Беседа по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы пришли на водоем»
учебно-методический материал по обж (старшая группа)
Этот материал поможет детям узнать новое о поведении на водоёмах зимой, а так же закрепитть уже знакомые правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста
«Мы пришли на водоем»
Поговорим сегодня о безопасном поведении у водоемов зимой и летом. Какие водоемы вы знаете? Это реки, озера, пруды, моря.
Может быть, вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. А в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами или потрескивает, выходить на него нельзя. В это время года наиболее опасна середина водоема. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду, и вдруг слышит, что лед начал трещать. Как вы думаете, что следует делать? Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.
Запомните, что даже в самые трескучие морозы на льду водоема надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фермы или фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи.
Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду пруда или озера. Как правильно это сделать? Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая петли на кисти рук. Если у вас рюкзак, его лучше повесить только на одно плечо, чтобы в случае опасности сразу сбросить.
Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя.
Правила безопасности на льду водоема
1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
2. Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы с хрустом и треском.
3. Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце — участки возле берега.
7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:
— наметены сугробы;
— растут кусты;
— трава вмерзла в лед;
— бьют ключи;
— быстрое течение;
— в реку впадает ручей;
— в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.
Представьте, что вы пришли на берег реки или озера летом. Согласитесь, жаркий летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать, потом позагорать на теплом песочке. Умеете ли вы плавать? Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо. Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.
Представьте, что вы приехали на дачу в гости к другу и вместе с ним пошли искупаться на озеро. Как правильно вести себя, чтобы с вами не приключилась беда? Прежде всего, нужно идти купаться в сопровождении кого-то из взрослых, например, папы, мамы или старшего брата. Не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться; осколки стекла; острые жестянки, о которые можно порезать ноги; холодные ключи и глубокие ямы.
Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя.
Иногда, когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги. Это очень опасно! Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть. Еще хочу напомнить вам о том, чтобы вы никогда не ныряли в незнакомых местах и не заплывали далеко на надувных матрасах.
Правила поведения на воде
1. Купайтесь только под присмотром взрослых.
2. Не купайтесь в незнакомых местах.
3. Купаться можно в специально оборудованных местах.
4. Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.
Вопросы
1. Какое место водоема наиболее опасно в начале зимы? Весны?
2. Расскажите, в каких местах водоемов лед бывает менее прочным.
3. Почему нельзя идти по льду там, где бьют ключи, в реку впадает ручей или в воду попадают воды с фермы или фабрики?
4. Что надо делать, если лед под ногами трещит?
5. Почему нельзя купаться в незнакомых местах?
6. Где можно купаться?
7. Почему во время купания нельзя устраивать шумные игры на воде, хватать друг друга за руки и за ноги?
Задания
Нарисуйте и раскрасьте озеро, купающихся детей.
Загадки
Она бежит, струится,
На солнце серебрится.
Склонились молчаливо
Над ней густые ивы. (Река. )
Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут.
Заколдован, будто в сказке,
Старый, тихий ... (пруд).
Мы летим вперед, вперед.
Режем гладкий, ровный лед. (Коньки.)
Мы с горы несемся сами,
В гору же нас тянет Ваня. (Сани.)
Сказка «Добрая Ивушка»
Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.
Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.
Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.
— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?
— С удовольствием! — согласилась другая.
Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.
Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.
Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.
Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.
«Ух, как жарко! — подумала Таня. — Хорошо было бы искупаться в речке».
Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.
«Теплая! Можно купаться», — решила Таня.
Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.
Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:
— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.
Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:
— Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.
— Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.
— Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.
В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.
Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто- то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.
— Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.
— Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.
Таня обернулась и увидела свою бабушку.
— Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.
— Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.
— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.
— Ирочка! Ты плавать-то умеешь?
— Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.
— Ну и хорошо! Только далеко не заплывайте и не шалите в воде!
— Ладно, бабуль, не будем, — пообещала Таня.
И подружки побежали купаться.
Вопросы к сказке
1. Где росла Ивушка?
2. Куда пришли подружки Ира и Таня?
3. Что они стали делать у реки?
4. Почему Ива удержала Таню от купания?
5. Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему?
6. Куда привел девочек листочек Ивы?
7. Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?
8. Почему в воде не следует затевать шумные игры, хватать друг друга за руки, за ноги?
9. Кто присматривал за купанием подружек?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Я б в пожарные пошел»
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту, учить адекватному поведению в случае возникновения пожара....
Презентация к занятию по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Осторожно:огонь!»
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуаци...
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности»
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх часто повторяет поступки и действия взрослого. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательно...
Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»
Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»Цель: Формирование у детей основ проти...
Чтение сказки Т. Шорыгиной « Добрая ивушка». Беседа по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы пришли на водоем»
Данный конспект, поможет в работе по расширению знания детей о правилах безопасного поведения на водоёмах, в природе, на улице; развивать у детей целостное восприятие ок...