Методическая разработка организации тематического дня «Правила дорожного движения»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Методическая разработка организации тематического дня «Правила дорожного движения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка организации тематического дня «Правила дорожного движения» | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
муниципального образования «город Северобайкальск»
Методическая разработка
организации тематического дня
«Правила дорожного движения»
в подготовительной группе
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребёнка - детский сад
«Теремок»
( разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам,
на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.)
Разработали:
зам. заведующего по воспитательно-методической работе
Донец Светлана Леонидовна
г. Северобайкальск
Тема дня: Правила дорожного движения.
Образовательная область: Безопасность
Цель:
Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста на основе интеграции образовательных областей и организации разных видов деятельности воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: рассматривание иллюстраций, проведение подвижных и дидактических игр, чтение стихотворений и загадок, сюрпризный момент.
Программное содержание:
Обучающие:
- учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в общественном месте.
- закрепить представления детей о предназначении светофора (для пешеходов и для транспорта) и его сигналах;
-развивать у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города,
- развитие речи и обогащение словаря (перекрёсток, правила дорожного движения, регулировщик)
Развивающие:
- развивать познавательную активность старших дошкольников;
- развивать у детей элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий;
- развитие двигательных умений и навыков,
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление( анализ), речь.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям, желание придти на помощь.
Словарная работа:
-существительные: транспорт, такси, автобус, троллейбус, трамвай, переход, знаки, светофор, стоянка, опасность, пассажир, пешеходный переход, тротуар, регулировщик, перекрёсток;
-глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, прыгать;
-прилагательные: проезжая часть улицы, красный, жёлтый, зелёный.
Ход.
I половина дня.
- Организационный момент.
Цель:
- привлечение внимания воспитанников к теме дня, актуализация знаний.
Ход:
В начале дня приемной выставляется макет светофора с зелённым сигналом, который должны увидеть. После проведения утренних режимных моментов проводится беседа.
Воспитатель:
- Когда вы пришли в детский сад, что необычного вы заметили в приемной? (светофор)
- А где вы видели светофоры в нашем городе?
- Для чего служат светофоры?
- Сегодня у нас будет проходить день, под названием «Знатоки правил дорожного движения». Мы будем путешествовать по разным местам. В конце дня самые внимательные, самые активные получат удостоверения «Знатоков правил дорожного движения».
- Утренняя гимнастика «Регулировщик» (в игровой форме)
Цель:
- учить узнавать и понимать сигналы регулировщика,
- закрепление двигательных умений и навыков,
- развивать и укреплять мышцы рук, ног, плечевого пояса.
Ход:
Воспитатель:
Когда не работает светофор на дорогах, помогает управлять движением машин и пешеходов человек- регулировщик. Он подает сигналы для водителей с помощью движений рук, сигналов. Я - регулировщик, вам необходимо правильно выполнить сигналы, которые я вам буду показывать.
1 упражнение «Сигналы регулировщика» - повороты на месте.
Воспитатель показывает с помощью рук и указательного жезла повороты в определённую сторону – дети должны правильно выполнить поворот.
2 упражнение «Мы пешеходы».
- ходьба на месте.
- ходьба, высоко поднимая колени, чередовать
- ходьба с остановкой по сигналу; с обычной ходьбой,
- ходьба спиной вперед;
- бег непрерывный 2 мин;
- ходьба обычная;
3 упражнение «Узнай упражнение»
Воспитатель показывает рисунок – схему с изображением движения. Дети его выполняют.
I. Потягивание – 10 раз.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову;
1- 2. руки вверх, потянуться, прогнуться встать на носки / вдох /.
3- 4. исходное положение / выдох /.
II. Сгибание ног - 10 раз.
Исходное положение – основная стойка
1 -2. присесть, руки вверх /выдох/.
3 -4. исходное положение
III. Наклоны вперед – назад 8 раз.
исходное положение – ноги на ширине плеч, руки за голову;
1. наклоны вперед, руки назад / выдох /.
2. исходное положение / вдох /.
3. наклоны вперед, руки назад / выдох /.
4. исходное положение / вдох /.
IV. Сгибание и разгибание рук - 8 раз.
исходное положение – основная стойка
1. руки к плечам;
2 исходное положение.
1. руки к плечам;
4. исходное положение. Темп средний, дыхание произвольное
V. Поднимание прямых ног– 8 раз
исходное положение - упор сидя сзади,
1 -2. поднять ноги /выдох/.
3 -4. опустить / вдох / в 2 приема.
VI. – Бревнышко - 8 раз.
исходное положение – лежа на животе, руки и ноги вытянуты
1 -6 качаться вправо
7-12 качаться влево
VII. Прыжки с поворотами на 90 градусов-2 раза по 30 прыжков
1 – 3 прыжки на двух ногах
4 - поворот
VIII упражнение «Мы пешеходы».
- ходьба на месте.
Завтрак.
3.Формирование целостной картины мира.
Цель:
- обогащение, закрепление словаря за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.)
- активизация словаря, увеличение количественного словаря.
- развитие диалогической речи в процессе рассматривания картины.
Ход:
А) Рассматривание демонстрационных картин, проведение беседы.
(вставить наименование картин)
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите на эту картину.
- Что изображено на картине?
- Сколько здесь переходов? Покажите их.
- Сколько здесь пешеходов? Посчитайте. Покажите цифру, обозначающее это число.
- Где пешеходы переходят дорогу? (по пешеходному переходу)
- Кто-нибудь из вас видел, как переходят дорогу в другом месте? Где?
- Как обозначается пешеходный переход на проезжей части? (разметкой «зебра»)
- Какой стороны зебры должны придерживаться пешеходы?
- кто расскажет рассказ по этой картине? (обобщающий, заключительный рассказ одного –двух детей)
- Как называется наш город? (Северобайкальск)
- Чем отличается город от посёлка? (много машин, многоэтажные дома)
- Какие машины можно встретить на дорогах нашего города? (такси, легковые, грузовые, автобусы)
- Какие здания в нашем городе самые интересные? (вокзал)
- Как называется пересечение дорог? (перекрёсток)
- Что располагается возле перекрёстка, чтобы регулировать движение машин? (светофор)- - Если светофор не работает, то кто помогает регулировать движение машин? (регулировщик)
Воспитатель:
- Мы с вами живем в небольшом, но очень красивом и современном городе, который называется Северобайкальск. В нем много высоких домов, широких улиц, дорог, по которым ходит большое количество транспорта. И в таком городе пешеходу, не знающему правил дорожного движения, ходить по улицам очень опасно.
Б) Физ. минутка «Светофор»
В руках у воспитателя три сигнала светофора (круги красного, жёлтого, зелёного цвета).
-Что означает каждый цвет светофора?
Когда воспитатель показывает сигнал красного цвета - дети должны стоять,
- желтого цвета - дети прыгают,
- зелёного цвета – дети шагают на месте.
в) Сюрпризный момент.
(Раздается стук в дверь, входит сказочный герой - Нафания).
Нафаня: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Здравствуй, Нафаня!
Нафаня: О-о-о, я смотрю, вы опять чем-то занимаетесь. Ну, молодцы, всегда в этой группе дети чем-то заняты: то рисуют, то лепят, то сказки читают, то к праздникам готовятся. А сегодня что делаете?
Нафаня: Мы с ребятами вспоминаем правила дорожного движения. Потому что наши дети скоро пойдут в школу и будут сами переходить улицу без помощи взрослых. А для этого нужно знать и соблюдать правила дорожного движения.
Нафаня: Ой, а можно и я останусь. Мне тоже нужны эти правила. Я тоже буду готовиться к школе, я ведь совсем еще молодой.
Воспитатель: Хорошо, Нафаня, оставайся. Мы всегда рады тебе помочь.
Нафаня: А я пришёл не с простыми руками, я же запасливый, домовитый - пришёл с мешком, а вот что там я и сам не знаю, забыл - склероз.
Давайте узнаем, для этого надо разгадать загадки.
4. Дидактическая игра.
Нафаня читает стихи-загадки. После того как дети отгадают, достаёт предмет и проводит беседу.
1.Чудо-палочка, она
Всем знакома, всем видна.
Днем заметна, а под вечер
Изнутри освещена.(жезл)
- Как вы догадались?
- Для чего нужен жезл?
2.Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня, друзья? ( Светофор.)
- Для чего служат светофоры?
- Где располагаю светофоры?
- Какие сигналы есть у светофора?
- Что они обозначают?
3.Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
- Где должны ездить велосипедисты?
- Можно ли детям выезжать на дорогу на велосипедах?
4. Что за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
- Чем автобус отличается от легковой машины?
- Как нужно вести себя в автобусе?
Нафаня: - И всё то, вы знаете. Я так люблю наш город, очень уж он красивый. Да вот ни одной картины с изображением нашего города у меня нет.
Воспитатель:
- Давайте поможем Нафане и сделаем картину нашего города.
5.Художественно-изобразительная деятельность.
( интеграция художественно-изобразительных видов деятельности: аппликации, рисования, безопасности). Коллективная работа.
Цель:
- воспитывать у детей интерес к окружающему,
- развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома), - учить разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне,
- учить детей вырезывать деревья симметрично; вырезывать силуэты машин.
- закреплять умение работать в коллективе.
Раздаточный материал: прямоугольники из цветной бумаги, полоски голубого цвета, прямоугольники черного цвета, квадраты из цветной бумаги, прямоугольники из цветной бумаги с начертанными силуэтами машин, клей, кисточка для клея, клеенка, подставка для кисточек, салфетки, ножницы.
Демонстрационный материал: готовая заготовка с изображением улицы города без изображения деталей (домов,машин,деревьев).
Ход:
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами изобразим наш город необычным способом.
- Перед вами незаконченное изображение Северобайкальска.(заготовка для коллективной работы)
- Каких изображений здесь не хватает? (Домов, машин)
- Правильно, нам нужно построить дома, сделать машины и посадить деревья.
- Дома, деревья, машины – мы сделаем с помощью аппликации, а небо, солнце и другие предметы дорисуем.
- Но для начала нашей работы давайте разделимся на три подгруппы:
первая подгруппа - будет вырезывать дома;
вторая подгруппа - будет вырезывать транспорт,
третья подгруппа – вырежет деревья.
Воспитатель:
- Чтобы сделать дома, нужно взять большой прямоугольник любого цвета и полоску. Полоску сложить в несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки, потом взять черную полоску и срезать у нее углы с одной стороны – это будет крыша, затем детали склеить вместе и наклеить на большой лист бумаги.
- Первая подгруппа может приступать к работе.
- Вторая подгруппа может приступать к вырезанию транспорта. Для этого у вас на столе лежат прямоугольники из них вы вырежете силуэты машин, черные квадратики из которых вы вырежете колеса и полоски для окон. Можете приступать к работе вторая подгруппа.
- Третья подгруппа – вырезает деревья по шаблону: надо приложить шаблон, аккуратно обвести с обратной стороны листа цветной бумаги и вырезать. Третья подгруппа может приступить к работе.
(В ходе выполнения работы воспитатель напоминает, как нужно работать с ножницами и клеем. Контролирует выполнение работы детьми.)
По ходу выполнения работы дети приклеивают свои изображения на общий лист – заготовку. Дополняют коллективную работу аппликацию изображениями.
Нафаня в ходе помогает ребятам. По окончанию работы воспитатель с детьми вручает изображение Нафане. (герой благодарит и уходит)
6. Целевая прогулка.
Цель:
- дополнить представления детей об улице новыми сведениями, закрепить знания детей о дорожном знаке «Дети», пешеходном переходе и о правилах перехода улицы.
Материал: два красных флажка (для движения по улице).
Ход:
Организационный момент перед прогулкой. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Ребята, а Нафаня что-то забыл! (показывает дорожные знаки)
- Что это? (дорожные знаки)
- Давайте повторим их.
Дети рассматривают переносные дорожные знаки и называют их:
«Пешеходный переход»,
«Пункт первой медицинской помощи»,
«Автозаправочная станция»,
«Пункт питания»,
«Телефон»,
«Место стоянки».
Воспитатель:
- Сегодня я познакомлю вас с новым знаком. Он треугольной формы. Нарисованы на нем два человека. Называется он «Дети». Обозначает: где-то рядом находится школа или другое детское учреждение. Этот знак будет вашим помощником, здесь пешеходу и водителю надо быть внимательными. Сейчас мы с вами пойдём на прогулку и увидим этот знак!
- Мы будем идти возле дороги, давайте повторим, как нужно себя вести во время экскурсии.
(Беседа по правилам поведения на экскурсии. Сбор на прогулку. Выход.)
Беседа о времени года:
Воспитатель:
– Какое сейчас время года? (осень)
- Назовите признаки осени.
- Мы с вами сейчас пешеходы. В пешеходном деле самое главное и трудное — переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу? (Дети отвечают.)
- Правильно, улицу надо переходить в строго определенном месте. Как называется это место? (пешеходный переход)
- Правильно! Вот эта полосатая дорожка и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать «зеброй». А почему кто догадался?
- Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Вспомните дорожный знак, с которым мы сегодня познакомились. Как его название? Что он обозначает?
- Можно ли играть на проезжей части дороги? Почему?
- Как называется часть дороги, предназначенная для пешеходов? (тротуар)
(возвращение с целевой прогулки).
II половина дня.
7. Дидактическая игра «Знайки»
Цель:
- развитие связной монологической речи,
- обогащение словаря (бензовоз, снегоуборочная машина, бетономешалка и др)
- развитие мышления, внимания.
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают полным ответом.
1) Расскажи, что нужно делать, когда горит красный (жёлтый, зелёный) сигнал светофора.
2) Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?
Варианты ответов:
А) снегоуборочная и скорая помощь;
Б) пожарная, бетономешалка и бензовоз;
В) грузовик, аварийная и молоковоз.
3) Объясни, для чего нужны:
Фара, тормоза, багажник, руль, ветровое стекло, правила дорожного движения.
4) Какое слово не подходит?
Пешеход, пешеходный, пеший, успешный.
Колесо, колёсико, колос, колёсный.
5) Отгадай загадку и объясни, что помогло тебе её отгадать.
Летит подушка круглая, наволочка резиновая,
Вместо пуха и пера – воздух. (Колесо)
6) Закончи предложения:
Машинист – это тот, кто…
Регулировщик – это…
Шофёр – это…
Лётчик – это…
Пешеход – это…
Пассажир – это…
Кондуктор – это…
7) Что общего и чем отличаются?
Велосипед и мотоцикл.
8. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в автобусе»
Цель:
-закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, обучение детей реализации игрового замысла,
- знакомство с правилами поведения в автобусе,
- развитие инициативности в игре, коммуникативных и творческих способностей,
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми,
- учить взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.
Игровой материал: детские стульчики, руль, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.
Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать?
1.Проводится беседа, в ходе которой предлагаются различные виды транспорта, выбирается автобус.
2. Воспитатель вместе с детьми строит автобус (из детских стульчиков).
3. Выбор водителя и кондуктора. (дети берут необходимые атрибуты, пассажиры рассаживаются)
4.Беседа о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте.
5.Обыгрывается ситуация обилечивания. Кондуктор предлагает приобрести билеты, а пассажиры расплачиваются предметами заместителями или воображаемыми монетками. 6. Автобус отправляется в дорогу.
7. Педагог предлагает спеть песню. Д е т и ( поют )
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая! (2 раза )
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или старым
Уступить не позабудь.
(Дальнейшее руководство этой игрой должно быть направлено на её усложнение)
8. По пути автобус делает остановки, у пассажиров появляется цель поездки, которая определяет собой их поступки (в зависимости от цели поездки они или собирают в лесу грибы, ягоды, рвут цветы или загорают и купаются в реке, или идут на работу, или заходят в магазин сделать покупки и т. д.).
9. Обыгрывание «возвращения в детский сад».
9. Подведение итога.
Воспитатель:
- Скажите, какая была тема дня?
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие правила дорожного движения вы запомнили?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Сегодня вы молодцы и заслуженно получаете удостоверения «Знатоков правил дорожного движения».
(Вручение удостоверений «Знатоков правил дорожного движения»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Знатоки правил дорожного движения"
В настоящее время растёт количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Родители являются первыми воспитателями и учителями своих детей. Цель родительского собрания – повышение компете...
Методическая разработка физкультурного досуга «Знаем правила дорожного движения»
В физкультурном досуге приведен практический материал ( эстафетные задания, подвижная игра, логоритмика,упражнения) , помогающие в двигательной деятельности закрепить знания правид дорожного движения....
Методическая разработка «Играю и познаю правила дорожного движения» (средняя группа)
Методическая разработка этого конспекта, направлена на игру и обучение детейдошкольного возроста правилам безопасного поведения во дворе , на дороге в парке. Обучаем детей играя !...
Методическая разработка мероприятия по ПДДТТ «Правила дорожного движения со Смешариками»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...
Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
методическая разработка «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Конспект занятия для детей 4-5 лет «Путешествие в страну Правил дорожного движения» (с использованием инсценировки) ...
методическая разработка «Путешествие в мир правил дорожного движения»
Формирование практических навыков безопасного поведения на дороге у детей среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с элементами дороги;– продолжать закреплять правила поведения на проезжей...