конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука "Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа)

Калиничева Альбина Алексеевна

Материал предназначен для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_pdd.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука «Правила дорожного движения»

Введение

Недостаточно просто рассказать, что у светофора три цвета, а переходить дорогу нужно только на зеленый сигнал. Самое важное – это личный пример и наличие знаний, опыта. Чаще всего Правила дорожного движения очень сложно привить, потому что они не увлекают ребенка, они ему не интересны. Поэтому предлагаю вам дидактическое пособие –Лэпбук, для обучения детей Правилам Дорожного Движения! Актуальность:

-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице.

-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную папку формата А4, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста т.к. содержание лэпбука можно пополнять и усложнять.

Цель:

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.

Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с правилами дорожного движения, закрепить их строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов

Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

Развивать связную речь;

Воспитательные:

Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

Воспитывать чувство ответственности.

Форма проведения: групповое занятие

Необходимый материал: клей, картон, скотч, цветной картон и цветная бумага, картинки из книг и распечатанные из сети интернет, ножницы, ленточки для украшения, информационный материал.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, мы уже  с вами многое узнали о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о работе сотрудников ГИБДД. А сегодня я предлагаю вам, освежить в памяти ваши знания, закрепить их, и сделать это в необычной форме.

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение:

«Простой типичный случай

Из жизни городской,

О том, что помнить нужно,

О правилах дорожных,

Когда шагаешь в школу

Или идёшь домой».

 Сообщение темы и целей занятия.

Воспитатель: Сегодня вы закрепите свои знания по ПДД, а возможно узнаете новое о светофоре, «хозяине дороги» и правилах дорожного движения.

Ребята! Где стоят светофоры?

Дети: На наиболее оживлённых перекрёстках.

Воспитатель: Для чего ставят на дорогах светофоры?

Дети: Они регулирует движение транспорта и пешеходов.

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать лэпбук по правилам дорожного движения. В нём мы должны продемонстрировать свои знания, полученные ранее, отразив их в наполненных кармашках с выполненными заданиями. Таким образом, закрепим полученные знания, поработаем в творческой и игровой форме, изготовим  необычный и красочный лэпбук.

В лэпбуке я предлагаю разместить следующие кармашки о ПДД .  В него входит 11 развивающих заданий:

1. Кармашек «Стихи о дорожных знаках»

2. Кармашек «Дорисуй. Раскрась знак» (раскраски по ПДД)

3. Кармашек «Кроссворд» (постоянно обновляется)

4. Кармашек «Ребусы»

5. Кармашек «Физминутки по ПДД»

6. Кармашек «Викторины и игры» (викторины по ПДД, постоянно обновляются)

7. Кармашек «Дорожные знаки»

8. Кармашек «Загадки»

9. Кармашек «Подвижные игры по ПДД» (подборка по возрастным группам)

10. Кармашек «Продолжи пословицу»

11. Кармашек «Разрезные картинки- пазлы»

Воспитатель:

Для начала, из картона, оклеенного бумагой, создаём папку нужного размера. Далее совместно выполняем поэтапно все задания и размещаем их на лэпбуке.

 «Стихи о дорожных знаках».

Данный раздел находится в центре листа и представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД. С изображением знаков.

Цель: учить детей различать дорожные знаки;  привитие навыков безопасного поведения на дорогах.

 «Дорисуй раскрась знак».

Данный раздел находится на обложке лэпбука и представляет раскраски с изображением знаков ПДД.

 «Кроссворд.»

Данный раздел находится на левом развороте внизу и представляет вкладыш, на страницах которого подобран кроссворд по ПДД. Этот кармашек постоянно обновляется новыми кроссвордами.

Цель: развитие познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах.

 Дидактическая игра «Ребусы»

Данный раздел находится в левом развороте и представляет кармашек, в котором лежат карточки с ребусами на тему «ПДД»

Цель: создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение ребусов.

Задание: разгадай ребус и назови правильный ответ.

 «Физминутки по ПДД».

Данный раздел находится в центре внизу листа и представляет кармашек, в котором лежат карточки с физкультминутками.

Цель: активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

«Викторины и игры»

Данный раздел находиться на обложке лэпбука и представляет вкладыш, на страницах которого подобраны веселые вопросы по ПДД (викторины). Этот кармашек постоянно обновляется новыми викторинами.

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Ход игры: 

Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы:

- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

- Сколько сигналов у светофора? (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

 «Дорожные знаки».

Данный раздел находиться в центре посередине листа и представляет коробку небольших размеров в котором лежат карточки с изображением дорожного знака.

Варианты игры с дорожными знаками:

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»

Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.

Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:

1-предупреждающие знаки

2-предписывающие знаки

3- запрещающие знаки

4- знаки сервиса

Ход игры:

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.

1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».

2—наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».

3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».

4—наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».

Дидактическая игра «Угадай, какой знак»

Цель:

 Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

 Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

 Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

Ход игры:

Первый вариант.

Воспитатель направляет стрелку на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.

Второй вариант.

Воспитатель называет знак. Ребенок поворачивает стрелку к нужному знаку, рассказывая, что он обозначает.

Третий вариант.

Воспитатель описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ стрелкой.

«Загадки».

Данный раздел находится в правом развороте и представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.

Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Ход игры:

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете —

В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи».) и т. д.

 «Подвижные игры по ПДД».

Данный раздел находится в центре внизу листа и представляет собой кармашек с подборкой подвижных игр по ПДД (карточки меняются по возрастам) .

 «Продолжи пословицу».

Данный раздел находится на правом развороте наверху и представляет разрезанные полоски с пословицами: в верхнем ряду начало пословицы, а конец пословицы в нижнем ряду.

Цель: формирование словарного запаса дошкольников, путем использования художественно- поэтических приемов и средств; развитие памяти и воображения.

 «Разрезные картинки пазлы»

Данный раздел находиться на левом развороте вверху и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.

Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинкам».

Дидактическая игра «Светофор»

Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.(ребёнок в одежде светофора)

Ход игры:

Воспитатель, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, определят кто из детей играет роль светофора. Последовательно переключает светофор,(даёт голосовую команду), а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них, крепят его на светофор. (загорается светофор), задача остальных детей перейти дорогу на правильный свет светофора.

Дидактическая игра «Отремонтируй светофор»

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры:

Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

Воспитатель: Нужно слушаться, бесспорно 
Указаний светофора.
Нужно правила движенья,
Выполнять без возраженья!

Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот, 
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!

Молодцы! Светофор стоит, подаёт сигналы и нам легко можно перейти улицу на зелёный свет.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель читает стихи, дети отвечают “Это я, это я, это все мои друзья!” или молчат.

Воспитатель: Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Воспитатель: Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

Дети молчат.

Воспитатель: Кто из вас идя домой,

Держит путь по мостовой?

Дети молчат

Воспитатель: Знает кто, что красный свет

- Это значит – хода нет?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

 Итог занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Спасибо вам за работу. Понравилось ли вам занятие по изготовлению лэпбука? А смотрите какой у нас замечательный, яркий, красочный получился лэпбук!

«Будьте, дети, осторожны!
Уважайте каждый знак!
Знаки – важные дорожные –
Компас взрослых и ребят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста по правилам безопасности дорожного движения

Сценарий рассчитан на детей старшей и подготовительной групп детского сада. В нем Вы найдете загадки,стихотворения, веселые конкурсы и игры, театрализованные сценки, песни по теме "Безопасность дорожн...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Школа дорожного движения».

Конспекторганизованной  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Школа дорожного движения»....

Сценарий развлечения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения»

Мною разработано и проведено мероприятие по ПДД. Где с большим интресом принимали участие дети старшей группы и родители....

конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения

Данный материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста для:1.Совершенствования  навыков  поведения на дороге через изучение знаков2.Повторения правил поведени...

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожного движения»

Цель: продолжать формировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи:Образовательные: закреплять знания о правилах перехода пешеходами через дорогу, знания сигна...