Игры по обучению детей правилам дорожного движения.
картотека по обж (старшая группа)

Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам дорожного движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx161.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по обучению детей правилам дорожного движения.

 

Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.    Перечень игр по ПДД Перечень игр, рекомендованных для ознакомления детей с правилами дорожного движения

 

1. Игры на подиуме  

 2. Дидактические игры

 3. Подвижные игры

 4. Развивающие и речевые игры 5. Игры - тренинги

 6. Театрализованные игры

 7. Обучающие игры

 8. Сюжетно-ролевые игры

 9. Настольно-печатные игры

 

ИГРЫ НА ПОДИУМЕ

 

Макет улицы - готовая модель или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей.

 

1. Младшая группа Цель: учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора.

 

2. Средняя группа Цель: закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора

 

3. Старшая группа" Наша улица"  Цель: формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; познакомить с назначением "островка безопасности". Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклыпешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

 

4. Подготовительная к школе группа "Улица города"  Цель: научить детей соблюдать следующие правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зелёный свет светофора, при красном и жёлтом свете стоять, не играть на проезжей части улицы, дороги. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств. Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.                                                             ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ   ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Волшебные знаки»                                                                                                                      (старший дошкольный возраст)                                                                                      Цель: Закрепить знания детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения. Развивать внимание, логическое мышление, умение составлять рассказы и не большие сказки по карточке - схеме. Материал: карточки - схемы с рисунками различных значков размером 21 х 21 см.; карточки с пустыми клетками таких же размеров; значки соответствующие рисункам схем. Методические указания. Количество карточек и значков зависит от числа играющих. На каждого игрока 3 карточки схемы, 11 значков и одна карточка с пустыми клетками. Ход игры: Игру можно проводить индивидуально и с группой детей. Ведущий игры предлагает детям в течение минуты внимательно рассмотреть карточку - схему, запомнить все значки. По окончании времени ребёнок должен перевернуть карточку схему и заполнить карточку с пустыми клетками соответствующими значками. Среди значков дорожные знаки, транспорт, пешеход, светофор, здания и т.д. перевернув снова карточку схему, ребёнок проверяет правильность выполнения задания, исправляет свои ошибки. Поиграв с одной карточкой - схемой, ребёнок берёт другую, на которой значки поменялись местами, а некоторые значки заменены на другие. Ребёнок должен заметить разницу и воспроизвести те же игровые действия, что и с первой карточкой - схемой. Аналогично действует и с третьей карточкой - схемой. Усложнение игры: составить рассказ или сказку по карточке - схеме, оживив значки. Примерные варианты рассказов. Карточка № 1.

Девочка Маша решила навестить тётю, которая работала в детском саду. Вышла она из дома, а на дороге столько разных машин, тут и грузовые и легковые. Как же перейти улицу? Неподалёку Маша увидела перекрёсток, на котором стоял милиционер - регулировщик. По пешеходному переходу Маша благополучно перебралась на другую сторону улицы. Тут она увидела телефон и решила позвонить маме. Предупредила её, что будет в детском саду. Карточка № 2. На перекрёстке «светофор» с помощью «пешеходного перехода» благополучно проводил Машу до детского сада. Кругом так много разных машин, что Маше даже стало немного страшно. Но всё уже позади. Она решила позвонить маме, которая работала на бензоколонке. Карточка № 3. Детский сад расположен вблизи перекрёстка, по которому то и дело проезжают много разных машин, среди них легковые и грузовые. Маша внимательно посмотрела на светофор, потому что попасть в детский сад можно только через пешеходный переход, а потом и маме можно позвонить. Образцы карточек к игре « Волшебные знаки».     ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Разложи правильно»

(игра для детей 5-7 лет) Цель. Расширять знания детей о дорожных знаках, упражнять в их названии и классификации по группам: указательные, запрещающие, знаки сервиса; развивать ориентировку в пространстве. Оборудование. План - схема «перекрёстка» или ближайшей улицы, микрорайона; карточки с дорожными знаками по количеству играющих. Методические указания. Игру можно проводить в групповой комнате и на участке детского сада, с любым количеством детей. Ход игры: Начертить «перекрёсток» или план - схему улицы, микрорайона. Из набора карточек, на которых изображены дорожные знаки предложить детям взять по одной карточке, внимательно рассмотреть её, вспомнить название знака и найти её расположение по указанию воспитателя: «Прямо пойдёшь - к знакам сервиса попадёшь, направо - к указательным знакам попадёшь».   По окончании игры выяснить правильность классификации дорожных знаков.    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Фотограф – любитель» (игра для детей 5-7 лет) Цель. Вызвать у детей интерес к дорожным знакам, закрепить их названия, уточнить представления об их назначении. Материал.  Карточки - образцы дорожных знаков. Листы бумаги размером фотографий, гуашь, тушь, шампунь, кисти, ванночка для воды. Ход игры.

Из числа детей выбрать «фотографов - любителей», дать им лист бумаги и предложить обрисовать - «сфотографировать» гуашью какой - либо дорожный знак с образца. Затем тушь смешать с несколькими каплями шампуня и этой смесью покрыть рисунок. Когда «фотография» высохнет, проявить её. Остальные дети должны угадать, какой дорожный знак проявится на листе бумаги, какое его назначение.   Затем дети меняются ролями. Игра повторяется.                                                                                                  ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Волшебник»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

 Цель. Закрепить знания детей о транспорте, дорожных знаках, их назначении. Упражнять в звукопроизношении. Развивать творческие способности, ориентировку в пространстве. Ход игры: Вариант № 1. Роль волшебника выполняет воспитатель или ребёнок. Он жестом, мимикой, звуком изображает: транспорт, дорожные знаки, милиционера - регулировщика, светофор. Предлагает детям отгадать изображаемый предмет, пояснить его значение. Вариант № 2. В групповой комнате разместить игрушки по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки». Разъяснить детям, что волшебник спрятал игрушки, нужно найти их по указанному местоположению. Например: в правом углу комнаты лежит большой, длинный, прямоугольный, твёрдый, гладкий, красный... (грузовик). Впереди тебя - твердый, железный, круглый, на металлической ножке… (дорожный знак). Слева от первого окна, ближе к двери – железный ящик с тремя цветными глазами … (светофор). После того, как угадали предмет, рассмотреть его и уточнить его название.

                                     ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Водители»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: Познакомить детей с дорожными знаками. Учить ориентироваться по схеме пути. Материал: Дорожные знаки (карточки), 4 игровых поля, на которых изображена система дорог с 5 дорожными знаками: 2 расположены на перекрёстке и указывают направление движения, 3 – указатели пунктов, которые нужно посетить. Маленькая игрушечная машинка, соразмерная дорожкам игрового поля. Ход игры:  Дети рассаживаются за своими столами и рассматривают дорожные знаки. Воспитатель: это знаки для водителей, некоторые из них показывают, куда можно ехать, куда нельзя. Все водители обязаны им следовать. Белые стрелки в синих кружочках показывают, куда можно ехать, а куда нельзя. Так, прямая стрелка показывает, что ехать можно только прямо, стрелка, повёрнутая в правую сторону, показывает направление движения направо, а повёрнутая в левую сторону – налево.

Двойные стрелки говорят о том, что ехать можно прямо и в ту сторону, куда показывает маленькая стрелочка. Уточнить, что знаки устанавливаются с правой стороны дороги, по которой движется машина. Воспитатель: есть знаки, показывающие, в каком месте находится бензоколонка, больница, столовая и т.д. После пояснений можно приступать к игре. Педагог выкладывает перед детьми первый вариант игрового поля со знаками, даёт одному из детей машинку и объясняет правила игры: «Ты – водитель автомобиля, тебе надо посетить 3 пункта: бензоколонку, станцию ремонта автомобилей, больницу, а затем вернуться в гараж. Порядок посещения пунктов ты выбираешь сам, при этом обязательно нужно смотреть на дорожные знаки и «слушаться» их. Ребёнок катит по дорожкам игрового поля машинку, а остальные дети наблюдают за его действиями. Если он нарушает предписания знака, или не посетил всех пунктов назначения, возвращается в гараж. Воспитатель объясняет ребёнку все допущенные ошибки, и ход передаётся другому. При выигрыше ребёнку предлагается другое игровое поле. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ   РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «Кто быстрее и правильно ответит на вопросы?» (старший дошкольный возраст)   Для упражнения детей в соблюдении правил дорожного движения можно использовать альбом, плакаты и другие наглядные пособия. Воспитатель предлагает поиграть в интересную игру «Кто быстрее и правильно ответит на вопросы». Предлагает всем детям быть внимательными. Затем воспитатель задает и получает ответы на вопросы. В следующий раз игра проводится по другим вопросам. Ребенок, ответивший на вопрос правильно, получает фишку. Побеждает тот, кто получит больше фишек.   Вопросы и предполагаемые ответы: 1. Где должны ходить пешеходы? /Пешеходы должны ходить по тротуару/ 2. Что такое перекресток? /Место, где пересекаются улицы/ 3. Что такое пешеходный переход? /Это место, где переходят улицу/ 4. Где пешеходы могут переходить улицу?  / Пешеходы могут переходить улицу на перекрестках, где есть линии или указатели перехода. Если их нет - по линии тротуаров на перекрестках/ 5. Как обозначаются пешеходные переходы на улицах города? /Белой   краской   широкими   линиями,   а   также знаком «Пешеходный переход»/ 6. Какие сигналы светофора вы знаете? /Красный, желтый, зеленый/ 7. Что обозначает красный, желтый, зеленый сигнал светофора? /Красный сигнал запрещает пешеходам переходить улицу.

Желтый сигнал обозначает, что надо приготовиться переходить улицу или остановиться посередине и ждать зеленого сигнала. Зеленый сигнал разрешает   пешеходам   переходить улицу/ 8. Где можно кататься на велосипеде? /На детской площадке, во дворе/ 9. Почему нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? /Если кататься на велосипеде по тротуару, то это мешает пешеходам, а если кататься по проезжей части, то можно попасть под машину/ 10. Почему нельзя выходить   самим   на   улицу   и играть на дороге? /Там   едет   много   машин,   можно   попасть   под машину/ 11. Почему нельзя высовываться в окно или высовывать руки, когда едете в автобусе, троллейбусе или трамвае? /Это очень опасно. Может задеть проезжающая рядом машина/ 12. Что делает регулировщик? /Он управляет движением на перекрестке/ 13. Покажите,   как   должен   стоять   регулировщик, чтобы мы перешли улицу. /Боком к нам/ 14. А если регулировщик поднял жезл вверх? /Надо приготовиться к остановке или движению/ 15. А если регулировщик стоит к нам спиной или грудью? /Переходить нельзя/ РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «Разрешается – запрещается»   Ведущий: Всем внимание, не зевайте, на вопросы отвечайте! И проспекты, и бульвары – Всюду улицы шумны. Проходи по тротуару Только с правой стороны! Тут шалить мешать народу Дети: Запрещается! Ведущий: Быть примерным пешеходом Дети: Разрешается! Ведущий: Если едешь ты в трамвае И вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперед. Ехать «зайцем», как известно, Дети: Запрещается! Ведущий: Уступать старушке место Дети: Разрешается! Ведущий: Если ты гуляешь просто, Все ровно вперед гляди, Через шумный перекресток Осторожно проходи. Переход при красном свете Дети: Запрещается! Ведущий: При зеленом даже детям

Дети: Разрешается!  

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Цветные автомобили" (младший дошкольный возраст)

 

По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Машины" (младший дошкольный возраст)

 

Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.     ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Воробушки и автомобиль" (младший дошкольный возраст)

 

Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.  

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Трамвай" (младший дошкольный возраст)

 

Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Светофор" (старший дошкольный возраст)

 

Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная). Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться…..(опасно). Свет зелёный говорит: "Проходите, путь……(открыт)". Жёлтый свет - предупрежденье -  Жди сигнала для….(движенья). Затем руководитель объясняет правила игры: - Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Мы юные автомобилисты"

 

Инспектор ГИБДД (воспитатель), проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение. Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения: 1. Придерживаться правостороннего движения 2. Правильно реагировать на сигналы светофора 3. Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Стоп" (младший дошкольный возраст)

 

Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего: "Дружно шагай" - зелёный кружок,  "Смотри, не зевай" - жёлтый кружок,  "Стоп!" - красный кружок.   ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «Светофор»    Зеленый – все будут маршировать на месте, и у кого зеленые кружки поднимут их.  Желтый - поднимут желтые кружки и перестают маршировать.  Красный – все присядут, поднимут красные кружки. ПОДВИЖНАЯ ИГРА   «Едет весело машина!»   В руки руль скорей берите – Рулет двумя руками. Да моторчик заводите – Руль влево, вправо. Накачаем дружно шины – Топают ногой. Едут весело машины – Едут по залу. Ведущий поднимает красный круг. Стой машина! Стой мотор! Перед вами светофор! Загорелся красный свет, Значит, вам проезда нет!

Ведущий поднимает зеленый круг. Зеленый свет для вас горит, Это значит путь открыт (игра проводится 2-3 раза).   КОНКУРС - ИГРА «Красный, желтый, зеленый»   Правила игры: Дети встают друг за другом. В руках у стоящих впереди по воздушному шару - красный, желтый, зеленый. Ребята с шариками в руке под музыку оббегают флажок, возвращаются до линии старта, передавая шарик следующему. За лопнувший шарик команда не получает очко   ИГРЫ - ТРЕНИНГИ

 

Игра-тренинг "Паровозики" и "Машины"

 

     Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной их них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться "паровозики", по другой - "машины". Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа - "паровозики" - освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение                друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального              фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение. Затем предложите группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы "машины" придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом. После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, усложните игру и предложите "паровозикам" и "машинам" двигаться по пересекающимся дорожкам. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.  Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, почему "паровозики" и "машины" иногда сталкивались, мешали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организовывать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре. После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая таким образом путь "машинам". Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-"паровозиков". В этом случае            столкновение невозможно. Если это всё - таки произойдёт, проанализируйте  вместе с детьми,  кто из участников игры нарушил правила. Аналогичный тренинг может предшествовать объяснениям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступать одни из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зелёный, жёлтый) флажок или другой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кружок). Далее тренинг можно

усложнить: двое детей синхронно подают световые сигналы, причём один из них указывает путь зелёным сигналом для одного направления                                   движения ("паровозам"), а другой - красным сигналом - показывает                           "стоп" транспорту, который двигается в перпендикулярном направлении ("машинкам"). Затем обе одновременно "включают" жёлтый свет.

 

                                                      Игра-тренинг "Игры во дворе"

      Предложить  детям построить из кубиков дом с аркой.  Арка должна быть                таких размеров, чтобы под ней могли проехать игрушечные машинки.                   Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков -футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного                   мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с                  помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может                 участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол,                      а затем девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро                       убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки. Сюжет игры можно менять: например, играющих детей предупредит об       опасности зайчик, высунувшийся из окна дома.     ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ    Кукольный спектакль "Уважайте светофор" Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Петух, Заяц, Лиса, Пертушка, Пёс, Кот

 

 Инсценировка "На лесном перекрёстке" Действующие лица: Сорока, Медвежонок, Зайчонок, Лягушонок, Кот, Козлёнок, доктор Айболит.

 Кукольный театр "Игры во дворе" Действующие лица: куклы - мальчики, девочки, машины.

 

 Игра "Путешествие за город" Действующие лица: дорожные знаки.

 

Настольный театр "Друзья Светофорика"  Действующие лица: Светофорик, зверята.

 Кукольный спектакль "На лесном перекрёстке" Действующие лица: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса

Стенд - книжка "Приключения Помехи-Неумехи" Действующие лица: сюжетные рисунки с изображением дорожных знаков.

Игра-драматизация "Незнайка нам дороге" Действующие лица: Незнайка, Знайка, Шпунтик, Винтик, постовой.

Театр игрушек "Происшествие в Светофории" Действующие лица: Светофор, Кот в сапогах, Богатырь, Иванушка, Алёнушка.  

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ   ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА - ТЕХНОЛОГИЯ «Мнемотаблицы»

 

"Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов" 1 - форма знака в виде геометрической фигуры (треугольник, круг, квадрат) 2 - цвет (красный, голубой) 3 - вид знака (П - предупреждающий, З - запрещающий, У - указательный) 4 - рисунок (дети, велосипед, человечек, "зебра" и т.д.) 5 - фигурка человечка (его действия) 6 - транспорт   ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА - ТЕХНОЛОГИЯ « Кольцо Луллия»

На внешнем круге - символы дорожных знаков, на внутреннем - изображение ребёнка, автомобиля.

3. Морфологическая дорожка (Действия ребёнка в соответствии с ПДД) 1- цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый) 2 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!") 3 - символы - сигналы (кружок - восклицательный знак - прямая линия)

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Пешеходы и водители»

Ход игры: Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям: - На какой свет могут двигаться машины? - На каком свет двигаться нельзя? - Что такое проезжая часть? - Что такое тротуар? - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.) Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка: - Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.) игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.   ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ

      Дети, которые были водителями в предыдущей игре, становятся пешеходами, а пешеходы -водителями. Водители делятся на две команды по 5 человек в каждой и выстраиваются в колонну у линии «Старт» с обеих сторон перекрестка на расстоянии 15 м от него. Каждой команде вручается жезл. Ход игры: Участники игры должны проехать перекресток при зеленом сигнале светофора и соответствующем жесте регулировщика, ответить на вопросы ЮИД возвратиться на место, не получив ни одного прокола талона. По сигналу команды начинают соревнование. Первые участники команд движутся навстречу друг другу. В 10 м от перекрестка их встречает юный инспектор движения и предлагает взять дорожный знак, обозначающий «Пешеходный переход». В руках у инспектора набор дорожных знаков. Водитель берет нужный знак и продолжает движение через перекресток в соответствии с сигналом светофора. За перекрестком он совершает разворот и возвращается к своей команде, передавая жезл следующему участнику игры, а сам становится в конец команды. Второй участник игры должен выбрать у инспектора указатель «Переход» и проехать перекресток в соответствии с жезлом регулировщика. Третий водитель выбирает знак «Дети» и движется через перекресток на сигналы светофора. Затем задания повторяются или по желанию могут быть заменены на загадки (задает юный инспектор движения на остановках). Во время игры юный инспектор движения, регулировщик, пост ГИБДД следят за действиями водителей и пешеходов. За каждое нарушение водитель получает прокол талона. По окончании игры команды представляют набор знаков и талоны, где отмечены нарушения в виде проколов. Комиссия подсчитывает нарушения и определяет победителей. При этом учитывается и то, какая команда раньше закончила соревнования. Игра заканчивается разбором ошибок и награждением победителей. Всем участникам вручаются памятки или значок. ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Стоп - Идите»   Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.                                        

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Наш друг постовой»

Посмотрите: постовой  Встал на нашей мостовой  Быстро руку протянул,  Ловко палочкой взмахнул.  Вы видали? Вы видали?  Все машины сразу встали. Дружно встали в три ряда  И не едут никуда.  Не волнуется народ,  

Через улицу идет. И стоит на мостовой,  Как волшебник постовой.  Все машины одному  Подчиняются ему. (Я.Пишумов) Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует).  Правила игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди.   ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Найди безопасный путь»

 

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей: - Везде ли можно переходить улицу? - Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу? - Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы? - Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны? - Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода? - Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА  «Где мое место?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.  Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах. 1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность. 2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

 

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Путаница»

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок я просит помочь исправить положение. Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают.

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Дорожный экзамен»

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Правила игры: Ребенок-водитель-«ученик», сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и , завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Выполни поручение»

 

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков. Правила игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.  ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Повороты»   Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

 

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Как проехать?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения. Правила игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения.

 

ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга. Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.   СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ  ИГРЫ  (для детей старшего дошкольного возраста)

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов;  о том, где разрешается ходить;  

о правилах перехода в установленных местах;  о том, что запрещается пешеходам;  о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)  Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;  Накидки, обозначающие различные виды транспорта;  Иллюстрации по дорожным знакам  Создание проблемной ситуации Дети отправились на экскурсию по городу Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.  Что случится, если не будет дорожных знаков Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков  

 

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

 

Информационная часть. Рассказать детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров;  о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой;  правилах поведения в легковом автомобиле;  познакомить с профессией кондуктора Атрибуты:  Шапочка кондуктора,  Таблички остановок  Создание проблемной ситуации Детей пригласили в музей. Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.  

 

Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения»

 

Информационная часть Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:  движение и переход дороги в неустановленных местах;  погодные условия;  неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;  переход на запрещающий знак светофора;  игры в неустановленных местах.  Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)  Атрибуты: Набор дорожных знаков,  пешеходных дорожек;  Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;  Иллюстрации специального транспорта  Создание проблемной ситуации На вызов едет пожарная машина Задача детей: организовать движение других транспортных средств  

 

НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

"Летит, плывёт, едет" - Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.

 

"Дорожные знаки" - Игра познакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Особое внимание уделено знакам, непосредственно относящимся к детям - участникам дорожного движения.

 "Дорожная азбука" - Хочешь узнать о знаках дорожного движения? Открой этот сборник игр и представь, что ты сидишь за рулём автомобиля. Проехав по дорогам всех игр, ты познакомишься с предупреждающими, а также предписывающими знаками.

 

"За рулём" - Игра познакомит детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научит его квалифицировать: • транспорт города • грузовые  • мототранспорт • легковые • спецмашины.

 

"Красный, жёлтый, зелёный" - Игра способствует изучению правил дорожного движения.

 

"Доски Сегена": "Правила дорожного движения" "Транспорт" "Город" Цель: подбирать вкладыш в соответствии с изображением, закрепляя основные понятия

 

Игра «Автобусы» «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

 

Игра «Автоинспектор и водители» В игре участвуют 5-6 человек. На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители)ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера(прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор- водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

 

Игра «Будь внимательным!» Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

 

Игра «Веселый трамвайчик» Мы веселые трамвайчики, Мы не прыгаем как зайчики, Мы по рельсам ездим дружно. Эй, садись к нам, кому нужно! Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

 

Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!» Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета светофора. Регулировщик – ученик старшего класса – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого  - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т.п.

 

Игра «Гараж» Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка

закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

 

Игра «Грузовики» Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен  небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?

 

Игра «ДА или НЕТ» Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

 

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

 

Игра «Дорожное - недорожное» Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное»  слово – игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

 

Игра «Заяц» Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, кто я: заяц или нет?» (А.Шибаев) «Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья – сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только

все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.

 

Игра «Запомни сигналы регулировщика» Здесь на посту в любое время Стоит знакомый постовой. Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой. Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. Подготовка. Дети делятся на команды. В каждой из них выбирают капитана. Капитаны располагаются за стартовыми линиями – одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м. Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м,  в шахматном порядке раскладывают флажки.  Содержание игры.  По сигналу регулировщика дорожного движения  (красный свет – руки вытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью  -приготовится; зеленый свет – регулировщик к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам по команде регулировщика дорожного  движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. Правила игры: Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле. запрещается отнимать флажки друг у друга. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя. Капитаны команд играют на равных  правах со всеми.

 

Игра «Знающий пешеход» Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движенья – Знать, как таблицу должны умноженья: На мостовой – не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться! Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам.  Они должны пройти путь, например,  от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить:  «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?» На что улица отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задает один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка. Отряд, правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будут вручен вымпел «Пешеходам - отличникам».

 Игра «Иду по дорожке» Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.

 

Игра «Кого назвали – тот и ловит». Играющие располагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

 

Игра «Лови – не лови» Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, при этом произносит слова, например, «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует). Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

 

Игра «Назови шестое» Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» - и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т.п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен словить мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет – водящий остается прежний.

 

Игра «Найти жезл» Воспитатель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному. По сигналу воспитателя играющие двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет. Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.

 

Игра «Найди пару» Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.

 

Игра «Необычный дорожный знак» В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.  Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».

         

Игра «Огни светофора» На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи. В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.

 

Игра «Паутинка» Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения  в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше. «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны». Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.

 

Игра «Поездка в Сочи» Для игры нужны стулья – одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Сочи, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Сочи мы едим автобусом (поездом, самолетом)», и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость», - продолжает водящий и переходит на бег. «Сочи уже совсем близко», объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

 

Игра «Перекресток» Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры.

Побеждают те, у кого не будет ошибок. Для победителей организуется автопробег на трехколесных велосипедах и самокатах.

 

Игра «Поиски жезла» Два стула ставят на расстоянии 8-10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.

 

Игра «Разные машины» Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или как-то отмечает)число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко…»

 

Игра «Регулировщик» Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое. Физкультминутка Постовой стоит упрямый (шагаем на месте) Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (руки перед собой) Пешеход, ты погоди! (руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс) Приглашает нас идти (шагаем на месте) Вы, машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).

 

Игра «Собери светофор» Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый, зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей

последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.

 

Игра «Светофор» Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные – «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.

 

Игра «Сигналы светофора» Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружочка, она сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная  (красная и зеленая). Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «пешеход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С.Михалкова. недостающие слова ребята подсказывают хором. Если свет зажегся красный, Значит, двигаться…(опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь…» (открыт). Желтый свет – предупрежденье – Жди сигнала для…(движенья). Затем воспитатель объясняет правила игры: - Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда желтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.  Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

 

Игра «Сдаем на права шофера» В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера 1 класса, другим соответственно шофера 2 и 3 класса. Игрок, первое место, становится автоинспектором. Игра повторяется.

 

Игра «Собери картинку» От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные

на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.

 

Игра «Такси» Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно на уровне талии или плеч). Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).

 

Игра «Тише едешь…» Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.

 

Игра «Эстафета автомобилей» Дети делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 1020 м ставится стойка(булава).на расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регулировщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль. Игроки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Регулировщик дорожного движения вызывает автомобили вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза. Подвижные игры по Правилам дорожного движения.

 

Игра «Цветные автомобили» Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих, дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по намеченной дороге, соблюдая Правила дорожного движения, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили(называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

 

Игра «Самый быстрый» Каждый чертит себе кружок (зеленым, желтым, красным мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде «Раз, два, три — беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три — в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

 

Игра «Лабиринт» Эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.). Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5—0,7 м. Летом лабиринт можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливаются знаки. Зимой на санках, летом на велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков. Тот, кто не нарушил правил, получает подарок.

 

Игра «В гости к Айболиту» Для участия в этой игре можно пригласить школьников, сотрудников ГИБДД, которым можно поручить роли регулировщиков и доктора Айболита. На полу (или асфальте) мелом обозначаются перекрестки, пешеходные переходы, выставляются один или два регулировщика. Желательно, чтобы дорога шла по кольцу и была длиннее. Дети надевают разнообразные шапочки зверей. Доктор Айболит (воспитатель) занимает свое место в конце пути и ждет зверей на лечение. Дети по двое начинают движение к доктору на велосипедах или, если их нет, пешком. Регулировщики отмечают, кто нарушил правила перехода, остановки. Когда все «звери» прибывают к Айболиту, начинается разбор нарушений. Регулировщики по очереди вызывают нарушителей. Доктор Айболит объявляет, что такой-то зверь попал под машину, которая придавила ему лапу или голову. Эти звери идут лечиться к Айболиту. Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок. (В качестве подарка можно использовать мелкие игрушки, сласти, лучшие работы детей по изобразительной деятельности.)

 

Игра «Светофор», вариант II На полу или участке детского сада мелом обозначаются перекресток, переходы. В центре встает мальчик («светофор») с красными кругами на спине и груди и зелеными — на плечах. Два желтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Ребята должны знать, что означает желтый свет. Если «светофор» поднял вверх руки с желтыми кругами, значит, переходить еще нельзя, нужно лишь приготовиться, а кто не успел перейти улицу, должен задержаться на середине улицы и ждать зеленого сигнала.

Эту же игру можно провести, заменив светофор регулировщиком. Нарушители в этой игре подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.

 

Игра «Перекресток» На полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном — останавливаются, при желтом — маршируют на месте, при зеленом — идут вправо, влево или вперед.

 

Игра «Бегущий светофор» Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться 15—20 секунд. Кто ошибся — выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

 

Игра «К своим знакам» На площадке произвольно стоят шесть человек (помощников), у каждого в руках по дорожному знаку: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход». Дети делятся на группы, берутся за руки, образуя круг. В середину каждого круга входят помощники, показывают дорожный знак, объясняют его значение. Затем ведущий (воспитатель) подходит к каждому кругу и приглашает играющих детей за собой. Дети идут за ведущим и повторяют все его движения. Пока дети идут за ведущим, помощники опускают свои знаки и перемещаются по площадке, т. е. меняют свои места. По сигналу ведущего (свисток) все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, помощники в середине круга держат знаки над головой. Побеждают те, которые нашли свой знак первыми. Игра проводится 2—3 раза. Ведущий, приглашая ребят за собой, старается отвлечь внимание игроков от помощников, показывая им различные движения (ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя» ходьба на корточках и др.).

 

Игра «Светофор и скорость» Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые собирают. Третьи опять разбирают и т. д. Команда, закончившая задание первой, побеждает.

 

Игра «Нарисуем дорогу» Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

 

Игра «К своим флажкам» Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным(красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде воспитателя «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

 

Игра «Умелый пешеход» На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке. Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

 

Игра «Мяч в корзину» В 2—3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По команде ведущего нужно: красный мяч бросить в красную корзину, желтый — в желтую, зеленый — в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

Игры по обучению детей правилам дорожного движения.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2884487/70b7b384-61a0-4832-af69-3c280b121847/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по обучению детей правилам дорожного движения

Игры по обучению детей правилам дорожного движения...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Игры по обучению детей правилам дорожного движения

Игры по обучению детей правилам дорожного движения...

Игры по обучению детей правилам дорожного движения

Игры по обучению детей правилам дорожного движения...

Мастер- класс по теме: «Использование педагогической технологии квест –игра при обучении детей правилам дорожного движения.»

Квест – это командная игра, но может быть и одиночной. Идея командной игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, во-первых детя...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....