Модельно-макетное дидактическое пособие "Опасная дорога"
материал по обж (старшая группа)
Мадельно-макетное дидактическое пособие "Опасная дорога" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.docx | 981.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 100 « Незабудка»
Модельно-макетное дидактическое пособие «Опасная дорога»
Модельно-макетное дидактическое пособие «Опасная дорога»
представляет собой макет опасного участка одной из дорог
города Прокопьевска, с электронными светофорами, фонарями,
с набором дополнительных знаков, комплектом автомобилей и специального транспорта для обучения старших
дошкольников правилам дорожного движения.
Актуальность применения макета
Обучение детей правилам дорожного движения с раннего возраста
просто жизненно необходимо. Дети еще не умеют в должной степени
управлять своим поведением, поэтому они безмятежно выбегают
на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются
на пути у другой. В целях профилактики дорожно-
- транспортного травматизма был изготовлен макет по ПДД
«Опасная дорога», на котором представлен один из самых
опасных участков города Прокопьевска. Макет позволяет
трансформировать полученные знания в игру, насыщая
детскую жизнь новыми впечатлениями и
стимулируя детское творчество и
воображение.
.
Новизна
Новизна модельно-макетного дидактического пособия состоит
в том, что оно оборудовано электронным тумблером для
включения и переключения сигналов светофоров и фонарей.
Также макет накрывается куполом для проведения опытов
со светоотражательными элементами и моделирования
дорожных ситуаций в темное время суток.
Практическая значимость инновационного макета
Не всегда дети могут теоретические знания применить на
практике. Макет «Опасная дорога» дает возможность детям
рассмотреть и проиграть различные дорожные ситуации,
возникающие на улицах города, при соблюдении и
несоблюдении правил дорожного движения. Дети
смогут в игре закрепить значения знаков, сигналов
светофора, виды транспорта, освоить правила
дорожного движения для пешеходов
и для водителей.
Цель
Формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности через передачу детям знаний
о правилах дорожного движения.
Задачи
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением
и сигналами светофора, значением дорожных знаков,
учить понимать их схематическое изображение для правильной
ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
4. Развивать у детей навыки и умения наблюдения за
дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное
выполнение ПДД, культуру поведения
в дорожно- транспортном процессе.
Дидактические игры по ПДД
1. «Проезжая часть»
Задачи. 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и
водителя в условиях улицы.
2. Закрепить представление детей о светофоре.
3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные),
предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестками, светофорами, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители,
набор дорожных знаков.
Ход игры. Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол
дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на
регулируемом перекрестке на зеленый сигнал светофора
куклы переходят улицу, на желтый - останавливаются,
ждут, на красный - продолжают стоять. Затем куклы идут
по тротуару до пешеходного перехода, обозначенного
знаком, и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей)
Воспитатель показывает детям дорожные знаки:
«Светофорное регулирование», «Осторожно, дети!»,
«Пешеходный переход», «Подземный переход»,
«Въезд запрещен», «Место остановки автобуса»
«Движение прямо», «Движение направо»,
«Подача звукового сигнала запрещена».
Дети объясняют, что обозначает каждый знак, правильно
расставляют их на макете, разыгрывают дорожные ситуации.
За правильный ответ каждый ребенок получает фишку.
По количеству фишек засчитываются набранные очки,
определяется победитель. Победителей награждают
призами.
2. «Знакомая улица»
Задачи. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на
улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Материал: макет улицы, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры,
дорожные знаки.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд
вопросов.Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям: Какие дома на нашей улице? Какое движение на нашей
улице - одностороннее или двухстороннее? Где должны ходить пешеходы?
Где должны ездить машины? Что такое перекресток? Где и как нужно его
переходить? Что обозначает пешеходный переход? Как регулируется
движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Какие дорожные
знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены? Для чего нужен
пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в
автобусе? Можно ли играть на проезжей части дороги?
Далее воспитатель предлагает одному ребенку «проехать» по улице,
соблюдая правила дорожного движения, а другому - выполнить
роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился со своей ролью,
не нарушая ПДД.
3. «Поставь дорожный знак»
Задачи. 1.Учить детей различать следующие дорожные знаки:
«Прямо», «Направо», «Налево», «Место стоянки», «Пешеходный
переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания».
2.Развивать внимание, навыки ориентировки на макете.
Материал: дорожные знаки, макет, с пешеходными
переходами, административными и жилыми зданиями,
автостоянкой, перекрестком.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть макет улицы, рассказать,
что они на нем видят. Расставить нужные дорожные знаки.
Например, у школы – знак «Осторожно, Дети!»,
у кафе - «Пункт питания», на перекрестке – знак
«Пешеходный переход». Выигрывает тот, кто за
определенное время успеет расставить все знаки
правильно.
4. «Найди безопасный путь»
Подготовка к игре: Воспитатель проводит с детьми
предварительную беседу по вопросам:
- Везде ли можно переходить через дорогу?
- Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено
переходить улицу?
- Куда и зачем надо посмотреть при переходе через дорогу?
- Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?
- Для чего на дороге нарисовали «зебру»?
Задачи. Закрепить правила дорожного движения и поведения на
дорогах; развивать мышление, память, внимание,
расширять словарный запас.
Материал: макет улицы (дорожной части), дорожные
знаки, светофор,транспорт (машины легковые, грузовые).
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти
самый безопасный путь от одного пункта до другого.
5. «Путаница»
Задачи. Закрепляь знание знаков дорожного движения,
развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: строительный материал (кубики, кирпичики,
призмы и др.), дорожные знаки, волшебные шапочки.
Подготовка к игре. Воспитатель заранее на макете расставляет
знаки неправильно. Затем рассказывает детям историю про то,
как злые волшебники навели в городе беспорядок и просит помочь
исправить положение.
Ход игры: Дети, превратившись в знатоков ПДД,
расставляют знаки правильно. Объясняют, «что» они делают и
«почему»?
6. «Дорожный экзамен»
Задачи. Обучать правилам дорожного движения и поведения
на дороге, развивать мышление, память, внимание, речь.
Материал: макет, дорожные знаки, расставленные на
проезжей части дороги, игрушка – автомобиль.
Ход игры: Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на
право вождения автомобиля. Он едет на машине по дороге и,
завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать.
Например: впереди знак скользкая дорога.
Надо ехать медленно, осторожно, не обгоняя другие машины.
7. «Выполни поручение»
Задачи. Закреплять правила дорожного движения, развивать
ориентировку в пространстве, внимание, мышление,
память, умение выполнять команду в заданной
последовательности.
Материал: макет, набор дорожных знаков, в том числе
знаки, обозначающие «станции» (столовая, железнодорожный
переезд, детский сад, школа, больница и др.), машинки.
Подготовка к игре: макет и расстановка изученных знаков.
Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание
съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается
обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить
к железнодорожному переезду, затем поешь в столовой».
Ребенок должен выполнить задания в заданной
последовательности. Постепенно количество
одновременно данных поручений возрастает.
8. «Как проехать?»
Задачи. Закреплять правила дорожного движения, развивать
ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память,
умение выполнять команду в заданной последовательности.
Материал: макет, знаки «Движение прямо»,
«Движение направо», «Движение налево».
Подготовка к игре. Макет со знаками «Движение прямо»,
«Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты
отправления и назначения.
Ход игры: Дети должны правильно проехать к пункту
назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее,
не нарушая правил дорожного движения.
9.Опыт «Нужны ли пешеходам фликеры?»
Задачи. Доказать детям опытным путем, что
светоотражательные элементы, т.е. фликеры светятся в темноте
при попадании на них света и помогают пешеходам
обозначить себя на дороге в тёмное время суток.
Материалы: макет улицы с включенными фонарями,
игрушечный автомобиль с горящими фарами, фонарик,
куклы-пешеходы с фликерами и без них.
Ход опыта. 1.Воспитатель накрывает макет куполом, просит
детей рассказать о том, что они видят на макете в темноте?
Видны ли пешеходы? Автомобили?
2. Затем воспитатель включает фонари и фары у машины.
Просит детей рассказать, что изменилось? Видно ли
теперь пешеходов (без фликеров)?
3. Наконец воспитатель помещает на макет пешехода с
фликером, направляет фары автомобиля(свет фонарика)
то на него, то в другую сторону. Дети анализируют
увиденное, делают вывод о том, зачем нужны фликеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "ДОРОГА"
Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, пешеходов и предметов, насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать...
Дидактическая игра «Дорога для машин» для детей 3–4 лет
Программное содержание: Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с легковым, грузовым транспортом; машинами специального назначения. Развитие мелкой моторики рук....
Дидактическая игра "Дорога к дому" для детей 2-3 лет.
Описание дидактической игры на формирование сенсорных эталонов в детей 2-3 лет. Опознавание и различение 4 основных цветов....
Дидактическая игра "Дорога"
Дидактическая игра "Дорога" по формирования безопасноти детей вблизи дороги...
Дидактическое пособие "Дорога ПДД".
Данный материал может пригодиться воспитателям ДОУ....
Дидактическая игра "Дорога для машины"
https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_doroga_dlya_mashini_174909.html...
Статья : Модельно-макетное дидактическое пособие " Опасная дорога"
В сборнике "Казначеевские чтения" опубликовала статью мадельно-макетного пособия "Опасная дорога" по обучению детей правилам дорожного движения...