Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»
Цель: Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мероприятия "Мы за мир, мы против террора" | 54.5 КБ |
Конспект НОД по ОБЖ "Безопасность на льду" | 64.5 КБ |
Конспект НОД по ОБЖ "Талая вода" | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия на тему « Мы за мир, мы против террора!»
Цель: Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.
Задачи: Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации. Формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов; прививать навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.
Материал: компас, карта леса, телефон, макет вертолета, красочная коробочка.
Действующие лица: Красная Шапочка, Незнакомец, сотрудник безопасности, Серый Волк, Бабушка.
Ход мероприятия: (Выходят дети и читают стихи)
Ребенок: Россия! Русь! Страна моя родная,
Я здесь живу и этим я горжусь!
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я очень низко поклонюсь!
Ребенок: Мы любим твои степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
Мы любим красоту высоких снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ!
Ребенок: И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поём,-
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовём!
(Звучит музыка)
Ведущий: Наша Россия – многонациональная страна. В ней, как и во всём мире, живут люди разных национальностей и народностей, которые всегда стремились к добру и ненавидели зло. Мы должны беречь нашу Родину, охранять от войн и других бед, жить в дружбе и согласии.
Но сегодня поговорим о тех людях, которые не хотят жить в мире и дружбе, им нравится, когда все страдают, умирают, поэтому они начинают придумывать разные способы уничтожения людей. Их называют бандитами-террористами.
Ребенок: Терроризм- это страшное слово,
Это боль, отчаянье, страх,
Терроризм- это гибель живого!
Это крики на детских губах.
Это смерть ни в чём не повинных-
Стариков, женщин, детей!
Это подлое злое деянье
Озверевших, жестоких людей.
Ведущий: В нашей стране за последние десятилетия произошло большое количество страшных террористических актов, совершённые бандитами-террористами. В память об этих событиях в России 3 сентября отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Самое ужасное трагическое событие произошло в городе Беслан (Северная Осетия). Тогда погибло множество детей. Это произошло 1 сентября 2004 года, когда дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей.
Ребенок: Сентябрь в гости постучался, День знаний наступил. Открыла школа детям двери, А террорист закрыл.
Ребенок: В тот день они весело в школу шагали, Было мирное небо над их головой, И о том, что случится, конечно, не знали, Тот праздник для них обернулся бедой.
Ребенок: Спортзал увешанный взрывчаткой, Обвалы крыши, взрывы, дым... И этот день пожаром ярким Мы - люди в памяти храним.
Ребенок: Как разбитая первая школа,
Остались руины в душе у живых.
И цветами усыпано поле,
Где расстреляны души родных.
Ведущий: Несколько дней эти люди находились между жизнью и смертью, не зная, кто из них погибнет в следующую минуту. Многие из них погибли. Среди погибших и пропавших без вести в результате теракта в Северной Осетии сотни детей, пришедших в школу 1 сентября. И был создан памятник, который назвали «Древо скорби Беслана, памятник детям жертвам теракта». В память о погибших во время террористических актов, объявляется минута молчания.
Минута молчания. Звучат колокола.
Ведущий: Каждый должен помнить, что любой человек может вдруг оказаться в трагической ситуации, стать заложником террористов. Поэтому мы с вами должны знать, как предупредить и предотвратить такую ситуацию. А помогут нам в этом сказочные герои.
Звучит музыка, в зал заходит взрослый в костюме Красной Шапочки.)
Красная Шапочка: Здравствуйте, дети. Меня попросила мама сходить в гости к бабушке, у нее сегодня день рождения. Я вас приглашаю пойти к ней вместе со мной.
Ведущий: Дети, пойдем с Красной Шапочкой к бабушке в гости? (дети соглашаются.)
Ведущий: Прежде, чем пойти в гости к бабушке, нужно взять с собой необходимые предметы для безопасности, так как дорога дальняя и путь проходит через лес. Что же нужно взять с собой в дорогу?
Проводится игра «Что нужно взять с собой в дорогу?»
(карту, компас, телефон).
Ведущий: Зачем все это нам необходимо брать?
Дети: Чтобы не заблудиться в лесу.
Красная Шапочка: И подарок с собой для бабушки возьмем. Тогда, в путь-дорогу.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского
Красная Шапочка: Дети, посмотрите, какая красивая коробочка лежит под елочкой. Давайте возьмем ее с собой.
Ведущий: Ребята, разве можно трогать незнакомые предметы?
Дети: Нет!
Ведущий: Правильно, она может таить в себе опасность. Мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится. Ее могут подбросить террористы, а в коробочку положить взрывное устройство. Ребята, давайте расскажем Красной Шапочке, что нужно делать в такой ситуации.
Ребенок: Подозрительный предмет
Если ты найдешь.
Ты к нему не подходи-
Потихоньку обойди.
Чтобы не было беды,
Сразу взрослым сообщи.
Ведущий: Дети, по какому номеру телефона мы звоним, когда что-то нужно сообщить или попросить о помощи?
Дети: 02- служба спасения и 112 – служба МЧС.
Ведущий: Вот нам и пригодился сотовый телефон (Воспитатель достает телефон и набирает номер). Алло, служба безопасности? Это говорит воспитатель детского сада «Сказка». Гуляя с детьми по лесу, мы нашли подозрительный предмет, который находится под елью (обращается к детям). Все, я позвонила. Сейчас специалисты приедут и разберутся, опасный этот предмет или нет.
Красная Шапочка: Ребята, в лесу можно встретить незнакомых людей. А вы знаете как нужно вести себя с такими людьми?
Ребенок: С человеком незнакомым
Ты в беседу не вступай!
Торопись скорее к дому:
Раз, два, три – и убегай!
Ребенок: От конфет, игрушек, жвачки
Ты сейчас же откажись.
Не нужны тебе подачки
Дальше от чужих держись!
Ребенок: Может человек хороший,
Ну, а может и плохой.
Будь с ним вежлив, осторожен,
Помни – человек чужой!
Красная Шапочка: Смотрите, кто-то идет к нам навстречу, какой-то незнакомый человек.
(Подходит человек, одетый в черную одежду)
Незнакомец: Здравствуйте, дети. Куда вы идете? Я могу вас подвезти на своем автобусе, он у меня стоит недалеко отсюда.
Красная Шапочка: Здравствуйте. Извините, но мы пойдем пешком. Нам надо спешить.
Незнакомец: Может, вы, хотите конфет или мороженое? У меня есть много красивых игрушек, я вам их подарю.
Красная Шапочка: Нет, спасибо, мы очень спешим. А игрушек у нас много в детском саду.
Незнакомец: Да, вы, же не в ту сторону идете. Нужно идти не прямо, а свернуть направо.
Красная Шапочка: У нас есть карта и компас. Они не подведут (показывает)
Незнакомец: Я хорошо знаю дорогу, могу вам показать.
Красная Шапочка: Спасибо, мы уже определили в какую сторону нам нужно идти.
(Незнакомец уходит, ворча себе под нос) .
Ведущий: Молодцы, дети. Я вижу, вы очень дружные и знаете, как нужно вести себя с незнакомыми людьми.
Красная Шапочка: Я что-то устала, давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним противоположные.
злой - добрый,
грубый - ласковый,
нападать - защищать,
обижать - заступаться,
война - мир,
страх - смелость,
враг - друг,
угроза – защита
Красная Шапочка: Вот и отдохнули. Пора в путь – дорогу.
(Звучит музыка)
Красная Шапочка: Вот и пришли к моей бабушке (подходит к дому, дергает за ручку, дверь не открывается) .
Ведущий: Что же могло случиться? Почему бабушка не открывает дверь?
Может бабушку взял в заложники Серый Волк? Что же он хочет?
Дети: Он голодный, хочет съесть Красную Шапочку и бабушку.
Красная Шапочка: Что же делать?
Ведущий: Во-первых, постараться успокоиться и ждать помощи. Опытные люди всегда придут на помощь. Сейчас я позвоню и они обязательно нам помогут. По какому номеру будем звонить?
Дети: 112,02
(Звонит по телефону, появляется сотрудник МЧС)
Сотрудник: Что здесь произошло? Что случилось?
Ведущий: В доме Серый Волк держит в заложниках бабушку и требует, чтобы к нему впустили Красную Шапочку.
Сотрудник: Не беспокойтесь, сейчас все уладим. Внимание, внимание! Серый Волк, зачем тебе нужна Красная Шапочка?
Серый Волк: Я очень голоден, хочу съесть бабушку и Красную Шапочку.
Сотрудник: Не ешь их, мы тебе принесли много разных мясных продуктов, только отпусти бабушку.
Серый Волк: А вы меня не обманываете?
Сотрудник: Нет, не обманываем. Посмотри в окно, ты сам все увидишь
(Серый Волк выглядывает в окно) .
Серый Волк: Вижу, отпускаю вашу бабушку.
(Серый Волк выходит, забирает корзину с продуктами и убегает в лес.)
Бабушка: (обращается к сотруднику безопасности) Спасибо вам, что освободили меня от Волка-захватчика .
Красная Шапочка: Здравствуй, бабушка! Познакомься с моими друзьями. Это они помогли мне в трудную минуту и освободили тебя от Серого Волка.
Бабушка: Спасибо, дети, вы настоящие друзья.
Сотрудник: Ребята, вот видите, какие опасные ситуации могут подстерегать вас в жизни, но вы можете в любой момент предотвратить эти ситуации и обезопасить себя.
Ведущий: Всем известна фраза: предупрежден-значит вооружен. Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим. Это может предотвратить страшные последствия. Все мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
Дети купаются в солнечном свете, смотрят, как радуга светит в дали. В мире везде одинаковы дети, радостный мир нужен детям земли.
Ребенок: Мы за мир, мы за дружбу.
Дружбу народов на всей земле.
Мы хотим, чтоб жили дружно
На нашей планете люди все!!
Ребенок: Чтобы солнышко светило,
Чтоб его на всех хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!»
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на водоемах в зимнее время.
Задачи:
Образовательные: Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время). Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.
Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, связную речь детей; умение выслушать товарища, не перебивая; Способствовать развитию осторожности.
Воспитательные: Воспитывать осторожность и осмотрительность к опасным ситуациям; чуткость, отзывчивость.
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за дождем, льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением зимних развлечений, картинки-плакаты о безопасности на льду, мультфильм «Безопасность на льду» («Смешарики»); запись песни «Кабы не было зимы.» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); кусочки льда разной толщины; тарелочки; рисунки детей с изображением безопасного поведения людей на льду.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года. А о каком времени, вы догадаетесь сами, прослушав песню.
(Звучит песня «Кабы не было зимы.» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Воспитатель: О каком времени года поется в песне?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как меняется природа с приходом зимы?
Дети: Земля покрыта снегом, на улице мороз ….
Воспитатель: А вы любите зиму? За что вы её любите? (0тветы детей)
Воспитатель: Зимнее время года – холодное, морозное, но сколько разнообразных развлечений и забав ждёт ребят.
Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,
Меня били, колотили, ледяной водой облили…
И скатились все потом с моего горба гуртом.
Дети: Горка.
Воспитатель: Две новые, кленовые подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги и по большим снегам беги.
Дети: Лыжи.
Воспитатель: Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор его веду.
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.
Дети: Санки.
Воспитатель: На ледяной площадке крик: к воротам рвётся ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!» Весёлая игра ….
Дети: Хоккей!
Воспитатель: Два блестящих братца точно ветер мчатся.
И всю зиму напролёт чертят, режут звонкий лёд.
Летом беспробудно спят и резвиться не хотят.
Дети: Коньки.
Воспитатель: Как называется специально отведенное место для катания на коньках, игры в хоккей?
Дети: Каток.
Воспитатель: Где еще в зимнее время образуется лед?
Дети: На реках, озерах, прудах.
Воспитатель: Наш город стоит на берегу реки. Как она называется?
Дети: Волга.
Воспитатель: Зимой многие дети любят выходить играть на лед реки Волги. Конечно, приятно мчатся на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки, или кататься на санках, коньках. Но всегда ли это безопасно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Только при постоянных сильных морозах лед становится крепким и прочным к середине зимы. На таком льду кататься безопасно. Но в любом случае вы должны делать это с разрешения взрослых. Особенно опасен лед поздней осенью и ранней весной. Давайте посмотрим на рисунки наших ребят, в каких местах на лед становиться опасно.
(Дети показывают свои рисунки и рассказывают о правилах безопасного поведения людей на льду).
Ребенок: Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но выходить на лёд нельзя,
Пока непрочен он, друзья,
Когда есть трещины на нём,
Когда вдруг потеплело днём…
Провалишься – придёт беда:
Зимой холодная вода…
Ребенок: На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Безответственно очень!
Ребенок: Водоёмы опасны: может лёд провалиться,
И спасать вас напрасно вся округа примчится…
Ведь почти невозможно к полынье подобраться –
Из воды будет сложно вас вытаскивать, братцы…
Ребенок: Лёд бывает гладкий, лёд бывает скользкий.
С ветром покатиться на коньках прекрасно!
Но бывает рыхлый, но бывает ломкий,
И тогда кататься очень уж опасно!
Воспитатель: Ребята, помните, что у обрывистых берегов, зарослях камыша, у поваленных деревьев, веток, в местах стоков в реку промышленных вод с фабрик и заводов, под снежными сугробами лед бывает тонким, а значит опасным!
Физкультминутка «Прогулка».
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. шагать на месте
Ручки согревают, хлопки руками
Ручки потирают. трут рука об руку
Чтоб не зябли ножки,
Мы потопаем немножко. топают ногами
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем. Приплясывают
(Звучит музыка, появляется Волшебница-Вода)
Волшебница-Вода: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Это я – Волшебница Вода.
Я - Волшебница Вода
Я на свете всех важней
Я волшебней всех на свете
Я на свете всех нужней.
Вы уже знаете, что я умею превращаться и изменяться. Отгадайте загадку про то, во что я умею превращаться.
Он сковал большую реку, ровный, гладкий — красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.
Дети: Лед.
Вода: Правильно. Сегодня я снова приглашаю вас побывать в моей Лаборатории Воды.
Давайте посмотрим, что у вас лежит в тарелочках?
Дети: Кусочки льда.
Вода: Рассмотрите их, потрогайте. Какие на ощупь льдинки - тёплые или холодные?
Дети: Холодные.
Вода: Одинаковой ли толщины льдинки?
Дети: Нет.
Вода: Есть разные кусочки льда: толстые и тонкие. Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку?
Дети: Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть.
Вода: Какая льдинка на солнце, в свете лампы?
Дети: Блестит, сверкает, переливается.
Вода: Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? Давайте попробуем это сделать.
Дети: Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет.
Вода: Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки?
Дети: Он начинает таять, превращается в воду.
Вода: Из чего же получается лед?
Дети: Из воды.
Вода: Если лед превращается в воду, а можно ли из воды получить лед? А как можно это сделать?
Дети: Лед может таять и тогда он теряет свою прочность, можно провалиться под лед и утонуть.
Вода: Не забывайте соблюдать эти правила! Представьте себе человека, который идет по неокрепшему льду и вдруг слышит, что лед трещит. Как вы думаете, что нужно делать? (ответы детей). Кто хочет показать? (показ детьми на ковре).
Вода: Теперь присаживаемся и я покажу вам, что случилось с Нюшей из «Смешариков».
Показ мультфильма «Смешарики», серия «На тонком льду…»; обсуждение увиденного)
Вода: А сейчас я предлагаю выбрать предметы, которые понадобятся для оказания первой помощи вашему другу, попавшему в беду.
Проводится игра «Окажи первую помощь»
(йод, вата, шприц, зеленка, градусник, таблетки, бинт, коробка с чаем, шоколад).
Вода: Я принесла вам разрезные картинки и хочу посмотреть, как вы их умеете собирать.
Игра «Разрезные картинки» (ситуации на тему тонкого льда).
Вода: Ребята, находясь на водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого. Не подвергайте свою жизнь опасности!
(Вода прощается и уходит)
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним и назовём правила безопасности на льду:
- Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
- Запомните, что в начале зимы лед ломается со звонким хрустом и треском, а весной лед ломается бесшумно.
- Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
- Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
- Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
- Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы - участки возле берега.
- Запомните, что менее прочным лед бывает там, где:
- наметены сугробы;
- растут кусты;
- трава вмерзла в лед;
- бьют ключи;
- быстрое течение;
- в реку впадает ручей;
- в водоем попадают сливные воды с фабрики.
Ну что же, научились сами, научите других!
Предварительный просмотр:
Тема: «Талая вода»
Цель: Способствовать предупреждению несчастных случаев травматизма и гибели детей на водоёмах.
Задачи:
Образовательные: Учить детей безопасному поведению на водоёмах в весенний период времени года, соблюдая определённые правила безопасности. Закреплять знания детей о свойствах воды (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, вкуса) и её свойствами (течет, нагревается, растворяется, впитывается, испаряется). Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель). Уточнить и расширить представления детей о значении воды в жизни человека и всех живых существ.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; логическое мышление и воображение, умение анализировать, делать выводы, работать в группе, договариваться.
Воспитательные: Воспитывать осторожность во время нахождения вблизи водоёма; бережное отношение к воде; интерес к экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание карты мира, иллюстраций на тему «Вода»; заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде; чтение рассказов и сказок познавательного характера; беседа на тему: «Круговорот воды в природе»; наблюдение за снегом, льдом, водой; дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна на воде?», «Куда течёт вода?»
Оборудование и материалы: ведерко со снегом; капельки воды, изготовленные из бумаги; аудиозапись со звуками воды; ватные диски, костюм для Волшебницы Воды; два ведра с водой; пластиковые стаканчики по количеству детей.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Отгадайте загадку:
Я очень добродушная, полезная, послушная,
Но когда захочу, даже камень источу.
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно. Вода нас окружает повсюду. Где мы можем её увидеть?
Дети: В море, в реке, в луже, в чайнике, в аквариуме, в бассейне.
Воспитатель: Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи; пускали кораблики в ручейках; плескались в речке или в море. Кому нужна вода?
Дети: Вода нужна всем и людям, и животным, и растениям.
Воспитатель: Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Вода-это жизнь. Вода – самое удивительное вещество на свете. Ребята, нам встретилось новое слово – вещество. Какие вещества вы знаете?
Дети: Песок, глина, лёд, снег.
Воспитатель: Правильно. Каждое вещество имеет свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
Воспитатель: Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются. Назовите состояния воды.
Дети: Лед, роса, туман, снег…
Воспитатель: Да, вода может находиться в трех состояниях: жидкой, когда тепло; твердой, когда мороз (ниже 0 градусов) – в виде лед; газообразной, когда очень горячо (выше 100 градусов) – в виде водяного пара. Сегодня утром, проходя мимо Снеговика на участке, я обратила внимание, что он очень печальный, грустный. Вы не знаете почему?
Дети: Нет.
Воспитатель: Скоро наступит весна, а он её очень боится. Ребята, почему Снеговик боится весны?
Дети: Придёт весна и Снеговик растает, так как он сделан из снега.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Наш весёлый Снеговик,
К снегу, к холоду привык.
Не печалься, что растаешь,
Новым лучше ещё станешь!
Слепим мы тебя опять,
На солнце будешь ты сверкать!
Уже февраль, конец зимы. Скоро весна начнет вступать в свои права, и нет, пожалуй, человека, который не радовался бы пробуждению природы, звонкому пению птиц, ласковому весеннему солнышку. Давайте назовем признаки наступающей весны.
Дети: Солнце светит ярче, дни становятся длиннее, ночи короче, тает снег, бегут ручьи…
(Звучит музыка и появляется Волшебница Вода).
Вода: Я - Волшебница Вода
Я на свете всех важней
Я волшебней всех на свете
Я на свете всех нужней.
Здравствуйте, ребята! Вы обо мне? А вот и я – Волшебница Вода. С приходом весны снег тает и превращается в воду. У меня в ведерке снег. Возьмите его в ладошку, сожмите. Что вы чувствуете?
Дети: Холод.
Волшебница Вода: А теперь откройте ладошку. Где же снег?
Дети: На ладошке вода. Снег растаял.
Волшебница Вода: : Что же такое снег?
Дети: Это вода, замёрзшая в виде снежинок.
Проводится физминутка «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Волшебница Вода: Сегодня мы снова с вами будем экспериментировать. Снег я принесла. Большую часть снега я оставлю в тазу, а другую – поменьше, в миске. Пройдет немного времени и мы узнаем, где снег растает быстрее. А пока давайте поиграем.
Игра «Один - много».
Например: тёплый день – много тёплых дней.
Быстрый ручей; бумажный кораблик; длинная сосулька; холодная капля; тёплый луч; зелёная травинка; глубокая лужа; весенний дождь; солнечный луч.
Волшебница Вода: А как меняются водоемы, покрытые льдом в весенний период?
Дети: Лед на реках и озёрах тает.
Волшебница Вода: Правильно! Сегодня мы поговорим о правилах поведения на воде ранней весной. Под весенними лучами солнца лед на водоемах, особенно реках, становится рыхлым и непрочным. Сверху он «съедается» солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Выходить на водоемы в этот период очень опасно: лед в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки – ямы и колодцы. Ребята, а что происходит, когда ранней весной стремительно начинает таять снег, бегут ручьи, разливаются реки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, начинаются весенние ледоходы, паводки и половодья! Шумят ручьи!
Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Послушайте, как поэты описывали весенний ледоход и половодье в своих стихотворениях
Ребенок: Ледоход, лед идет! Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет, лед в кусочки разбивает.
На реке и треск, и гром, это значит – ледолом.
По реке идет лед, Это значит – ледоход!
Ребенок: Лед идет, лед идет! Вереницей длинной
Третьи сутки напролет проплывают льдины. …
Льдина льдину гонит в путь, ударяет в спину.
Не давая отдохнуть, льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда, толстой, неуклюжей, Стала вольная вода, скованная стужей…
Ребенок: А на реке идет весенний ледоход,
Лед вспучился вдоль берега, по краю,
И льдины двинулись в последний свой поход
Огромной ледяною белой стаей.
Они блестят на солнце, при луне,
Как россыпи прекраснейших алмазов,
То с грохотом плывут, то в тишине,
Гиганты важные и стайки льдинок малых…
Волшебница Вода: Но поэты и писатели не только описывали это захватывающее дух зрелище, они в своих произведениях старались предупредить об опасностях, которые могут подстерегать людей в этот период – период талой воды. Вот послушайте: Половодье, ледоход, п о реке изба плывет. В воскресенье разлилась наша речка грозная – Сорвалась и понеслась мельница колхозная. Ходко мельница плывет, на крыльце петух поет. Скачет берегом в седле за беглянкой мельник. Выловил в другом селе только в понедельник! Воспитатель: А давайте вспомним, что случилось со старушкой в стихотворении С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер»
Ребенок: На реке и треск и гром – ледоход и ледолом. Полоскала по старинке бабка в проруби простынки.
Треснул лед – река пошла, и бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет: «Ой, белье мое утонет!
Ой! Попала я в беду! Ой, спасите! Пропаду!»..
Волшебница Вода: Конечно, старушке повезло, как вы помните, ее спас от верной гибели проходивший мимо дядя Степа-милиционер. Но могло быть и иначе! Ребята, запомните правила безопасности при ледоходе:
-Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.
-Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.
-Не катайтесь на льдинах, это очень опасно!
-Любители зимней рыбалки! Будьте предельно осторожными на весеннем, талом льду!
Но весной у водоемов нужно быть осторожным не только во время ледохода, но и при паводках и наводнениях. Кто из вас знает, что такое паводок?
Дети: Это когда весной разливаются реки и талая вода затапливает сушу.
Воспитатель: Да, ранней весной реки часто выходят из берегов, вода затапливает большие территории, порой заселенные людьми, часто снося все на своем пути. Лед и снега тают, талая вода переполняет водоемы, уровень воды в реках поднимается и затапливает большие территории. Потоки талой воды смывают на реках мосты, размывают дороги, затапливают дома, подвалы. Большая талая вода способна оставить без жилья тысячи человек. Страдают люди, животные, разрушаются постройки, затапливаются леса. Давайте вспомним произведение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Что случилось с зайцами и другими лесными животными?
Дети: Река вышла из берегов и зайцы не успели убежать в лес.
Воспитатель: Да, они попали в зону затопления при весеннем паводке. А как спасал дед Мазай несчастных зайцев?
Дети: Он вывозил зайцев на лодке на землю.
Волшебница Вода: На лодках и других плавательных средствах могут и должны спасаться и люди. Давайте вспомним, как спасаются люди во время наводнений из зоны затопления? Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Доплыву – не доплыву». Я буду называть предметы (горшочек из-под меда, лодка, плот, диван, бочка, бревно, телевизор, наволочка, заполненная пластиковыми бутылками и надувными мячами, зонтик), а вы скажете, можно ли воспользоваться ими, чтобы выплыть из зоны затопления. Куда же исчезает потом вода?
Дети: Возвращается обратно в русло реки, уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи.
Волшебница Вода: Подумайте, куда же исчезают лужи?
Дети: Испаряются.
Волшебница Вода: Вот ещё одно свойство воды – она испаряется. Где же наши девочки-капельки, выходите!
Девочки исполняют танец капелек.
Проводится игра «Цепочка»
Для игры нужно 5-7 человек. Всем участникам выдается по пластиковому стаканчику, полное и пустое ведро с водой ставятся на некотором расстоянии от шеренги участников. Задание – перелить воду из полного ведра в пустое. Но: человек, у которого в стаканчике вода, не должен сдвигаться с места – двигаться может только участник с пустым стаканчиком.
Волшебница Вода: Давайте посмотрим, что произошло со снегом, который я принесла в группу.
Дети: Снег растаял.
Волшебница Вода: Почему?
Дети: В комнате тепло, поэтому снег нагрелся и растаял.
Волшебница Вода: Он растаял во всех емкостях?
Дети: Нет, снег полностью растаял только в миске.
Волшебница Вода: Как вы думаете, почему он растаял быстрее в миске?
Дети: Потому что его было там немного.
Волшебница Вода: Правильно. Снег тает быстрее там, где его меньше. Какая вода в миске?
Дети: Талая.
Волшебница Вода: А теперь мы узнаем - снег чистый или грязный? Возьмите ватку, окуните её в воду и скажите, какая стала вата?
Дети: Вата стала грязная и вода грязная.
Волшебница Вода: Ребята, а почему вода грязная, ведь снег был такой белый?
Дети: Снег всегда грязный, потому что там ездят машины, ходят люди и снег там брать нельзя.
Волшебница Вода: Правильно, белый, чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека. В воздухе, через который пролетали снежинки к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по дороге собрал эти частицы и испачкался. Воздух после снегопада становится чище, даже пахнет свежестью и морозом. Если надо взять снег, то делать это нужно в лесу. Там снег чище, чем в городе. Сравним снеговую талую воду с водопроводной водой. Чем они отличаются?
Дети: Водопроводная вода чистая, а талая вода грязная.
Волшебница Вода: Правильно. Из чистого снега получилась грязная вода. Талая вода пригодна для питья?
Дети: Нет.
Волшебница Вода: Талой водой очень хорошо поливать растения, давать пить животным. В талой воде много микробов, которые могут нанести вред вашему здоровью. Значит, снег есть нельзя.
На снежинки посмотрите
И в рот снег вы не берите!
Снег пылинки собирает,
Воздух нам он очищает.
Воду талую не пей,
А растения полей!
Для того, чтобы вы не болели, я заварила из кипячёной воды витаминный чай. Какие витаминные чаи вам известны?
Дети: С мятой, с шиповником, из лекарственных растений.
Волшебница Вода: Кто знает, как приготовить травяной чай?
Дети: Заваривают крутым кипятком и дают настояться.
Волшебница Вода: Из какой лекарственной травы мой чай вы догадаетесь, когда попробуете его.
Дети пробуют витаминный чай, определяют его название.
Волшебница Вода: Молодцы, ребята! На все мои вопросы отвечали правильно! Действительно, не зря говорят: «Мало воды – пропал бы мир, и много воды – пропал бы мир!» А теперь мне пора прощаться с вами. До свидания, дети!
Волшебница Вода уходит.
Воспитатель: Надеюсь, что вы запомнили все правила безопасности на воде ранней весной. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с вами – детьми, и часто они заканчиваются трагически. Для того чтобы талая, весенняя вода не обернулась для вас бедой правила безопасности на водоемах в период паводков и ледоходов нужно не только знать, но и обязательно выполнять. Запомните эти правила, поделитесь своими знаниями с друзьями. Берегите свою жизнь, будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Я б в пожарные пошел»
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту, учить адекватному поведению в случае возникновения пожара....
Презентация к занятию по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Осторожно:огонь!»
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуаци...
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности»
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх часто повторяет поступки и действия взрослого. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательно...
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Социальное развитие детей в ДОУ. Обучение основам безопасности жизнедеятельности детей....
Конспект НОД в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста: «Гости с Луны»
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача педагогов детского сада и родителей состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить ребенка, но и в том, что...