Дидактические игры по основам безопасности и жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста.
картотека по обж (младшая группа)

Василенко Наталия Алексеевна

Эти игры помогут взрослым закрепить у детей навыки безопасного поведения во время прогулок, в общественных местах, в различных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_obzh.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Д/И «Сложи транспорт из частей»                                                                        К № 1

Цель: закрепить знания детей о частях знакомых видов транспорта; умение соотносить части с образцом, развивать память, координацию движений.

Оборудование: картинки машин, разрезанные на 4-6 частей.

Ход игры: дети получают образец машины и собирают из частей целую машину, называют какая это машина и для чего она нужна.

Д/И «Какой знак спрятан?»                                                                                      К № 2

Цель: развивать зрительную память, закреплять знание дорожных знаков.

Оборудование: дорожные знаки

Ход игры: педагог расставляет в ряд несколько дорожных знаков. Повторить с детьми их название. Дети закрывают глаза, педагог убирает один знак. Играющие должны угадать какой знак спрятан.

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЗНАК»                                                                  К. № 3

Цель: закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению. Развивать память, сообразительность.

Материал: карточки с изображением дорожных знаков.

Ход игры: педагог раздает один комплект карточек детям, второй оставляет у себя. Показывает карточку, ребенок, найдя такой же знак, должен поднять карточку и сказать: «У меня знак «Столовая», затем положить на стол. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся и перевернул все карточки.

Д/И «ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»                                                                   К. № 4

Цель: закрепить знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрыть рот. Упражнять в пользовании носовым платком.

Материал: кукла, носовой платок, детские платки.

Ход игры: Воспитатель приносит куклу Таню, и говорит, что она простудилась. Имитирует, что кукла чихает и кашляет, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя. Предлагает детям напомнить кукле, что надо делать, когда чихаешь, научить её как надо вытирать нос. Показать со своим платком.

Д/И «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ»                                      К. № 5

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Материал: мяч

Ход игры: каждый человек, имея профессию, выполняет какие – то действия. Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Педагог говорит врач и бросает мяч, ребенок ловит и отвечает: лечит, делает уколы, слушает, смотрит горло…

Д/И «ЧТО КОМУ?»                                                                                   К.  № 6

Цель: учить соотносить орудия труда с профессией людей, воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им.

Материал: предметы для людей разных профессий – игрушки: набор медицинских инструментов, для работы на огороде, кухонная посуда, бытовая техника, инструменты.

Ход игры: воспитатель приглашает по одному ребенку к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, молоток – нужен столяру и плотнику.

   

Д/И «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ»                                    К. № 7

Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.

Материал: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым – с правильными действиями изображенных персонажей.

 Д/И « КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»                                                           К. № 8

ЦЕЛЬ: закрепить знания о частях тела и их роли для человека. Формировать умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Развивать внимание.

Материал: мяч

Ход игры: дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопрос. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю.

Что твои умеют ручки? – хлопать, держать ложку, карандаш.                                               Что умеют делать тучки? – капать дождик.                                                                           Что умеют делать ножки? – топать, бегать и ходить.                                                          Что твои умеют глазки? – моргать, смотреть. Плакать.                                                       Кто умеет слушать сказки? – ушки, детки.                                                                              Что умеют делать пальчики? – сгибать, разгибать…

Д\И «НАЙДИ И НАЗОВИ»                                                                              К № 9

Цель: закрепить название видов наземного транспорта, закреплять умение находить предмет по нескольким признакам.

Оборудование: картинки с изображением видов наземного транспорта.

Ход игры: воспитатель раскладывает картинки и предлагает найти вид транспорта по описанию, например, голубую машину, которая может сразу много перевести пассажиров. Педагог побуждает детей давать полные ответы.

Д/И «КАКОЙ ОГОНЕК ЗАЖЕГСЯ»                                                           К№ 10

Цель: закрепить знание цветов светофора.

Оборудование: макет светофора. Круги красного, желтого, зеленого цветов.

Ход игры: воспитатель показывает круги разного цвета и просит детей назвать их . Объясняет, за что отвечает каждый сигнал светофора.

Д/И «О ЧЕМ ГОВОРИТ СВЕТОФОР»                                                    К№ 11

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения, упражнять в выполнении правил.

Оборудование: светофор, автомобили разного значения. Дорожная разметка, куклы.

Ход игры: воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

Д/И «НА ЧЕМ ЛЮДИ ЕЗДЯТ»                                                                       К № 12

Цель: закрепить название наземного транспорта, продолжать учить дифференцировать виды наземного транспорта по функциям. Упражнять в действиях по сигналу.

Оборудование: картинки с изображением наземного транспорта, круги четырех основных кругов.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки, уточняет название транспорта, раскладывает по группе разноцветные круги – гаражи автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. По команде «Поехали» автомобили двигаются, по команде «В гараж!» двигаются к гаражу своего цвета.

Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»                                                                              К № 13

Цель: закрепить знания о частях автомашины.

Оборудование: картинки автомашин с недостающими частями, части (руль, фары. Колеса, двери).

Ход игры: воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку и «починить» автомобиль.

    Д/И «ЕСЛИ КТО – ТО ЗАБОЛЕЛ»                                                            К № 14

Цель: закрепит знания о профессиях врача и медсестры, вызвать врача скорой помощи можно, позвонив по номеру «03». Упражнять в умении формулировать вызов.

Оборудование: картинки «Врач у постели больного», машина скорой помощи, телефон. Кукла, кровать.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки, уточняет их содержание, побуждает вспомнить в каких случаях нужно вызвать врача на дом, дает образец вызова врача по телефону. Предлагает вызвать врача к кукле или мишке, предварительно поясняя. Что произошло с игрушкой (температура, сильный кашель

Д/И «НЕ БЕРИ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ»            К№ 15

Цель: закреплять умение классифицировать предметы, продолжать формировать представление о том, что нельзя брать лекарственные препараты без разрешения взрослых.

Оборудование: предметные картинки по обобщающим понятиям (посуда, одежда. обувь), в том числе лекарственных препаратов в разной упаковке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поочередно отобрать картинки с изображением игрушек, посуды, уточняет, почему дети не взяли с изображением лекарственных препаратов.

Д\И «МОЖНО – НЕЛЬЗЯ» (ПРИБОРЫ)                                                  К № 16

Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и др. Дети берут картинки, если с этим предметом можно играть, кладут рядом с куклой, если нет, то – в сундучок. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.

Д/И «КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»                                             К № 17

Цель: закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Оборудование: картинки с изображением повара, врача, продавца и предметов, необходимых для работы этих людей.

Ход игры: воспитатель показывает картинки людей разных профессий, уточняет названия этих профессий. Раздает детям предметные картинки и просит показать предметы, необходимые для труда этим людям. В ходе игры воспитатель уточняет названия профессий и орудий труда.

Д/И «НАЗОВИ ВИД СПОРТА ПО ПОКАЗУ»                                       К № 18

Цель: закреплять представление о видах спорта. Продолжать формировать представление о пользе физкультуры и спорта для здоровья.

Ход игры: сначала воспитатель, а потом ребенок показывает упражнение или движение, характерное для определенного вида спорта, остальные дети отгадывают. Ребенок, давший правильный ответ, становится ведущим.

Д/И «Я ЗНАЮ, ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ»                                К № 19

Цель: закреплять знания об опасных предметах и ситуациях, правилах безопасного поведения.

Оборудование: картинки – проблемные ситуации опасного и безопасного поведения на улице, дома, с незнакомыми людьми.

Ход игры: воспитатель раздает картинки, предлагает рассмотреть и ответить, правильно или неправильно поступают дети.

Д/И «ПОКОРМИМ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ»                                   К № 20

Цель: воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно, обращаться с ними.

Оборудование: игрушки – собака, кошка, карточки с изображением корма (молоко, мясо, морковь. Зерно).

Ход игры: детям раздаются карточки с изображением корма. Дети угадывают, кто что ест.  – Если животное живет у нас дома, кто за ним должен ухаживать? (люди). Что нужно делать для котенка? Как котенок просит есть? Как щенок просит есть?

Д\И «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»                                                                   К № 21

Цель: закреплять знания о пожарной безопасности, развивать фонематический слух, умение рифмовать.

Оборудование: иллюстрации на тему «Опасные предметы».

Ход игры: педагог читает двустрочные стихи, последнее слово дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки:                                          Пожар мы быстро победим,                   Если стал гореть забор,                                                                                            Коль позвоним по…(01)                         Доставай скорей…(топор)                      

Если все в дыму у нас,                           У пожарных не напрасно                                      Надевай…(противогаз).                           Цвет машины ярко…(красный).                                                    

Источник: Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.

Источник: Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД «Профессия пожарного – почетная и важная» по разделу программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.К. Авдеевой для детей подготовительной логопедической группы.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является че...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

«Дидактические игры и упражнения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Задачи:1.     Формировать умения детей   выделять цвет,  форму,  величину  как особые свойства  предметов,  группировать однородные предметы.2....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности " Бытовые приборы" по основам безопасности и жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста

Материал предназначен для закрепления и обобщения знаний о бытовых предметах:о их внешнем виде,об их значении для людей,о правилах пользования....

методическая разработка Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге Младший дошкольный возраст

Сломанный светофорДидактическая игра по правилам безопасного поведения на дорогеМладший дошкольный возраст Цель:Прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД Задачи:1. Закрепить представле...