Методическая разработка НОД с детьми старшей компенсирующей группы с нарушением зрения "Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Практическая значимость представленного материала заключается в проявлении внимания детей и родителей к проблеме пожаробезопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ni_nochyu_ni_dnem_ne_baluysya_s_ognem.docx330.43 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28  Пушкинского района ,Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________________

«Пожар легче предупредить, чем потушить». Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрослого человека. Помочь ребятам научиться обеспечивать свою безопасность должны родители и педагоги дошкольного образования. Поэтому важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать основы безопасного поведения.

        Городской конкурс методических материалов «За безопасное детство»

        среди педагогов образовательных учреждений Санкт – Петербурга

                              на Кубок ГБОУ «Балтийский берег»

                        на 2019 – 2020 учебный год

                               Методическая разработка

                Непрерывная образовательная деятельность

   с детьми старшей компенсирующей группы с нарушением зрения  

          «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!»

                                                                                                     Авторы: воспитатели группы

                                                                        Никишина Антонина Петровна

                                                                                                    Золотарева Татьяна Николаевна        

Цель: расширить знания основ пожаробезопасного поведения.

Задачи:

         Познавательная. Закрепить у детей знания о мерах пожарной безопасности; сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.); знать номер вызова пожарных.

          Развивающая. Развитие умения детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; развитие речи, мышления, памяти через игры, викторины; активизировать и обогащать словарь детей.

         Воспитательная. Воспитывать уважение к людям мужественных профессий; воспитывать  внимательность и дружеские взаимоотношения в играх.

Предварительная работа. Чтение произведений: С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Е.Хоринская «Спичка – невеличка»; Г. Фетисов «Куда спешат красные машины»; К. Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; в уголке книжном картина Л.Соломаткина «Пожар в деревне»; просмотр мультфильмов; загадки, стихи, пословицы; решение кроссвордов, ребусов; детское творчество на противопожарную тему (рисование, лепка, конструирование); моделирование возможных опасных ситуаций, тренинги с телефоном – вызов  ( 01); беседы о труде пожарного; мультимедийная презентация «Пожарная охрана: прошлое и настоящее»; дидактические, подвижные игры; знакомство детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования(песок и лопата; ведро и вода, лом, огнетушитель);совместно с детьми  изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Пожарная часть», «Спасатели»; подготовка памятки для родителей, прослушивание музыкального произведения Г.Свиридова «Укрощение огня» гимн МЧС.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровая, коммуникативная.

 Содержание занятия.

Воспитатель: У воспитателя «Чудесный мешочек»

- Ребята, как вы думаете, что может лежать у меня в мешочке.

Ответы детей

- Послушайте загадку:

        Это темный, темный дом,

        Сто сестричек живут в нем.

        И любая из сестер,

        Может вспыхнуть как костер. (Коробок спичек)

- Правильно. Как, выдумаете о чем сегодня  пойдет разговор?

Дети: Об огне, пожаре.

Воспитатель. Конечно. Ребята, задумывались ли вы  над тем, что шалости со спичками и зажигалками могут привести к пожару. Пожар – это страшная беда, нужно быть очень внимательными и осторожными. А вы внимательные? (Ответы детей)

Предлагаю сыграть в игру.

  • Игра «Если возник пожар»

Дети стоят в кругу. В руках у ведущего воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник игры замедлил с ответом или ответил не правильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит в ведущему.

Ведущий. Раньше, если был пожар,

                  Ввысь взмывал сигнальный шар

                  Этот красный шар недаром

                  Звал пожарных в бой…..?

Ребенок.    С пожаром .. (Передача шара)

        

                  Где с огнем беспечны люди,

                  Там взовьется в небо шар,

                  Там всегда грозить нам будет

                  Злой….

Ребенок.   Пожар. (Передача шара)

Ведущий. Раз, два, три, четыре –

                  У кого пожар…..?

Ребенок.   В квартире. . (Передача шара)

Ведущий. Дым столбом поднялся вдруг,

                   Кто не выключил….?

Ребенок.    Утюг. . (Передача шара)

Ведущий.   Красный отблеск побежал.

                   Кто со спичками…?

Ребенок.    Играл. . (Передача шара)

Ведущий.  Стол и шкаф сгорели разом.

                   Кто сушил белье над…?

Ребенок.    Газом. . (Передача шара)

Ведущий.  Пламя прыгнуло в траву.

                  Кто у дома жег…?

Ребенок.   Траву. . (Передача шара)

Ведущий.  Кто бросал в огонь при этом

                   Незнакомые…?

Ребенок.    Предметы. . (Передача шара)

Ведущий.  Помни каждый гражданин это номер…

Ребенок.    Ноль один. . (Передача шара)

Ведущий.  Дым увидел – не зевай и пожарных…..

Ребенок.   Вызывай. . (Передача шара)

Воспитатель. Вы, действительно внимательны, будем надеяться, что беды с вами не случится.

Появляется новый герой – «Кавардак»

Кавардак. Внимательность, осторожность – глупости все это.

        Я волшебник – Кавардак,

        Читать люблю я книжки

        А любят ли детишки

        Читать как я книжки.

        Узнают ли из каких произведений строки.

        Внимательно слушай, вникай,

        Правильно ты на вопрос отвечай.

  • Литературная викторина        

- Долго, долго крокодил

  Море синее тушил.

  Пирогами и блинами

  И сушеными грибами.   (К.Чуковский «Путаница»)

-  Бежит курица с ведром,

  А за нею во весь дух,

  С помелом бежит петух.    (С.Маршак «Кошкин дом»)

-  Весь чердак уже в огне,

  Бьются голуби в окне,

  Он окошко открывает,

  Из окошка вылетают

  Восемнадцать голубей,

  А за ними – воробей.     (С.Михалков «Дядя Степа»)

-  заклубился дым угарный

   Гарью комната полна.

   На руках Кузьма – пожарный,

   Вынес Лену из огня.         (С.Маршак «Пожар»)

-  Дал приказ он шуре с Витей:

- На средину все гребите!

  Собирайте в кучу сор,

  Мы зажжем сейчас костер!    ( Е.Хоринская  «Спичка – невеличка»)

- Мчится красная машина,

  Все быстрей, быстрей, вперед!

  Командир сидит в кабине

  И секундам счет ведет.      (К.Оленев  «Красная машина»)

Кавардак. Знают дети сказки. А знают ли они кто тушит пожары? Я то знаю: ветер, бензин, бумага, ветки.

Воспитатель. Да ты что Кавардак? Даже ребята знают, кто тушит пожар. (Ответы детей)

                

  • Пальчиковая игра «Уголек»

Выпал на пол уголек            / сжимают и разжимают кулачки

Деревянный пол прожег       /  ладони вниз, шевелят пальчиками

Не смотри, не жди, не стой  /  закрыть ладонями глаза; скрестить руки на груди;

                                                руки опустить вниз.

А залей его водой.                 /  показать, как льют воду из ведра.

Кавардак. Ладно, есть для них у меня сложное задание. Называется «Кроссворд».

  • Дети отгадывают кроссворд.      Приложение № 1

Кавардак. Спрошу -  ка, ребят, знают ли они, что делать при возникновении пожара.

      Ситуация:                                                                      Ответы:        

Обнаружен очаг возгорания

-Покинуть квартиру и позвать на помощь взрослых и позвонить  по телефону  «01»

В комнате много дыма

Пробирайся ползком к выходу

На тебе горит одежда

Падай на пол и катайся

Горит старая трава

Забросай землей, залей водой

Трудно дышать от едкого дыма

Дыши через мокрую тряпку

Воспитатель. Знаешь, Кавардак, наши дети усвоили два «нельзя» - два строгих запрета при угрозе пожара.

Дети. – Нельзя прятаться под стол, под кровать, в шкаф, пытаясь спрятаться от пожара;

          -  Нельзя пытаться потушить пожар самостоятельно.

  • Игра «Разложи по порядку»      Приложение 2

Цель: Ознакомление детей с порядком действий при возникновении пожара.

Используются карточки с изображением :

- Сообщение по телефону «01» о пожаре;

- Эвакуация людей;

- Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это неопасно;

- Встреча пожарных;

- Работа пожарных.

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях. Игра формирует у детей навыки действия в случае пожара.

  • Гимнастика для глаз

1.Мы картинку собирали? Да!                      / кивают головой

   Наши глазоньки устали? Да!

2. Сначала их зажмурим крепко – крепко.  / зажмуривают глаза

3. Потом откроем широко,                           / раскрывают широко глаза

     Как будто удивились.

4. Затем за шариком летящим проследим:   /  проследить за движением указки

     Куда бы он не двигался,

     Глаза следят за ним!        

5.  Теперь ежам мы подмигнем,                      / мигают поочередно глазами

     Сначала правым глазом,

      Левым же потом.

6.  А сейчас – двумя глазами вместе.           / мигают двумя глазами одновременно.

     

   

Кавардак. У меня есть еще задание для ребят. Хочу посмотреть какие они у вас быстрые и дружные.

  • Игра – эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре»

Дети делятся на две команды. Нужно добежать до телефона , пройдя препятствия (пробежать змейкой; проползи в туннеле), набрать нужный номер, сообщить о пожаре называя адрес.

Воспитатель. Наши дети знают много пословиц и поговорок о пожаре.

Кавардак. Так я тоже знаю! Например: «Пожар слепой, потушит его любой»!

Дети. Неправильно!!!

  • Дети рассказывают пословицы.

  - Пожар слезой не потушишь

  - Искра мала, а велик пламень родит

  - Огонь хороший слуга, но плохой хозяин

  - Спичка – не игрушка, огонь – не забава

  - Не имей привычки носить в кармане спички

  - Чтобы с пламенем бороться умело, надо знать пожарное дело.

  • «Объяснялки»

Воспитатель. Есть такая фраза у народа «Забить (бить) тревогу»

                Как ты думаешь, что она означает?

Кавардак.   Взять молоток, да забить гвоздь!

Воспитатель. Ты очень ошибаешься. Ребята тебе сейчас расскажут, что означает это выражение.

Дети.     «Забить тревогу» - это когда что – то опасное происходит. Нужно звать на помощь, громко кричать или  просить полицейского помочь.

Воспитатель.  А я дополню высказывания детей: В старину на Руси, в случае опасности или возвещения о важных событиях, били в колокола или барабан. Отсюда и возникло это выражение. «Забить (бить) тревогу» - значит обращать всеобщее внимание, просить о помощи в случае грозящей опасности, стремясь предупредить ее.

                «Пожар! Горим! – кричал петух.

                 Пора забить тревогу!

                 Скорее все, кто слышит нас,

                 Бегите на подмогу!»

Дети рассказывают правила поведения при пожаре:

  • Правило «Не поддавайся панике. Не прячьтесь при пожаре»

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают ноль – один.

Если к вам придет беда –

Позвони скорей туда.

Не забудь назвать при этом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком.

И еще сказать: «Даю

Вам фамилию свою;

Так же номер телефона, у которого стою»

А если нету телефона,

Позови людей с балкона.

  • Правило «Не позволяй другим нарушать правила пожарной безопасности»

Если где – то малыши

Жгут чего – то от души,

Или кто окурок бросил,

Огонек не потушив;

Если твой любимый друг,

Взрыв задумал сделать вдруг,

Или младшая сестренка

Ухватилась за утюг

Малышей найди в дыму,

Расскажи им, что к чему,

Расскажи им о пожарах,

Что известно самому.

Спросите бабушку и деда,

Спросите братьев и сестер

Пускай расскажут по секрету,

Как получается костер.

Кавардак.  Спасибо, ребята, за хорошие советы. Я многое узнал у вас на занятии и всем рассказывать буду о том, что дети старшей группы знают правила поведения и как действовать во время пожара, знают литературные произведения по теме, внимательные и дружные. Я уверен, что в трудной ситуации вы сумеете поступить правильно.  Я вам дарю раскраски вы, их раскрасите дома вместе с родными, и расскажите всем своим близким, соседям, друзьям, знакомым, что нужно знать об огне, чтобы не произошла беда.

Еще раз большое спасибо и до встречи, а сейчас бегу рассказать другу про то, что узнал. До свидания. (уходит).

                                                                                               

                                                                   Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\НОД пожарная\кроссворд.jpeg

По горизонтали:1Если пламя вспыхнет вдруг, есть у нас надежный друг, он всегда на видном месте, пламени душитель, дыма укротитель; 2. Голубой огонек, нам обед сварить бы мог; 3. Если дом горит, тогда, пригодится нам…;4. Он горючий, он летучий, для машин необходим. Но опасен он бывает и пожары вызывает; 6. Она помощница моя, на ней обед готовлю я, конфорки зажигаю, борщ варю, котлеты жарю.( Ответы: Огнетушитель, Газ, Пожар, Вода, Плита, Бензин)

По вертикали:1. Шипит и злится, воды боится, с языком а не лается, без зубов, а кусается; 7. Схоронилось солнышко в маковое зернышко, пробежит по земле – вспыхнет весело во мгле; 8. То назад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь – горе, продырявит море.  (Ответы: Огонь, Спички, Утюг)

                                                             

                                                                                         Приложение 2                                                                                  

                                  Список используемой литературы

  1. Н.А. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина  «Безопасность», «Детство – пресс» 2004г.
  2. К.Ю. Беляева, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников», М Просвещение, 2001г.
  3. Л.Б. Беляева, В.В.Груздев «Азбука пожарной безопасности», Санкт – Петербург, ПРГПУ им. Герцена, 2009г.
  4. О.А. Скоролупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО», Издательство «Скрипторий 2003», 2016г.
  5. Т.А. Шорыгина «Безопасные сказки», ОО  «ТЦ «Сфера», 2014г.

                                                                        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем.

Занятие по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста вести себя в ЧС....

Интерактивная тематическая беседа с детьми средней логопедической группы "Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем"

 Безопасность детей - что может быть важнее этого. Задача педагога не только защитить ребенка от опасностей, но гораздо важнее научить его не допустить непоправимой беды. Ежегодно, весной ...

Конспект занятия по ОБЖ для старшей группы "Ни ночью ни днем не балуйся с огнем"

Конспект по пожарной безопасности для старшей группы с проведением экспериментов...

Методическая разработка занятия с детьми старшей-подготовительной группы по познавательному развитию на тему Все профессии важны, все профессии нужны

Методическая разработка занятия с детьми старшей-подготовительной группы по познавательному развитию на тему Все профессии важны, все профессии нужны...

Методическая разработка НОД с детьми старшей компенсирующей группы с нарушением зрения "Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем"

Практическая значимость предоставленного  материала заключается в привлечении внимания детей и родителей к проблеме пожаробезопасного поведения; проявлении инициативы родителями в решении задач п...

Буклет для родителей;" Ни ночью ни днем не балуйся с огнем!" - средняя группа

Буклет для родителей: "Ни ночью ни днем не балуйся с огнем!" - средняя группа...

Методическая разработка беседы с детьми старшей/подготовительной группы «Что такое добродетель? О добре и доброте. Добрый ли ты?»

Методическая разработка беседы  с детьми старшей/подготовительной группы «Что такое добродетель? О добре и доброте. Добрый ли ты?»...