Конспект занятия «Растения Красной книги Ставропольского края»
план-конспект занятия по обж

Бурмака Наталия Владимировна

Формировать представление детей о Красной книге Ставропольского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.zanyatie_word_3_1.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект занятия «Растения Красной книги Ставропольского края»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,  Развитие речи, Социально - коммуникативное развитие.

Цель: Сформировать представление у детей старшего дошкольного возраста о растениях Красной книги Родного края.

Задачи:

1-Формировать представление детей о Красной книге Ставропольского края;

2 - Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

3-Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Ставропольского  края;

4- Развивающие: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания.

Демонстрационный материал: Презентация «Растения Красной книги», аудиозапись «Звуки природы».

Методы и приемы.

- Наглядный метод: демонстрация наглядного материала - презентации «Растения Красной книги»;

- Игровой метод: введение детей в воображаемую ситуацию, дидактическая игра «Летает, не летает»;

Словесный метод: беседа с детьми.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ребята посмотрите сколько разных книг в нашем книжном уголке. Здесь есть сказки, стихи, портрет писателя К.Чуковского. А это что за книга ? и где ее страницы? и почему она вся красная?

- Молодцы! Очень хорошо, что вы знаете. А вот я знаю двух детей - Ваню и Таню, которые слышали, что есть на свете Красная книга и решили тоже сделать такую книгу, но для нее им нужны страницы. - Хотите помочь Тане и Ване? Сможете?

- Красный цвет - цвет опасности! Он говорит нам - стоп! Красная книга - эта книга, в которой записаны все животные и растения на земле, которые находятся на грани вымирания, то есть, в скором времени они могут исчезнуть совсем. Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. А как вы думаете, почему такое происходит с животными и растениями?

(Слайды)

- Во многом оказались виноваты сами люди. Заводы и фабрики, которые строит человек отравляют воду и воздух. Люди охотятся на зверей и -за их красивого меха, а на птиц из-за красивого оперения. Растения также страдают от человеческих рук. А кто мне скажет, что мы называем растениями? (Кустарники, деревья, цветы). Правильно, к растениям у нас относятся и деревья, которые срубают в огромном количестве. Для чего людям могут понадобиться деревья? (Делают бумагу, в строительстве.) И кустарники, страдающие от лесных пожаров, по неосторожности человека и конечно цветы, которые люди срывают для своего удовольствия, что бы понюхать их прекрасный аромат и полюбоваться ими у себя дома. Долго ли такой цветок простоит в вазе? И Если его сорвут зацветет ли он потом на этом месте еще раз? Нет! Так вот для того что бы сохранить нашу природу, ученые придумали красную книгу, в которую записываются все животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, и теперь они находятся поз защитой нашего государства.

- Чтобы помочь Тане и Ване нам нужно отправиться в лес, там мы поможем нашим друзьям узнать о растениях Красной книги. Прежде , чем  отправится в лес , давайте поиграем в игру и вспомним правила поведения в нем.

Игра «Если я приду в лесок»

Воспитатель:

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем конфетку

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (Нет)

Если мусор уберу,

В ямку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель:

- Вот, ребята, мы с вами и пришли .Возьмите каждый по карточке и расскажите, как мы будем вести себя в лесу. (Ветки не ломать, костер не разжигать, мусор не бросать, растения не срывать, не топтать ногами и т. д.)

Коль правила поведения в лесу мы знаем, давайте же послушаем, что происходит сейчас в лесу? (аудиозапись «Звуки леса»)

Вы слышали, как лес приветствует нас? (Спрашивает нескольких детей, кто что услышал).

- Ребята, а как вы думаете, какое сейчас время года в лесу? (Весна)

- Как вы думаете, а почему мы попали с вами в весенний лес? Скажите, какие изменения в природе происходит в это время? (Ответы детей)

- А ведь нам с вами нужно помочь Тане и Ване и найти растения Красной книги. А для того что бы это сделать, нам нужно узнать, что же это за растения!

Воспитатель:

Ранней весной они пробиваются сквозь снег, чтобы встретить весну. Давайте мы сейчас поищем на нашей поляне это растение.

. Рассказ ребенка о «Подснежниках»:

Почему подснежник так называется? Потому что он растет из-под снега. Этот маленький цветочек может выдержать даже мороз до 10 градусов.

Научное название цветка-«галантус». Т.е. молочно-белый цветок или молочная капля. Цветок сравнили с каплей, потому что лепестки похожи на капли, а цвет белый, как у молока. Когда цветок закрывает свои лепестки, он становится похож на каплю молока.

Воспитатель:

Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима вместе со своими слугами Морозом и Ветром решила не пускать красавицу Весну на землю. Но смелый подснежник выпрямился, расправил свои белые лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце согрело землю и открыло Весне дорогу.

Подснежник -лесной цветок. И он занесен в Красную Книгу. Подснежники цветут первыми и многие  их рвут, не жалея, для продажи. Даже срывают вместе с луковицами.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, кто-то обронил свой башмачок. Это тоже растение, а почему его назвали «Башмачком» я вам сейчас расскажу.

«Венерин башмачок»

Называется это растение - Венерин башмачок, а для того, что бы узнать почему у него такое интересное название, давайте с Вами послушаем про него легенду.

В деревнях, как известно, прозвища – и хорошие, и обидные – к людям пристают быстро. Вот и девчушку Верку почему-то прозвали Венеркой.

Однажды утром Венеркин дед осмотрел ее башмачки, что сушились на заборе, да и говорит:

- Совсем износились, внучка, твои башмачки. Смастерю-ка я тебе новые.

Через несколько дней новая обувь была готова. Венерка не могла не нарадоваться: башмачки были желтые, блестящие, легкие.

Дед сплел внучке еще и лыковую корзину – под ягоды.

Радостная Венерка сразу же направилась в лес. Там на пригорках уже краснела первая земляника.

Ягод в эту пору было еще не много, но, походив по лесу, девочка набрала полную корзиночку. Домой Венерка возвращалась затемно. Дорога вела вдоль ручья, журчавшего в густых зарослях. Его веселый говор соответствовал хорошему настроению девочка, и она размечталась: «Вот приду домой, повешу на забор сушить свои башмачки, а бабушка приготовит кисель из земляники. Он та-а-акой вку-у-усный…» Вдруг Венерка остолбенела: прямо на нее бежал большущий волк. Раздумывать было некогда, и девочка бросилась наутек. Пока бежала, потеряла свои башмачки. Возле деревни отдышалась, и тут ее догнала соседская собака. Так вот какой это был волк!

Венерка рассказала деду про свою беду, а тот говорит: - Не горюй, внученька, не пропадут твои башмачки, найдем их. На следующее утро дед с внучкой шли той же лесной тропинкой. На каком месте Венерка потеряла башмачки, она, конечно же, не знала, поэтому внимательно осматривала каждый куст, каждую полянку.

Вдруг среди невысоких елочек и осинок она заметила башмачок. Он тихонько покачивался на слабом ветру меж зеленых веток. «Кто-то догадался просушить,» - подумала Венерка и радостно кинулась туда. С удивлением она увидела, что это не башмачок, а большой красивый цветок. Цветок, но так похожий на башмачок.

- Ну, что я тебе говорил, внучка? – довольно усмехался в усы дед. – Не пропала обувка…

Дед сшил Венерке новые башмачки, такие же желтые, блестящие, легкие. А прежние, верила она, превратились в чудесные цветы.

Эти цветы пахнут ванилью, как сдобные булочки и очень красивые. Из-за этого их срывают и приносят домой, а растений в лесу становится все меньше, поэтому венерин башмачок занесен в Красную книгу.

Физ. минутка

Здравствуй лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес (Повороты вправо, влево, с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх, покачивание корпусом вправо, влево)

Ночью темной грозовою (Руки подняты вверх, покачивание корпусом вправо, влево)

Что в глуши твоей таится? (Движение плечами вверх, руки в стороны)

Что за зверь (Повороты вправо влево, рука над бровями)

Какая птица? (Повороты вправо влево, рука над бровями)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны)

Ты же видишь -

Мы свои. (Прижать ладони к грудной клетке)

Воспитатель:

Ребята, а сейчас закройте глаза и глубоко вдохните аромат весеннего растения, которое очень любят пчелы. Как вы думаете какое у него название?

Рассказ ребенка о «Медуницы»:

Такое название это растение получило, потому что его очень любят шмели и пчелы, у него очень ароматный медовый запах, а его цветки очень яркие и нежные. Медуница – растение нетерпеливое. На деревьях нет ещё листьев, а она, подставив бочок золотому солнцу, уже начинает цвести, но поскольку весной часто бывает еще слишком холодно что бы цветкам распуститься, у них есть специальные волоски для тепла, и эти волоски, как утепленная одежда оберегают растение до теплых летних дней.

Воспитатель:

Для человека это растение очень важное. Из медуницы делают многие лекарства от разных заболеваний, многие люди специально приходят в лес за эти растением и собирают его в больших количествах, что бы делать целебные отвары. И поэтому медуница на грани исчезновения, ее нужно защищать и охранять, а для пользы человека ее можно выращивать и в саду, что бы сохранить лесные растения.

Послушайте загадку про это растение:

На зелёной ножке,

Фонарики, горошки,

Ароматны и милы,

Поскорей их назови!(ландыши)



- Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинку, и скажите, что это за растение? Как оно называется? Какое оно? Что вы можете о нем рассказать! Из каких частей состоит это растение? Какие у него листья? А стебель? Какие цветы? Много ли их? На что они похожи?

Рассказ ребенка о «Ландышах»:

Этот хрупкий лесной цветок, называется «ландыш». На зиму он полностью прячется под землю, и начинает цвести в конце весны. Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти его можно в лесу, там, где есть тень от деревьев. У этого растения крупные овальные листья и множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики белого цвета. Но такими красивыми колокольчиками цветет он недолго, через короткое время цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые ни в коем случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты!

Игра: «Летает, не летает»

А сейчас ребята, я вам предлагаю вам выйти на лесную поляну и немного отдохнуть. Скажите, кого мы можем увидеть на лесной поляне? Здесь живет много разных насекомых, и одни из них умеют летать, а другие нет. Проводится игра «Летает, не летает».

Цель: Развивать умение распределения внимания, учить сосредоточенности. Ход игры: Дети стоят в рассыпную. Воспитатель называет насекомых, которые летают и не летают. Если названное воспитателем насекомое летает, то дети изображая насекомое, расставив руки с в стороны передвигаются по группе, если насекомое не летает, дети садятся на корточки.

Воспитатель:

- Ребята, Вы запомнили растения ,с которыми мы с вами сегодня познакомились? Назовите их! Молодцы! Скажи- те ребята, мы помогли Тане и Ване сделать страницы для Красной книги? Нет, а для этого нам с вами нужно вернуться в детский сад! Давайте сядем с вами за столы и сделаем страницы для Красной книги! (Дети садятся за столы, работают в парах).

- Ребята, смогли вы помочь сегодня Ване и Тане. Что вы сделали (собрали картинки для Красной книги). Где мы сегодня с вами побывали? Как вы думаете, какие новые знания дали нам возможность помочь Тане и Ване? Молодцы! Посмотрите, сколько картинок мы сделали для Красной книги, хватит не только Ване и Тане, но и нам. Давайте тоже сделаем у себя в группе Красную книгу и поместим ее в природный уголок, мы будем с вами вкладывать в книгу картинки не только с растениями, которые нужно охранять, но и с животными, которым тоже нужна наша поддержка и помощь. Хотите? Договорились. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Красная книга Ставропольского края

Презентация Красная книга Ставропольского края...

Конспект занятия "Животные Красной книги"

конспект обучающего занятия для детей подготовительной группы...

Конспект образовательной деятельности "Красная книга Краснодарского края"

Конспект  образовательной деятельностидля детей старшей группы «Красная книга Краснодарского края»Цель: познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края.• Программное ...

ПРОЕКТ по экологии в старшей группе «Растения Красной книги Красноярского края» .

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.М.М. Пришвин...