проект "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ"
проект по обж на тему
Проект, направленный на создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города, на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.
Данный материал будет полезен руководителю МБДОУ, старшему воспитателю, воспитателям разных возрастных групп (в том числе старших и подготовительных групп).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pdd.docx | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»
Автор: Бугрова Наталья Александровна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65» города Дзержинск Нижегородской области
Описание материала:
Под «Профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма» понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
В связи с этим, предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города, на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.
Данный материал будет полезен руководителю МБДОУ, старшему воспитателю, воспитателям разных возрастных групп (в том числе старших и подготовительных групп).
Тип проекта
Информационный, практико-ориентированный, комплексный, долгосрочный, в рамках Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65» города Дзержинск Нижегородской области
Сроки реализации проекта: 1 год
Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Актуальность
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население городов растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Данная тенденция сопряжена с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Так, по Нижегородской области, за 8 месяцев 2018 года возросло количество дорожных аварий с участием детей на 0,9%, количество раненных в них детей выросло на 1,9%. На территории Нижегородской области зарегистрирован рост ДТП на 37,5%, в которых погибли дети. Наиболее остро стоит вопрос о дорожном травматизме с участием детей - пассажиров, количество ДТП с которыми возросло на 2,2%. Почему это происходит? Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания. Наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
- Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
- Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
- Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
Физиологические
1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
4. Надёжная ориентация «налево – направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Психологические
1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка постепенно уже в школе.
2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, для нашего дошкольного учреждения актуальным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель проекта
Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи проекта
Направленные на педагогов:
- Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы, нацеленную на обучение детей безопасному поведению.
- Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения через организацию предметно – развивающей среды в ДОУ.
- Привлечь к взаимодействию организации социума.
Направленные на детей:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах города.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
Развивающие:
1. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
2. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые:
1. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
2. Развивать связную речь.
Воспитательные: Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
Направленные на родителей:
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресованности –содержание используется для работы в группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание работы:
Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
Методическая работа | |||
Разработка плана работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | сентябрь | Старший воспитатель | |
Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, по предупреждению детского травматизма (см. «Перечень инструкций по охране труда ДОУ») | сентябрь | Заведующий МБДОУ | |
Обзор статей Интернет-ресурса по теме «Профилактика ДДТТ и ПДД» | октябрь | Воспитатели подготовительной группы, старший воспитатель | |
Оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»:
| Сентябрь, октябрь | Старший воспитатель | |
Проведение Недели безопасности дорожного движения (с 24 по 28 сентября 2018-2019 гг.), актуализация «Паспорта безопасности» | 24-28 сентября 2018-2019 уч.г. | Воспитатели, старший воспитатель | |
Встреча с сотрудником ОГИБДД «Как научить дошкольника не попадать в типичные дорожные «ловушки» | По согласованию | старший воспитатель | |
Изготовление методических игр и пособий | в течение года, по мере необходимости | воспитатели | |
Выступления на родительских собраниях «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» | в течение года | Сотрудник отдела пропаганды ОГИБДД УМВД России по г.Дзержинску | |
Подготовка выступлений на родительских собраниях «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» | В течение года | Воспитатели | |
Обновление и размещение информационного материала для родителей в раздевалках групп по теме | ежеквартально | воспитатели | |
Размещение информации для родителей по теме на сайте МБДОУ | в течение года | Заведующий, старший воспитатель | |
Подготовка к участию в конкурсах, акциях муниципального, регионального, межрегионального уровней по ПДД | В течение года, в соответствии с условиями конкурсов | Старший воспитатель | |
Контроль «Готовность групп к новому учебному году». Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД | сентябрь | старший воспитатель | |
Анализ результативности проводимых профилактических мероприятий педагогами с детьми | май | старший воспитатель | |
Работа с детьми | |||
Проведение мероприятий с детьми в рамках ежегодной городской акции «Внимание, дети!» | сентябрь, май | Воспитатели, старший воспитатель | |
«Неделя безопасности дорожного движения» | В соответствии с годовым планом учреждения | ||
Сотрудничество с творческими коллективами театров и студий по теме «Безопасность дорожного движения» | В течение года | ||
Целевые прогулки (улицы города, транспорт, пешеходный переход, светофор и др.), игры, самостоятельная продуктивная деятельность, театрализация, беседы, выставки, изготовление макетов, лэпбуков для проигрывания дорожных ситуаций с детьми возрастных групп, конкурсы, викторины, соревнования, просмотры видеофрагментов по безопасности дорожного движения. | В соответствии с возрастом, по календарным планам, ежемесячно | Воспитатели, | |
Музыкальные и физкультурные развлечения | В течение года, в соответствии с планом | музыкальный руководитель, воспитатели | |
Проведение викторины с детьми подготовительной группы "Дорожная азбука" | май | воспитатели | |
Проведение бесед с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно – транспортного травматизма | ежеквартально | Старший воспитатель, воспитатели | |
Выставка детского творчества «ПДД — наши лучшие друзья» на группах | апрель | Дети старшего дошкольного возраста | |
Проведение организованной образовательной деятельности на игровой основе с использованием пособий «Безопасность на дорогах», «История светофора», «Дорожные знаки» | В течение года, в соответствии с перспективным планированием | Воспитатели групп | |
Ознакомление с детской художественной литературой по ПДД, заучивание стихов, составление картотек загадок | В течение года | Воспитатели групп, родители | |
Музыкально – спортивный праздник «Красный, желтый, зеленый» | май, в соответствии планом ДОУ | музыкальный руководитель, воспитатели | |
Участие в конкурсах муниципального, регионального, межрегионального уровней по ПДД | В течение года | Педагоги ДОУ | |
Работа с родителями | |||
Участие родителей в ежегодной городской акции «Внимание, дети!» Проведение блиц-опроса | сентябрь, май | Педагоги ДОУ, сотрудники ОГИБДД | |
Участие родителей в проведении «Недели безопасности дорожного движения», - консультация для родителей: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения» - практикум: «Как поступить в данной ситуации» - организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» | В течение года | Воспитатели, старший воспитатель | |
Проведение родительских собраний с рассмотрением вопросов: - схема безопасного маршрута к ДОУ; - необходимость применения детских удерживающих устройств в автомобилях; - ответственность родителей за последствия приобретения своим детям технических средств передвижения (роликовые коньки, самокаты, велосипеды); - родители - пример для ребенка в правильном поведении на дороге. | По графику проведения родительских собраний | Воспитатели, старший воспитатель | |
Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил безопасности детей на дороге | По мере необходимости | Воспитатели | |
Участие родителей в конкурсе совместных творческих работ «ПДД — наши лучшие друзья» | сентябрь | Воспитатели | |
Обновление материалов стенда «Правила дороги» | 1 раз в квартал | старший воспитатель | |
Подготовка информационного материала для родителей в раздевалках возрастных групп «Самые важные правила- правила дорожного движения!», «Это надо знать», «Памятка по правилам дорожного движения» | 1 раз в квартал | Воспитатели | |
Обновление информации по предупреждению ДДТТ на сайте ДОУ | По мере необходимости | Заведующий МБДОУ | |
Участие в конкурсах муниципального, регионального, межрегионального уровней по ПДД | В течение года, в соответствии с условиями конкурсов | Родители, воспитатели групп, старший воспитатель | |
Обновление и пополнение предметно-развивающей среды | |||
Оформление рассылки с сайтов (в т.ч. ГИБДД региона), посвященных вопросам профилактики ДДТТ | В течение года | Старший воспитатель | |
Обновление разметки на территории учреждения | летний период | Зам. зав. по АХР | |
Пополнение методической и детской литературой, наглядными пособиями методического кабинета, групп по обучению правилам безопасного поведения на дороге | По мере необходимости | старший воспитатель | |
Приобретение (изготовление, обновление) игрового материала для развертывания режиссерских, сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Светофор», «Путешествие с Незнайкой», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания», «Автомастерская», «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке» (лэпбуки, макеты) | По мере необходимости | воспитатели |
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы)
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
3 этап (работа над проектом)
4 этап (презентация)
5 этап (постановка новой проблемы)
1 этап (постановка проблемы)
- Поставить проблему перед педагогами МБДОУ «Организация работы по профилактике ДДТТ и ПДД»
- Поставить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
- Поставить проблему перед родителями «Безопасность дорожного движения и наши дети»
- Определить продукты проекта:
А) информированность педагогических работников, родителей воспитанников
- организация образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей
- создание предметно-развивающей среды в группах, на участке МБДОУ
Б) создание макетов улиц города;
- создание лэпбуков по ПДД;
- знание правил дорожного движения;
- сформированные практические навыки поведения у детей в различных ситуациях городского движения.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
- Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»
- Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.
- Составить перспективный план работы.
- Изучить методическую литературу по теме проекта
- Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как вести себя на улице и в транспорте?».
- пополнить предметно-развивающую среду.
- провести с родителями блиц-опрос, анкетирование.
3 этап (работа над проектом)
- Организовать работу по решению задач проекта через:
1) непосредственно- образовательную деятельность:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Транспорт на улицах города»;
- «Правила для пассажиров».
«Художественное творчество»:
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города».
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой».
- аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак».
2) Ситуационно- имитационное моделирование;
3) Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»;
4) Чтение художественной литературы: М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», С.Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок», Я.Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсов «Новые дорожные приключения Буратино», С. Прокофьев, Г. Сапгир «Мой приятель –светофор», М.Пляцковский «Светофор», В. Семерин «Запрещается – разрешается, С.Михалков «Шѐл трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26», И.Кончаловский «Самокат», Б.Житков «Что я видел», Я.Пишумов «Машины», Н.Носов «Автомобиль», С.Маршак «Правил уличных не зная…», Я.Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Самый лучший пешеход», Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора», С.Михалков «Шагая осторожно», А.Эльдман «Эти ребята приятели были», И.Яворская «Дети и дорога», С.Михалков «Скверная история», А.Дорохов «Шлагбаум» и другие.
5) Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6) Рассматривание иллюстраций, картинок;
7) Опытно - экспериментальная и поисковая деятельность; работа со схемами;
8) Работа с лэпбуками, с макетами;
9) Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
10) Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
11) Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Светофор», «Путешествие с Незнайкой», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания», «Автомастерская», «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке».
12) Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
13) Провести с детьми викторину «Дорожная азбука».
14) Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?»
15) Разучивание песен по теме проекта
16) Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда».
17) С родителями провести:
- консультацию: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
- практикум: «Как поступить в данной ситуации»
- оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»
- информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»,
- организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
- организовать выставку «Все о дороге»
4 этап (презентация)
- провести музыкально-спортивный праздник «Красный, желтый, зеленый»
- презентация данного проекта на педсовете.
- представить продукт проекта - макеты улиц города; лэпбуки по ПДД.
5 этап (постановка новой проблемы)
- создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»
Ожидаемые результаты:
В ДОУ созданы условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города посредством:
- Педагогической компетентности педагогов в рамках организации образовательной деятельности детей безопасному поведению.
- Организованной предметно – развивающей среды в ДОУ.
- Активизации работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, привлечению родителей к совместной деятельности с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."
Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......
Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...
Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...
«По предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. А ответ простой: дорожное происшествие означ...
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...