Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»
консультация по обж (старшая группа)
Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному
развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск
Консультация для воспитателей
«Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Пунгина Е.А.
«Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»
У детей дошкольного возраста повышенная двигательная активность и хорошие физические возможности, которые сочетаются с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту, то есть дома. Причинять вред жизни и здоровью детей могут различные режущие, колющие предметы, спички, горячая вода, электрический ток, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия, острые углы, окна и многое другое, которые хранятся в доступных для детей местах.
Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:
Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Б.
Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; «Волк и семеро козлят»и др.
Дидактическая игра - средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Игры дают возможность:
·познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
·учить различать потенциально опасные предметы;
·сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
·познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является театрализованная деятельность. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту, а так же развивает монологическую и диалогическую речь.
Работу по формированию основ безопасности у детей нужно проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.
Актуален и очень эффективен метод проектов:
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
Тематика проектов может быть разнообразной, например: «Берегись бед, пока их нет», «В мире опасных предметов», «Путешествие в большой мир» , «Полезные, но опасные»и др.
Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового
материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Маленькая спичка, большое горе», «Можно - нельзя», «Убережем детей от беды.
Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения дома,
Изобразительная деятельность. Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. «Деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, запомнить.
Большую роль играет при этом создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Уголок безопасности, который содержит различные наглядные и практические материалы. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии.
Игрушки и игровое оборудование:
Набор игровой «Больница», машина скорой помощи, опасные предметы, инструменты, набор строителя, пожарная машина, набор для тушения пожара, костюмы врача и пожарного, куклы, домик, коляски, напольный конструктор
Наглядно-дидактические пособия: карточки с опасными ситуациями дома, с опасными предметами, плакаты, катринки для составления рассказа с определением причинно-следственных связей, картинки с изображением комнат в квартире, опасные места в квартире.
дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний», «Назови одним словом», «Так - не так», «Собери картинку», «Раз, два, три – опасную ситуацию определи» и др.;
развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей» и др.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
Познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Деятельность ребенка является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Большое внимание в ДОУ должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.
Правила безопасности жизнедеятельности для детей, безусловно, должны прививаться совместно с родителями. Следует проводить активную работу с родителями, чтобы они на практике закрепляли у детей знания о правилах безопасного поведения дома. Необходимо вовлекать в процесс обучения родителей, которые должны в домашних условиях проводить беседы со своими детьми о безопасности; устраивать семейные конкурсы, в которых могли бы участвовать дошкольники и их родители.
Организуя столь важную работу по профилактике детского бытового травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр повышает их ответственность.
Формы работы с родителями.
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
Цель: - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту,
- выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и
психофизиологических особенностей,
- выявление знаний самих родителей о правилах безопасного поведения в быту,
- выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту, с приглашением работников милиции, медиков.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом-территория безопасности для детей».
4. Практический семинар «Обучение Правил безопасного поведения в быту посредством игр».
5. Презентация материалов для родителей.
6. Фотовыставка.
17. Консультации:
-«Как научить ребенка не попадать в опасные ситуации в помещении»
-«Вы, ребенок и дом»
-«Предметы, требующие осторожного обращения»
-«Пользование электричеством для детей и взрослых»
-Показ открытых мероприятий
11. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного поведения»
12. КВН – совместное мероприятие с детьми.
Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения в быту.
Работая с родителями, мы не устаем повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок, важен личный пример.
Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению
« Безопасности».
Грамотно интегрируя образовательную деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи, а так же при тесной работе с родителями мы сохраним жизнь и здоровье детей, сформируем правильное отношение к опасным ситуациям в доме, воспитаем привычку правильно пользоваться предметами быта и воспитаем готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде
Консультация для воспитателей.Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде ...
Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...
Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»
Консультация для воспитателей«Организация работы с детьми в летний период»...
Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»
quot;Организация работы с детьми по ПДД"...
Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»
Основная задача взрослых — привить детям культуру безопасного поведения, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков. Использов...
Консультация для воспитателей "Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения"
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной работе по обучению детей правилам дорожного движения....
Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми в летний оздоровительный период»
Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.Содержание педагогической работы в этот период должно быть ...