Консультация для педагогов "Формирование основ ПДД у детей дошкольного возраста"
консультация по обж

Консультация для педагогов "Формирование основ ПДД у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Формирование основ ПДД у детей дошкольного возраста»

Дорожное движение едино для всех детей дошкольного возраста, посещающих школу и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил.

В правилах нет термина «улица», есть «дорога», нужно стараться избегать  этого термина. Можно его использовать в качестве названия улицы в населенном пункте или пояснить: «Иногда дорогу в населенном пункте называют улицей, но в правилах она называется дорогой».

 Правила еще в 30-х годах прошлого века исключили термин «шофер», а ввели термин «водитель».  Многие воспитатели называют автомобиль «машиной», но есть швейная машина, стиральная и т.д., а правила дают определение «транспортное средство». Одним из его видов является автомобиль, он может быть грузовым и легковым. Показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно нужно показывать разницу при движении: игрушка-автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении.

 Необходимо обращаться к детям нормальным языком, а не детским, уменьшительным: автомобильчик, светофорчик и т.д.

 Чтобы не искажать реальную картину дорожного движения; не использовать картинки по правилам дорожного движения в стиле  смешных комиксов, они привлекают и развлекают детей, но отвлекают от основной задачи - увидеть и осознать реальную опасность на дороге.

При движении, в темное время суток надо приучить ребенка надевать яркую одежду, а если есть возможность - прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать одежду, школьные ранцы, кроссовки и другой материал из светоотражающих материалов.

Для того, чтобы определить уровень сформированности представлений детей о безопасном поведении на дороге, необходимо провести  диагностическое обследование. Затем разработать и составить перспективный план проведения интегрированных мероприятий по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

В первой младшей группе необходимо знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определять, из каких частей состоят автомобили.

 Необходимо обучать различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный - зелёный» пояснить, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если - зелёный - повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Следовательно, в игровой уголок необходимо поместить:

  •    Набор транспортных средств
  •    Иллюстрации с изображением транспортных средств
  •    Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  •    Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
  •    Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе детей необходимо  знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

 Большое внимание необходимо  уделять  развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо учить различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».

 Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, необходимо знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.         Необходимо закреплять умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомить с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».

 Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  •    Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут      пассажиры», «Найти такую же картинку».
  •    Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть
  •    Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым должен стать разговор о пешеходном переходе и его назначении, дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).

 Дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.         Закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», необходимо  знакомить детей с местами движения машин и людей, отрабатывать навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

 В уголке безопасности дорожного движения обязательно следует поместить:

  •    Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
  •    Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор».
  •    На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке необходимо обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Необходимо по схеме рассказывать, как наиболее безопасно идти в детский сад, а потом и в школу. Нужно учить ребенка разбираться в схеме микрорайона вокруг детского сада; учить не только самим правильно вести себя в дорожной обстановке, но и управлять направлением движения своих друзей, делать им замечания (не посмотрел направо, отвлекаешься)

После того как изучены сигналы светофора, необходимо переходить к изучению сигналов регулировщика. Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение. Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика, и в каком направлении разрешено движение пешехода. Необходимо используйте детей для показа сигналов регулировщика, им это нравится.

 Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».

 Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  •    Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
  •    Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
  •    Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
  •    Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В старшей, а затем в подготовительной группе детям необходимо получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо познакомить с обязанностями пассажира, при этом различают следующие моменты:

- поведение пассажира на остановке общественного транспорта - стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.

- поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проходить внутрь салона.

- поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон, заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.

- поведение при выходе - первыми  выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки транспортного средства не вставать и не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.

 В подготовительной группе необходимо ребят необходимо познакомить с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка необходимо усложнить:

  •    Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать   импровизированный телевизор, или компьютер)
  •    Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим    экзамен по ПДД.

Во всех группах необходимо  иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор, видеофильмов по различным темам.

В конце  учебного года в каждой возрастной группе необходимо провести итоговое мероприятие в разнообразных формах: театральные постановки, праздники и развлечения,  викторины, конкурсы, целевые прогулки и экскурсии.

Большое значение в формировании безопасного поведения детей на дороге, имеет положительный пример в поведении взрослых, поэтому необходимо уделять  значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания, разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Необходимо сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Необходимо использовать следующие направления работы с родителями:

- организацию собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

- ознакомление родителей с работой детского сада по основам безопасного поведения   (открытые  занятия,  консультации (приложение №6));

- организацию различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием  профессионального опыта сотрудника ГИБДД);

- включение в работу по созданию предметной развивающей среды, подготовке праздников, театрализованных представлений, командных соревнований, разработке схемы маршрута «Мой безопасный путь домой»;

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия различные общие мероприятия);

- анкетирование  родителей,  анализ   полученных   результатов;

- информация в "уголках родителей". Уголок может быть оформлен так:

  • Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее).
  • Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
  • Книжка-раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например: «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка», «Внимание – мы ваши дети!» и др.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

  • Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
  • Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
  • Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
  • Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения.
  • Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями

 Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги дошкольного учреждения систематически и планомерно изучали с детьми Правила дорожного движения. Результаты анкетирования показали, что многие  из них убеждены, что только совместная работа детского сада и семьи обеспечит усвоение необходимого опыта безопасного поведения на дороге.

 По данной теме необходимо проводить работу с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями и условиями работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения:

- практические и теоретические консультации «Организация поездки детей в автобусе», «Типичные ошибки при обучении детей ПДД и т.д.);

- проведение инструктажей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- открытые занятия для педагогов;

- организация семинарских занятий, круглых столов, конференций, викторин, педсоветов;

- организация развивающей предметно – пространственной среды;

- проведение психолого-педагогических тренингов;

- организация конкурсов (на лучшее мероприятие с детьми и родителями и т.д.).

         Интегрированный подход  в педагогическом процессе, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города результативен, так как у детей повышается  интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. У них появляется стремление заниматься разными видами деятельности: познавательной, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой. Дошкольники не только приобретут новые знания правил дорожного движения, но и успешно будут применять их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....

Консультация на тему: «Формирование основ краеведения у детей дошкольного возраста»

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений...

Консультация для педагогического совета "Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста"

Очень важно подготовить каждого ребенка к сложным, а иногда опасным жизненным ситуациям.Необходимо дать знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте в лесу и т.д....

Консультация "Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста 2-7 лет"

Консультация "Формирование основ безопасности у    детей дошкольного возраста 2-7 лет"...

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности! Большое внимание уделяется формированию у них основ безопасности пове...

Консультация: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном разви...