"Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Головлева Любовь Алексеевна

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использование современных образовательных технологий. Одной из них может быть технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, целью которой является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx477.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\пк\Desktop\1696952119924.jpg

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использование современных образовательных технологий. Одной из них может быть технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, целью которой является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:

  • создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
  • осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.

Предлагаю вашему вниманию рабочие программы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников для среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание работы может выстраиваться в соответствии с комплексно-тематическим планом. Различные формы работы с детьми органично вплетаются в образовательный процесс, обеспечивая достижение положительных результатов в овладении детьми знаниями о правилах безопасного поведения.

 

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной

 

Пояснительная записка

С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Целью программы является формирование знаний о правилах безопасного поведения и и здоровом образе жизни.

Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
  • рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
  • анализ различных ситуаций;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы с детьми на темы безопасного поведения;

Месяц

Тема

Содержание работы

литература

сентябрь

Внешность человека может быть обманчива

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения

№ 1

стр. 40

№ 2

стр. 82

 

 

Съедобные и несъедобные грибы

Формировать представления о съедобных и несъедобных грибах, о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)

№ 1

стр. 77

№ 2

стр. 33

 

 

Овощи и фрукты – полезные продукты (развлечение)

Расширять представления детей о пользе овощей и фруктов, формировать основы здорового образа жизни

 

Конспект

октябрь

Как устроено тело человека

Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека

№ 1

стр. 84

 

 

Здоровье и болезнь

Дать представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь

№ 2

стр. 48

 

 

Знакомство с улицей

Расширять представления детей об улице: о назначении домов, одностороннем и двустороннем движении машин.

№ 4

стр. 18

ноябрь

Знакомство с правилами поведения пешеходов

Знакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов на улице, с понятиями: пешеход, пешеходный переход; формировать реакции на сигналы светофора

№ 4

стр. 19

Путешествие по городу (развлечение)

Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора, знания о видах транспорта, о дорожных знаках который есть в городе; создать атмосферу веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия 

Конспект

Кошка и собака – наши соседи

Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними

№ 2

стр. 40

декабрь

Безопасное общение с домашними животными

Продолжать знакомить детей с правилами обращения с домашними животными

№ 6

стр. 22

Пожароопасные предметы

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

№ 1

стр. 54

Предметы, требующие осторожного обращения

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

№ 1

стр. 56

январь

Контакты с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях

№ 1

стр. 42

Беседа о правилах дорожного движения

Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить детей с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения

№ 3

стр. 18

 

 

февраль

Наблюдение за светофором

Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода улиц

№ 3

стр. 20

 

 

Зачем нужны дорожные знаки

Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход»)

№ 3

стр. 21

 

 

Знай и выполняй правила уличного движения (досуг)

Закреплять знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно

№ 3

стр. 69

Конспект

 

март

Витамины и полезные продукты

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека

№ 1

стр. 101

Безопасность в нашем доме

Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими

№ 6

стр. 6

Опасно ли быть неряхой?

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

№ 6

стр. 15

апрель

У Мишки в гостях (развлечение)

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть

№ 2

стр. 48

 

 

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

№ 1

стр. 122

Безопасность в нашем доме

Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими

№ 6

стр. 6

май

В гости к крокодилу Гене (развлечение)

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения

№ 3

стр. 22

Контакты с незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях

№ 1

стр. 46

На воде, на солнце

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности

№ 1

стр. 108

  • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
  • праздники и досуги.

Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество образовательных ситуаций

1

Ребёнок и другие люди

3

2

Ребёнок и природа

3

3

Ребёнок дома

4

4

Здоровье ребёнка

7

5

Ребёнок на улице

9

Итого

26

 

Содержание и методическое обеспечение программы

 

 

Планируемые результаты освоения программы

К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
  • понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
  • знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

«Ребёнок и природа»

  • представления о съедобных и несъедобных грибах;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
  • нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

«Ребёнок дома»

  • знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
  • знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
  • имеет представление о строении тела человека;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
  • имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
  • знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
  • имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
  • знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.

«Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
  • понимает значения сигналов светофора;
  • знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
  • имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

 

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Месяц

Тема

Содержание работы

литература

сентябрь

Контакты с незнакомыми людьми на улице

Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях

№ 1

стр. 42

 

 

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть

№ 1

стр. 79

 

 

Прогулка по городу

Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте

№ 3

стр. 69

Конспект

 

Микробы и вирусы

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)

№ 1

стр. 96

октябрь

Чтобы нам не болеть

Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам).

№ 2

стр. 51

Улица полна неожиданностей

Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья

№ 3

стр. 69

Конспект

 

Для чего нужны дорожные знаки

Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения

№ 3

стр. 29

 

 

Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг)

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности

 

Конспект

ноябрь

Я потерялся

Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации

№ 3

стр. 69

Конспект

 

Взаимосвязь и взаимодействие в природе

Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды

№ 1

стр. 70

Контакты с животными

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны

№ 1

стр. 83

Если чужой приходит в дом

Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни

№ 2

стр. 86

декабрь

Пожароопасные предметы

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

№ 1

стр. 54

Предметы, требующие осторожного обращения

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

№ 1

стр. 56

Пожар

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём

№ 2

стр. 13

Огонь – судья беспечности людей (досуг)

Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём

№ 2

стр. 15

январь

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице

Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице

№ 1

стр. 49

Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход)

Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения

№ 3

стр. 25

 

 

Правила дорожного движения

Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика

№ 3

стр. 33

 

 

февраль

Служба «02»

Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого

№ 2

стр. 19

 

Как работает сердце человека

Познакомить детей с назначением и работой сердца

№ 1

стр. 86

Как мы дышим

Ознакомить детей с органами дыхания

№ 1

стр. 90

Здоровье и болезнь

Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

№ 1

стр. 97

март

Незнайка на улице (досуг)

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения

Конспект

Здоровая пища

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной

№ 1

стр. 104

Одежда и здоровье

Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться

№ 1

стр. 113

 

Гроза

Знакомство детей с правилами поведения во время грозы

№ 2

стр. 24

апрель

В здоровом теле – здоровый дух (досуг)

Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие

Конспект

Режим дня

Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья

№ 1

стр. 106

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

№ 1

стр. 122

Безопасность

Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

№ 2

стр.

май

Красный, жёлтый, зелёный (досуг)

Повторение правил поведения на улице, дорожного движения.

№ 5

стр. 8

 

Контакты незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

№ 1

стр. 46

 

Обучение правилам поведения на воде

Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение

№ 2

стр. 60

 

Азбука безопасности (викторина)

Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе

Конспект

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов

Количество образовательных ситуаций

1

Ребёнок и другие люди

4

2

Ребёнок и природа

4

3

Ребёнок дома

6

4

Здоровье ребёнка

10

5

Ребёнок на улице

11

Итого

35

 

Содержание и методическое обеспечение программы

 

 

Планируемые результаты освоения программы

К шести годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
  • имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
  • имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

«Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
  • знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
  • знает правила поведения во время грозы.

«Ребёнок дома»

  • знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
  • имеет представление о мерах пожарной безопасности;
  • имеет представление о работе милиции.

«Здоровье ребёнка»

  • имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
  • знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
  • имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
  • имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
  • имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
  • знает правила поведения на воде.

«Ребёнок на улице»

Месяц

Тема

Содержание занятия

литература

сентябрь

Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице

Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения

№ 1

стр. 49

 

 

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть

№ 1

стр. 79

 

 

В городском транспорте

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте

№ 1

стр. 114

 

 

Здоровье и болезнь

Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

№ 1

стр. 97

октябрь

Витамины и полезные продукты

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

№ 1

стр. 101

Правила дорожного движения

Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика

№ 3

стр. 33

 

 

Изучение дорожных знаков

Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с назначением

№ 3

стр. 46

 

 

В стране дорожных знаков (досуг или викторина)

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением; формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками: обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице.

 

№ 3

стр. 35

Конспект

 

 

 

ноябрь

Если ты потерялся в городе

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснять, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации

№ 1

стр. 129

 

 

Будем беречь и охранять природу

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

№ 1

стр. 73

Контакты с животными

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

№ 1

стр. 83

Если чужой приходит в дом

Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни

№ 2

стр. 86

декабрь

Опасные предметы

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

№ 1

стр. 56

Использование и хранение опасных предметов

Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

№ 1

стр. 58

Пожар

Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду

№ 1

стр. 61

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них.

№ 1

стр. 66

январь

Ребёнок и его старшие приятели

Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию

№ 1

стр. 52

Берегись автомобиля

Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы

№ 3

стр. 40

 

 

Дорожные знаки

Закреплять знания детей о работе светофора; знакомить с назначением дорожных знаков; расширять и углублять представления о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице

№ 3

стр. 43

 

 

февраль

Скорая помощь

Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь»

№ 1

стр. 64

№ 2

стр. 21

 

 

 

Что мы делаем, когда едим

Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы

№ 1

стр. 89

Как движутся части тела

Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела

№ 1

стр. 93

Здоровье и болезнь

Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

№ 1

стр. 97

март

Приключения Незнайки (досуг)

Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения

Конспект

Здоровая пища

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной

№ 1

стр. 104

Одежда и здоровье

Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться

№ 1

стр. 113

Личная гигиена

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

№ 1

стр. 98

апрель

Спорт

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека

№ 1

стр. 109

Витамины и здоровый организм

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека

№ 1

стр. 102

Катание на велосипеде в черте города

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

№ 1

стр. 124

Безопасность

Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

№ 2

стр. 11

май

На лесном перекрёстке (досуг)

Повторение правил поведения на улице, дорожного движения.

№ 4

стр. 35

Контакты незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

№ 1

стр. 46

Поездка к морю

Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим

№ 2

стр. 62

Опасности нам не страшны (КВН)

Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, правилах поведения при пожаре; вырабатывать у детей навыки правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома; закрепить правила обращения с электроприборами.

Конспект

  • соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
  • имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
  • узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

 

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов

Количество образовательных ситуаций

1

Ребёнок и другие люди

4

2

Ребёнок и природа

4

3

Ребёнок дома

5

4

Здоровье ребёнка

11

5

Ребёнок на улице

11

Итого

35

 

Содержание и методическое обеспечение программы

 

 

Планируемые результаты освоения программы

К семи годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
  • знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
  • умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
  • знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.

«Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
  • имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
  • знает правила поведения при контакте с животными.

«Ребёнок дома»

  • называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
  • имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
  • знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
  • умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
  • знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
  • знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
  • имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
  • имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
  • знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
  • имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.

«Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
  • соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
  • узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подзетный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
  • знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не клюбому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Воспитание основ безопасного поведения дошкольников"

Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение вли...

«Программа по воспитанию основ безопасного поведения у дошкольников».

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использова...

«Программа по воспитанию основ безопасного поведения у дошкольников»

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использова...

«Программа по воспитанию основ безопасного поведения у дошкольников».

laquo;Программа по воспитанию основ безопасного поведения у дошкольников»....

«Программа по воспитанию основ безопасного поведения у дошкольников».

АктуальностьВ последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активно...

Консультация для педагогов «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников»

Консультация для педагогов   «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников»...

«Программа по воспитанию основ безопасного поведения у дошкольников».

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использова...