Сенсорное воспитание детей младшего возраста
консультация по математике (младшая группа)

Баркова Любовь Витальевна

Теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития детей дошкольников средствами дидактических игр.                                                                                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада.

Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать знакомить с элементами дороги;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем,

-Воспитательная:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

- формировать желание соблюдать правила дорожного движения. 

Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков. 
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: дорожные знаки,
Методы и приемы: 
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:

«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.

«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой

«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.

«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.

Предварительная работа:

- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»,  «В городском транспорте»

- дидактические игры: «Что такое улица»,  «Я - водитель», «Дорожные знаки»

- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»

- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»

- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»

- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Это что за очень странный

 Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

 Кто же это? (Буратино)

Дети: Буратино.

Воспитатель: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли.

Он оказался в нашем городе, заблудился в нем и испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего большого города. Поможем мы Буратино?  

Дети: Да.

Воспитатель: А в каком городе мы живем?

Дети: Москва.

Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю не боятся ходить по улицам. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. И для начала отгадайте загадку.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

Дети: Улица.

Первая остановка на нашей улице будет называться  «Путешествие в историю». Давайте расскажем Буратино на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.

Как вы думаете?

Дети: на лошадях, на повозках.

Воспитатель: правильно, ребята! Посмотрите на наш экран и послушайте стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты». И ты, Буратино, внимательно слушай.

Показ презентации.

Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….

На чем они путешествовали?

Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше.

Следующая наша остановка называется «Светофор».

Сейчас дети (С.Фомина, Н. Комбарова, А.Ляхова, В. Егорова) помогут мне рассказать «Сказку о заветных огоньках .»
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:

Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?

Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.

Проводится игра «Цветные автомобили». (чей гараж быстрее соберется).

Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».

Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет.

Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.

Загадки по ПДД:

Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)

На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. 
("Велосипедная дорожка".)

А здесь, ребята, не до смеха, 
Ни на чем нельзя здесь ехать, 
Можно только своим ходом, 
Можно только пешеходам. 
("Пешеходная дорожка".)

Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

 В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный 
Знают все на свете:
Будьте осторожны, 
На дороге … (дети).

 Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

Тормози водитель. Стой! 
Знак - запрет перед тобой. 
Самый строгий этот знак, 
Чтоб не въехал ты впросак. 
Должен знак ты соблюдать, 
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).

Остановка, толпится народ. 
Скоро автобус подойдёт. 
Здесь ждут транспорт городской, 
Едут в офис, в цех, домой. 
Едут в школу, детский сад, 
В праздник едут на парад. 
В уличном круговороте 
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)

Долго ехали, устали, 
И желудки заурчали, 
Это нам они признались, 
Что давно проголодались. 
Не прошло пяти минут 
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) 

Этот знак для тех, кто болен 
Кто здоровьем не доволен. 
Придорожный Айболит 
Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)

Я знаток дорожных правил 

Я машину здесь поставил 

На стоянке у ограды 

Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)

Проводится игра «Ответь правильно», дети становятся по кругу, воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч, тот отвечает.)
Вопросы:

Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)

Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)

Голос автомобиля (сигнал)

А машины летают?

У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)

А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)

Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)

Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица)

Воспитатель: Следующая наша остановка  называется «Собери светофор».

Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге.

Воспитатель: и в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще однуигру.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои 
друзья», а если нет – то молчите. 

Вопросы: 

1. Кто из вас идет вперед 
Только там где переход? 

2. Кто летит вперед так скоро, 
Что не видит светофора? 

3. Знает кто, что свет зеленый 
Означает, путь открыт. 

А что желтый свет всегда
О вниманье говорит? 

4. Знает кто, что красный свет 
Это значит, хода нет? 

5. Кто из вас, идя домой, 
Держит путь по мостовой? 

6 Кто из вас в вагоне тесном 
уступил старушке место? 

Итог:  Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. До свидания.

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)



Предварительный просмотр:

ФИО: Баркова Любовь Витальевна                                                                                               Специальность: воспитатель                                                                                                     Место работы: МБДОУ № 34 «Крепыш»                                                                                                                                                                 Стаж: 25 лет                                                                                                                                                          Образование:  средне- специальное                                                                                                                                                       Дата начала работы над темой: 01.09.2019 учебный год.                                                                                                     окончания работы: 30.05.2020 учебный год.                                                                                    

Тема     «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры и действия с предметами»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 Самые далеко идущие успехи науки и техники                                                                                              рассчитаны не только на мыслящего,                                                                                                                                  но и ощущающего человека"                           Б. Г. Ананьев.

 Цель: Теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития детей дошкольников средствами дидактических игр.                                                                                                                                                                  Задачи самообразования: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:                                                                                                                                                                   - расширить знания о сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.                                                          - -обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)                                                                                                                                                 образование родителей по данной теме  (подготовка консультаций  «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед , родительского собрания  «Путешествие в страну Сенсорику»                                                                                                                 Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне: - научить детей различать основные цвета;                                                                                                                                        - познакомить детей с величиной и формой предметов;                                                                            - сформировать навыки самостоятельной деятельности;                                                                              - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;                                                                                      - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;                                                 - сплотить детский коллектив. - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;                                 - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:                                                 * произвольное внимание;                                                                                                                                  * логическое мышление;                                                                                                                                    * зрительное и слуховое восприятие;                                                                                                                                               * память;                                                                                                                                                                                  * речь детей.

    Истоки способностей и дарований детей  находятся на кончиках пальцев                                          В.А. Сухомлинский

1. Изучение методической литературы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры и действия с предметами»                                                                                                                Наличие методической литературы:  1. Программа «Кроха». Г.Г. Григорьева , Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева       2. «Сенсорное воспитание в детском саду» Поддъяков Н.Н                                                                                         . 3. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Янушко Е.А.                                                                                                     4. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Зворыгина Е.В.                                                                                5. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Новоселова С.Л.                                                                                                                                         6. «Развивающие игры» Богуславская Е.О.                                                                                                                                                   7. «Дети раннего возраста                                                                                                                                                       8. «Адаптация детей  в течение года раннего возраста к условиям ДОУ» Белкина В.Н., Белкина Л.В.                                                                                                                                                         9. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» Костина В.                                                                             10.«Взаимодейст вие с родителями детей раннего возраста» Лисицына И.А., Молева И.Б.                                                              Сентябрь 2019                                                                                                                                                                                           1 Повышение теоретического, научнометодического уровня                                                                                                     в ДОУ» Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               2 «Адаптация ребенка к детскому саду»                                                                                                                              Консультация для  родителей. Буклет для родителей.                                                                                                             Сентябрь -Октябрь 2019                                                                                                                                                Повышение профессиональног о мастерства и компетентности педагога                                                                                         3 «Сенсорное развитие детей раннего возраста»                                                                                                       Консультация для родителей, памятки, оформление стендовой информации по указанной теме.                                                                                                                                                           Ноябрь 2019                                                                                                                                                                                Повышение компетентности родителей                                                                                                                                                              4 «Игры и игрушки для детей 2-3 лет»,                                                                                                                                 Консультация для родителей.                                                                                                                                                              Ноябрь 2019                                                                                                                                                                  Повышение компетентности родителей                                                                                                                                               5 «Зачем нужны пальчиковые игры?», «Как организовать пальчиковые игры дома?».                                Привлечение родителей к участию в образовательн ой деятельности дошкольников.                                                  Декабрь 2019                                                                                                                                                                                      Повышение компетентности родителей                                                                                                                                                             6 «Дидактически е игры»                                                                                                                                                   Презентация Январь 2020                                                                                                                                Использование программы в работе с детьми                                                                                                                                         7 «Предметноразвивающая среда»                                                                                                                                       Презентация Февраль  2020                                                                                                                                  Использование программы в работе с детьми                                                                                                                                                  8 Сенсорное развитие ребѐнка» (развивающие игры)                                                                                              Памятка для родителей                                                                                                                                                                   Март 2020                                                                                                                                                                 Повышение профессиональног о мастерства и компетентности педагога                                                                                       9 Проведение дидактических игр и упражнений на развитие тактильных ощущений  Пополнение картотеки Апрель 2020                                                                                                                                                        Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми                                                                                                        10 Подготовка отчѐта о проделанной работе за год                                                                               Выступление на педа-ском совете                                                                                                                                            Май 2020                                                                                                                                                                               Оценка по саморазвитию                                                                                                                                              «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»                                                               Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. И в продолжение темы: «Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка» мы поговорим о сенсорном развитии ребѐнка в дидактической игре. В ней происходит в неразрывной связи развитие логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт- ролю, приобретает навыки планирования поведения. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам.                                                      Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                                      Игры на развитие тактильных ощущений.                                                                                                     «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.                                                                                      «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно  рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.                                                                                            «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.                                                                                                                          «Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.                                                                                                                      «Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.                                                            «Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.                                                                                                                    «Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.                                                                                                                                                                          «Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).                                                                                                                                                                                                                  Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.                               «Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).                                          «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.                                                                                                                                  «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.                                                                                                                                           «Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).                                                                                                                               «Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты: группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.                                                                       «Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).                                                                                                                            «Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо). Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины. «Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.                                                                                                                                             «Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты: детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.                                                                                                                           «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая». «Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе. «Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе .                                                                                                                   «Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.                                                                                                                                                                       «Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.                                                                                                                   «Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений: 1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте; 2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.                                                                                   «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.                                                                                                                                                                          «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.                                                                              «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.                                                                                                            «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.                                                                                                                                            Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает  карточку с изображением  предмета  какого-либо  цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.                                                                                                                                                   «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.                                                                                                                                                 «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.                                                                                                                «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите  назвать  цвета (красный, оранжевый, желтый,  зеленый, голубой, синий, фиолетовый).                                                                                                                                «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог  говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки  белые, середина  желтая, береза — ствол белый, листья зеленые.).                                                                                                                                                                                    «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно- красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками. «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др. «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырѐх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры  пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жѐлтого, красного, синего и зелѐного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону –– круги основных  цветов,  кусок  ковролина, на которой  приклеиваются  эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги). Ребѐнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с  3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.                                                                                                                                «Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры), Расположенными  в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жѐлтого и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребѐнку предлагается чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.                                              

 Отчет по реализации плана по самообразованию                                                                                                                           Тема: Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»                                                                                                2019-2020 учебном году работала по теме: Тема «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры и действия с предметами»                                                                                                                   Опиралась на комплексно-тематическое планирование -работала по основной программе «Детство» Т.И Бабаева, А.Г.Гогобиридзе.                                                                                                                                               Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребѐнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.                                                                                                                                                                                Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.                                                                                                                                     Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                                      Работа над программой профессионального самообразования помогла мне:                                                                      - расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.                                                                - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (созданию и приобретению новых игр при участии родителей)                                                                                                                                                             - повысить уровень образования родителей по данной теме:                                                                                    подготовка и проведение консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей младшего возраста

Уважаемые родители, тема нашего собрания«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразны...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Краткие рекомендации.

Практика психолого-педагогической деятельности показывает, что успешность умственного и физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того наскольк...

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»...

«Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В»

В нашем дощкольном учреждении создана развивающая среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича и широко используется в разных возрастных группах....

Педагогический игровой проект «Сенсорное воспитание детей младшего возраста в игре»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе....

Сенсорное воспитание детей младшего возраста.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"

Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в...