Соблюдая ПДД, сохранишь себе жизнь!
статья по обж
В нашей жизни стало очень много автомобилей. К сожалению, не все соблюдают правила дорожного движения. Родители и педагоги должны учить с детства с детьми ПДД. Предупрежден, значит вооружен!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД, проводя мероприятия в различных формах. При обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений, а также практические в образовательной области «Художественное творчество» – это рисование, лепка, аппликация.
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми дошкольного возраста помогает добиться поставленных целей на НОД в образовательной области «Художественное творчество». Материал, используемый на НОД помогает знакомить детей с ПДД, начиная с 1-й младшей группы и до подготовительной группы, выделяя самые важные правила, постепенно их усложняя, а также отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу педагога. Наряду с традиционными занятиями по ОО «Художественное творчество» рекомендуется проводить и занятия с использованием нетрадиционных методов изображения.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;
- учить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;
- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.
Анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, которые не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения, и сами дети. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой(капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.
Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущего транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопасней. Однако при попадании в поток движущего транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперед, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом.
Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До шести лет в принципе не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с шестилетнего возраста, ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (6-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и, поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.
Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний, и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.
Необходимо отметить, что призывы типа «Будь внимателен!», «На дороге играть опасно!», «Переходи дорогу только по переходу!» и многие другие не только неэффективны, но и лишены конкретики, что скорее мешает, чем помогает усвоению ПДД.
С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме.
Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, – то обходить это препятствие надо только по тротуару», предпочтительнее, чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть».
Если нет возможности обойтись без отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», например, после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать: «переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофор.
Все указания должны быть конкретными, понятными детям, имеющие вполне логический смысл и цель – безопасность в конкретных условиях.
В нашей средней группе есть все, что необходимо для обучения и закрепления знаний о ПДД: необходимая адаптированная литература, картотека стихов и загадок о дорожных знаках и транспорте, наборы разрезных картинок по теме «Транспорт», дидактические игры, развивающие внимание и мышление, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дорожные знаки. Создан макет дороги, домов, светофор, домик для постового, шлагбаум. В фойе детского сада оформлен макет план - схема микрорайона, где расположен детский сад, с отметкой опасных участков, дорог и пешеходных переходов. Участок возле детского сада оформлен в виде проезжей части: покрашены бордюры, нанесена пешеходная дорожка и дорожная разметка. Именно здесь на прогулках в теплое время года используются самокаты, коляски, а в холодное время санки, ледянки, для того чтобы дети на практике могли отрабатывать навыки безопасного поведения.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение педагогических недель по теме «Здоровый образ жизни» с проведением открытых мероприятий для родителей и их активным участием.
Литература:
- Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1998.
- Белая К.Ю. Твоя безопасность. Как вести себя на дорогах и улицах (для дошкольников средней и старшей групп) – М.: Просвещение, 2008.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 128 с.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2010.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.Н. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М: Книголюб, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Сохраним себя, для себя!"
Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов...
ЛУЧШИЙ СПОСОБ СОХРАНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ НА ДОРОГЕ - СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Памятка для родителей и детей по правилам дорожного движения....
Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему ПДД «Соблюдая ПДД, мы спасаем жизнь себе»
Цель занятия: закрепление у детей через разные виды деятельности основных навыков безопасного поведения на улице....
Консультация для родителей " Дети на дороге"Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения...
Памятка «Соблюдаем ПДД- сохраняем жизнь»
памятка для родителей о том, как научить малышей соблюдать правила дорожного движения...
Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!
Уважаемые мамы и папы!Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!...
«Как птицы сохраняют себе жизнь в природе?»
Интегрированное занятие с детьми старшей группы, основанное на применении STEM- или STEAM-технологии...