Занятие в старшей группе по ОБЖ с элементами экспериментирования «Огонь - друг или враг?»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Фритцлер Ольга Федоровна

Цели:

  • с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность;
  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе по ОБЖ

с элементами экспериментирования

«Огонь - друг или враг?»

 Цели:

  • с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность;
  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
  • Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами экспериментирования;
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

  • Создать предпосылки для формирования практических и умственных действий

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания

     

Методы и приемы:

Словесные: чтение отрывка из стихотворения, ситуативный разговор, загадывание загадки про огонь

Наглядные: сюжетные картинки, жетоны, медали, иллюстрации доброго и злого огня.

Практические: игровая ситуация, проблемная ситуация, опыты.

Оборудование: металлический поднос, свечи, кусок ткани, стакан с водой, баночки с песком, с землей, тарелочка, стекло, железная ложка, три баночки разного размера.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание альбомов, картинок.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я пришла на работу и у нашей двери увидела, вот эту красную коробку, на ней лежала записка, в которой написано: «для детей старшей группы». Давайте, посмотрим, что там лежит?

Дети и воспитатель открывают коробку и смотрят, что там внутри.

Воспитатель: Ребята, скажите, что это за предметы?

Дети называют предметы (каска, огнетушитель).

Воспитатель: Ребята, а кому могут принадлежать эти предметы.

Дети: Пожарному.

Воспитатель: Правильно это пожарный (показ картинки). Скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно, когда случается пожар - это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Пожарный должен быть смелым сильным, храбрым, ответственным.

Воспитатель: Почему возникают пожары?

Дети: Пожары возникают потому, что не соблюдают правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Где может возникнуть пожар?

Дети: Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: Правильно, сейчас я загадаю вам загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он со злости ест дрова,

Может, час, а может, два,

Ты его не рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Дети: Это огонь.

Воспитатель: Как вы думаете, огонь- ваш друг или враг?

Дети: Огонь наш враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, лес. Могут погибнуть люди.

Воспитатель: Правильно, вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, детям тоже нужно этому учиться. Неужели огонь всегда злой?

Дети: Наверное, нет.

Воспитатель: Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?

Дети: В лесу можно погреться у огня, приготовить еду.

Воспитатель: Чтобы огонь приносил нам пользу и радость. Что нужно делать?

Дети: Нужно правильно с ним обращаться.

Дидактическая игра  «Огонь –друг, огонь-враг» (детям предлагаю взять жетоны, на которых  изображены улыбающиеся и злые человечки. При помощи этих жетонов дети делятся на две команды).  Одной команде предлагаю взять карточки, где огонь приносит пользу, другой команде карточки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастье. Дети размещают свои картинки напротив «злого и доброго» огня и объясняют свой выбор, после игры.

Воспитатель: Ребята, если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

Дети: По номеру «01» (раздаю детям набор цифр и предлагаю выложить номер «01»)

Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Дети: Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию и телефон.

Воспитатель: Дым и огонь не к добру, так и знай,

                         Взрослых на помощь, скорей призывай

                         И в «01» поскорее звони:

                         Срочно пожарных! Помогут они!

Физминутка «Хорошо, что есть друзья..»

Воспитатель: Ребята, сейчас я вас хочу пригласить в нашу лабораторию, где мы проведем несколько опытов с огнем. Повторяем правила поведения в лаборатории и приступаем к опытам.

Опыт №1 «Какой он огонь?»

Зажигаю свечки и предлагаю детям посмотреть на огонь (ответы детей).

Вывод: Огонь бывает разный: Огонь от свечи- снизу голубой, в середине серый, вверху желтый. Огонь- друг: исходит тепло, греет. Враг: можно обжечься.

Опыт№2 «Огонь дышит»

На столе стоят три баночки разного размера, предлагаю детям накрыть баночками свои свечи и посмотреть, что произойдет? Сначала огонь погас под маленькой баночкой, затем под средней и под большой в последнюю очередь.

Вывод: Воздух под банкой сгорел, значит, огонь дышит. Воздух помогает огню гореть (дышать), значит, чтобы потушить огонь, надо не дать ему дышать.

Опыт№3 «Пожары загрязняют воздух».

Предложить детям поднести к пламени тарелку, стекло и ложку, подержать немного над огнем, посмотреть, что произошло?

Вывод: Опыт показывает, что в результате горения образуется копать, которая загрязняет воздух и вредит здоровью.

Опыт №4 «Тушение огня»

Предложить детям при помощи воды, песка, земли и плотной ткани, потушить огонь.

Вывод: Выяснили, что огонь тухнет, если полить его водой, засыпать землей, или песком, а также накрыть плотной, тяжелой тканью.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? (да)

Ребята, что мы с вами сегодня узнали нового на занятии (ответы детей).

Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, узнали, что огонь бывает не только злым, но и добрым. И если соблюдать правила безопасного поведения с огнем, то не будет не ка кой беды. А ящик, который мы с вами нашли, он не простой- это пожарный ящик для песка, он нам пригодится и останется у нас в группе. Я вам приготовила сюрприз-вот эти медали. Я думаю вы можете стать настоящими пожарными. Дарю детям медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимняя прогулка в старшей группе «Светлячок» (с элементами экспериментирования, определение возраста ели)

Цель: Воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть прекрасное во всем, что нас окружает. Расширить и закрепить знания отличия живой ели от искусственной. Дать понять, что зимой деревья нео...

Зимняя прогулка в старшей группе «Светлячок» (с элементами экспериментирования, свойства снега). Конспект№1

Цель: Закрепить знания о зимних явлениях, вызвать положительнее эмоции. Развивать познавательные интересы, желание экспериментировать, делать выводы. Вызвать радость от открытий, развивать мышление, ф...

Конспект занятия в старшей группе "КАк встречают Новый год в других странах"

Цель: ознакомление дошкольников с жизнью и бытом народов мира.Задачи:Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира.Обобщить знания детей о правилах этикета...