Проект по развивающей предметно - пространственной среде
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Развивающая предметно – пространственная среда подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvivayushchey_predmetnoy_prostranstvennoy_srede.docx | 161.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Олененок»
Развивающая предметно
Пространственная среда
подготовительной
к школе группы «Елочка»
По доминирующей деятельности:
практико-ориентированный
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный годовой
(2019-2020 уч.г.)
Автор проекта:
Зубарева Юлия Михайловна, воспитатель
Муравленко
2019 год
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»
Е. И. Тихеева.
Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании развивающей предметно-пространственной среды в группе педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.
Проект РППС подготовительной к школе группы:
- составлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- представлен по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. (ФГОС ДО).
- определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.
Проект является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами предметно-пространственная развивающая среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
На основании требований к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования следует, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Поэтому для себя я определила, что развивающая предметно-пространственная среда подготовительной к школе группы «Елочка» - это
развивающая среда детства, которая включает в себя систему условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Цели, задачи и принципы проекта
Основная цель проекта - проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО и программы «От рождения до школы» посредством создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучение и внедрение в практику новых подходов к организации развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников
- организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
На основании анализа развивающей предметно-пространственной среды «Елочка» я определила следующие дефицитарные области:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
В результате был составлен перечень необходимых материалов и оборудования:
содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) | виды и содержание деятельности детей | ||
Функциональное назначение: «Познайка» («Центр познания») Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». | |||
- Лото, домино в картинках. - Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). - Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.). - Картинки с изображением частей суток и их последовательности. - Мелкая и крупная геометрическая мозаика. - «Чудесные мешочки». - Игры для интеллектуального развития. - Наглядно-дидактические пособия: – Инструменты домашнего мастера. – Бытовая техника. – Посуда. - Магнитная доска. Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение. значение. - Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерева (домик, стол, ложка, матрешка). - Контурные и цветные изображения предметов. - Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине. - Пособия для нахождения сходства и различия. - Пособия для составления целого из частей. - Пазлы. - Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок. - Пособие для обучения чтению «Окошечки» (в которые вставляются полоски с буквами, передвигающиеся вверх и вниз). - Материалы для развития у детей графических навыков. - Доска магнитная, указка. - Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием). - Картинка с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля. - Календарь. - Лепбуки -Интерактивная песочница | - Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов. - Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире. - Проектная деятельность. - Различные речевые, развивающие, интеллектуальные игры. - Освоение звукового анализа слов. - Проблемно-игровые ситуации. | ||
Функциональное назначение: «Речецветик» (Речевой центр) Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Речевое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||
- Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»: – Профессии. - Лото: «Один - много», «Сказки», «Собирай-ка», «Домашние животные» - Домино: «Мои игрушки», «Транспорт», «Дикие животные». - Комплект демонстрационного материала по темам: школа, игрушки, виды спорта, музыкальные инструменты, продукты питания, овощи, фрукты, инструменты, посуда, столовые принадлежности, мебель, одежда, транспорт, птицы, насекомые, рыбы, животные, деревья, кусты, травянистые растения, грибы. - Предметные картинки для составления предложений Сюжетные картинки для составления рассказов Сюжетные картинки для рассказывания сказок Серии сюжетных картинок для развития речи Сюжетные картинки для пересказа текста - Загадки, потешки, считалки, чистоговорки, стихи-потешки, - Демонстрационные и раздаточные материалы (комплекты плакатов, учебно-наглядных пособий, конструкторов, кубиков и т.д.) -Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.). - Игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); - Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). - Игры для совершенствования грамматического строя речи. - Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте - Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности - Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. - Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игрышнуровки и др. - Дидактические игры: «Найди пару», «Что сначала, что потом», «Чей? Чья? Чьи? Чьё?», «Букварик». | - Различные речевые, развивающие, интеллектуальные игры. - Освоение звукового анализа слов. -Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта. | ||
Функциональное назначение: «Центр занимательной математики» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое» | |||
- Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме». - Игры на составление целого из частей (10–12 частей): «Лоскутное одеяло», пазлы, «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет». - Игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник» и т. д. - Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков и т.д. - Игры на установление последовательности по степени возрастания: «Разложи по яркости цвета, по высоте» и т. д. - Игры на поиск недостающего объекта в ряду. - Числовой ряд. - Цветные счетные палочки. - Палочки Кюизенера. - Счеты. - Счетная лесенка. - Магнитная доска. - Двухполосные карточки для ФЭМП. - Логико-математические игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Забавные цифры», «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр». - Игровизоры. - Коврограф. - Числовая лесенка. - Числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т. д.). - Цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно». | - Различные логико-математические, интеллектуальные игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия. - Деятельность с эталонами как общественно обозначенными свойствами и качествами предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п) | ||
Функциональное назначение: «Центр безопасности» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | |||
- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры). - Макет проезжей части. - Макет светофора, дорожных знаков. - Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.), опасные ситуации. - Наглядно-дидактические пособия: «Водный транспорт», Автомобильные транспорт», «Авиация», «Космос». | - Деятельность по знакомству с элементами дороги и дорожными знаками, формированию навыков безопасного поведения в быту, на дороге, в природе. | ||
Функциональное назначение: «Лаборатория юных экспериментаторов Профессора Колбочкина» (Центр экспериментирования) Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | |||
- Снег, лед (принесенные непосредственно перед экспериментом с прогулки или из морозильной камеры пищевого блока), земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений. - Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения. - Стол с клеенкой. - Подносы. - Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы. - Формочки для изготовления цветных льдинок. - Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны). - Трубочки для продувания, просовывания. - «Волшебный мешочек». - Мыльные пузыри. - Маленькие зеркала. - Магниты. - Бумага, фольга. - Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей. - Пипетки, краски разной густоты и насыщенности. - Увеличительное стекло. - Поролоновые губки разного размера, цвета, формы. - Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия: совочки, лопатки, ведерки, грабельки. - Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки. | - Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ, на познание свойств и возможностей материалов. - Деятельность по овладению новыми способами их обследования и закреплению полученных ранее навыков обследования. | ||
Функциональное назначение: «Центр природы» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | |||
- Макет – панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью». - Коллекции камней, ракушек, семян, шишек. - Иллюстрации с изображением признаков сезона: о состоянии живой и неживой природы, об особенностях явлений погоды, о типичных видах труда и отдыха. - Растения, требующие разных способов ухода. - 3–4 цветущих комнатных растения. - Муляжи овощей и фруктов. - Календарь погоды. - Календарь природы. - Дневники наблюдений. - Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки). - Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена). - Условные обозначения. - Семена цветочных растений и овощей для грядок. - Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных. - Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка), кустов, деревьев, трав. - Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод). - Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений, за которыми ухаживают дети. - Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева и размеров. - Кормушки и корм для птиц. - Иллюстрации животных (домашних и диких, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие). - Энциклопедии на природоведческую тематику. - Иллюстрации, изображающие жизненные функции у растений и животных (получение питания и его дальнейшее усвоение). - Иллюстрации роста, развития и размножения живых существ, стадий роста и развития хорошо знакомых растений и животных разных сред обитания, цикличности роста и развития на каждой стадии, зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям. - Иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах, состава сообществ (водоема, леса, луга). - Иллюстрации, изображающие роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем. - Иллюстрации наземной, воздушной, наземно-воздушной среды обитания и их представителей. - Иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания. Дидактические игры на природоведческую тематику. -Лепбуки:«Насекомые», «Животные», «Растения», «Полезные ископаемые» | - Деятельность по уходу за растениями и животными. - Работа с календарем природы и календарем погоды, дневниками наблюдений. - Деятельность по исследованию и созданию коллекций (камней, ракушек, семян). - Игры с макетами природно-климатических зон. - Деятельность по изучению сезонных состояний погоды, растений, животных. - Составление рассказов о природе по картинкам. - Посадка семян и выращивание «огорода» на окне. | ||
Функциональное назначение: «Центр конструирования (конструктивной деятельности)» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» | |||
- Конструктор лего. - Фигурки людей (профессии, люди с ограниченными возможностями). - Образцы построек различной сложности. - Природный и разнообразный полифункциональный материал (шишки, бруски и т. д.). - Тематические конструкторы (деревянный). - Природный материал (сучки, плоды, шишки и т. д.), клей, пластилин, бумага. - Машинки, светофор. | - Постройка помещений, архитектурных сооружений, путей сообщения, транспортных средств. - Познание конструктивных свойств деталей, возможностей их скрепления, комбинирования, оформления. - Преобразование построек по условиям. - Моделирование планов, схем, чертежей для строительства. | ||
Функциональное назначение: «Центр социально-эмоционального развития» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре социально-эмоционального развития»: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре социально-эмоционального развития»: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» | |||
- Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями взрослых и детей, животных. - Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей. - Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола. - Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие общение, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых. - Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии. - Наглядный материал, способствующие развитию толерантности (картинки, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие больных детей и животных). - Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых. - Иллюстрации, фото, скульптура с изображением взрослых людей разного пола и профессий. - Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим. -Лепбуки | - Деятельность по формированию представлений о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях, гендерной принадлежности. - Деятельность по формированию нравственных норм (рассматривание альбомов, беседы по иллюстрациям). | ||
Функциональное назначение: «Моя страна - Россия» (Центр патриотического воспитания) Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания»: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» | |||
- Российский флаг, герб России, портрет президента России. - Иллюстрации военной техники. - Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей. - Портреты героев ВОВ. - Иллюстрации родов войск. - Иллюстрации сражений (Бородинское сражение, Сталинградская битва и т. д.). - Книги о родном городе. - Альбомы для раскрашивания о городе и стране. - Иллюстрированные детские энциклопедии о России. - Слайды и видеофильмы о родном городе, России и других странах. | - Обогащение жизненного опыта детей историческими событиями через произведения искусства. - Познавательные беседы о былинных защитниках Отечества, беседы о войне. - Создание исторических экспозиций. - Деятельность по созданию мини-музеев. - Создание фотоальбомов дедушек и бабушек воспитанников, принимавших участие в ВОВ. - Изготовление подарков ветеранам ВОВ. - Изобразительная деятельность на военную тематику. - Создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций: «Летят птицы мира», «Моя Родина», «Дружат дети всей Земли». | ||
Функциональное назначение: «Крепыш» (Центр двигательной активности) Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Физическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». | |||
- Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны). - Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты. - Массажные дорожки. - Кегли. - Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики. -Скакалки. - Кольцеброс. | - Деятельность по развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). - Подвижные игры, двигательные разминки, динамические паузы, дыхательные упражнения, релаксация. - Закаливающие процедуры в режиме дня. | ||
Функциональное назначение: «Центр дежурства» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре дежурства»: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Физическое развитие», «Познавательное развитие». | |||
- Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных. - Карточки с фотографиями детей или картинками, обозначающими каждого ребенка. - График дежурства. - Фартуки, колпаки. - Алгоритмы выполнения трудовых действий дежурными. | - Выполнение хозяйственно-бытовых действий. - Распределение обязанностей дежурных, определение графика дежурства. | ||
Функциональное назначение: «Играйка» (Центр игры) Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». | |||
- Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей. - Игрушки-транспорт разного вида и назначения (легковые, грузовые машины, автофургоны, пожарная, скорая помощь и т. д.). - Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.). - Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»). - Игрушки-животные. - Куклы разного возраста (ребенок, дедушка и т. д.). - Набор посуды, соответствующий размеру куклы. - Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки). - Игрушки-двигатели ( коляски, тележки и пр.). - Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д. - Кукольный уголок: стол, стулья, мягкая мебель. - Атрибутика для создания интерьера: сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, куклы, коляски для кукол. - Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватка с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрас, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало). - Кухня (для игровых действий, игры с куклами): стулья, плита, полка для посуды, набор кухонной и столовой посуды, набор овощей и фруктов. - Парикмахерская, салон красоты (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы). - Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, градусник, тематический набор. - Мастерская: набор инструментов (молоток, ножницы, отвертки и т. д.). - Гараж: различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвертки). - Гипермаркет (муляжи продуктов, коробки, касса, деньги, одежда для продавцов). | - Игры в семью. - Игры с машинами и другим транспортом. - Игры в магазин (овощной, хлебный, мясной, колбасный, рыбный, молочный отделы, гастроном, супермаркет, книжный, посудный магазины). - Игры в больницу и аптеку. - Игры в мастерскую. - Игры в парикмахерскую. - Игры в школу. - Создание с детьми «банка идей» (наиболее интересные ситуации, выбранные для игр, фиксируются при помощи символов, условных обозначений) для организации игр. - Коллекционирование предметов, необходимых для игры (коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игры «Школа», коллекция билетов и программок для игры «Театр» и др.). | ||
Функциональное назначение: «Ладушки» («Центр театра») Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Художественно-эстетическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». | |||
- Разные виды театра: настольный, пальчиковый. - Игрушки-забавы. - Маски, шапочки. - Наглядно-дидактические пособия: Герои сказок. - Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках. | - Игры-импровизации, игры-драматизации, инсценировки, игры-ситуации, разминки, этюды, сказки, спектакли, игры-имитации, инсценирование отрывков произведений. | ||
Функциональное назначение: «Центр музыки» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Художественно-эстетическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» | |||
- Игрушки – музыкальные инструменты. Магнитофон. - В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы. - Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов | - Танцевально-игровое и песенное творчество детей. - Игра на детских музыкальных инструментах. - Подготовка детьми концертных программ. | ||
Функциональное назначение: «Читайка» («Центр книги») Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Речевое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» | |||
- Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки. - Иллюстрации к детским произведениям. - Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы. - Сюжетные картинки. - Выставки книг одного автора (или одного произведения) в иллюстрациях разных художников. - Портреты писателей и поэтов. - Книжки-раскраски. - Книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки. - Цветные карандаши, бумага. - Обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские). | - Игры-инсценировки по сюжетам хорошо знакомых произведений. - Рассматривание иллюстраций в книгах. - Деятельность по ремонту книг. - Деятельность по иллюстрированию литературных произведений. | ||
Функциональное назначение: «Юные художники» («Центр творчества») Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре ИЗО-деятельности»: «Художественно-эстетическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре ИЗО деятельности»: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». | |||
- Наглядно-дидактические пособия: – Филимоновская – Городецкая роспись по дереву. – Каргополь – народная игрушка. – Дымковская игрушка. – Хохлома. – Полхов-Майдан. - Произведения живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта), пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской), портрет (детский, женский, мужской, автопортрет, разные по композиции портреты: только лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз, разные по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния), жанровая живопись, ее виды (о детях, животных, спорте, сказочный жанр). - Фото, иллюстрации различных сооружений и разных видов архитектуры (промышленной, общественной, гражданской: жилые дома, мосты, магазины, декоративное оформление площадей, набережных, памятников). - Основные цвета и их тона, контрастная гамма цветов. - Палитра. - Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные). - Цветные карандаши, акварель. - Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти. - Емкости для промывания ворса кисти от краски. - Готовые формы для выкладывания и наклеивания. - Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, животных объектов. - Щетинные кисти, тарелки для клея. - Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров. - Стена творчества (для рисования). - 1 мольберт. - Альбомы для раскрашивания. - Ножницы, клей. - Иллюстративный материал для аппликации по ближайшей теме. - Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги. - Силуэты дымковских игрушек, птиц и животных по мотивам народных изделий, вырезанные из белой бумаги. - Образцы узоров на полосе. - Обрезки цветной бумаги, ткани, иллюстрированные вырезки из журналов для создания коллажей. | - Различные виды продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные труд. - Рассматривание и обследование предметов декоративно-прикладного творчества. - Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов. - Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. - Изготовление плакатов, поздравительных открыток, объявлений. - Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. | ||
Функциональное назначение: «Уголок уединения» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | |||
- Стул или пуфик. - Книги. - Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага. | - Спокойная деятельность на выбор ребенка. | ||
Функциональное назначение: «Домашняя зона» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Социально-коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» | |||
- Диван, кресла. - Столик. - Любимые детские игрушки. | - Различные виды совместной деятельности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и детей. |
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе я определила основные составляющие
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Мною были выделены следующие зоны для разного вида активности:
РАБОЧАЯ
АКТИВНАЯ
СПОКОЙНАЯ
«Елочка» представляет вашему вниманию центры по образовательным областям
в свете требований ФГОС
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Домашняя зона», «Уголок уединения», «Центр игры»
«Центр социально-эмоционального развития», «Центр дежурств», «Центр безопасности», «Центр патриотического воспитания»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Центр познания», «Центр занимательной математики», «Центр экспериментирования», «Центр природы», «Центр конструирования»,
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Речевой центр», «Центр книги»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Центр творчества», «Центр театра», «Центр музыки»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Центр двигательной активности»
Мониторинг реализации проекта
Проведение мониторинга построения развивающей среды группы проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года) путем экспресс-анализа.
Критериями положительных результатов выполнения проекта являются:
1. Открытость среды для преобразований:
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества; выставки-мастерские и пр.);
- наличие не жестко закрепленных центров активности.
2. Современность среды:
- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования;
- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени;
-наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
3. Ориентированность на физическое развитие:
- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;
- наличие пространства для осуществления физической активности.
4. Приспособленность для познавательной деятельности:
- наличие дидактических игр, материалов;
- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;
- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)
- наличие материала для экспериментальной деятельности
5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие:
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
7. Элементы природы в среде:
- наличие специально оборудованного уголка природы;
- наличие растительности в группе;
- прочие элементы природы в среде.
8. Комфортность среды:
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка психологической разгрузки;
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды:
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
10. Безопасность среды
- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- Наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы)
- Соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.
12. Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей,
- эстетика оформления,
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Изучение уровня организации развивающей среды проводится на основании ФГОС к ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к развивающей среде группы и мнения родителей.
Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации развивающей предметно- пространственной среды группы.
Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы
В дальнейшей работе я планирую и дальше организовывать и совершенствовать развивающую среду в группе в структуре ФГОС к общей образовательной программе, задействовать в работе родителей, подготовить презентацию группы для родителей, распространить свой опыт в СМИ.
___________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Вопрос создан...
Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»...