крепко держась за руки).
Воспитатель: Мы не случайно прилетели сюда на воздушном шаре. В давние времена, в случае пожара звонили в колокола или поднимали вверх воздушный шар.
Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар…» (дети стоят в кругу, у воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому)
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал воздушный шар.
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с … (пожаром).
(ребенок передает шар рядом стоящему)
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - … (пожар).
Раз, два, три, четыре,
У кого пожар… (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил… (утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками… (играл)?
Стол и шкаф сгорели сразу,
Кто сушил белье… (над газом)?
Пламя прыгнуло в траву,
Кто у дома жег … (листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …. (предметы)?
Помни, каждый гражданин,
Этот номер … (01)!
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай)!
(Выставляются 3 знака: «Помни, каждый гражданин, пожарных номер 01!», «Дым увидел – не зевай и пожарных вызывай!», «Не суши белье над газом!»)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А сейчас Маша загадает вам загадку.
Живут в домике сестрички тоненьки,
Коричневы головки, все, как одна, ловки.
Все на одно личико, на всех одно имя. (Спички)
(У воспитателя в руках большая спичечная коробка)
Воспитатель: Вот этот домик ,вот эти сестрички. А что может случиться, если зажечь спичку? А если бросить зажженную спичку на пол? (ответы детей).
Сейчас мы послушаем, что нам расскажут о себе эти сестрички.
(Три девочки-спички поют частушки)
Есть на кухне спички,
Спички-невелички,
Все черноголовые,
Нам помочь готовые.
Я возьму кастрюлю нашу,
Разогрею щи и кашу,
Будем с куклой пить вдвоем
Чай со сладким пирогом.
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой,
Красной струйкой занялось,
Поскакало, понеслось.
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Воспитатель: Всего 2 секунды горит спичка, а какая в ней сила! Спичка-невеличка может целую семью накормить. Но может и дом спалить, если ее возьмет в руки ребенок. Огонь ничего не жалеет, он вспыхивает мгновенно и может превратиться в страшный пожар. (знак «Спички – детям не игрушка»)
Ребята, вы, наверное, заметили, что у нас среди гостей сидит мама Вари. Но я вам скажу, что сейчас она у нас не как мама, а как человек, который по долгу службы почти каждый день встречается с этой бедой – пожарами. По профессии она – пожарный. Давайте послушаем ее рассказ. (мама рассказывает о своей профессии).
Воспитатель: Шутить и играть с огнем ни в коем случае нельзя, но мы ведь хотим все знать, правда? Как же быть? А вот здесь нам поможет профессор Горелкина. (включаем видео с опытами с огнем).
Горелкина: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я –профессор Горелкина. У меня есть небольшая лаборатория, в которой я провожу разные опыты. Я выучила все правила обращения с огнем и хочу этому научить вас. Сейчас вы станете свидетелями того, как быстро загораются предметы из различных материалов.
Опыт №1.
Горелкина проводит и комментирует, показывает, что у нее есть (полоска бумаги, вата, кусок ткани, дерево и монета). Профессор подносит к пламени бумагу – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани –она горит и тлеет. Дерево загорается медленно, но тоже сгорает. Подносит к огню монету – она не горит, но сильно греется (при опускании в стакан с водой – шипит). После проведения опыта профессор задает обобщающие вопросы.
Воспитатель: Интересно, ребята? Давайте ответим на поставленные вопросы. Что загорелось быстрее всего? Что еще сгорело? А что не загорелось? Чем опасен горячий металл? (Дети отвечают на вопросы)
Молодцы, ребята, давайте смотреть дальше.
Опыт №2.
Горелкина: «А теперь я проведу следующий опыт, и вы узнаете, чем можно потушить огонь». (поджигает огонь в 3-х фарфоровых чашках. Первую заливает водой, вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет)
Воспитатель: Что можно использовать при тушении огня? (ответы детей)
Вы, наверное, засиделись. Давайте-ка мы встанем и расскажем, о чем трещит огонь в печи.
Физминутка
О чем трещит огонь, гуляя по поленьям? (маршируем на месте)
О том, что занят он не только отопленьем, (руки в стороны, к плечам)
Что булки он печет и варит суп с лапшою, (печем «пирожки», варим кушу)
Что расположен к нам всей пламенной душою. (наклоны вперед)
Без ругани и ссор живет огонь в квартире (пружинка с поворотом и стороны в сторону)
Лишь просит об одном, чтоб вы с ним не шутили! (прыжки на 2-х ногах)
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Огонь нам и друг, и враг. Об этом сейчас Оля расскажет стихотворение.
Знают все – без огня
Не прожить нам ни дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло,
Но, когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Воспитатель: Огонь очень опасен, с ним надо обращаться осторожно, тогда он будет вам полезен, будет освещать, давать тепло, согревать дом и варить пищу.
Инсценировка «Кошкин дом»
Все девчонки и мальчишки
Знаем, очень любят книжки,
Любят то же самое
Даже папа с мамою.
Любят сказки, любят песни,
А чтоб было интересней,
Сказку старую расскажем
И для вас сейчас покажем.
Все расселись? В добрый час!
Начинаем наш рассказ.
Ведущий: Тили-бом, тили-бом,
На дворе высокий дом,
Вот про этот Кошкин дом
Мы и сказку поведем.
Кошка: Тили-бом, тил-бом,
Загорелся Кошкин дом!
Ведущий: С каланчи Трезор глядит
Трезор: Да ведь это дом горит!
Гав-гав-гав! Скорей сюда!
К Кошке в дом пришла беда!
Кошка: Мяу-мяу! Что делать мне?
Где достать воды сейчас?
Далеко река от нас!
Курица: Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Я уже недалеко.
Поспешаю на пожар,
Там, наверное, сильный жар!
Утка: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Я ведро несла не зря,
Я огонь залью водой
Живо справлюсь я с бедой!
Ведущий: Мчится, мчится во весь дух на подмогу к ним Петух.
Петух: Кукареку! Помогу!
На пожар с багром бегу!
Ведущий: Все спасают Кошкин дом, смело борются с огнем!
Петух: Но в доме жить сейчас нельзя.
Где же Кошке поживать?
Где же милой ночевать?
Воспитатель: Да, беда у Кошки… Но я придумала! Наши дети построят для нее новый дом, и в нем она будет жить-поживать. Примемся за дело так же дружно, как мы боролись с огнем. Ведь дружба делает настоящие чудеса!
(под музыку дети строят домик для Кошки из строителя)
Вот и славно получилось, у Кошки новый дом!
Кошка: Вот спасибо вам, друзья, благодарна очень я!
Воспитатель: Вот как здорово, с пользой мы провели время, узнали много нового и интересного об огне, о его пользе и вреде человеку.
Горелкина: Я хочу вам пожелать
Бед, пожаров и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнем
Обернется пожаром и злом.
Правила вы должны соблюдать, с огнем никогда не играть!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну. Нам пора возвращяться в детский сад. Сейчас мы возьмемся за руки, скажем волшебные слова «Шарик, шарик, ты лети, в детский садик нас веди!». Ну вот мы и дома! Понравилось вам путешествие? Оно было интересным. Вы запомнили золотые правила общения с огнем? Давайте мы их еще раз повторим:
(Берут знак и называют правило к каждой картинке)
- Спички – детям не игрушки!
- Твердо помните, друзья, что с огнем шутить нельзя!
- Помни, каждый гражданин, пожарных номер 01!
- Дым увидел – не зевай и пожарных вызывай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни...
Огонь и вода. Огонь дышит.
Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."
Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...
Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"
Интересная форма работы с родителями....
"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...