Конспект по познавательному развитию "Безопасность на железной дороге"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Задачи:
-Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на -железной дороге.
-Развивать память, мышление, умение логически правильно излагать свои мысли, умение действовать по инструкции, внимание.
-Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.
Материалы: макет здания вокзала, игрушечная железная дорога, поезд с вагончиками.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о правилах поведения и безопасности на железной дороге. Ведь железная дорога - это зона повышенной опасности. Посмотрите на вагончики и железную дорогу. А я вам расскажу историю про зайчика Тишку.
Жил-был зайчик Тишка. Жил он в большом красивом лесу. И вот однажды он получил письмо от зайчика Степашки, который жил в городе. Степашка пригласил Тишку в гости. Стал Тишка собираться в гости в город. А так как он никогда не был в городе и ни разу не ездил на поезде или электричке, он ничего не знал о правилах поведения на железной дороге.
Вот Тишка пришел на станцию, чтобы сесть в поезд, а поезд его стоит на другой стороне станции - нужно переходить через пути. Тишка прыг- прыг и стал скакать через рельсы, а в это время ехал поезд и чуть не задавил нашего зайчонка. Дежурный по вокзалу – Медведь - остановил зайчика и стал спрашивать, почему он ведет себя так неосторожно. Зайчонок рассказал, что он впервые на железной дороге и что он совсем не знает, как надо вести себя на вокзале.
Медведь стал учить Тишку поведению на железной дороге. Тишка запомнил навсегда, запомните и вы, дети:
Воспитатель: Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте – где есть специальный настил.
Стоять на краю платформы очень опасно - может затянуть под проходящий поезд.
Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.
Воспитатель: - С помощью чего машинист узнает продолжать ему движение или нет?
Дети: Семафор.
Воспитатель: Что означает зеленый сигнал семафора?
Дети: Разрешается движение.
Воспитатель:
- Что означает красный сигнал семафора?
Дети: «Стоп».
Воспитатель:
- Когда приехал поезд, наш Тишка уже многое узнал о том, как правильно вести себя на железной дороге.
Воспитатель: А вы, дети, запомнили, как нужно вести себя на железной дороге? (Ответы детей).
Воспитатель:
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Воспитатель:
- Какие виды поездов вы знаете? (пассажирский, грузовой).
- Где люди ждут электричку или поезд? (на перроне).
- Для чего нужен стоп - кран? (срочно остановить поезд).
- При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз? (электричества, пара, тепла).
- Как называются люди, которые едут в поезде? (пассажиры).
- Железнодорожный путь из двух параллельных рельсов? (колея).
- Железнодорожный путь, соединяющийся с другими путями только одним концом? (тупик).
- Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. (мост).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Поезд» (выбирается машинист, он ведет поезд, остальные дети – вагоны. Ребята встают друг за другом, положив руки на плечи).
Воспитатель: Машинист должен быть очень внимательным и точно следовать по маршруту, который я проложу. (Игра проводится 2-3 раза, каждый раз выбирается новый машинист и прокладывается новый маршрут).
Воспитатель:
Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Без правил жить на свете ни как, ни как нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
Воспитатель: На железной дороге много правил, чтоб с вами не случилась беда, а вот знаете ли вы их? Мы сейчас проверим. На экране появляются картинки, вы должны объяснить, о чем они говорят.
Воспитатель: Сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций. Вы слушайте внимательно и ответьте на вопрос, правильно ли действовали персонажи ситуаций, и как поступили бы вы? Каждая команда готовится, потом зачитывает ситуацию и объясняет ее. Одна ситуация будет и для зрителей.
СИТУАЦИЯ №1
Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время прибыл поезд и перекрыл Ивану Петровичу переход через пути. «Эх, - подумал Иван Петрович, - сейчас быстренько под вагоном перелезу! » И полез под вагон…(Ответы детей).
СИТУАЦИЯ №2
Игорь шел со школы. Он побыстрее хотел прийти домой и решил срезать путь: «Пойду по рельсам, так быстрее!» Посмотрел – поезда нет и спокойно пошел, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку по громче… (движения по ж/д путям запрещены даже при отсутствии на них подвижных составов; при переходе через железнодорожные пути человек должен быть предельно внимательным, ни в коем случае нельзя надевать наушники, рассматривать картинки в телефоне, играть в приставку).
СИТУАЦИЯ №3
Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Ее путь лежал через ж/д переезд. Света видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я ведь на велосипеде, - подумала Света, - я быстро проеду, зачем мне останавливаться?» И поехала… (при пересечении переезда нужно остановиться, убедиться, что пути свободны и только потом продолжать движение).
Воспитатель:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда
По вокзалу, по перрону
Не ходят просто так.
Без них не выйдут в рейс,
С вокзала поезда.
Когда не знаешь правила
Легко попасть впросак.
Воспитатель: Соблюдая эти простые правила безопасности, вы убережете и себя и окружающих от беды. Всегда вблизи железной дороги будьте внимательны и осторожны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на тему: "Безопасность на железной дороге" в старшей группе
Цель: закрепитьправило поведения на железной дороге....
Конспект НОД Тема: «Безопасность на железной дороге»
Цели: 1. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.2. Развивать память, мышление, внимание, умение логически правильно излагать свои мысли, умение де...
Конспект занятия по рисованию, аппликации "Железная дорога"
Конспект занятия по рисованию совместно с аппликацией«Железная дорога» рисование карандашами, красками, аппликация.Цель: побуждать детей доступными им изобразительными средствами гот...
Конспект открытого занятия «Знакомство с железной дорогой, поездом» во второй младшей группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68» Конспект открытого занятия «Знакомство с железной дорогой, поездом» во второй младшей гр...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)
Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....
Познавательная статья "Первая железная дорога"
Все начинается с мечты! Был один мечтатель, который представлял как на земле проляжет железная дорога, которая соединит города и села, как люди будут тащить грузы не на телегах с лошадьми, а их п...