Возможности рабочей тетради «Учусь учиться» для экологизации общения дошкольников
статья по обж

Самойло Лилия Николаевна

В статье представлен краткий обзор разделов рабочей тетради «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская). Раскрываются задачи с учетом ФГОС ДО, этапы работы в тетради.

Ключевые слова: экологизации общения, дошкольники, рабочая тетрадь, экологическая безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности рабочей тетради «Учусь учиться»

для экологизации общения дошкольников

Самойло Л.Н.

педагог-психолог МАДОУ д/с №  100

В статье представлен краткий обзор разделов рабочей тетради «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская). Раскрываются задачи с учетом ФГОС ДО, этапы работы в тетради.

Ключевые слова: экологизации общения, дошкольники, рабочая тетрадь, экологическая безопасность.

        Дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека, потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья, он начинает приобщаться к культуре и общечеловеческим ценностям.

Ранее были рассмотрены наиболее известные парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников,  используемые в дошкольных образовательных организациях.

        Также в дошкольных образовательных организациях реализуются разные парциальные программы по экологическому воспитанию: «Юный эколог»  С. Н. Николаевой, «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой,  «Наш дом — природа»  Н. А. Рыжовой,  «Природа и художник» Т. А. Копцевой,  «Мы» Н.Н.  Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, ТА. Виноградовой и др.

        В данной статье нам хотелось бы обратить внимание на рабочую тетрадь Е.Н. Дзятковской «Учусь учиться (0-1)» из УМК «Экология учебной деятельности». Тетрадь в 2019-2020 году успешно апробирована в трех ДОУ.

        Рабочая тетрадь «Учусь учиться» (0-1) (автор – Е.Н. Дзятковская) направлена на повышение школьной готовности к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир». Закладываются основы экологической безопасности ребенка в окружающей его информационной среде, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.

        Предназначена тетрадь для детей старшей и подготовительной групп детского сада и первоклассников, для занятий в образовательных учреждениях и в домашних условиях.

        Тетрадь включает шесть разделов:

        1. Учеба для здоровья.

        2. Учусь общаться.

        3. Учусь экологическому мышлению.

        4. Я – особенный, или мои секреты успеха.

        5. Учусь быть взрослым.

        6. Экологическое творчество.

        В тетради Е.Н. Дзятковской «Учись учиться» (0-1) восполняется пробел в знаниях детей о школе. Уже при выполнении первого задания ставится ключевой вопрос «Чему учатся в школе?». На примере сказочного героя Буратино дошкольники узнают, для чего нужно ходить в школу, как тренировать память, внимание. Затем дети обобщают, для чего в школе учат писать, читать, для чего занимаются творчеством, для чего нужно беречь здоровье и т.д. Занимаясь дальше, дети узнают, зачем нужны знания (для того, чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться, что учеба – это большой труд. Для того чтобы получать знания, не нужно быть ленивым и не надо стесняться задавать вопросы

        Второй раздел «Учусь общаться» помогает детям лучше усвоить правила общения, поведения. Объясняется, как должны вести себя мальчики и девочки, и что поведение мальчиков отличается от поведения девочек.

        Дети учатся общаться: действовать вместе, договариваться с другими детьми, оценивать свое поведение. Почему только вместе? Да потому, что вместе можно легко и быстро очистить лес от мусора, посадить деревья и цветы. Сказочный герой кот Леопольд утверждает: “Ребята, давайте жить дружно!”. А почему надо быть дружными? Оказывается, от того, умеем ли мы дружить или нет, зависит здоровье природы и людей. Это также нужно для хорошего здоровья: дарить друг другу радость, от сердца, от всей души.

        Третий раздел ставит задачу обучения детей экологическому мышлению. Дети, выполняя задания, знакомятся с новым понятием «разнообразие»,  учатся понимать, что разнообразие – это красота и здоровье. Во время занятий по тетради детям дается возможность сравнить однообразие и разнообразие, отвечать на вопросы по этим вопросам, строить монолог. Дети задумываются над вопросом: «А что будет, если разнообразие исчезнет?» и начинают осознавать, что тогда будет тоскливо и скучно, люди и природа заболеют. В дальнейшем понятие «разнообразие» расширяется разнообразием форм, цвета, звуков.

        На занятии «Я особенный, или мои секреты успеха» важно с детьми подчеркнуть мысль о том, что у каждого есть что-то хорошее. В то же время ребенок должен оценить себя: А каких качеств еще не хватает? Какие еще качества он хочет в себе развить?

        После обсуждения делаем вывод о том, что каждый человек – способный, может преодолеть трудности. И каждый талантлив по-своему. Неталантливых людей нет.        

        Занимаясь по пятому разделу тетради «Учусь учиться», дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру. Прежде всего, дети учатся быть взрослыми. Каждый ребенок мечтает быстрее вырасти, стать взрослым. В беседе дети обсуждают, а хорошо ли быть взрослым. У взрослых много обязанностей. Взрослый не тот, кто большой по росту. Взрослый – это большая ответственность. Взрослый делает не то, что хочется, а то, что необходимо. Для этого нужно тренировать свою волю, делать над собой усилия.

        Дети начинают понимать, что они тоже, как и взрослые, что-то могут делать, чтобы помочь себе, людям, природе. Дети учатся, как сохранить разнообразие окружающего мира, познавая азы экологической культуры: забота о здоровье природы и здоровье человека, а также экономное расходование всего, что сделано из природы. Экономия природных богатств, которых уже немного, – еще одна деятельность «как у взрослых». Дети узнают, зачем и как экономить воду, электричество.

        Шестой, последний раздел тетради «Экологическое творчество» знакомит детей с основами экологического дизайна, учит детей применять свои знания на практике. Дошкольники учатся создавать условия безопасной жизни для человека и для природы, чтобы они были здоровыми. Они начинают понимать, что от них зависит, будет ли наш поселок и лес вокруг него красивее, добрее, здоровее, что они сами могут сделать наш мир красивым, здоровым и безопасным для природы и людей.

        Таким образом, рабочая тетрадь «Учусь учиться (0-1)» Е.Н. Дзятковской является отличным дополнением к уже реализуемым в ДОУ парциальным программам. В процессе работы  в рабочей тетради «Учусь учиться (0-1)» Е.Н. Дзятковской дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру, что способствует экологизации общения дошкольников.

Список литературы

  1. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М.: Образование и экология. 2010. - 140 с.
  2. Дзятковская Е.Н. Программа к УМК «Учусь учиться (0-1)» (предшкольная подготовка).М.: Центр «Образования и экологии», 2012.
  3. Дзятковская Е.Н. Учусь учиться (0-1).Рабочая тетрадь для дошкольников и первоклассников. – М.: Центр «Образования и экологии», 2014. – 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь "Учимся читать" 6-7 лет

Рабочая тетрадь, которая поможет сформировать начальные навыки чтения...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Сообщение «Рабочие тетради, как дополнение курса математики для дошкольников»

Сообщение на тему: "Рабочие тетради, как дополнение курса математики для дошкольников"...

Рабочая тетрадь для детей с речевыми нарушениями "Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ" авторы С. П. Цуканова, Л.Л. Бетц

Работа с тетрадями рассчитана для детей на  период обучения,  содержит систематизированный авторамипрактический материал, который поможет логопеду организовать, спланировать и провести эффек...

Рабочая тетрадь "Учимся видеть и называть"

Авторы: Пылаева Н. М., Ахутина Т. В.Используется методика развития зрительно-вербальных функций. Для детей 5-7 лет....