Конспект занятия «Растения Красной книги Ставропольского края»
план-конспект занятия по обж
Формировать представление детей о Красной книге Ставропольского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Растения Красной книги Ставропольского края»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Развитие речи, Социально - коммуникативное развитие.
Цель: Сформировать представление у детей старшего дошкольного возраста о растениях Красной книги Родного края.
Задачи:
1-Формировать представление детей о Красной книге Ставропольского края;
2 - Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
3-Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Ставропольского края;
4- Развивающие: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания.
Демонстрационный материал: Презентация «Растения Красной книги», аудиозапись «Звуки природы».
Методы и приемы.
- Наглядный метод: демонстрация наглядного материала - презентации «Растения Красной книги»;
- Игровой метод: введение детей в воображаемую ситуацию, дидактическая игра «Летает, не летает»;
Словесный метод: беседа с детьми.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята посмотрите сколько разных книг в нашем книжном уголке. Здесь есть сказки, стихи, портрет писателя К.Чуковского. А это что за книга ? и где ее страницы? и почему она вся красная?
- Молодцы! Очень хорошо, что вы знаете. А вот я знаю двух детей - Ваню и Таню, которые слышали, что есть на свете Красная книга и решили тоже сделать такую книгу, но для нее им нужны страницы. - Хотите помочь Тане и Ване? Сможете?
- Красный цвет - цвет опасности! Он говорит нам - стоп! Красная книга - эта книга, в которой записаны все животные и растения на земле, которые находятся на грани вымирания, то есть, в скором времени они могут исчезнуть совсем. Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. А как вы думаете, почему такое происходит с животными и растениями?
(Слайды)
- Во многом оказались виноваты сами люди. Заводы и фабрики, которые строит человек отравляют воду и воздух. Люди охотятся на зверей и -за их красивого меха, а на птиц из-за красивого оперения. Растения также страдают от человеческих рук. А кто мне скажет, что мы называем растениями? (Кустарники, деревья, цветы). Правильно, к растениям у нас относятся и деревья, которые срубают в огромном количестве. Для чего людям могут понадобиться деревья? (Делают бумагу, в строительстве.) И кустарники, страдающие от лесных пожаров, по неосторожности человека и конечно цветы, которые люди срывают для своего удовольствия, что бы понюхать их прекрасный аромат и полюбоваться ими у себя дома. Долго ли такой цветок простоит в вазе? И Если его сорвут зацветет ли он потом на этом месте еще раз? Нет! Так вот для того что бы сохранить нашу природу, ученые придумали красную книгу, в которую записываются все животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, и теперь они находятся поз защитой нашего государства.
- Чтобы помочь Тане и Ване нам нужно отправиться в лес, там мы поможем нашим друзьям узнать о растениях Красной книги. Прежде , чем отправится в лес , давайте поиграем в игру и вспомним правила поведения в нем.
Игра «Если я приду в лесок»
Воспитатель:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем конфетку
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Если мусор уберу,
В ямку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель:
- Вот, ребята, мы с вами и пришли .Возьмите каждый по карточке и расскажите, как мы будем вести себя в лесу. (Ветки не ломать, костер не разжигать, мусор не бросать, растения не срывать, не топтать ногами и т. д.)
Коль правила поведения в лесу мы знаем, давайте же послушаем, что происходит сейчас в лесу? (аудиозапись «Звуки леса»)
Вы слышали, как лес приветствует нас? (Спрашивает нескольких детей, кто что услышал).
- Ребята, а как вы думаете, какое сейчас время года в лесу? (Весна)
- Как вы думаете, а почему мы попали с вами в весенний лес? Скажите, какие изменения в природе происходит в это время? (Ответы детей)
- А ведь нам с вами нужно помочь Тане и Ване и найти растения Красной книги. А для того что бы это сделать, нам нужно узнать, что же это за растения!
Воспитатель:
Ранней весной они пробиваются сквозь снег, чтобы встретить весну. Давайте мы сейчас поищем на нашей поляне это растение.
. Рассказ ребенка о «Подснежниках»:
Почему подснежник так называется? Потому что он растет из-под снега. Этот маленький цветочек может выдержать даже мороз до 10 градусов.
Научное название цветка-«галантус». Т.е. молочно-белый цветок или молочная капля. Цветок сравнили с каплей, потому что лепестки похожи на капли, а цвет белый, как у молока. Когда цветок закрывает свои лепестки, он становится похож на каплю молока.
Воспитатель:
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима вместе со своими слугами Морозом и Ветром решила не пускать красавицу Весну на землю. Но смелый подснежник выпрямился, расправил свои белые лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце согрело землю и открыло Весне дорогу.
Подснежник -лесной цветок. И он занесен в Красную Книгу. Подснежники цветут первыми и многие их рвут, не жалея, для продажи. Даже срывают вместе с луковицами.
Воспитатель:
Ребята посмотрите, кто-то обронил свой башмачок. Это тоже растение, а почему его назвали «Башмачком» я вам сейчас расскажу.
«Венерин башмачок»
Называется это растение - Венерин башмачок, а для того, что бы узнать почему у него такое интересное название, давайте с Вами послушаем про него легенду.
В деревнях, как известно, прозвища – и хорошие, и обидные – к людям пристают быстро. Вот и девчушку Верку почему-то прозвали Венеркой.
Однажды утром Венеркин дед осмотрел ее башмачки, что сушились на заборе, да и говорит:
- Совсем износились, внучка, твои башмачки. Смастерю-ка я тебе новые.
Через несколько дней новая обувь была готова. Венерка не могла не нарадоваться: башмачки были желтые, блестящие, легкие.
Дед сплел внучке еще и лыковую корзину – под ягоды.
Радостная Венерка сразу же направилась в лес. Там на пригорках уже краснела первая земляника.
Ягод в эту пору было еще не много, но, походив по лесу, девочка набрала полную корзиночку. Домой Венерка возвращалась затемно. Дорога вела вдоль ручья, журчавшего в густых зарослях. Его веселый говор соответствовал хорошему настроению девочка, и она размечталась: «Вот приду домой, повешу на забор сушить свои башмачки, а бабушка приготовит кисель из земляники. Он та-а-акой вку-у-усный…» Вдруг Венерка остолбенела: прямо на нее бежал большущий волк. Раздумывать было некогда, и девочка бросилась наутек. Пока бежала, потеряла свои башмачки. Возле деревни отдышалась, и тут ее догнала соседская собака. Так вот какой это был волк!
Венерка рассказала деду про свою беду, а тот говорит: - Не горюй, внученька, не пропадут твои башмачки, найдем их. На следующее утро дед с внучкой шли той же лесной тропинкой. На каком месте Венерка потеряла башмачки, она, конечно же, не знала, поэтому внимательно осматривала каждый куст, каждую полянку.
Вдруг среди невысоких елочек и осинок она заметила башмачок. Он тихонько покачивался на слабом ветру меж зеленых веток. «Кто-то догадался просушить,» - подумала Венерка и радостно кинулась туда. С удивлением она увидела, что это не башмачок, а большой красивый цветок. Цветок, но так похожий на башмачок.
- Ну, что я тебе говорил, внучка? – довольно усмехался в усы дед. – Не пропала обувка…
Дед сшил Венерке новые башмачки, такие же желтые, блестящие, легкие. А прежние, верила она, превратились в чудесные цветы.
Эти цветы пахнут ванилью, как сдобные булочки и очень красивые. Из-за этого их срывают и приносят домой, а растений в лесу становится все меньше, поэтому венерин башмачок занесен в Красную книгу.
Физ. минутка
Здравствуй лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес (Повороты вправо, влево, с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх, покачивание корпусом вправо, влево)
Ночью темной грозовою (Руки подняты вверх, покачивание корпусом вправо, влево)
Что в глуши твоей таится? (Движение плечами вверх, руки в стороны)
Что за зверь (Повороты вправо влево, рука над бровями)
Какая птица? (Повороты вправо влево, рука над бровями)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны)
Ты же видишь -
Мы свои. (Прижать ладони к грудной клетке)
Воспитатель:
Ребята, а сейчас закройте глаза и глубоко вдохните аромат весеннего растения, которое очень любят пчелы. Как вы думаете какое у него название?
Рассказ ребенка о «Медуницы»:
Такое название это растение получило, потому что его очень любят шмели и пчелы, у него очень ароматный медовый запах, а его цветки очень яркие и нежные. Медуница – растение нетерпеливое. На деревьях нет ещё листьев, а она, подставив бочок золотому солнцу, уже начинает цвести, но поскольку весной часто бывает еще слишком холодно что бы цветкам распуститься, у них есть специальные волоски для тепла, и эти волоски, как утепленная одежда оберегают растение до теплых летних дней.
Воспитатель:
Для человека это растение очень важное. Из медуницы делают многие лекарства от разных заболеваний, многие люди специально приходят в лес за эти растением и собирают его в больших количествах, что бы делать целебные отвары. И поэтому медуница на грани исчезновения, ее нужно защищать и охранять, а для пользы человека ее можно выращивать и в саду, что бы сохранить лесные растения.
Послушайте загадку про это растение:
На зелёной ножке,
Фонарики, горошки,
Ароматны и милы,
Поскорей их назови!(ландыши)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинку, и скажите, что это за растение? Как оно называется? Какое оно? Что вы можете о нем рассказать! Из каких частей состоит это растение? Какие у него листья? А стебель? Какие цветы? Много ли их? На что они похожи?
Рассказ ребенка о «Ландышах»:
Этот хрупкий лесной цветок, называется «ландыш». На зиму он полностью прячется под землю, и начинает цвести в конце весны. Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти его можно в лесу, там, где есть тень от деревьев. У этого растения крупные овальные листья и множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики белого цвета. Но такими красивыми колокольчиками цветет он недолго, через короткое время цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые ни в коем случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты!
Игра: «Летает, не летает»
А сейчас ребята, я вам предлагаю вам выйти на лесную поляну и немного отдохнуть. Скажите, кого мы можем увидеть на лесной поляне? Здесь живет много разных насекомых, и одни из них умеют летать, а другие нет. Проводится игра «Летает, не летает».
Цель: Развивать умение распределения внимания, учить сосредоточенности. Ход игры: Дети стоят в рассыпную. Воспитатель называет насекомых, которые летают и не летают. Если названное воспитателем насекомое летает, то дети изображая насекомое, расставив руки с в стороны передвигаются по группе, если насекомое не летает, дети садятся на корточки.
Воспитатель:
- Ребята, Вы запомнили растения ,с которыми мы с вами сегодня познакомились? Назовите их! Молодцы! Скажи- те ребята, мы помогли Тане и Ване сделать страницы для Красной книги? Нет, а для этого нам с вами нужно вернуться в детский сад! Давайте сядем с вами за столы и сделаем страницы для Красной книги! (Дети садятся за столы, работают в парах).
- Ребята, смогли вы помочь сегодня Ване и Тане. Что вы сделали (собрали картинки для Красной книги). Где мы сегодня с вами побывали? Как вы думаете, какие новые знания дали нам возможность помочь Тане и Ване? Молодцы! Посмотрите, сколько картинок мы сделали для Красной книги, хватит не только Ване и Тане, но и нам. Давайте тоже сделаем у себя в группе Красную книгу и поместим ее в природный уголок, мы будем с вами вкладывать в книгу картинки не только с растениями, которые нужно охранять, но и с животными, которым тоже нужна наша поддержка и помощь. Хотите? Договорились. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные Красной книги"
конспект обучающего занятия для детей подготовительной группы...

Конспект образовательной деятельности "Красная книга Краснодарского края"
Конспект образовательной деятельностидля детей старшей группы «Красная книга Краснодарского края»Цель: познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края.• Программное ...
Экологический брейн-ринг для педагогов "По страницам Красной книги Ставропольского края"
Брейн-ринг...
ПРОЕКТ по экологии в старшей группе «Растения Красной книги Красноярского края» .
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.М.М. Пришвин...

Конспект занятия «Народности, проживающие на Ставропольском крае. Народная культура, традиции и обычаи СК»
Народная культура, традиции и обычаи Ставропольского края...