Экологизация общения как компонент ценностно-мировоззренческой культуры педагога
статья по обж
Статья посвящена вопросам формированияценностно-мировоззренческой культуры педагога. В качестве одного из компонентов рассматривается экологизация общения.
Ключевые слова: экологизация общения, экологичные отношения, ценностно-мировоззренческая культура, педагогические ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологизация общения как компонент ценностно-мировоззренческой культуры педагога
Самойло Л.Н.,
педагог-психолог МАДОУ д/с № 100
Статья посвящена вопросам формирования ценностно-мировоззренческой культуры педагога. В качестве одного из компонентов рассматривается экологизация общения.
Ключевые слова: экологизация общения, экологичные отношения, ценностно-мировоззренческая культура, педагогические ценности.
Модернизация Российского образования предполагает реализацию ряда мероприятий, которые касаются обновления содержания образования, внедрения здоровьесберегающих и иных технологий, способствующих повышению качества образования, и многое другое. Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальный проект РФ «Образование» и Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Никакие изменения не происходят сами по себе. За ними стоят конкретные педагоги, которые во многом должны перестроить свою деятельность, чтобы достичь ожидаемых от процесса модернизации образования результатов. И вот здесь встает вопрос, касающийся готовности педагогов к решению новых задач в постоянно меняющихся условиях!
Вопрос сформированности у людей основополагающих мировоззренческих ценностей в последние годы стал объектом пристального внимания ученых. Это не случайно, так как в последние годы проявились нестабильность, неопределенность во всех сферах общества, особенно, в духовной, были ослаблены или даже утрачены представления большинства людей о добре, справедливости, патриотизме.
Мировоззрение рассматривается как целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, осуществляющее функцию общей жизненной ориентации человека в мире[1, с. 20].
В свою очередь, современное образование характеризуется возрастающими требованиями к профессионализму, активности и творчеству, умению эффективного взаимодействия педагогов в процессе их деятельности.
Такие ценности, как сформированность профессиональной этики; бережное отношение к общечеловеческим и социальным ценностям; уважительное отношение к законам, правам человека; чувство профессионального долга; ответственное отношение к судьбе людей, воспитанников; соблюдение этики межличностных, межнациональных отношений; профессиональная самоотверженность, составляют базу формирования профессионально-ориентированной ценностно-мировоззренческой культуры педагога.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для решения одной из актуальных задач в области современного образования необходимо формировать ценностно-мировоззренческую культуру личности педагогов.
Очевидно, что проблема отношений между людьми в образовании становится наиболее значимой и популярной для обсуждения. Классическое определение отношений личности принадлежит В.Н. Мясищеву: отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира [3, с.33]. В свою очередь межличностные отношения – система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
В последние годы термин «экология» был распространен на многие сферы, сформировав такие понятия, как «экология души» или «экология культуры». Тогда экология человеческой жизни становится экологией субъект-субъектных отношений между человеком и миром, человеком и другими людьми, человека с самим собой.
Экологичными отношениями можно считать те, которые максимально способствуют развитию человека. При этом развитие понимается весьма широко: от укрепления физического здоровья до максимального раскрытия культурных и духовных ресурсов личности[3, с. 37].
Основываясь на вышесказанном, мы пришли к выводу, что именно формирование педагогической культуры, экологизация отношений в ДОУ будут актуальны в данной ситуации.
Для достижения цели эффективными будут следующие направления:
1. повышение психолого-педагогической и конфликтологической компетентности педагогов;
2. формирование здоровых взаимоотношений в образовательном пространстве;
3. гармонизация внутреннего мира педагогов, снижение эмоционального напряжения;
4. активизация стремления педагогов к всесторонней самоактуализации, развития своих потребностей, способностей, творческих возможностей, познания себя и мира.
Для экологизации общения как компонента формирования ценностно-мировоззренческой культуры педагогов ДОУ наиболее значимой является образовательная технология мировоззренческой самоактуализации личности, при которой ценностно-ориентирующий диалог и сотрудничество находятся в центре системы «человек-человек»:
- семинары способствуют приобретению мировоззренческих знаний, ценностей, убеждений, принципов, отношения к миру;
- проблемные семинары-практикумы способствуют приобретению умений моделирования и планирования, осуществления самостоятельного выбора алгоритма своих действий, принятия решений, выбора способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в неординарной ситуации;
- участие в дискуссиях и диспутах обеспечивают реальные возможности для высказывания и сопоставления различных позиций и мнений;
- активное включение в разнообразные практические и жизненные ситуации коммуникативного, профессионально-ориентированного и проблемного характера;
- тренинги, направленные на усиление работы по активизации и актуализации таких индивидуальных качеств и свойств личности, как инициативность, целенаправленность, активность;
- участие в практикумах способствует преодолению негативных явлений профессиональной деформации личности, отраженных в системе духовных ценностей и норм отношений;
- мониторинг поведения в мировоззренческой направленности отношений личности к обществу, другим людям и самому себе[1, с. 22].
Очевидно, что экологизация общения и формирование мировоззренческой культуры педагога осуществляется более эффективно в условиях субъект- субъектной парадигмы.
Однако немаловажным является усиление субъектного начала, в условиях самоактуализации и самореализации личности педагога, в условиях самостоятельного поиска смысложизненных ориентиров, самостоятельного опыта по приобретению знаний и умений, способствующих укреплению его персональных нравственно-этических, профессиональных, социокультурных мировоззренческих ориентаций.
Итак, решая одну из приоритетных задач в области современного образования, экологизация общения ДОУ, тем самым мы формируем ценностно-мировоззренческую культуру педагогов. Показателями достижения высокого уровня ценностно-мировоззренческой культуры педагогов выступает позиция глубокого осознания духовно- культурных ценностей, личная потребность и практическая способность вносить творческий вклад в экологизацию общения всех участников образовательных отношений в ДОУ, персональная готовность к активной социокультурной деятельности в обществе [1, с. 24].
Список литературы
1. Дмитриева Е. В. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2003.
2. Салов А. И. Этическое мировоззрение учителя: особенность и назначение // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 5(193). С. 9-14.
3. Озерова С. А., Степанов Ф. Г. Экология человеческих отношений: Методическое пособие . Орехово-Зуево : МГОГИ, 2010. – 188 с.
4. Пац М. В. Профессиональное мировоззрение педагога: новые смыслы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.
2013. № 11. С. 107-113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога - залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ
В настоящее время к речи педагога дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования....
Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .
В данной работе собран диагностический инструментарий способствующий выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...
Консультация для педагогов по теме: «Роль индивидуального стиля общения, как средства повышения коммуникативности педагога»
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...
Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...
Возможности рабочей тетради «Учусь учиться» для экологизации общения дошкольников
В статье представлен краткий обзор разделов рабочей тетради «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская). Раскрываются задачи с учетом ФГОС ДО, этапы работы в тетради.Ключевые сл...
Консультация для педагогов «Самообразование как ведущий компонент профессионального самосовершенствования педагогов»
Консультация для педагогов«Самообразование как ведущий компонент профессионального самосовершенствования педагогов» Всякое настоящее образование добывается только путем самообразовани...
Доклад-презентация для педагогов на тему "Креативность, как один из компонентов профессиональной компетентности педагогам ДОУ"
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Что же означает поняти...