"В доме живут "опасные" предметы..."
план-конспект занятия по обж (младшая группа)
Задача взрослых - предотвратить беду: встречу малыша с серьезной опасностью в условиях быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod-_opasnye_predmety.docx | 598.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Управление образования администрации Селивановского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1«Солнышко» посёлка Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области
Организация познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста /вторая младшая группа/
на тему: «В доме живут «опасные» предметы…»
Выполнила воспитатель высшей категории МБДОУ №1 Осипова Ольга Васильевна
п. Красная Горбатка
2017
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы детского сада с использованием инновационной методики «волонтёрство».
Тема: «В доме «живут» опасные предметы…»
Введение
Это интегрированное познавательное занятие для детей 3-4 лет формирует важные жизненно необходимые детям знания в игровой форме/ как правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми – запрещено/. В процессе игры – беседы активизируется и расширяется словарный запас детей. Дети закрепляют знания через литературные произведения (загадки, стихи). В процессе НОД используется инновационная технология – «волонтёрство», суть которой состоит в том, что младшие дети получают знания /в данном случае, по безопасности/ не только от педагога, но и из уст старших дошкольников /посредством беседы, чтения стихов, разыгрывания проблемных ситуаций, сочинения сказки совместными усилиями /. В качестве положительных моментов данной методики можно отметить следующее: - в процессе подготовки к мероприятию /НОД, игра, досуговая деятельность, прогулка/ педагоги групп детей старшего и младшего возраста имеют возможность обсудить, какие образовательные моменты: теоретические знания, практические умения старших дошкольников можно включить в деятельность. Иными словами: каким объёмом информации по определённой теме уже владеют старшие дети, и как это можно использовать при обучении малышей. Таким образом происходит педагогическое общение воспитателей в условиях образовательного пространства. А это, в свою очередь, стимулирует профессиональное развитие и способствует повышению качества образовательного процесса.
- В процессе такой деятельности старшие дошкольники имеют возможность не только закрепить имеющиеся знания, но и пополнить, узнав что – то новое /от нового источника информации/. Кроме того, данный вид деятельности позволяет старшим детям почувствовать уверенность в своих силах. Это – своего рода тренинг речевых способностей, силы воли, воспитания характера, формирования нравственных качеств.
- Данный вид работы способствует укреплению дружеских взаимоотношений старших дошкольников и малышей, повышает интерес к деятельности тех и других и способствует лучшему усвоению материала.
Использование технологии «волонтёрство» предполагает изменение традиционной /руководящей/ роли педагога в процессе деятельности. Участие старших дошкольников делает его роль менее значимой, так как частично обучающие моменты организуют сами дети: рассказывают, показывают, экспериментируют, вовлекая при этом в процесс малышей. Роль педагога – направлять и корректировать образовательный процесс. В данном случае, на первый план выдвигаются взаимоотношения: «педагог – старшие дошкольники», и лишь затем: «старшие – младшие дошкольники – педагог».
Выбор образовательного материала в рамках мероприятия – так же в руках старших детей. При необходимости, перед началом деятельности педагог обговаривает с ними возможные варианты использования тех или иных «образовательных заготовок», рекомендует, что лучше провести, в какой последовательности; распределяет роли: кто организует игру, кто загадывает загадки, читает стихи, проводит экспериментирование; обсуждает формулировку вопросов к малышам.
Использование данной технологии - замечательный способ внесения «ноток разнообразия» в обыденность организации образовательного процесса и заинтересованности детей деятельностью: не нужно придумывать никаких сюрпризных моментов: старшие дети в гостях у малышей – значит впереди что – то очень интересное!
Цель: обезопасить жизнь детей необходимостью соблюдения важных правил.
Задачи:
- воспитание осознанного отношения детей к «опасным» предметам и «опасным» ситуациям, возникновение которых связано с этими предметами /возможность пораниться острыми и режущими предметами, отравиться лекарствами, пострадать от электрического тока../
- воспитание дружеских взаимоотношений младших и старших дошкольников, сплочённых общей деятельностью;
- воспитание интереса и любви к художественному слову;
- знакомство с жизненно важными правилами, формирование осознания их выполнять;
- обогащение словаря: знакомство с понятиями: «опасность», «аптечка», «аптека»;
- развитие мышления и умения детей применять полученные знания для правильного выбора своих действий в опасных ситуациях.
Оборудование /материал к занятию/:
- Иллюстрации-картинки с изображением электроприборов: утюг, фен, бытовых предметов: чайник, ножницы; рабочих инструментов – молоток, топор, отвёртка, гвоздь; столовых приборов – вилка, ножик, тёрка; медицинской аптечки с принадлежностями: бинт, иод, бриллиантовая зелень /зелёнка/, градусник, таблетки; магазина – аптеки; картинки к игре “Загадки – отгадки”,
- знак «опасности» – 8 штук,
- дидактические игры / по усмотрению педагога и детей, смотри Приложение/;
- волшебный сундучок / с иллюстрациями – изображениями опасных предметов/
Предварительная работа:
- рассматривание опасных предметов (колющие, режущие, лекарства, бытовая химия, электрические приборы) и предметов личной гигиены;
- экскурсия в кабинет медсестры: знакомство с правилами хранения медикаментов;
- беседа с плотником о хранении рабочих инструментов;
- слушание стихов «Все маленькие детки…», «Дом в порядке содержи»;
- просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы»;
- получение детьми информации посредством использования ИКТ, презентаций: «Домашние вещи могут быть опасными!», «Правила поведения при пожаре»,
- приглашение в гости старших дошкольников; просмотр инсценировки, разыгранной старшими дошкольниками «Советы мамы», обсуждение с малышами;
- подготовка иллюстраций для дидактических игр;
- беседы о людях профессий, которые нас защищают (полицейские, пожарные, врачи);
- чтение произведений, заучивание ярких фрагментов из текста /см. приложение/;
- изготовление знаков «опасности» и альбома «Опасные предметы, живущие с нами по соседству».
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Беседы о создании безопасных условий для развития ребёнка;
- рисование опасных предметов, «живущих» в доме.
Методы и приемы:
Традиционные: художественное слово, сюрпризный момент, использование музыкального сопровождения / «тревожный сигнал», песенка/, наглядного материала, групповые и индивидуальные вопросы к детям, пояснения, уточнения.
Нетрадиционные: использование инновационной технологии «волонтёрство».
Этап | Содержание деятельности | время |
Процесс вовлечения | Играю с куклой в игровом уголке: забинтовываю ножку. Дети, проявляя интерес к деятельности педагога, собираются возле меня и задают вопрос о том, что случилось с куклой. Организую беседу с детьми, предоставляя возможность самим подумать, а что же могло случиться? Дети высказывают свои мнения./ Кукла упала. Прищемила ножку дверью. Обрезалась. Укололась./ А вы бы хотели узнать, что же на самом деле за история произошла с /куклой/ Кирюшкой? А зачем вам это хотелось бы узнать? / Чтобы и с нами не произошла такая беда/ | 2 мин. |
Процесс целеполагания | Интересуюсь у детей, а можно ли предостеречь себя от подобной беды? /Да, но нужно знать как!/ Предлагаю всем вместе найти ответ на данный вопрос, пригласив в гости для беседы ребят старшего дошкольного возраста: они уже многое знают и научат вас быть аккуратными и осторожными. | 1 мин. |
Процесс проектирования | Старшие дошкольники предлагают способы организации важной беседы с малышами: послушать стихи и песенку по теме беседы, обыграть опасные бытовые ситуации с вовлечением малышей, сочинить сказку. Все вместе обговариваем предложенные варианты. Дети договариваются, кто за что будет отвечать, делятся на подгруппы, обсуждают, какие материалы и атрибуты им понадобятся, выбирают территорию группового пространства, где будут осуществлять деятельность /игру, обыгрывание ситуаций, пластических этюдов и т.д./ Выбор той или иной деятельности – по ходу занятия, по усмотрению детей. | 1 мин. |
Процесс осуществления | содержательные заготовки: Пластические этюды. Образные перевоплощения. Физкультминутка . Художественное слово/загадки, стихи/. Музыкальный репертуар /песенка «Одни дома»/. Правила обращения с «опасными» предметами. Знаки «опасности» /выставляются возле «опасного» предмета или объекта под звуки «Тревожного сигнала»/. использование методов / выбор метода – по ходу деятельности/: «Волонтёрство», «Чудо – короб», «Образные перевоплощения», «Сказкотерапия». использование приёмов: исследовательские /перцептивные/ действия с предметами /молоток – тяжёлый, отвёртка – острая/; показ с объяснением, приём активизации речи. При возникновении затруднительных ситуаций учу детей самостоятельно находить выход. В процессе работы дети обращаются либо за помощью, либо за поддержкой. | 10 мин. |
Рефлексия | В рабочей зоне группового пространства на столе незаметным для детей способом появляется «опасный» предмет – столовая вилка. Обращаюсь к ребёнку: «Принеси, пожалуйста, вилку!» А почему её нельзя трогать детям? / Это опасно, можно уколоться!/ Вы правильно всё поняли! Вместе с детьми повторяем и формулируем правила, соблюдение которых поможет им избежать беды. А вы будете выполнять эти правила дома? /Да/ Значит вы – умные и послушные ребята: не хотите, чтобы с вами произошла беда! Будьте всегда здоровы и берегите себя от опасностей! У детей возникает желание в вечернее время и дома нарисовать «опасные» предметы. Решено устроить выставку детского творчества «Предметы, таящие «опасность». | 1-2 мин. |
По окончании деятельности дети слушают песенку «Одни дома» (на мотив песни «Улыбка»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «В доме живут опасные предметы…»…»
Загадки /для младших и старших дошкольников/
1.Тут-тук-тук-тук
Раздаётся громкий стук
Что же папа в руки взял?
Чем он гвоздик забивал? /молоток/
2. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. /ножницы/
Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать /ножницы/
3. Конь стальной, хвост льняной,
Подружись-ка ты со мной /иголка/
4 Я иголкина подружка,
Только нет у меня ушка /булавка/
5. Посмотрите на меня-
Вся дырявая я,
Но зато я ловко
Тру тебе морковку /тёрка/
6. У меня есть лезвие-
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Мной порезаться можно /нож/
7. Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все тук да тук /гвоздь/
8.Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу /пылесос/
9.Из горячего колодца
Целый день водица льется /чайник/
10.Если хорошо заточен
Всё легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло /нож/
11.Вот идет пароход —
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Не морщинки не видать /утюг/
12.Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются…/иголки/
Очень хрупкая я,
Берегите меня.
Если только разобьете –
Лишь осколки соберете /стеклянная банка/
Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер /спички/
Я подмышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать /градусник/
Стихи про опасные предметы
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая - не плод!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке.
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе.
Ничего опасней нет,
Чем заточенный предмет!
Бритвы, ножницы, ножи
Не хватайте, малыши!
Не играй со спичками – это опасно!
Я спичек кообок нашел
И высыпал его не стол,
Хотел устроить фейерверк –
Все полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжет меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!!
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный верный друг.
Не включай газовую плиту!
Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
- К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай.
И к газу ты не подходи
Сперва немного подрасти!
Будь осторожен при обращении с источником тока!
Ты, малыш, запомнить должен;
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвозди в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти!
Не разбрасывай вокруг острые предметы!
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвози на дороге
Ты увидел – убери!
Это острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно –
С раной поведут к врачу.
Не трогай незнакомые предметы.
Есть в квартире много скляночек.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
6. Не ешь незнакомые таблетки.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут!
Будь осторожен с кипящей водой!
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надежно усвой.
Витамины и вкусны,
И полезны, и важны.
Только помните, друзья.
Их без меры есть нельзя.
Должен доктор рассказать,
Как их нужно принимать.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут!
Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Есть опасные предметы:
Ножик, ножницы, розетки.
Мама настрого сказала:
- Их не трогать, - приказала.
Маму я послушался,
Мне опасность не грозит.
Если старших слушаться,
От тебя беда бежит
ОДИН ДОМА: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В СТИХАХ
(авторы: Г. Шалаева, О. Журавлёва)
Не открывай дверь чужим людям!
Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!
Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми!
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
– Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал?
Номер я какой набрал? –
Ничего не отвечай,
Срочно маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
– До свидания! – скажи,
Быстро трубку положи!
Будь осторожен с открытой форточкой!
Захочешь форточку открыть –
Старайся осторожным быть:
На подоконник не вставай
И на стекло не нажимай.
Не можешь что-либо достать –
Надёжней взрослых подозвать
И их об этом попросить…
Калекой очень трудно жить!
Не перевешивайся за перила балкона!
Выйдешь на балкон – так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
С высоты лететь ужасно.
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?
Не разбрасывай вокруг острые предметы!
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
Не трогай незнакомые предметы!
Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
Будь осторожен с кипящей водой !
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надёжно усвой:
С кастрюли ты крышку рывком не снимай,
А с краю тихонечко приподнимай
Не там, где стоишь ты, – с другой стороны,
Ведь руки твои пострадать не должны!
В сторону выпустишь пар – и тогда
Не будет опасна в кастрюле вода.
Не ешь бесконтрольно витамины!
Витамины и вкусны,
И полезны, и важны.
Только помните, друзья,
Их без меры есть нельзя.
Должен доктор рассказать,
Как их нужно принимать.
Не ешь незнакомые таблетки!
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.
Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Не ешь грязные фрукты и овощи!
Нужно, друзья, за здоровьем следить.
И потому полагается мыть
Фрукты и овощи перед едой
Чисто и тщательно тёплой водой.
Чтоб не тревожить врачей-докторов,
Смоешь микробы – и будешь здоров!
Мытое яблочко ярче блестит,
Да и живот от него не болит.
Не играй со спичками – это опасно!
Я спичек коробок нашёл
И высыпал его на стол,
Хотел устроить фейерверк –
Всё полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжёт меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!
Меня спасти едва успели,
А вот квартиру не сумели.
Теперь в больнице я лежу
И боль едва переношу.
Хочу напомнить всем, друзья:
Играть со спичками нельзя!!!
Не подходи к газовой плите!
На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
– К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
Если получишь ожог, окажи себе помощь сам!
Если руку ты обжёг,
Потерпи, не плачь, дружок!
Под холодною струёй
Боль сними и успокой,
Маслом смажь ожог потом
И прикрой его бинтом
Иль салфеткой оберни –
И врачу скорей звони!
(На мотив песни «Улыбка»)
На работе взрослые с утра,
И одни остались дома сын и дочка,
Учит брата старшая сестра
Чиркать палочкой о спинку коробочка.
И когда, наверняка,
Дрогнет детская рука –
Испугается ребёнок с непривычки,
Безо всякого труда
Начинается беда.
Так как пламя начинается со спички.
Пробежал весёлый огонёк,
И, как зайчик, он запрыгал по газете.
Что опасно, им и невдомёк,
И следят за ним с улыбкой наши дети.
А дорога коротка
Для любого огонька,
И уже дымятся разные вещички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.
Вот уж дым пошёл из-под дверей.
И соседи «01» набрать успели,
И спасли пожарные детей,
А вещички, извините, все сгорели.
Не случилась бы беда,
Если б взрослые всегда
Убирали от детей подальше спички.
Безо всякого труда
Начинается беда,
Так как пламя начинается со спички.
Физкультминутки
Точим, точим, точим нож! / «Ножницы» прямыми руками перед собой/
Очень будет он хорош. /Покачивание руками вперед-назад/
Будет резать он припасы: /Отведение согнутых в локтях рук вперед/
Масло, сало, хлеб, колбасы,/ назад/
Помидоры, огурцы… /Наклоны в стороны/
Угощайтесь, молодцы!
Если мама разрешит, /Прыжки на двух ногах/
Хлеб порежут малыши! /Хлопки в ладоши/
Правила безопасности:
Воспитатель: Пришло время заглянуть в волшебный сундучок (показ иллюстрации на красном листе). Давайте дружно вместе назовём опасные предметы, которые можно трогать только с разрешения взрослых. А ещё повторим правила, знание и соблюдение которых поможет нам избежать беды:
1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно нужно класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
Не суй в розетку пальчик, ни девочка, ни мальчик!
3. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
4. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении:
Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать, как тут быть?
Тараканов уморить!
И купили великаны
Средство против тараканов…
Но остались тараканы,
А не стало великанов.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить.
5. Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность: это - балкон. Очень опасно выходить на балкон одному. Но если ты вышел, никогда не играй там, не прыгай, не перегибайся через перила. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.
6. Спички брать нельзя. Газ зажигать нельзя. Утюг включать нельзя. Розетку трогать нельзя, а так же нельзя вставлять в нее посторонние предметы.
7. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно должны лежать на своих местах и храниться далеко от ребят!
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Запомните, дети, правила эти и тогда с вами не случится никакой беды!
Дидактические игры /для старших и младших дошкольников/
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ КИРЮШКЕ»
Задачи: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/нельзя /играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал: игровая карта с изображением мальчика и «веселых» человечков; картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Кирюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, с которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными. /Старшие дети объяснение дают сами/.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры: воспитатель, или ребенок отворачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«ДОМИК УЛИТКИ» для старших детей, младшие - в роли наблюдателей/
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: соблюдать очередность.
Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки, кубик.
Ход игры: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» (пособие) – для совместного творчества старших дошкольников и малышей
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Ход игры, задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО» для совместной игры старших дошкольников и малышей
Задачи: закреплять представления детей об источниках опасности в доме, о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры: в коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле – на место, объясняя свой выбор.
Варианты: 1. На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. 2. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
3. То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зеленым кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
ПРАВИЛО: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных (разрешенных).
Варианты 1. Индивидуально с воспитателем. 2. Несколько детей по очереди, объясняя свой выбор,3. Совместная игра старших дошкольников и малышей
Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
«СТО БЕД»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку
«РАЗЛОЖИ ПО МЕСТАМ».
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Материал: картинки с изображением «опасных» предметов.Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что опасные предметы должны лежать на своих местах. У детей на столах – листочки с изображением мест, где хранятся опасные предметы и картинки с опасными предметами. Нужно поместить «опасные» предметы туда, где они должны храниться.
«ЧЕТВЁРТЫЙ - ЛИШНИЙ». Воспитатель предлагает детям выбрать из ряда предложенных картинок лишнюю.
“МОЖНО - НЕЛЬЗЯ” /словесная игра/
Дети хлопают в ладоши, если звучит ситуация, соответствующая команде «Можно» и топают, если «Нельзя» /например, «Брать без разрешения родителей ножик /топор, иголку, шило/ - «Нельзя!» /топают ногами/. «Смотреть, как папа забивает гвоздь в стену» - «Можно!» /хлопают в ладоши/.
Метод «Чудо-короб»
Материал: изображение большого короба на магнитной доске, разные «опасные» предметы.
Воспитатель сообщает детям, что у них есть волшебный «чудо-короб», в котором хранятся «опасные» предметы. Предлагает детям по очереди подойти к столу, выбрать любой предмет, назвать его и «положить» в «чудо – короб» /прикрепить магнит/.Обосновать свой выбор.
Метод «Образные перевоплощения»
Детям предлагается представить себя горячим утюгом /чайником/: « Я очень горячий утюг /чайник/!» либо острым предметом: «Я самая красивая и очень острая вилка!»
Метод «Сказка про опасные предметы» /для старших дошкольников в рамках «волонтёрской» деятельности с малышами/
Цель: развитие речи, воображения.
Воспитатель кладёт на стол несколько «опасных» предметов. Дети рассматривают их, трогают. Сочиняют сказку, например такую:
«Жил-был на свете острый ножик. Так получилось, что он остался один дома на столе. Стало ему скучно, и отправился он в гости к Алёше. Пришёл и говорит: «Привет, Алёша, давай поиграем!» Алёша ответил: «Давай! Только позовём ещё и других твоих друзей». Ножик обрадовался: «Позови, Алёша, к нам в гости вилку!» Алёша позвонил по телефону и сказал: «Привет, вилка! Приходи к нам в гости!» Вилка пришла, и стали они все вместе играть. Но весёлой игры не получилось: Алеша обрезал ножиком пальчик и накололся на вилку. Позвонили доктору. Он оказал помощь Алёше: помазал и забинтовал больной пальчик и сказал: «Пока ты, Алёша, ещё очень мал, не нужно водить дружбу с опасными предметами. Видишь, что из этого получается! А играй –ка ты лучше с ребятами: мальчиками и девочками. Так будет и веселее, и безопаснее! И спокойнее твоим маме и папе!»
Психогимнастика. Пластические этюды /для старших и младших дошкольников/ - с использованием методики «волонтёрство».
Цель: развитие творческого воображения и пластических способностей, закрепление знаний безопасного поведения в быту.
Помощь доктора. Изобразить действия доктора, оказывающего помощь больному: как он ставит градусник, забинтовывает пораненный пальчик, даёт выпить таблетку /микстуру/ и т.д.
Ремонт в квартире. Имитация действий: как вы забиваете гвоздь в стену, залезаете на высокую лестницу повесить люстру, как вы ремонтируете сломанный стул, красите стены и т.д.
Мама забыла выключить утюг…Изобразить последовательность действий детей в данной ситуации.
Примерное комплексно- тематическое планирование с детьми и родителями второй младшей группы «Оградим наших детей от опасности!»
название раздела формы работы | «Ребёнок и другие люди» | «Ребёнок дома» | «Здоровье ребёнка» | «Ребёнок на улицах города» |
ООД | «Незнакомец за дверью», «Внешность обманчива» | «Опасные предметы», «Пожарная безопасность» | «Личная гигиена», «Как сохранить здоровье» | «Знакомство с улицей», «Дорожная азбука» |
беседы | «Мальчик, хочешь конфетку?» «Как быть послушным» | «Что такое пожар», «Опасности дома» | «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым». «Витамины и здоровье» | «Зачем нужны дорожные знаки» |
Экскурсии, наблюдения | Экскурсия по детскому саду (план эвакуации), рассмотреть средства пожаротушения (огнетушитель) | Экскурсия в мед. кабинет, наблюдение за одеждой людей на улице. | Наблюдение за транспортом. Наблюдение за тем, где ходят пешеходы, едут машины. Экскурсия к перекрёстку. | |
Дидактические игры | «Что не так». | «Раз, два, три- что опасно найди», «Так или не так» | «Что полезно, а что вредно», «Что лишнее», «Выбери предмет» | «Собери светофор», «Кто быстрее» |
Подвижные игры | «Похитители и находчивые ребята» | «Коридор», «огонь и вода». | Любые подвижные игры в соответствии с возрастом детей. | «Светофор», «К знаку беги», «Воробышки и автомобиль» |
Сюжетно- ролевые игры, игровые упражнения. | «Хорошо- плохо», «Можно- нельзя» | «Мы - пожарные», «Вылечи игрушку» (оказание помощи при порезах, ушибах) | «Больница». «У мишки заболел зуб» | «Едем в автобусе», «Переходим улицу» |
Чтение художественной литературы, просмотр м/ф, д/ф. | «Лиса в заячьей шкуре», р.н.с».Волк и семеро козлят», «Петушок- золотой гребешок», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», К. И. Чуковский «Бармалей» | С. Я. Маршак «Пожар», потешка «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожар», «пожарные собаки»., «Главные правила поведения для воспитанных детей» Драматизация потешки «Кошкин дом» | А. Барто «Девочка чумазая», стихи Л. Зильберг о пользе продуктов, К. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «В парикмахерской», Э. Успенский «Страшная история» | Стихи о светофоре С. Маршак «Мой весёлый звонкий мяч», Г. Георгиев «Светофор», В. Лебедев- Кумач «Про умных зверюшек», Просмотр м/ф из серии «Уроки тётушки Совы» |
Продуктивная деятельность | Дорисуй, чего не хватает. Создание альбома по теме | Рисование мыла, носового платка. Лепка «Витамины». Аппликация «овощи и фрукты». Создание альбома по теме. | Рисование дороги для автомобиля, аппликация «Светофор», рисование пешеходного перехода. Создание тематического альбома. | |
Другое | Рассматривание тематического альбома. | Пальчиковые игры, комплексы гимнастик для глаз, самомассаж, физкультурные паузы, Рассматривание тематического альбома. | Отгадывание загадок по теме, рассматривание тематического альбома. Минутки безопасности. | |
Работа с родителями | «Консультация «Научите ребёнка осторожности» | Папка –передвижка «Как правильно установить ёлку», «Пожарная безопасность», «Предметы, требующие осторожности», «Хранение опасных предметов» Консультация «Ребёнок дома один» | Папка –передвижка «Режим дня», «Одежда в разные сезоны» Консультация «Проведите гимнастику», «Компьютер и ребёнок» | Консультация «Ребёнок в транспорте» Анкета -тест «Грамотный пешеход». Родительское собрание «Знай и соблюдай правила поведения на улице». Конкурс «Лучший светофор» |
Изготовление стендов с наглядной агитацией, консультации, тематические собрания, анкетирование, семейные конкурсы, обогащение материально- технической базы, помощь в подборе детской литературы. |
Каждый ребёнок должен знать, что в доме «живут» опасные предметы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.
работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...
Игры по дороге домой и дома
Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....
Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"
Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....
- Мне нравится (1)
Комментарии
спасибо, за полезный материал
спасибо, за полезный материал