Конспект занятия "Помощь идет"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Михеева Галина Викторовна

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» с использованием кейс-технологии на тему: «Помощь идет».

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» с использованием кейс-технологии на тему: «Помощь идет»

                             (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

• Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

• Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

• Закрепить умение детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетами игр; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.

• Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.

• Формировать представления о том, как вести себя в трудных и конфликтных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.

ОО «Речевое развитие»

• Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.

• Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе. Активизировать словарь по теме словами: рыболовные снасти, прорубь, улов, экстремальная ситуация, взаимовыручка.

• Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.

Используемые технологии: кейс-иллюстрация.

Содержание занятия

Материалы: портрет Б. Житкова; книга с иллюстрациями, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Рыбалка»: льдины, рыболовные снасти, удочки, рюкзаки, бинокль.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах. Его зовут Борис Степанович Житков.

Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей. Именно здесь, на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека.

КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему: «Помощь идет»

I этап

Мотивационный

В: - Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других. О храбрости и трусости написаны «Морские истории».

Сейчас я вам прочитаю его рассказ «На льдине». А почему произведение так называется, вы узнаете из содержания рассказа, так что внимательно слушайте.

Дети проявляют внимание.

II этап

Ознакомительно - аналитический

Воспитатель читает детям первую часть рассказа, затем показывает первую иллюстрацию.

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

- Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

- Почему нас качает? - закричал Володя.

А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

- Пропали!

Володя заплакал.

Проблема.

- Посмотрите на картинку и расскажите, что произошло в рассказе.

Рыбаки поехали далеко в море по льду и наловили много рыбы. Но ночью льдину оторвало и понесло в море.

- О ком вы узнали из рассказа?

О мальчике Володе и его папе Андрее, он рыбак.

- Каким в рассказе показан папа Володи?

Смелым, но осторожным, внимательным. Он предлагал рыбакам поехать домой, но его не послушали. А ночью он первым почувствовал беду.

- Как повел себя мальчик? Что он чувствовал?

Мальчик испугался.

- А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?

Мы бы не плакали. Но было бы страшно. Я бы вызвал МЧС. Я бы ждал корабля.

III этап

Организационно - поисковый

- Так почему рыбаки попали в беду?

Они не послушали совет Андрея и остались ночевать на льду, а это опасно.

- Как вы думаете, что было дальше?

Рыбаков спасли сотрудники МЧС. Льдина приплыла к берегу. Все спаслись. Рыбаки могут утонуть.

IV этап

Презентационный

- Давайте узнаем, чем закончился рассказ.

Воспитатель читает детям вторую часть рассказа, затем показывает вторую иллюстрацию.

Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

- Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

- Посмотрите на картинку, все ли хорошо закончилось в рассказе?

Да, рыбакам сбросили с самолета еду, а потом спасли на пароходе.

- Что сделали рыбаки для того, чтобы спастись?

Смотрели, не идет ли корабль, поставили яркий красный флаг из одежды.

- Кто догадался поставить флаг? Для чего?

Папа мальчика. Чтобы подать сигнал самолету или кораблю.

- Все рыбаки вели себя смело или нет?

Всем было страшно, но Андрей не растерялся, придумал, как подать сигнал.

- Что надо было сделать, чтобы беды не случилось?

Не ночевать на льду. Нельзя рыбачить в море на льду, а то можно утонуть или уплыть на льдине в море.

- А как надо вести себя в опасной ситуации?

Надо быть смелым, помогать слабым, искать помощь, нельзя ничего не делать и плакать.

V этап

Итоговый

- Давайте подумаем, что могло произойти с рыбаками, если бы они не заехали далеко в море.

Они могли вернуться днем, не ночевать, привезти домой большой улов.

- А что было бы, если бы папа Володи растерялся и стал бегать и кричать, как остальные?

Кто-то другой мог помочь другим рыбакам. Рыбаков могли не увидеть с самолета, если бы папа не повесил флаг. Или их бы нашел другой пароход и спас.

- Папа мальчика заботился только о себе?

Он заботился обо всех рыбаках на льдине.

Нравственный урок:

- Поэтому в опасной ситуации надо постараться не паниковать, а подумать, как помочь другим и спастись самому. Нужно выручать друг друга, думать не только о себе. Ведь, как считал писатель, написавший рассказ, Борис Степанович Житков, «только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других».

Дальнейший ход занятия.

- Ребята, вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим, как вы умеете дружно играть.

Давайте покажем в игре то, что случилось на рыбалке. Напомните мне, пожалуйста, как надо вести себя во время игры (ответы детей). Выберете себе значок той игры, в которую вы хотели играть.

Игровые действия детей до происшествия.

«Рыбалка» — рыбаки готовятся к рыбалке: Собирают рыболовные снасти, продукты, одежду. На льдине делают проруби, запускают сети, складывают рыбу в кучи.

«Семья» — помогают собираться рыбакам, провожают их на море, готовят обед, убирают, посещают парикмахерскую, гуляют с детьми на берегу моря.

«Строители» — конструируют спасательный корабль, внутренние салоны, используя схему.

«Парикмахерская» — встречает клиентов, делает им прически, стрижки.

«Спасательный корабль» — моряки несут службу.

После происшествия.

«Рыбалка» — рыбаки просят о помощи.

«Спасательный корабль» — спасатели оказывают помощь.

«Семья» — родственники переживают, готовятся к встрече, встречают.

Итог игры.

Звучит радостная музыка.

Воспитатель: Дети, почему звучит такая музыка? (ответы детей)

Как вы считаете, получилась наша игра, похожая на рассказ? (ответы детей)

Если игра вам понравилась, то возьмите красный кружок и положите на красный поднос. Если, вы считаете, что игра получилась не очень хорошо, то возьмите желтый кружек и положите на желтый поднос. А, если вы считаете, что игра вообще не получилась, то возьмите зеленый кружок и положите на зеленый поднос.

Мы сегодня сделали доброе дело. Будьте и в жизни такими же смелыми, ловкими, находчивыми и добрыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Весна идет,весне дорогу" с презентацией

Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания...

"Весна идет, Навруз идет" (сценарий праздника)

Сценарий праздникак "Весна идет, Навруз идет" предназначен для детей старших групп. Дети знакомятся со старинным татарским праздником "Навруз" (встреча весны, отмечался в день весеннего равноденствия)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"...

Конспект НОД «Идет весна - красавица»

      Обобщить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления о жизни растений, животных и птиц весной        Закреплять навыки рас...

Весна идет, Навруз идет!

Цель: Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского народа.Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать зна...

Конспект открытого занятия по салфеточной аппликации в младшей группе "Снег идет,снег идет"

Цель: Закончить оформление картины на тему "Зима" с помощью салфеточной аппликации....