Формы работы с дошкольниками по ОБЖ
консультация по обж
Сообщение из опыта работы для воспитателей старших дошкольных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 города Кузнецка
Сообщение из опыта работы
«Формы работы с дошкольниками по ОБЖ»
Составила:
Воспитатель Королёва И.Ю.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в таких направлениях, как – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом, через разнообразные формы организации работы.
На каждом этапе стоят задачи:
1 этап – заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;
3 этап – на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.
Кроме того, определили основные показатели безопасного поведения детей: знания, умения, отношения:
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
- умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
- отношения переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.
Данная работа ведется через:
• организованную деятельность детей – организованная образовательная деятельность, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для воспитателей и родителей:
• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.
Работа с детьми старшего возраста по данному направлению деятельности носит систематический, целенаправленный характер.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Это позволило нацелить нас на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.
Через какие же методы и приемы можно реализовать данную область в различных формах деятельности? (сделать игру)
Блоки | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей |
I. Бережем свое здоровье II. Безопасный отдых на природе III. Безопасность на дорогах города IV. Семейное благополучие | Объяснение, напоминание, Тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра | Беседы, обучение, Упражнения, объяснение, напоминания, Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций | Беседы, личный пример, ситуативное обучение, рассказ, чтение, объяснение, напоминание, упражнение, тренинг. Творческие задания |
Работая по основной образовательной программе я придерживалась тематического принципа построения образовательного процесса, что позволяет реализовывать задачи в разных видах детской деятельности в течении дня и недели. Одной теме уделяю не менее одной недели. Каждая тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Разделы | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
I. Бережем свое здоровье | ||||
1.Ценности здорового образа жизни | Объяснение, напоминание | Беседы, обучение, Чтение | Игры, | Беседы, личный пример |
2. О профилактике заболеваний | Объяснение, напоминание | Дидактическая игра | Ситуативное обучение | |
3. Навыки личной гигиены | Показ, объяснение, обучение, напоминание | Упражнения, | Самообслуживание | |
Поговорим о болезнях | Рассказ, | |||
5. Врачи – наши друзья | Рассказ | Рассматривание иллюстраций | Рассказы, чтение | |
6. О роли лекарств и витаминов | Тематический досуг | Творческие задания Дидактические игры | Продуктивная деятельность | рассказ |
7. Изучаем свой организм | Рассказ- пояснение, | |||
II. Безопасный отдых на природе | ||||
1. Бережное отношение к живой природе | Объяснение, напоминание | Продуктивная деятельность | Творческие задания | |
2. Ядовитые растения и грибы | обучение, Рассматривание иллюстраций | Продуктивная деятельность | Ситуативное обучение | |
3. В природе все взаимосвязано | Дидактическая игра | |||
4. Правила поведения на природе | упражнения, тренинги | Тематические досуги Рассказы, чтение | Объяснение, напоминание | |
5. Контакты с животными и насекомыми | Рассказы, чтение | Объяснения, запреты | ||
6. Первая помощь | Рассказы, чтение | Рассматривание иллюстраций | обучение, | |
III. Безопасность на дорогах | ||||
1. Устройство проезжей части | Тематический досуг, игры | обучение, | Тематические досуги | Беседы, упражнения, тренинги |
2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей | Рассматривание иллюстраций | Ситуативное обучение Дидактические игры, | Настольно-печатные игры, продуктивная деятельность | |
3. О работе ГИБДД | обучение, чтение, | Рассказы, чтение | ||
4. Правила поведения в транспорте | Беседы, упражнения, тренинги | Объяснение, похвала напоминание | ||
IV. Семейное благополучие | ||||
1. Взаимная забота и помощь в семье | Тематические досуги | Рассматривание иллюстраций | ||
2. Осторожно! Чужой! | Рассказы, чтение, тренинги | Объяснение, напоминание | ||
3. Если ты потерялся | Беседы, упражнения, тренинги | |||
4. Осторожно! Электроприборы | объяснения | Объяснение, запреты напоминание | ||
5. Огонь – это очень опасно | Рассматривание иллюстраций | Творческие задания | ||
6. Правила поведения при пожаре | Беседы, упражнения, тренинги | Продуктивная деятельность | ||
7. Конфликты и ссоры между детьми | Объяснение, напоминание | Напоминание |
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому обеспечиваем преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Основная поддержка родителей может заключаться в обсуждении и закреплении знаний и правил, полученных детьми в ходе занятий.
В ходе первой встречи с родителями можно рекомендовать следующие приемы безопасности:
1. Научить ребенка четко, громко и уверенно говорить "Нет!"
2. Предложить родителям вместе с детьми продумать семейный пароль, который каждый из членов семьи мог бы использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации. Это может быть одно слово или фраза, но смысл один: " Я в опасности! Мне нужна помощь!".
3. Родителям рекомендуется раздать информационные листки с правилами безопасности для детей, с перечнем понятий и знаний, которые необходимо усвоить детям.
4. Родителям можно рекомендовать играть с детьми в игру "Что, если…", в ходе которой дети учатся использовать полученные в играх знания и принимать решения.
Например:
"Что, если ты играешь во дворе, а какой –то мужчина просит тебя помочь ему и проводить, например, к остановке?"
"Что, если, к примеру, мы с тобой потеряли друг друга в магазине?"
"Что, если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?" и т.п.
5. Родителям предложить внимательно выслушивать детей: их рассказы о том, чем они занимались в детском саду, что узнали нового, чему научились.
Выполнение данных рекомендаций может оказать помощь в организации безопасного пространства вокруг ребенка.
Были даны так же такие рекомендации родителям: следует развивать наблюдательность детей, учить их запоминать важные детали в облике людей и обстоятельствах встречи с ними:
-особенности внешности (можно учить запоминать детали сверху вниз);
- пол, раса, примерный возраст, рост, телосложение;
- характерные приметы: шрамы, родимые пятна и т.п.;
- время встречи;
- место встречи;
- смысл сказанного (т.е. о чем говорил, просил незнакомец или незнакомка).
Внимательность можно развивать как в повседневной жизни, так и с помощью специальных упражнений, тренировки на запоминание перечисленных деталей. Важно предоставлять детям возможность попрактиковаться в умении различать марки машин, запоминать их цвет, номер.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
Обучение дошкольников культуре поведения на улица тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен знать: правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Сейчас мы предлагаем вам стать участниками деловой игры «Счастливый случай»
Цель данного мероприятия: Способствовать пропаганде знаний о правилах безопасного дорожного движения среди родителей. Стремиться создать дружеские взаимоотношения между родителями и работниками ГИБДД.
Нам нужно разделиться на три команды.
«Пешеходы», «Автомобилисты», «Светофор»
И так, мы начинаем.
Добрый день дорогие гости!
В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили как кому захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной: машины создали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались.
Чтобы беспорядка не было, Государственная автомобильная инспекция составила правила уличного, или, как говорят специалисты, дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждому предоставлено свое место на улице: транспорту – проезжая часть, а пешеходам- тротуар.
И сегодняшняя игра «Счастливый случай», пройдет на тему по правилам дорожного движения, мы с вами состязаемся на находчивость, и на сообразительность.
Наше жюри готово оценить вас по всем правилам.
Первый конкурс - блиц-опрос. За каждый правильный ответ команда получает 1очко.
Вопросы задаются поочередно каждой команде. Правильный ответ будет показан на экране.
- Место для ожидания транспорта? /Остановка/
- Относится ли велосипед к гужевому транспорту? /Нет/
- Какие сигналы светофора вы знаете? /Красный, желтый, зеленый/
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? /По тротуару/
- Человек, едущий в автомобиле, но не управляющий им? /Пассажир/
- Огороженная территория возле дома где разрешается играть? /Двор/
- Сигнал светофора, на который движение запрещено? /Красный/
- Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? /По переходу, спокойным шагом/
- Средство передвижения для младенцев? /Коляска/
Второй конкурс. Сейчас мы проверим, как родители знают правила дорожного движения и смогут ли научить ребёнка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах. Часто нас поджидают ловушки, при которых необходимо своевременно принять правильное решение. За каждый правильное и обоснованное решение команда может получить до 3 очков.
Ловушка № 1.
Где нужно обходить стоящий автобус (автомобиль) спереди или сзади?
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.
Ловушка №2
Главная опасность – стоящая машина. Почему?
Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль. Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
Ловушка №3
Какая опасность может встретиться у светофора?
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.
Третий конкурс: «Немного из истории». В этом конкурсе команды за правильный ответ получают одно очко.
1. Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»? /Носитель света/.
2. Дорожный знак для лежебок? /Кемпинг/.
3. Где появился первый светофор? /В Англии/.
4. Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения? /Дорога/
5. Водитель. По другому его называют «шофер», что в переводе с французского языка означает? /Кочегар/.
6. Знак - обозначение дороги, по которой нельзя ходить пешеходам? /Автомагистраль/.
Игра-релаксация.
Четвертый конкурс «Дальше… Дальше… Дальше…»
За минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите: Дальше……
1 команде:
- Какое растение прикладывают к ране? /подорожник/
- Место для ожидания транспорта? /остановка/
- Человек, идущий по тротуару? /пешеход/
- Что должно быть в руках сопровождающих группу детей? /флажок/
- Относится ли мопед к механическим транспортным средствам? /нет/
- Велосипед в переводе с латинского? /быстроног/
- Разрешается ли движение на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»? /нет/
- Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения ?/дорога/
- Езда, ходьба в разных направлениях? /движение/
- Где появился первый светофор? /В Англии/
- Иномарка – гроза «новых русских»? /Запорожец/
- Воздушный транспорт барона Мюнхгаузена? /ядро/
- Сердце машины? /мотор/
- Человек, контролирующий движение? /Регулировщик/
- Как называется велосипед с большим передним колесом? /паук/
- Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? /красный, зеленый/
- Что означает знак в треугольнике с красным крестом внутри? /врач/
- Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части? /Разминка/
- Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»? /носитель света/
- С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального /с 14 лет/
2 команде:
- Автор детского стихотворения «Дядя Стёпа» /С.Михалков/
- Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? /тротуар/
- Автомобильное топливо? /бензин/
- Самый длинный в мире велосипед? /тандем/
- Какую таблетку надо выпить при боли в сердце? /валидол/
- «Гараж» для коровы? /хлев/
- Наряд для наблюдения за порядком на улице? /патруль/
- Деталь одежды, которая спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? /капюшон/
- Можно ли оглядываться на оклик товарища при переходе через проезжую часть? /нельзя/
- Что означает зеленый сигнал светофора? /разрешает движение/
- Результат воздействия на зрение яркого света? /ослепление/
- Механизм, который поможет, если у велосипеда спустилось колесо? /насос/
- Водитель по – другому? /шофёр/
- Точное определение места проживания? /адрес/
- Место водителя? /кабина/
- Устройство, служащее для определения скорости, применяемое сотрудниками Госавтоинспекции? /радар/
- Сколько цветов имеет светофор? /три/
- На какое животное похож пешеходный переход? /на зебру/
- Какой свет верхний на светофоре? /красный/
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? /по правой/
3 команда:
- Сердце машины? /мотор/
- Край дороги? /обочина/
- Главная автомагистраль? /шоссе/
- Заторы транспорта на дороге? /пробка/
- Пересечение двух дорог? /перекресток/
- Транспорт с очень нужной скоростью? /велосипед/
- Транспортное происшествие? /авария/
- Конец дороги? /тупик/
- Что означает знак в треугольнике с красным крестом внутри? /врач/
- Машина с зеленым глазом? /такси/
- Быстрое движение, езда? /гонка/
- Проверка правильности чьих-то действий? /инспектировать/
- Короткая палка, который регулировщик движение дает указание транспорту, пешеходам? /жезл/
- Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения? /дорога/
- Езда, ходьба в разных направлениях? /движение/
- Вид спорта, путешествие на попутных машинах? /автостоп/
- Движущиеся перевозочные средства специального назначения? /транспорт/
- Сколько цветов имеет светофор для пешеходов? /два цвета, красный, зеленый/
- Когда и где появился первый в мире светофор? /в 1868 году в Лондоне, в этом году исполняется 140 лет/
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? /авария или ДТП/
Пятый конкурс «Дорожные знаки». У меня в руках фрагменты мозаики. По звуковому сигналу вы должны будете собрать вот эти волшебные знаки.
Итак, звуковой сигнал! Собираем!!
/Капитаны собирают мозаику/
Теперь, когда у вас собраны знаки, причем неодинаковые – слушайте задание. Сейчас без подготовки капитаны должны будут назвать правильно знак и группу. Вы имеете возможность заработать два балла – один балл за правильно названный знак и один балл за правильно названную группу.
Предупреждающий знак
Пешеходный переход
Запрещающий знак
Движение пешеходов запрещено
Знак особых предназначений
Пешеходный переход
Жюри подводит итоги
Вот и подошла игра к концу. Мы с вами проверили ваши знания на теории, и на практике тоже дорогие родители не забывайте это выполнять. Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге во дворе, за пешеходом и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Ведь от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.
Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.
Представление о деятельности педагога-психолога в ДОУ компенсирующего вида и разработки по проектированию и проведению КРР с детьми с ОВЗ....
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"
Презентацияна тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"...
Сообщение из опыта работы «Кружок естественнонаучной направленности, как форма работы с дошкольниками, способствующая развитию речи».
Сообщение из опыта работы для выступления на пед. часе по теме "Развитие речи дошкольников"....
«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).
Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...
Сообщение из опыта работы «Формы работы с дошкольниками по ОБЖ»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в таких направлениях, как – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом, через разнообразные формы...