Методическая разработка организации тематического дня «Правила дорожного движения»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Донец Светлана Леонидовна

Методическая разработка организации тематического дня «Правила дорожного движения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

муниципального образования «город Северобайкальск»

Методическая разработка

организации тематического дня

«Правила дорожного движения»

в подготовительной группе

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

центра развития ребёнка - детский сад

«Теремок»

( разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам,

на основе  примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.)

Разработали:

зам. заведующего по воспитательно-методической работе

Донец Светлана Леонидовна

г. Северобайкальск

Тема дня: Правила дорожного движения.

Образовательная область: Безопасность

Цель:

Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста на основе интеграции образовательных областей и организации разных видов деятельности воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

коммуникативно-личностное развитие;

познавательно-речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: рассматривание иллюстраций, проведение подвижных и дидактических игр, чтение стихотворений и загадок, сюрпризный момент.

Программное содержание:

Обучающие:

- учить детей правилам дорожного движения,  правилам поведения в общественном месте.

- закрепить представления детей о предназначении светофора (для пешеходов и для транспорта) и его сигналах;

-развивать у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города,

- развитие речи и обогащение словаря (перекрёсток, правила дорожного движения, регулировщик)

Развивающие:

- развивать познавательную активность старших дошкольников;

-  развивать у детей элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий;

- развитие двигательных умений и навыков,

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление( анализ), речь.

Воспитательные: 

- воспитывать культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям, желание придти на помощь.

Словарная работа:

-существительные: транспорт, такси, автобус, троллейбус, трамвай, переход, знаки, светофор, стоянка, опасность, пассажир, пешеходный переход, тротуар, регулировщик, перекрёсток;

-глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, прыгать;

-прилагательные: проезжая часть улицы, красный, жёлтый, зелёный.

Ход.

I половина дня.

  1. Организационный момент.

Цель:

- привлечение внимания воспитанников к теме дня, актуализация знаний.

Ход:

В начале дня приемной выставляется макет светофора с зелённым сигналом, который должны увидеть. После проведения утренних режимных моментов проводится беседа.  

Воспитатель:

- Когда вы пришли в детский сад, что необычного вы заметили в приемной? (светофор)

- А где вы видели светофоры в нашем городе?

- Для чего служат светофоры?

- Сегодня у нас будет проходить день, под названием  «Знатоки правил дорожного движения». Мы будем путешествовать по разным местам. В конце дня самые внимательные, самые активные получат удостоверения «Знатоков правил дорожного движения».

   

  1. Утренняя гимнастика «Регулировщик» (в игровой форме)

 Цель:

- учить узнавать и понимать сигналы регулировщика,

- закрепление двигательных умений и навыков,

- развивать и укреплять мышцы  рук, ног, плечевого пояса.

Ход:

Воспитатель:

Когда не работает светофор на дорогах, помогает управлять движением машин и пешеходов человек- регулировщик. Он подает сигналы для  водителей с помощью движений рук, сигналов. Я - регулировщик, вам необходимо правильно выполнить сигналы, которые я вам буду показывать.

1 упражнение «Сигналы регулировщика» - повороты на месте.

Воспитатель показывает с помощью рук и указательного жезла повороты в определённую сторону – дети должны правильно выполнить поворот.

2 упражнение «Мы пешеходы».

- ходьба на месте.

- ходьба, высоко поднимая колени, чередовать

- ходьба с остановкой по сигналу; с обычной ходьбой,

- ходьба спиной вперед;

- бег непрерывный 2 мин;

- ходьба обычная;

3 упражнение «Узнай упражнение»

Воспитатель показывает рисунок – схему с изображением движения. Дети его выполняют.

I. Потягивание – 10 раз.

Исходное  положение: ноги на ширине плеч, руки за голову;

1- 2. руки вверх, потянуться, прогнуться встать на носки / вдох /.

3- 4. исходное  положение / выдох /.

II. Сгибание ног - 10 раз.

Исходное  положение – основная  стойка

1 -2. присесть, руки вверх /выдох/.

3 -4. исходное  положение

III. Наклоны вперед – назад 8 раз.

исходное  положение – ноги на ширине плеч, руки за голову;

1. наклоны вперед, руки назад / выдох /.

2. исходное  положение / вдох /.

3. наклоны вперед, руки назад / выдох /.

4. исходное  положение / вдох /.

IV. Сгибание и разгибание рук - 8 раз.

исходное  положение – основная  стойка

1. руки к плечам;

2 исходное  положение.

1. руки к плечам;

4. исходное  положение. Темп средний, дыхание произвольное

V. Поднимание прямых ног– 8 раз

исходное  положение - упор сидя сзади,

1 -2. поднять ноги /выдох/.

3 -4. опустить / вдох / в 2 приема.

VI. – Бревнышко - 8 раз.

исходное  положение – лежа на животе, руки и ноги вытянуты

1 -6 качаться вправо

7-12 качаться влево

VII. Прыжки с поворотами на 90 градусов-2 раза по 30 прыжков

1 – 3 прыжки на двух ногах

4 - поворот

VIII упражнение «Мы пешеходы».

- ходьба на месте.

Завтрак.

3.Формирование целостной картины мира.

Цель:

- обогащение, закрепление словаря за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.)

- активизация словаря, увеличение количественного словаря.

- развитие диалогической речи в процессе рассматривания картины.

Ход:

А) Рассматривание демонстрационных картин, проведение беседы.

(вставить наименование картин)

Воспитатель:

 – Ребята, посмотрите на эту картину.

- Что изображено на картине?

- Сколько здесь переходов?  Покажите их.

-  Сколько здесь пешеходов? Посчитайте. Покажите цифру, обозначающее это число.

- Где пешеходы переходят дорогу? (по пешеходному переходу)

- Кто-нибудь из вас видел, как переходят дорогу в другом месте? Где?

- Как обозначается пешеходный переход на проезжей части? (разметкой «зебра»)

- Какой стороны зебры должны придерживаться пешеходы?

- кто расскажет рассказ по этой картине? (обобщающий, заключительный рассказ одного –двух детей)

- Как называется наш город? (Северобайкальск)

- Чем отличается город от посёлка? (много машин, многоэтажные дома)

- Какие машины можно встретить на дорогах нашего города? (такси, легковые, грузовые, автобусы)

- Какие здания в нашем городе самые интересные? (вокзал)

- Как называется пересечение дорог? (перекрёсток)

- Что располагается возле перекрёстка, чтобы регулировать движение машин? (светофор)- - Если светофор не работает, то кто помогает регулировать движение машин? (регулировщик)

Воспитатель: 

- Мы с вами живем в небольшом, но очень красивом и современном городе, который называется Северобайкальск. В нем много высоких домов, широких улиц, дорог, по которым ходит большое количество транспорта. И в таком городе пешеходу, не знающему правил дорожного движения, ходить по улицам очень опасно.

Б) Физ. минутка «Светофор»

В руках у воспитателя три сигнала светофора (круги красного, жёлтого, зелёного цвета).

-Что означает каждый цвет светофора?

Когда воспитатель показывает сигнал красного цвета - дети должны стоять,

- желтого цвета -  дети прыгают,

- зелёного цвета – дети шагают на месте.

в) Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь, входит сказочный герой - Нафания).

Нафаня: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Здравствуй, Нафаня!  

Нафаня: О-о-о, я смотрю, вы опять чем-то занимаетесь. Ну, молодцы, всегда в этой группе дети чем-то заняты: то рисуют, то лепят, то сказки читают, то к праздникам готовятся. А сегодня что делаете?

Нафаня: Мы с ребятами вспоминаем правила дорожного движения. Потому что наши дети скоро пойдут в школу и будут сами переходить улицу без помощи взрослых. А для этого нужно знать и соблюдать правила дорожного движения.

Нафаня: Ой, а можно и я останусь. Мне тоже нужны эти правила. Я тоже буду готовиться к школе, я ведь совсем еще молодой.

Воспитатель: Хорошо, Нафаня, оставайся. Мы всегда рады тебе помочь.

Нафаня: А я пришёл не с простыми руками, я же запасливый, домовитый - пришёл с мешком, а вот что там я и сам не знаю, забыл - склероз.

Давайте узнаем, для этого надо разгадать загадки.

4. Дидактическая игра.

Нафаня читает стихи-загадки. После того как дети отгадают, достаёт предмет и проводит беседу.

1.Чудо-палочка, она

Всем знакома, всем видна.

Днем заметна, а под вечер

Изнутри освещена.(жезл)

- Как вы догадались?

- Для чего нужен жезл?

2.Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня, друзья?               ( Светофор.)

- Для чего служат светофоры?

- Где располагаю светофоры?

- Какие сигналы есть у светофора?

- Что они обозначают?

3.Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.         (Велосипед)

- Где должны ездить велосипедисты?

- Можно ли детям выезжать на дорогу на велосипедах?

4. Что за чудо - синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.                    (Автобус)

- Чем автобус отличается от легковой машины?

- Как нужно вести себя в автобусе?

Нафаня:  - И всё то, вы знаете. Я так люблю наш город, очень уж он красивый. Да вот ни одной картины с изображением нашего города у меня нет.

 Воспитатель:

- Давайте поможем Нафане и сделаем картину нашего города.

5.Художественно-изобразительная деятельность.

( интеграция  художественно-изобразительных видов деятельности: аппликации, рисования, безопасности).  Коллективная работа.

Цель:

- воспитывать у детей интерес к окружающему,

- развивать наблюдательность (передавать в    аппликации различные по высоте дома),  - учить разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне,

- учить детей вырезывать деревья симметрично; вырезывать силуэты машин.

- закреплять умение работать в коллективе.

Раздаточный материал: прямоугольники из цветной бумаги, полоски голубого цвета, прямоугольники черного цвета, квадраты из цветной бумаги, прямоугольники из цветной бумаги с начертанными силуэтами машин, клей, кисточка для клея, клеенка, подставка для кисточек, салфетки, ножницы.

Демонстрационный материал: готовая заготовка с изображением улицы города без изображения деталей (домов,машин,деревьев).

Ход:

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами изобразим наш город необычным способом.

- Перед вами незаконченное изображение Северобайкальска.(заготовка для коллективной работы)

- Каких изображений здесь не хватает? (Домов, машин)

- Правильно, нам нужно построить дома, сделать машины и посадить деревья.

- Дома, деревья, машины – мы сделаем с помощью аппликации, а небо, солнце и другие предметы дорисуем.

- Но для начала нашей работы давайте разделимся на три подгруппы:

первая подгруппа - будет вырезывать дома;

вторая подгруппа - будет вырезывать транспорт,

третья подгруппа – вырежет деревья.

Воспитатель:

- Чтобы сделать дома, нужно взять большой прямоугольник любого цвета и полоску. Полоску сложить в несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки, потом взять черную полоску и срезать у нее углы с одной стороны – это будет крыша, затем детали склеить вместе и наклеить на большой лист бумаги.

- Первая подгруппа может приступать к работе.

- Вторая подгруппа может приступать к вырезанию транспорта. Для этого у вас на столе лежат прямоугольники из  них вы вырежете силуэты машин, черные квадратики из которых вы вырежете колеса и полоски для окон. Можете приступать  к работе вторая подгруппа.

- Третья подгруппа – вырезает деревья по шаблону: надо приложить шаблон, аккуратно обвести с обратной стороны листа цветной бумаги и вырезать. Третья подгруппа может приступить к работе.

(В ходе выполнения работы воспитатель напоминает, как нужно работать с ножницами и клеем. Контролирует выполнение работы детьми.)

По ходу выполнения работы дети приклеивают свои изображения на общий лист – заготовку. Дополняют коллективную работу аппликацию изображениями.

Нафаня в ходе помогает ребятам. По окончанию работы воспитатель с детьми вручает изображение Нафане. (герой благодарит и уходит)

6. Целевая прогулка.

Цель:

- дополнить представления детей об улице новыми сведениями, закрепить знания детей о дорожном знаке «Дети», пешеходном переходе и о правилах перехода улицы.

Материал: два красных флажка (для движения по улице).

Ход:

Организационный момент перед прогулкой. Сюрпризный момент.

Воспитатель:

- Ребята, а Нафаня что-то забыл! (показывает дорожные знаки)

- Что это? (дорожные знаки)

- Давайте повторим их.

Дети рассматривают переносные дорожные знаки и называют их:

«Пешеходный переход»,

«Пункт первой медицинской помощи»,

«Автозаправочная станция»,

«Пункт питания»,

«Телефон»,

«Место стоянки».

Воспитатель: 

- Сегодня я познакомлю вас с новым знаком. Он треугольной формы. Нарисованы на нем два человека. Называется он «Дети». Обозначает: где-то рядом находится школа или другое детское учреждение. Этот знак будет вашим помощником, здесь пешеходу и водителю надо быть внимательными. Сейчас мы с вами пойдём на прогулку и увидим этот знак!

- Мы будем идти возле дороги, давайте повторим, как нужно себя вести во время экскурсии.

(Беседа по правилам поведения на экскурсии. Сбор на прогулку. Выход.)

Беседа о времени года:

Воспитатель:

– Какое сейчас время года? (осень)

- Назовите признаки осени.

- Мы с вами сейчас пешеходы. В пешеходном деле самое главное и трудное — переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу? (Дети отвечают.)

- Правильно, улицу надо переходить в строго определенном месте. Как называется это место? (пешеходный переход)

- Правильно! Вот эта полосатая дорожка и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать «зеброй». А почему кто догадался?

- Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Вспомните дорожный знак, с которым мы сегодня познакомились. Как его название? Что он обозначает?

- Можно ли играть на проезжей части дороги? Почему?

- Как называется часть дороги, предназначенная для пешеходов? (тротуар)

(возвращение с целевой прогулки).

II половина дня.

7. Дидактическая игра «Знайки»

Цель:

- развитие связной монологической речи,

- обогащение словаря (бензовоз, снегоуборочная машина, бетономешалка и др)

- развитие мышления, внимания.

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают полным ответом.

1) Расскажи, что нужно делать, когда горит красный (жёлтый, зелёный) сигнал светофора.

2) Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?

Варианты ответов:

А) снегоуборочная и скорая помощь;

Б) пожарная, бетономешалка и бензовоз;

В) грузовик, аварийная и молоковоз.

3) Объясни, для чего нужны:

Фара, тормоза, багажник, руль, ветровое стекло, правила дорожного движения.

4) Какое слово не подходит?

Пешеход, пешеходный, пеший, успешный.

Колесо, колёсико, колос, колёсный.

5) Отгадай загадку и объясни, что помогло тебе её отгадать.

Летит подушка круглая, наволочка резиновая,

Вместо пуха и пера – воздух. (Колесо)

6) Закончи предложения:

Машинист – это тот, кто…

Регулировщик – это…

Шофёр – это…

Лётчик – это…

Пешеход – это…

Пассажир – это…

Кондуктор – это…

7) Что общего и чем отличаются?

Велосипед и мотоцикл.

8. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в автобусе»

 Цель:

-закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, обучение детей реализации игрового замысла,

- знакомство с правилами поведения в автобусе,

- развитие инициативности в игре, коммуникативных и творческих способностей,

- воспитание положительных взаимоотношений между детьми,

- учить взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.
Игровой материал:  детские стульчики, руль, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры.

Ход:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите путешествовать?  

1.Проводится беседа,  в ходе которой предлагаются различные виды транспорта, выбирается автобус.
2. Воспитатель вместе с детьми строит автобус (из детских стульчиков).
3. Выбор водителя и кондуктора. (дети берут необходимые атрибуты, пассажиры рассаживаются)

4.Беседа о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте.
5.Обыгрывается ситуация обилечивания. Кондуктор предлагает приобрести билеты, а пассажиры расплачиваются предметами заместителями или воображаемыми монетками. 6. Автобус отправляется в дорогу.

7. Педагог предлагает спеть песню. Д е т и ( поют )

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая! (2 раза )

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь.

 (Дальнейшее руководство этой игрой должно быть направлено на её усложнение)

8. По пути автобус делает остановки, у пассажиров появляется цель поездки, которая определяет собой их поступки (в зависимости от цели поездки они или собирают в лесу грибы, ягоды, рвут цветы или загорают и купаются в реке, или идут на работу, или заходят в магазин сделать покупки и т. д.).
9. Обыгрывание «возвращения в детский сад».

9. Подведение итога.

Воспитатель:

- Скажите, какая была тема дня?

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие правила дорожного движения вы запомнили?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Сегодня вы молодцы и заслуженно получаете удостоверения «Знатоков правил дорожного движения».

(Вручение удостоверений «Знатоков правил дорожного движения»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Знатоки правил дорожного движения"

В настоящее время растёт количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Родители являются первыми воспитателями и учителями своих детей. Цель родительского собрания – повышение компете...

Методическая разработка физкультурного досуга «Знаем правила дорожного движения»

В физкультурном досуге приведен практический материал ( эстафетные задания, подвижная игра, логоритмика,упражнения) , помогающие в двигательной деятельности закрепить знания правид дорожного движения....

Методическая разработка «Играю и познаю правила дорожного движения» (средняя группа)

Методическая разработка этого конспекта, направлена на игру и обучение детейдошкольного возроста правилам безопасного поведения во дворе , на дороге в парке. Обучаем детей играя !...

Методическая разработка мероприятия по ПДДТТ «Правила дорожного движения со Смешариками»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

методическая разработка «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Конспект занятия для детей 4-5 лет «Путешествие в страну Правил дорожного движения» (с использованием инсценировки) ...

методическая разработка «Путешествие в мир правил дорожного движения»

Формирование практических навыков безопасного поведения на дороге у детей среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с элементами дороги;– продолжать закреплять правила поведения на проезжей...