Проект: «Огонь – друг, огонь – враг»
методическая разработка по обж
Дошкольный возраст характеризуется двигательной активностью и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту.
Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое.
Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно.
Поэтому чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту. В экстремальных ситуациях, ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения детей дома крайне низкая. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно стать дошкольное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty.zip | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Огонь – друг, огонь – враг»
(старшая комбинированная группа)
Воспитатели: Королева М.М.; Новожилова Т.Ф.
Учитель логопед: Гугушкина Е.Е.
Цель проекта: Формирование основ пожарной безопасности у старших дошкольников
Тип проекта: Познавательно – ориентированный фронтальный, творческий
Участники проекта: Дети, педагоги, родители
Задачи проекта:
- Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара:
уметь ориентироваться в пространстве квартиры, группы, знать первые действия при пожаре, уметь вызвать службу спасения 01;
- Дать детям сведения о причинах пожара.
- познакомить детей со свойствами и качествами предметов, которые воспламеняются.
- Формировать осторожное отношение к этим предметам – источником пожаров.
- Рассказать о труде пожарных их действиях при пожаре, показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – человек, принявший звонок о пожаре).
Служба спасения 01,02, 03, 04.
- Воспитывать уважение к труду пожарных
Предполагаемые итоги реализации:
- Воспитание бережного отношения к своей жизни, здоровью.
-расширение представлений детей о труде пожарных
Актуальность
Дошкольный возраст характеризуется двигательной активностью и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту.
Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое.
Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно.
Поэтому чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту. В экстремальных ситуациях, ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения детей дома крайне низкая. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно стать дошкольное учреждение.
Методика, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения, осуществляется ступенчато:
- сначала важно заинтересовать детей вопросами бытовой безопасности;
-затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Выделено 3 этапа работы с детьми: обогащающий, имитационный, практический.
Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.
На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели»,и д.р.
Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы, например:
Если появился сильный дым,
Ты не прячься, позвони по 01.
Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях; поняли необходимость их соблюдения; знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, можно использовать следующие приемы: читаем детям рассказы и стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
Ознакомление дошкольников с правилами поведения является лишь началом работы по формированию поведенческих умений. Необходима организация второго (имитационного) этапа, цель которого состоит в формировании у детей умений безопасного поведения в быту.
Свою активность ребенок проявляет прежде всего в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.
Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
Определены условия реализации игровой ситуации в работе с детьми:
- использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
- предварительное разыгрывание ситуаций с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
На данном этапе широко используются тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.
Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.
Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями.
В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются. Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.
Познавательное
развитие
Экскурсии
Экспериментальная часть
Речевое развитие. Ознакомление с художественной литературой
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
Моделирование ситуаций
Физическое развитие
Подвижные игры:
- «Пожарные на учении»
- «Потуши пожар»
- «Не затушенный костер»
-Эстафета: «Ловкий, быстрый, выносливый»
Художественно - эстетическое развитие
Рисование:
- «Огонь – друг, огонь – враг»
- «Мчатся пожарные машины»
- «Дорисуй, что не хватает»
Аппликация
- Коллаж «Пожарные собаки»
- «Кошкин дом»
- «Предупреждающие знаки: спички детям не игрушка»
Ручной труд (конструирование)
- «МЧС на страже» коллективная работа
- «Пожарная машина»
Работа с родителями
Родительское собрание
«Спички детям – не игрушка»
Консультации:
- «Огонь – друг, огонь – враг»
- «Чтобы новогодний праздник был радостным»
- «Электричество в нашем доме и его опасность»
- Привлечь родителей к подготовке ассамблеи по ОБЖ «Будь осторожен!» (проект «Огонь – друг, огонь – враг»)
Ручной труд:
«Пожарная машина»
«Тили,тили,тили,бом…»
«Огнетушитель»
«Все несчастья победит наша служба 01»
Рисование: - «Живи лес!»
Ассамблея для родителей
(участники: дети, педагоги, родители)
драматизация сказки: «Колобок - паленый бок»
Проводя работу, по ознакомлению детей с основами безопасности мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.
Используемая литература
Князева О. Мои помощники. //Дошкольное воспитание 2000 №2.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошкольное. воспитание 2000 №1.
Дыбина – Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.
Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004.
Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошкольное воспитание 2000 №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...
Психологический проект "Огонь-друг, Огонь-враг".
Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня....
Проект "Огонь друг,огонь-враг"
Социальное партнёрство педагогов.родителей по формированию у детей страшего дошкольного возраста правил ППБ в проектной деятельности...
Проект "Огонь-друг, огонь-враг"
Работа по ЗОЖ "Все о правилах пожарной безопасности"...
проект "Огонь друг. Огонь - враг."
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначен...
Проект "Огонь - друг, огонь - враг"
Проект направлен на формирование у детей навыков безопасносного поведения, умение правильно, адекватно действовать в опасных для жижни ситуациях. Обобщить, закрепить и расширить знания дете о правилах...
Презентация проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация проекта "Огонь - друг, огонь - враг". Интегрированное занятие по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....