Инструментарий для диагностики детей дошкольного возраста по ПДД
учебно-методический материал по обж

Мартын Наталья Викторовна
Задача диагностики - получить более полную информацию о сформированности представлений детей о правилах дорожного движения, на основании которой выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются формы и способы устранения недостатков, технологии достижения желаемого результата, рекомендации для выбора оптимальных форм дальнейшего. Постоянные изменения выводят на одно из главных мест в педагогическом анализе - метод сравнения, в процессе которого исследуемое сопоставляется с ранее изученным с целью определения общих черт или различий между ними. Таким образом, построение педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения с учетом личностность-ориентированного подхода должно строиться на диагностической основе.о образования, выстраивается стратегия развития данного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_na_sayt.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий для диагностики

детей младшего возраста по ПДД

Результаты работы детского сада по обучению дошкольников правилам дорожного движения не могут рассматриваться как нечто конечное, завершенное раз и навсегда. Один год сменяет другой, меняются правила, растут дети, переходят из группы в группу, набирается новый контингент, подросшие дошкольники переходят в школу. Перемены касаются не только детей, но и условий осуществления образовательного процесса: все это находится в постоянном движении, изменении, развитии.

Постоянные изменения выводят на одно из главных мест в педагогическом анализе - метод сравнения, в процессе которого исследуемое сопоставляется с ранее изученным с целью определения общих черт или различий между ними. Таким образом, построение педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения с учетом личностно-ориентированного подхода должно строиться на диагностической основе.

Задача диагностики - получить более полную информацию о сформированности представлений детей о правилах дорожного движения, на основании которой выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются формы и способы устранения недостатков, технологии достижения желаемого результата, рекомендации для выбора оптимальных форм дальнейшего образования, выстраивается стратегия развития данного направления.

Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. Главное - есть ли у ребенка интерес к данной деятельности. Даже если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый раз делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью взрослого - это значит, что процесс развития идет, и результат не заставит себя ждать.

Большинство игровых заданий могут выполняться по подгруппам (5-6 человек).

После решения всех заданий, заполняется диагностическая карта.

Каждое задание этого блока оценивается отдельно, по 3-х бальной системе, по одной схеме:

3 балла - с заданием справился правильно, самостоятельно, осознанно.

2 балла - с заданием справился, но долго думает, тратит много времени.

1 балл - ребенок с заданием справился, но требуется помощь педагога.

Баллы суммируются, и выводится средний балл.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Целевой ориентир: выявить понимание детей о назначении светофора: как он выглядит, как располагаются и чередуются сигналы; уровень понимания и умение объяснять значение каждого цвета.

Задание № 1 «собери светофор»

Материал: наборы крупных геометрических форм - основ: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник; наборы геометрических фигур, разного размера и цвета для выкладывания.

Методика:

  1. Педагог спрашивает ребенка, знает ли он что такое светофор, просит рассказать, как он выглядит.
  2. Педагог показывает ребенку набор больших геометрических форм, предлагая найти правильную - (прямоугольную форму).

         3.Педагог предлагает ребенку набор плоскостных геометрических фигур и отобрав нужные превратить выбранную форму в светофор.

         

Задание № 2 «наш друг светофор»

Материал: картина «Улица города»

Методика: 

Педагог просит ребенка рассмотреть картину, найти и показать светофор и рассказать, зачем он нужен.

 Задание № 3 «светофор сломался»

Материал: перфокарты: «Светофор сломался» (на картах по- разному расположены сигналы светофора); «Помоги светофору» (на картах нет сигналов светофора).

Методика: Педагог предлагает ребенку починить светофор: нарисовать в правильной последовательности сигналы светофора; педагог предлагает правильно расположить на картах сигналы светофора.

Задание №4 «найди и покажи». Материал: картинки с изображением улицы.

Методика: Педагог предлагает рассмотреть картинку и назвать, что на ней видит. Задает вопрос: Покажи проезжую часть, тротуар?

Целевой ориентир: выявить первичные представления у детей о понятиях «проезжая часть дороги», «тротуар».

Задание № 5 «ориентировка в пространстве»

Целевой ориентир: выявить уровень сформированности у детей пространственного ориентирования: умение определять удаленность предмета и его местоположение; пространственные отношения между предметами.

Материал: набор картинок, отражающих требуемые понятия. Методика: педагог наблюдает за ребенком в ходе выполнения заданий, определяет, фиксирует, как зависят особенности восприятия ребенка от точки отсчета, удаленности объектов. «Вверху - внизу» «Близко - далеко» «Низко - высоко» «Большой - маленький» «Вперед - назад» «Направо - справа» «Налево - слева» «Здесь. Там»

Целевой ориентир: ориентировка детей в пространстве и действие по сигналу воспитателя. Выявить первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

Игра «Птички и автомобиль».

Задание №6 «Играть на дороге - опасно!»

Целевой ориентир: выявить знание детей о главном правиле - что «играть на дороге нельзя», как переходить дорогу.

Материал: подбор картинок - ситуаций, когда дети играют около или на дороге.

Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные картинки, дать им оценку. В конце просит сделать вывод: «Какое главное правило нарушили эти дети?»

Задание №7 «переходить дорогу, держась за руку взрослого».

Материал: подбор картинок-ситуаций, когда дети переходят дорогу.

Методика: Педагог просит ребенка рассмотреть предложенные картинки, дать им оценку. Вопросы: - Кто на картинке правильно переходит дорогу? Можно ли ребенку переходить дорогу одному?

В конце просит сделать вывод: «Переходить дорогу, дети должны держась, за руку взрослого».

средняя группа (4-5 лет)

«улицы города»

Задание № 1 «улица»

Целевой ориентир: выявить знания детей по употреблению терминов: улица, дорога, перекресток, тротуар, проезжая часть, остановка общественного транспорта; объяснить значение термина, показать на картине.

Материал: картина «Улица»

Методика: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину, рассказать, что он на ней видит.

Задание №2 «Дай скорей ответ - это правильно или нет»

Целевой ориентир: выявить представления детей о поведении на улице; умение оценить и проанализировать предложенные ситуации.

Материал: макет-телевизор, в экран которого вставляются картинки-ситуации, с верным или неверным решением ситуации.

Методика: Педагог выставляет «Волшебный телевизор» и предлагает ребенку рассмотреть картинку, которая появляется на экране. Дает время на рассматривание и предлагает рассказать, что он видит и как оценивает данную ситуацию - правильно или неправильно. Попросить рассказать, как в данной ситуации поступил бы сам ребенок.

Задание №3 «дома на нашей улице».

Целевой ориентир: выявить знания детей о разном назначении домов; умение объяснять, что в одних домах живут люди, а в других находятся учреждения - магазины, школы, детские сады, почта и т.д. в которых люди работают.

Материал: картина «Улицы города»

Методика: педагог задает вопрос: Что мы называем словом «дом»? Предлагает рассмотреть картину и рассказать, сколько и каких домов он видит на картине. В чем их отличие.

Задание №5 «светофор сломался».

Целевой ориентир: выявить понимание детей о назначении светофора: как он выглядит, как располагаются и чередуются сигналы; уровень понимания и умение объяснять значение каждого цвета.

Материал: макет «Светофор»; перфокарты: «Светофор сломался» (на картах по-разному расположены сигналы светофора); «Помоги светофору» (на картах нет сигнала светофора).

Методика: Педагог предлагает ребенку починить светофор: нарисовать в правильной последовательности сигналы светофора. На макете светофор устанавливает сигнал, а ребенок должен на карте раскрасить сигнал, который загорается следующим, (например, на макете зеленый, ребенок раскрашивает желтый).

Задание №7 «Транспорт».

Целевой ориентир: выявить умение детей группировать транспортные средства, по среде передвижения: наземный транспорт, водный, воздушный; различать и группировать его по назначению - легковой, грузовой, специальный.

Материал: перфокарты с заданием - ребенок должен подобрать «груз» для машины (например, провести линию от человека к автобусу, легковой машине, от шкафа к грузовику, от врача к скорой помощи и т.д.); набор картинок «Транспортные средства» (картинки, изображающие транспорт на фоне среды передвижения).

Методика: 1. Перед ребенком набор картинок «транспорт», который он группирует - наземный, водный, воздушный, объясняя свой выбор.

2. Педагог предлагает ребенку поработать с перфокартой и объяснить, почему выбран именно этот груз. Фиксирует, как ребенок объясняет значение обобщающих слов: грузовой, легковой, специальный.

Задание №11 «покажи и расскажи»

Целевой ориентир: выявить знания детей по дорожной терминологии, умение осознанно объяснять значение терминов, оценить словарный запас речи.

Материал: картина «Улицы города», предметные картинки, изображающие объект на фоне среды передвижения: пешеход, пассажир; карточки, где изображены: «наземный переход», «подземный переход», «пешеходный переход».

Методика: Ребенку предлагается набор картинок, он называет, что изображено на картинке и показывает на большой картине, где бы художник это мог нарисовать. Предлагает начать свой рассказ словами: «Это - ...»

Задание № 12 «Я - пешеход»

Целевой ориентир: выявить представления детей о правилах поведения пешеходов; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: макет «Улицы города», кукла Незнайка.

Методика: 1.Педагог предлагает ребенку объяснить Незнайке, кто такой «пешеход», правила его поведения на улице.

предполагаемые ответы детей:

Пешеход - это человек, который идет ногами (пешком) по дороге, тротуару.

Пешеход не должен мешать остальным людям.

Переходить улицу можно по пешеходному подземному или наземному переходу или только на зеленый сигнал светофора.

Маленьким детям нельзя переходить дорогу без взрослых.

Взрослого надо держать за руку.

Перебегать улицу нельзя.

Подойдя к краю дороги, посмотри налево, направо - убедись, что машин нет, и только тогда переходи.

2. Педагог на макете создает различные дорожные ситуации. Ребенок управляет куклой.

Например, педагог меняет на макете светофора сигналы - на зеленый сигнал светофора ребенок переводит свою куклу на другую сторону, а на желтый останавливает - ждет, на красный продолжает стоять; педагог выставляет дорожный знак «Пешеходный переход». Ребенок ведет куклу по тротуару до пешеходного перехода, обозначенного информационно - указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходит проезжую часть.

Задание № 13 «Умение самостоятельно устанавливает простейшие причинно-следственные связи»

Целевой ориентир: выявить умение ребенка самостоятельно устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

Внимание! Ребенок должен установить причину, почему так нельзя или можно поступать.

Например, при красном сигнале светофора надо стоять, потому что.; переходить улицу по звуковому сигналу, потому что.)

Задание №14 «Угадай знак»

Материал: набор карточек «Дорожные знаки»: «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный переход», «Остановка общественного пункта»

Методика: 1. Педагог показывает знак, ребенок дает ему название. 2. Педагог называет знак, ребенок показывает карточку с его изображением.

Характеристика уровня знаний, умений и навыков по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице и дорогах у детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (5-6)

15 - 20 правильных ответов - высокий уровень

Проявляет интерес к образовательной деятельности, активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы.

8 - 14 правильных ответов - средний уровень

Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в занятиях, навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

4 - 7 правильных ответов - допустимый уровень.  

Между низким и средним: ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.

0 - 3 правильных ответов - низкий уровень

Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки по ПДД - не сформированы, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.

Примечание: * правильный ответ

старший дошкольный возраст

  1. На        какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

          -на желтый

    -на зеленый*

        -на красный

2.Какие        виды светофоров бывают?

 -для пешеходов*

         -для зверей

  -для транспорта*

        3. Где ты   играешь, когда выходишь из дома на прогулку?

          -на проезжей части дороги

-на тротуаре

-на специально оборудованной площадке*

       4.При        перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен:

          -сидеть в багажнике

-сидеть на переднем пассажирском сиденье

-находится в специальном детском удерживающем устройстве*

        5.По        какой части дороги должен ходить пешеход?  

           -по проезжей части

-по тротуару*

-по разделительной полосе

      6.Какой        стороны тротуара нужно придерживаться при     движении пешеходу?

-середины

-правой*

-левой

         7.В        каком месте можно переходить улицу?  

          -в любом месте

-там, где есть пешеходный переход*

-нигде

       8.Какое        транспортное средство можно отнести к общественному?

            -грузовик  

           - легковой автомобиль

            -автобус*  

        9.Место пересечения дорог - это?

              -тротуар

    -проезжая часть

     -перекресток *

        10Люди, идущие по дороге - это?

              -водители

-пешеходы* -пассажиры

       11.Дорожная разметка пешеходного перехода - это?

           - тигр

         - зебра*  

          -жираф

12.Что изображено на знаке, где участник дорожного движения может получить первую медицинскую помощь?

 -звезда

 -круг

-крест*

     13.Человек, заменяющий светофор-это?

          -дирижер

-регулировщик*

 -дрессировщик

      14.Когда        разрешен выход из автобуса? -когда открылись двери

-автобус остановился, и открылись двери*

 -когда водитель махнул рукой

     15.Какой машине разрешен проезд на красный сигнал светофора?

         -скорая помощь*

-такси

-папина и мамина

16.Какие        виды пешеходных переходов вы знаете?  

            -подземный, наземный*

-водный, подводный

-воздушный, железнодорожный

  1. 17.Как надо вести пассажиру в общественном транспорте?  

          -бегать по салону

-отвлекать водителя разговорами

 -сидеть спокойно и держаться за поручни*

Подготовительная к школе группа 20-25 правильных ответов - высокий уровень.

Проявляет интерес к образовательной деятельности, активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы.

15-20 правильных ответов - средний уровень.

Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в занятиях, навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

5-15 правильных ответов - допустимый уровень.

Между низким и средним: ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.

 0-4 правильных ответов - низкий уровень.

Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки по ПДД - не сформированы, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.

Примечание: * правильный ответ

Подготовительная группа

  1. 1.Часть улицы, по которой движутся автотранспортные средства, а также тротуар, обочина, разделительные полосы - это:

-        Проезжая часть

-        Тротуар

-        Дорога*

  1. 2.Часть дороги, предназначенная для движения пешехода:

-        Перекрёсток

-        Тротуар*

-        Улица

  1. 3.Часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами и детскими садами - это:

-        Улица*

-        Тротуар

-        Дорога

  1. 4.Часть дороги, предназначенная для движения транспорта - это:

-        Проезжая часть*

-        Пешеходный переход

-        Тротуар

  1. 5.Участок проезжей части, обозначенный зеброй - это:

-        Перекрёсток

-        Тротуар

-        Пешеходный переход*

  1. 6.Место пересечения двух дорог - это:

-        Проезжая часть

-        Тротуар

-        Перекрёсток*

  1. 7.Какие бывают пешеходные переходы?

-        Наземные, надземные, подземные*

-        Водные, надводные, подводные

-        Воздушные, железнодорожные, гужевые

  1. 8.Можно ли играть вблизи проезжей части?  

  - Нет, это опасно*

-        Да, если нет автомобилей

-        Иногда, если больше нет места для игры

  1. 9.Участниками дорожного движения являются:

-   Дорожные рабочие, регулировщик, пешеходы

-        Водители и пешеходы

-        Пешеходы, водители, пассажиры*

  1. 10.Какой сигнал у светофора расположен сверху?

-Зелёный               -Красный*

-Жёлтый

  1. 11.Как правильно называется светофор для пешеходов?

- Светофор с человечками

- Пешеходный*

- Двуглазый

  1. 12.При переходе дороги с родителями:

- Я всегда держу взрослых за руку*

- Иду рядом и наблюдаю за транспортом

- Иду впереди родителей

  1. 13.Какой стороны при ходьбе по тротуару надо придерживаться?

- левой

- правой*

-идти посередине

  1. 14.Для чего предназначен тротуар?

- Для передвижения транспортных средств и пешеходов

 - Для пешеходов*

-Для транспортных средств

  1. 15.Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?

- Во дворе, в специально отведённом месте, на детской площадке* - На тротуаре

- На проезжей части

  1. 16.При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен:

- Находится в специальном детском удерживающем устройстве*

 - Сидеть у водителя на руках

-  Сидеть на переднем пассажирском сиденье

  1. 17.С какого возраста разрешается управлять велосипедом, двигаясь по дороге?

- С 7 лет

- С 14 лет*

- С 10 лет

  1. 18.Велосипедистам разрешается:

- Двигаться по дороге, если рядом есть велосипедная дорожка

 -Двигаться по крайней правой полосе или обочине, если рядом нет

велосипедной дорожки*

- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой

  1. 19.Предупреждающие знаки имеют:

- Разную форму и разный цвет

- Треугольную форму, белый фон и красную окантовку*

 - Квадратную форму, синий фон

  1. 20.Знаки приоритета имеют:

- Круглую форму, зелёный фон

 -Квадратную форму, синий фон

-Разную форму и разный цвет*

  1. 21.Запрещающие знаки имеют:

- Разную форму и разный цвет

- Круглую форму, красную окантовку*

- Квадратную форму, синий фон

  1. 22.Предписывающие знаки имеют:

- Прямоугольную форму, синий фон

- Круглую форму, с зелёной каймой

- Круглую форму, синий фон*

  1. 23.Знаки сервиса имеют:

- Прямоугольную форму, синий цвет и чёрные изображения на белом фоне*

- Треугольную форму, белый фон и красную окантовку

- Квадратную форму, синий фон

  1. 24.Где пешеход должен ожидать маршрутное транспортное средство и такси?

-  Там, где водителю хорошо видно ожидающих пассажиров

- Только на приподнятых над проезжей частью посадочных

площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине*

- С краю проезжей части

  1. 25.Что должен сделать пешеход при приближении машины с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?

- Продолжать переходить дорогу

 - Остановиться и пропустить транспортное средство*

 - Остановить транспортное средство и узнать, что случилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В данном материале представлены диагностические методики для обследования детей 5-6 лет с ОНР....

Методический инструментарий развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста по методике Озерецкого и Гуревича

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич)1.     тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук  (средний показатель 20 ...

диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов     Диагностический инструмент...

Подборка инструментария и пособий для проведения психодиагностики детей дошкольного возраста

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детейС.Д. Збрамная Психолого-педагогическая диагностикаЗабр...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...