Проект по ПДД "Азбука дорожной безопасности"
проект по обж
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 «Солнышко»
г. Смоленск
Познавательный проект по ПДД в старшей группе
"Азбука дорожной безопасности!"
Разработала: воспитатель
Даниленкова Е.П.
г. Смоленск
2017
Познавательный проект по ПДД в старшей группе
"Азбука дорожной безопасности!"
Вид проекта : долгосрочный, информационный, творческо-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность: сентябрь 2017 - май 2018 года.
Актуальность темы: В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ценностей, вырабатывается определенная система взаимодействия с социальной действительностью, и всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него на всю жизнь. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. В процессе организации этой работы ведущая роль принадлежит взрослым, как педагогам, так и родителям, которые должны создавать благоприятные условия для эффективного обучения дошкольников правилам дорожного движения, своим примером формировать безопасную модель поведения на улицах и дорогах города, активизировать личный опыт ребенка. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков;
- учить устанавливать связь при встрече разных дорожных знаков в жизни, на дороге;
-учить нести ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих;
- сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих элементах.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил
дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
-активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
-воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
-систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем
проигрывания проблемных ситуаций.
Обеспечение проекта:
-наглядность по ПДД (открытки, плакаты, альбомы, иллюстрации);
-детская литература по ПДД;
-ноутбук; презентации поПДД;
-настольно-печатные, развивающие игры;
-картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр;
-игрушки (машины, коляски, дорожные знаки);
-полицейские атрибуты (фуражка, жезл, жилет ДПС).
.
Ожидаемый результат:.
Для детей
- Развитие интереса детей к изучению правил дорожного движения.
- Закрепление умений детей изготавливать атрибуты разными способами применяя различный материал .
- Расширение кругозора воспитанников;
- Повышение социальной компетенции дошкольников;
- Повышение культуры поведения детей на улице и в общественном
транспорте.
Дети должны знать и называть:
-Названия и обозначение дорожных знаков для пешеходов, и некоторые знаки для водителей;
-Чем опасно не соблюдение правил дорожного движения и к чему может привести их нарушение;
-В каком месте можно переходить дорогу и кто помогает осуществлять безопасное движение на дороге;
-Что нельзя делать вблизи проезжей части дороги.
Для родителей
-Активное участие родителей в жизни дошкольной группы.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ОУ,
- Помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка,
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ОУ.
Этапы работы над проектом
I этап: Подготовительный: разработка проекта;
II этап: Практический
III этап: Заключительный: подведение итогов и презентация проекта
1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1.Постановка проблемы:
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила
дорожного движения?»;
2.Определить продукт проекта:
а) создание макета по ПДД;
б) выставка детско -родительских поделок «Азбука безопасности на дороге»
в) знание правил дорожного движения;
г) проведение развлечения для детей старшей - подготовительной группы «Если вышел в путь, ты про фликер не забудь!»
3. Обсуждение проблемы, принятие задач:
-Постановка цели и задач.
-Определение методов исследования.
-Подбор материала по Правилам дорожного движения.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
-Подбор методической литературы, интернет -ресурсов.
-Оформление книжного уголка по теме «Правила дорожного движения»
-Создание картотеки игр по ПДД.
-Организация развивающей среды в группе –изготовление макета.
-Оформление стенда и консультативного материала для родителей:
Памятка для родителей «Ребёнок переходит улицу»,
Консультации: «Стань заметней на дороге», «Безопасность на дорогах», Буклет «Фликеры. Стань заметнее в темноте»,
Папка – передвижка «Взрослые! Вам подражают дети!».
II этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ
Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Как кошка дорогу переходила», «Дорога», «Помоги Тане, Ване перейти дорогу», «Подумай - отгадай», «Угадай транспорт», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», «Дорожные знаки».
Настольно – печатные игры, лото: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Будь внимательным», «Набери номер правильно», «Найди такой же знак», «Собери знак», «Лото», «Лото с загадками», «Домино по ПДД», «Кто быстрее»
Сюжетно-ролевые игры (на выбор из картотеки): «На дорогах города», «Поездка на автобусе», «Пешеходы», «Регулировщик», «Мы автомобилисты», «Путешествуем по миру», «Скорая помощь», «Пожарные спешат на помощь», «Полиция на дороге», «Веселый перекресток».
Конструирование макета «Наш город», конструирование «Автобус», «Сделаем машину», подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Скорая, пожарная, полиция спешат на помощь…», «Пешеходы и водители», изготовление дорожных знаков, совместная работа по конструированию макета светофора.
Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворения «Веселые правила дорожного движения»; кукольный театр, обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу»,
Чтение художественной литературы.
Носов Н. «Автомобиль»; Михалков С. «Дядя Степа –милиционер. Моя улица.
Велосипедист»; Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам светофор»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А.«Моя улица»; Л.Гальперштейн «Шлагбаум», Г.Юрмин «Любопытный мышонок».
Загадки, считалки, пословицы о транспорте, о дорожных знаках.
«Речевое развитие»:
Развитие речи
-НОД: Составление творческих рассказов:
«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Интересный случай на дороге».
-Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г.Шалаева «Правила дорожного движения для малышей»
-Викторина по ПДД
«Художественно-эстетическое развитие»:
Художественное творчество:
-Рисование: «Улицы моего села», «Машины едут по улице», «Придумай новый дорожный знак», «Регулировщик»;
-Лепка (пластилинография) - «Дорожный знак», «Весёлый светофор»,
-Аппликация «Машины едут по улице» «Дорожный знак».
-Раскрашивание картинок по теме.
-Штриховка «Машина»
-Создание детьми нарисованных книжек «Вот они, какие эти знаки», «Моя улица.
-Конкурс на лучшую разукрашку (тематика «светофорчик», раскрась правильно знак»);
Музыка:
-Прослушивание песен: Светофор, Трамвай, Дорожные знаки. Разучивание песни «По улице, по улице…» (композитор Т. Шутенко), игровые упражнения «Веселые путешественники», игры, эстафеты.
«Познавательное развитие»
-НОД: «О чем говорят дорожные знаки», «Транспорт нашего города», «Фликер - важный помощник на дороге».
- Беседы: «Безопасность на дороге», «Знаки дорожные помни всегда», «Правила перехода улицы», «Правила для пассажиров». «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»,
-Просмотр электронных презентаций:
«Правила дорожного движения»
«В стране дорожных знаков»;
Видеоролик «Осторожно, дорога!»;
Мультфильм «Смешарики на дороге»;
Мультфильм «Правила дорожного движения»
-Рассматривание плакатов «Всем без исключения по правилам движения», «Смело шагайте по улицам, дети, если запомните правила эти!», «Наш помощник светофор», рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Правила дорожного движения».
-Проведение экскурсий: «Наша улица», к перекрестку «Правила маленького пешехода».
«Физическое развитие»:
-Физкультурный досуг «Как мы учили Ириску правилам дорожного движения».
-Физкультминутки: «На зарядку становись», «Светофор», «На улице нашей», «Пешеходы», «Дорога без разметки», Машина».
- Пальчиковая гимнастика.: «Все машины по порядку Подъезжают на заправку…»,«Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой».
-Подвижные игры: «Светофорчик», Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки иавтомобили», «Светофор», «Поезд», «Регулировщик», «Зебра», «Передай жезл», игра «Стоп — Идите».,«Будь внимательным»;
игра малой подвижности «Транспорт», игра «Ловкий пешеход» (забросить мяч в зеленый глазок светофора)
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей вести себя на улице.
Памятки, буклеты, информационные листки.
Проведение акция «Засветись! Носи Световозвращатель!» Проведение конкурса детско -родительских поделок «Азбука безопасности на дороге»
Приобретение родителями фликеров.
3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1 Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2 Выставка рисунков «Мои друзья дорожные знаки».
3. Конкурс детско -родительских поделок «Азбука безопасности на дороге»
4. Викторина по ПДД в группе «Мы знаем правила дорожного движения».
5. Создание макета по ПДД.
6. Развлечения для детей старшей - подготовительной группы «Школа Светофорчика». Презентация данного проекта прошла в рамках недели педмастерства.
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
С детьми
- повышена эффективность обучения дошкольников по ПДД;
- с помощью моделирования и распределения ролей в игровой деятельности закреплены теоретические знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути;
- дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару;
- имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения;
- знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге и применяют эти знания в дорожных ситуациях;
- знают, как можно защитить себя на дороге в темное время суток с помощью фликеров.
С родителями:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам
безопасного поведения детей на дорогах;
-участие в конкурсе детско-родительских поделок и Акции «Засветись! Носи Световозвращатель!».
С педагогами:
- повышение знаний по безопасности;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных мероприятий.
Дата | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | Предметно –пространственная среда | ||
сентябрь | «Безопасная улица» Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления о назначении светофора. Учить различать дорожные знаки (предупреждение, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные) | 1. Прогулка по улице 2. Рассматривание сюжетных картинок по теме ПДД 3. Игра «ГИБДД» 4. Чтение: «Как веселые человечки учили дорожную 5. «Будь осторожен и внимателен». Чтение стихотворения | Письменная консультация «Правила дорожного движения для дошкольников». | * Познавательная игра «Пешеходы и транспорт». | ||
октябрь | «Профессия водитель» Дать представления о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге | Чтение стихотворения А Усачёва «Дорожная песенка» Рисование на тему «Осторожно дорога», «Транспорт будущего» Беседа «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов» Наблюдение за движением транспорта Подвижная игра «Найди свой цвет» | Консультация «Безопасность на дорогах». | Дидактическая игра «Водители» | ||
ноябрь | «Пешеходы на дороге» Расширять знания о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре. Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Дать представления о специализированном транспорте Расширять знания о перекрестке. Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города | Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история»; Беседа: «Красный Желтый, Зелёный»; Наблюдение: «За работой водителя»; Дидактическая игра: «Светофор»;
Подвижная игра: «По дороге»; Аппликация: «Автобус на нашей улице» «Социализация» Режиссерская игра: «Сказочные герои на дороге» | Работа с родителями Памятка для родителей: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». | Досуг: «Викторина по ПДД» | ||
декабрь | «Работа сотрудника ГИБДД». Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей. Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. | Чтение стихотворений В. Кожевникова «Светофор»; Я. Пишумова «Посмотрите - постовой»; Беседа: «Мой любимый вид транспорта»; «Как себя надо вести в транспорте»; Наблюдение: «За движением машин по зимней дороге» Сюжетно-ролевая игра: «Я шофер» Рисование: «Светофор»; Подвижная игра: «Грузовики» | Оформление стенда для родителей. | Дидактическая игра: «Правила дорожного движения» | ||
январь | «Как я знаю правила Дорожного движения» Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям. Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. | Чтение стихотворений А. Усачева «Футбольный мяч»; В. И. Мирясова (стихи про транспорт) Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Игровая ситуация: «Кто самый грамотный пешеход Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей грузовик»; Подвижная игра: «Веселый трамвайчик» | Работа с родителями Папка - передвижка для родителей «Безопасность на дорогах» | Дидактическая игра: «Дорожные знаки»; | ||
февраль | «Осторожно зимняя дорога» Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период. Задачи: Обучающие: закрепить знания детей о работе светофора, познакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее время года, учить детей в игре действовать по сигналу и в соответствии с правилами. Развивающие: формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора, развивать внимание, совершенствовать координацию движений, развивать речь и активизировать словарь детей. Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать у детей культуру поведения на улице. | Чтение стихотворения Т. Александрова «Светофорчик»; Беседа: «О полосатой «Зебре» и дорожном знаке Наблюдение: «За движением на улице города»; Дидактическая игра «Путешествие по городу»; Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»; Конструирование «Улица города»; Подвижная игра: «Будь внимательным»; . | Проведение инструктажа с родителями по ПДД; | Досуг. Спортивный праздник по ПДД «В гостях у Светофорыча» | ||
март | «Дорожные знаки» Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи». | Чтение стихотворений о дорожных знаках; Дидактическая игра «Законы улиц и дорог»; Беседа: «Как машины людям помогают»; Рисование: «Знаки сервиса»; Подвижная игра: «На чем я путешествую» | ||||
апрель | «Осторожно - перекресток» Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора. | Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге»; Дидактическая игра: «Путешествие по городу»; Беседа: «Как я иду в детский сад»; Наблюдение: «За проезжей частью дороги»; «Подвижная игра: «Дорога и транспорт»; | Выпуск газеты для родителей «Живая газета» | |||
май | «Грамотный пешеход» Закреплять знания об ориентировании на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях. | Загадывание загадок о транспорте; Беседа: «Мы на улице»; Дидактическая игра: «Правила поведения»; Наблюдение: «За пешеходами на тротуаре» Сюжетно-ролевые игры: Сочиняем старые сказки на новый лад; Подвижная игра: «Пешеходы и водители»; . | Памятка для родителей «Безопасность детей в летний период» | Досуг: «Воспитанный пешеход» |
Итог:
В ходе реализации данного проекта у детей сформировались необходимые навыки безопасного поведения на улице и дороге. В группе была создана предметно- развивающая среда- был оборудован уголок ПДД, приобретены и изготовлены игры по изучению правил движения, изготовлена книжка –малышка «Правила дорожного движения», создана картотека сказок о ПДД, был создан банк презентаций о ПДД, подобрана методическая и детская литература по данной теме, подготовлены атрибуты к с. р. играм, повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.
Список литературы:
1 Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие п основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998
2.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010
3.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.С. -П. Детство-пресс. 2009
4.Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010
5.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера»,2010
6.Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
7.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010
8.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004
9.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ«Сфера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «В стране дорожной безопасности»
Участие детей в проекте способствует формированию у них навыков осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы и транс...
проект по правилам дорожной безопасности "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК"
В предверие раннего наступления сумерек поздней осенью, дальнейшем и зимой учасщаются случаи небезопасного поведения детей на дороге. Во избежание этого целесообразно проводить работу не только с деть...
Краткосрочный познавательный проект по правилам дорожной безопасности "Будь осторожен на дороге"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» структурное подразделение «КОЛОКОЛЬЧИК» ...
проекты По ПДД «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
ПроектПо ПДД«ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»...
Краткосрочный познавательный проект по правилам дорожной безопасности "Будь осторожен на дороге"
На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и несовершеннолетние дети. Причиной большинства ДТП явл...
Краткосрочный познавательный проект по правилам дорожной безопасности "Будь осторожен на дороге"
На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и несовершеннолетние дети. Причиной большинства ДТП явл...