Формирование навыка безопасного поведения на дороге у детей и родителей.
консультация по обж (подготовительная группа)

Марфина Елена Анатольевна

Статья содержит материал о возможности формирования у детей навыков культуры безопасного поведения на дорогах через ежеквартальную газетй "Знакоградик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poisk_marfina_e_a.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка безопасного поведения на дороге у детей и родителей.

Аннотация.

Статья содержит материал о возможности формирования у детей навыков культуры безопасного поведения на дорогах через ежеквартальную газетй "Знакоградик"

Ключевые слова.

Культура безопасного поведения, компетентность родителей, ежеквартальная газета, правила дорожного движения, грамотное поведение на улице.

Проблема высокой смертности в результате дорожных аварий становится одним из главных вопросов на родительских собраниях в образовательных учреждениях.

Так, по Хакасии, за 11 месяцев 2018 года на дорогах Республики Хакасия зарегистрировано 63 (8,6%) дорожно – транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых травмы различной степени тяжести получили 69 (17 %) несовершеннолетних и один погиб (-85,7 %). По вине несовершеннолетних произошло 21 ДТП (33,3 %), что на 110 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.  По итогам 11 месяцев т.г. участникам наибольшего количества ДТП стали дети – пешеходы. В 26 (41,3 %) ДТП пострадали 27 (42,9 %) детей. В 11 (17,5 %) происшествиях несовершеннолетние пешеходы стали участниками по собственной неосторожности, грубо нарушив ПДД, не осознавая тяжести последствий.(см.1). В 25 случаях несовершеннолетние являлись пассажирами легковых автомобилей и перевозились в салонах транспортных средств своих родителей, которые не приняли исчерпывающих мер к обеспечению их безопасности. Это касается как в не недопущении непосредственных нарушений правил дорожного движения, так и обеспечении пассивной безопасности и детских автокресел или их не правильной фиксации. Также  родители  пешеходы часто не соблюдают и нарушают правила дорожного движения и зачастую нарушают в присутствии детей.

 И поэтому родители должны своим примером научить и уберечь своего ребенка. А мы педагоги помогаем закрепить у детей знание правил дорожного движения через совместную работу образовательного учреждения  и семьи. Ребёнок должен усвоить основные понятия  дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

В детском саду ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения по дополнительной образовательной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, раздел «Ребенок на улице города»/, которая направлена на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных ситуациях на дороге, знакомит с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов,  рассказывает  о работе ГИБДД.

Ежегодно в ДОУ составляется и утверждается годовой план работы по ДДТТ, предусматривающий: методическую работу с педагогами по обучению дошкольников ПДД, работу с социальными партнёрами,  работу с детьми, работу с родителями.

Главная задача -  формирование у детей навыков осознанного поведения.

Работу с детьми по ознакомлению с Правилам дорожного движения мы начинаем  с младшего возраста:

  • С детьми  младшего возраста учим понимать значение зелёного, желтого и красного сигналов светофора,  различать проезжую часть дороги, формируем представления о правилах поведения на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
  •  С детьми старшего возраста  знакомим с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными, с общественными видами  транспорта и  формируем  навыки культурного поведения в общественном транспорте и на дорогах.

Целью педагога становится использование авторитета семьи в изучении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице. В первую очередь педагог должен раскрыть и объяснить родителям причины, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей  на круглых столах, родительских собраниях, в личных беседах с участием педагогов и сотрудников ГИБДД, консультациях и рекомендациях с помощью наглядной пропаганды (газет, памяток, выставок совместных с детьми и родителями творческих работ).

Как обо всем этом рассказать родителям и детям?

Для этого мы решили выпустить ежеквартальную  газету  под названием "Знакоградик", где родитель может ознакомиться с её содержанием и почитать ребёнку  в приёмной группы или взяв домой.

На первом этапе работы над газетой поставили  проблему: перед педагогами -  организация работы по профилактике ДДТТ,  перед детьми - что я хочу узнать про правила дорожного движения и перед родителями - что надо сделать, чтобы обезопасить ребёнка на улицах и дорогах. В результате опроса была создана проектная карта с указанием направлений работы и сформирована  рабочая группа, в которую вошли педагоги, родители и дети.  Перед рабочей группой встали такие задачи, как создание условий для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, применение современных форм, методов обучения и воспитания, привлечение  взрослых к совместной деятельности с детьми.

В результате информационный вестник получился не только информационным, но и развивающим для детей. Через вестник  "Знакоградик"  знакомим с развивающими играми, литературой, даём темы для бесед и наблюдений с детьми, разными поделками  сделанными детьми и рассказываем о наших мероприятиях по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

 В газете "Знакоградик" имеются рубрики:

  • Безопасный мир детства (мероприятия в районе, ДОУ по профилактике ДДТП);
  • Безопасно жить здорово (дети берут интервью у детей, родителей, прохожих, ЮИДовцев, работников ОГИБДД);
  • Игротека "Знакоградика" (загадки, головоломки, кроссворды, подвижные и настольные игры);
  • Жизнь Замечательных Детей (делимся с родителями о проделанной работе по профилактике ДДТП);
  • А знаете ли вы (исторические факты, правила дорожного движения, законы);
  • Читаем вместе (рассказы, сказки, стихотворения).

Направление работы над созданием очередного выпуска находиться под руководством не только  педагогов, родителей, но и ГИБДД, а значит необходим  дальнейший поиск и совершенствование в организации выпусков информационного вестника.

В ДОУ проводится мониторинг знаний детей правил дорожного движения в виде тематических заданий, по результатам заполняется диагностическая таблица.

Ф.И. ребёнка

Вопрос

самостоятельно и правильно ответил

оказывали незначительную помощь

не правился

 с заданием

1.На какие части делится дорога?

2. Для чего нужен светофор?

3. Люди идущие по улице?

4. Где разрешается ходить пешеходу?

5.Что означает знак «Дети»?

6.Что означает знак «Велосипедная дорожка»?

7.Что означает знак «Пешеходный переход»?

8.Назови общественный транспорт?

9.Покажи не существующий дорожный знак.

Уровень развития

Систематическая работа с детьми и родителями по освоению навыков безопасного поведения на дорогах привела к положительным результатам.

 По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детей навыков безопасного поведения на дороге: у детей имеется определённый объем знаний, они пытаются обьяснить правила, раскрыть их пользу для человека.

Родители стали  самыми активными помощниками в проведении  с детьми в праздниках и акциях по правилам  безопасности:

  • «Марафон по ПДД»- изучение и проверка знаний правил дорожного движения.
  • "Засветись"- направлена на популяризацию использования световозвращающей продукции, где мы создали световозвращающею эмблему в виде ладошки.
  • «За безопасность дорожного движения - все вместе"- привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств  при перевозке детей в салоне автомобиля.
  • Неделя безопасности"- проведен комплекс профилактических мероприятий по безопасности детей в новогодние  праздники.
  • «Наш друг – фликер!»-  было предложено изготовить дома вместе с ребенком оригинальные фликеры.
  • «Дети! Дорога! Жизнь!»-  привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма.

Такие совместные мероприятия помогают показать знания детей о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей  грамотного поведения на улице.

Педагоги ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода.  Своей работой мы стараемся доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка.

         Только в тесном содружестве ДОУ  и семьи,  мы - взрослые сможем  расширить представления детей  и выработать у них  твердые навыки   правил  безопасного поведения на улицах и дорогах. И тогда привычка правильно ходить и играть на  улице станет у детей  нормой поведения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

2. Газета «Добрая дорога детства» 2010-2017г.г. г. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/

3. Кирьянов В.Н. Пропаганда БДД: Официальный сайт ГИБДД МВД России/В.Н. Кирьянов//gibdd /

4. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007

5. Ушакова О.Д. Правила дорожного движения и безопасности для младших школьников. М.: Издательский дом Литера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"

                      Прогнозируемые результаты: ·      Образовательныеv    Приобретени...

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении...

Консультация для родителей по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей  по формированию безопасного поведения у старших дошкольников....