Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»
консультация по обж (старшая группа)

Пунгина Екатерина Анатольевна

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного  безопасного поведения в быту»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск

Консультация для воспитателей

«Организация работы с детьми по формированию осознанного  безопасного поведения в быту»

                                                                              Подготовила:

                                                      Воспитатель первой

                                                                     квалификационной категории

                                           Пунгина Е.А.

«Организация работы с детьми по формированию осознанного  безопасного поведения в быту»

У детей дошкольного возраста повышенная двигательная активность и хорошие физические возможности, которые сочетаются с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту, то есть дома. Причинять вред жизни и здоровью детей могут различные режущие, колющие предметы, спички, горячая вода, электрический ток, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия, острые углы, окна и многое другое, которые хранятся в доступных для детей местах.

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Средства ознакомления детей с основами безопасности


Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:

Художественная литература  заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Б.

Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»;  «Волк и семеро козлят»и др.

Дидактическая игра -  средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Игры дают возможность:

·познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

·учить различать потенциально опасные предметы;

·сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

·познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является театрализованная деятельность. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту, а так же развивает монологическую и диалогическую речь.

Работу по формированию основ безопасности у детей нужно проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.

Актуален и очень эффективен метод проектов:

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

Тематика проектов может быть разнообразной, например: «Берегись бед, пока их нет», «В мире опасных предметов», «Путешествие в большой мир» , «Полезные, но опасные»и др.

Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового

материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Маленькая спичка, большое горе», «Можно - нельзя», «Убережем детей от беды.

Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения дома,

Изобразительная деятельность. Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. «Деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, запомнить.

Большую роль играет при этом создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Уголок безопасности, который содержит различные наглядные и практические материалы. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии.

Игрушки и игровое оборудование:

Набор игровой «Больница», машина скорой помощи, опасные предметы, инструменты, набор строителя, пожарная машина, набор для тушения пожара, костюмы врача и пожарного, куклы, домик, коляски, напольный конструктор

Наглядно-дидактические пособия: карточки с опасными ситуациями дома, с опасными предметами, плакаты, катринки для составления рассказа с определением причинно-следственных связей, картинки с изображением комнат в квартире, опасные места в квартире.

дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний», «Назови одним словом», «Так - не так», «Собери картинку», «Раз, два, три – опасную ситуацию определи» и др.;

развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей» и др.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

Познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Деятельность ребенка является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Большое внимание в ДОУ должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.

Правила безопасности жизнедеятельности для детей, безусловно, должны прививаться совместно с родителями. Следует проводить активную работу с родителями, чтобы они на практике закрепляли у детей знания о правилах безопасного поведения дома. Необходимо вовлекать в процесс обучения родителей, которые должны в домашних условиях проводить беседы со своими детьми о безопасности; устраивать семейные конкурсы, в которых могли бы участвовать дошкольники и их родители.

Организуя столь важную работу по профилактике детского бытового травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр повышает их ответственность.

                           

Формы работы с родителями.

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

Цель: - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту,

- выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и

психофизиологических особенностей,

- выявление знаний самих родителей о правилах безопасного поведения в быту,

- выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту, с приглашением работников милиции,  медиков.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом-территория безопасности для детей».

4. Практический семинар «Обучение Правил безопасного поведения в быту посредством игр».

5. Презентация материалов для родителей.

6. Фотовыставка.

17. Консультации:

-«Как научить ребенка не попадать в опасные ситуации в помещении»

-«Вы, ребенок и дом»

-«Предметы, требующие осторожного обращения»

-«Пользование электричеством для детей и взрослых»

-Показ открытых мероприятий

11. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного поведения»

12. КВН – совместное мероприятие с детьми.

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения в быту.

Работая с родителями, мы не устаем повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок, важен личный пример.

Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению

« Безопасности».

Грамотно интегрируя  образовательную деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи, а так же  при тесной работе с родителями мы сохраним жизнь и здоровье детей, сформируем правильное отношение к опасным ситуациям в доме, воспитаем привычку правильно пользоваться предметами быта и воспитаем готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде

Консультация для воспитателей.Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде                          ...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация работы с детьми в летний период»...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Основная задача взрослых — привить детям культуру безопасного поведения, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков. Использов...

Консультация для воспитателей "Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения"

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной работе по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми в летний оздоровительный период»

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.Содержание педагогической работы в этот период должно быть ...