Возможности рабочей тетради «Учусь учиться» для экологизации общения дошкольников
статья по обж
В статье представлен краткий обзор разделов рабочей тетради «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская). Раскрываются задачи с учетом ФГОС ДО, этапы работы в тетради.
Ключевые слова: экологизации общения, дошкольники, рабочая тетрадь, экологическая безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности рабочей тетради «Учусь учиться»
для экологизации общения дошкольников
Самойло Л.Н.
педагог-психолог МАДОУ д/с № 100
В статье представлен краткий обзор разделов рабочей тетради «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская). Раскрываются задачи с учетом ФГОС ДО, этапы работы в тетради.
Ключевые слова: экологизации общения, дошкольники, рабочая тетрадь, экологическая безопасность.
Дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека, потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья, он начинает приобщаться к культуре и общечеловеческим ценностям.
Ранее были рассмотрены наиболее известные парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников, используемые в дошкольных образовательных организациях.
Также в дошкольных образовательных организациях реализуются разные парциальные программы по экологическому воспитанию: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой, «Природа и художник» Т. А. Копцевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, ТА. Виноградовой и др.
В данной статье нам хотелось бы обратить внимание на рабочую тетрадь Е.Н. Дзятковской «Учусь учиться (0-1)» из УМК «Экология учебной деятельности». Тетрадь в 2019-2020 году успешно апробирована в трех ДОУ.
Рабочая тетрадь «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская) направлена на повышение школьной готовности к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир». Закладываются основы экологической безопасности ребенка в окружающей его информационной среде, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Предназначена тетрадь для детей старшей и подготовительной групп детского сада и первоклассников, для занятий в образовательных учреждениях и в домашних условиях.
Тетрадь включает шесть разделов:
1. Учеба для здоровья.
2. Учусь общаться.
3. Учусь экологическому мышлению.
4. Я – особенный, или мои секреты успеха.
5. Учусь быть взрослым.
6. Экологическое творчество.
В тетради Е.Н. Дзятковской «Учись учиться» (0-1) восполняется пробел в знаниях детей о школе. Уже при выполнении первого задания ставится ключевой вопрос «Чему учатся в школе?». На примере сказочного героя Буратино дошкольники узнают, для чего нужно ходить в школу, как тренировать память, внимание. Затем дети обобщают, для чего в школе учат писать, читать, для чего занимаются творчеством, для чего нужно беречь здоровье и т.д. Занимаясь дальше, дети узнают, зачем нужны знания (для того, чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться, что учеба – это большой труд. Для того чтобы получать знания, не нужно быть ленивым и не надо стесняться задавать вопросы
Второй раздел «Учусь общаться» помогает детям лучше усвоить правила общения, поведения. Объясняется, как должны вести себя мальчики и девочки, и что поведение мальчиков отличается от поведения девочек.
Дети учатся общаться: действовать вместе, договариваться с другими детьми, оценивать свое поведение. Почему только вместе? Да потому, что вместе можно легко и быстро очистить лес от мусора, посадить деревья и цветы. Сказочный герой кот Леопольд утверждает: “Ребята, давайте жить дружно!”. А почему надо быть дружными? Оказывается, от того, умеем ли мы дружить или нет, зависит здоровье природы и людей. Это также нужно для хорошего здоровья: дарить друг другу радость, от сердца, от всей души.
Третий раздел ставит задачу обучения детей экологическому мышлению. Дети, выполняя задания, знакомятся с новым понятием «разнообразие», учатся понимать, что разнообразие – это красота и здоровье. Во время занятий по тетради детям дается возможность сравнить однообразие и разнообразие, отвечать на вопросы по этим вопросам, строить монолог. Дети задумываются над вопросом: «А что будет, если разнообразие исчезнет?» и начинают осознавать, что тогда будет тоскливо и скучно, люди и природа заболеют. В дальнейшем понятие «разнообразие» расширяется разнообразием форм, цвета, звуков.
На занятии «Я особенный, или мои секреты успеха» важно с детьми подчеркнуть мысль о том, что у каждого есть что-то хорошее. В то же время ребенок должен оценить себя: А каких качеств еще не хватает? Какие еще качества он хочет в себе развить?
После обсуждения делаем вывод о том, что каждый человек – способный, может преодолеть трудности. И каждый талантлив по-своему. Неталантливых людей нет.
Занимаясь по пятому разделу тетради «Учусь учиться», дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру. Прежде всего, дети учатся быть взрослыми. Каждый ребенок мечтает быстрее вырасти, стать взрослым. В беседе дети обсуждают, а хорошо ли быть взрослым. У взрослых много обязанностей. Взрослый не тот, кто большой по росту. Взрослый – это большая ответственность. Взрослый делает не то, что хочется, а то, что необходимо. Для этого нужно тренировать свою волю, делать над собой усилия.
Дети начинают понимать, что они тоже, как и взрослые, что-то могут делать, чтобы помочь себе, людям, природе. Дети учатся, как сохранить разнообразие окружающего мира, познавая азы экологической культуры: забота о здоровье природы и здоровье человека, а также экономное расходование всего, что сделано из природы. Экономия природных богатств, которых уже немного, – еще одна деятельность «как у взрослых». Дети узнают, зачем и как экономить воду, электричество.
Шестой, последний раздел тетради «Экологическое творчество» знакомит детей с основами экологического дизайна, учит детей применять свои знания на практике. Дошкольники учатся создавать условия безопасной жизни для человека и для природы, чтобы они были здоровыми. Они начинают понимать, что от них зависит, будет ли наш поселок и лес вокруг него красивее, добрее, здоровее, что они сами могут сделать наш мир красивым, здоровым и безопасным для природы и людей.
Таким образом, рабочая тетрадь «Учусь учиться (0-1)» Е.Н. Дзятковской является отличным дополнением к уже реализуемым в ДОУ парциальным программам. В процессе работы в рабочей тетради «Учусь учиться (0-1)» Е.Н. Дзятковской дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру, что способствует экологизации общения дошкольников.
Список литературы
- Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М.: Образование и экология. 2010. - 140 с.
- Дзятковская Е.Н. Программа к УМК «Учусь учиться (0-1)» (предшкольная подготовка).М.: Центр «Образования и экологии», 2012.
- Дзятковская Е.Н. Учусь учиться (0-1).Рабочая тетрадь для дошкольников и первоклассников. – М.: Центр «Образования и экологии», 2014. – 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь "Учимся читать" 6-7 лет
Рабочая тетрадь, которая поможет сформировать начальные навыки чтения...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Сообщение «Рабочие тетради, как дополнение курса математики для дошкольников»
Сообщение на тему: "Рабочие тетради, как дополнение курса математики для дошкольников"...
Рабочая тетрадь для детей с речевыми нарушениями "Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ" авторы С. П. Цуканова, Л.Л. Бетц
Работа с тетрадями рассчитана для детей на период обучения, содержит систематизированный авторамипрактический материал, который поможет логопеду организовать, спланировать и провести эффек...
Рабочая тетрадь "Учимся видеть и называть"
Авторы: Пылаева Н. М., Ахутина Т. В.Используется методика развития зрительно-вербальных функций. Для детей 5-7 лет....
Рабочая тетрадь для дошкольников «Мир вокруг: живем и учимся в России»
Рабочая тетрадь для детей...
рабочая тетрадь для детей среднего дошкольного возраста "Учимся понимать друг друга"
Рабочая тетрадь адресована детям среднего дошкольного возраста, педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям. Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для развития у детей социального...