Здоровьесберегающие технологии.
презентация по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsii_o_zdorovesb.ppt | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Отличительные особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов. Отражают приоритет принципа «Не навреди!».
Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды необходимо рассматривать в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.
Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым . Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы. Классификация здоровьесберегающих технологий: Медико-гигиенические технологии. Физкультурно-оздоровительные технологии. Экологические здоровьесберегающие технологии. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности 3доровьесберегающие образовательные технологии
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями.
Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинская сестра проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению воспитанников, родителей и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья , организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных воспитанников с проблемами здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Реализуются на занятиях физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Это - и обустройство территории, и зеленые растения в группах и участие в природоохранных мероприятиях.
Фитомодули - это специально подобранные композиции из растений, которые очищают, увлажняют, ионизируют воздух помещений, создают комфортную и эстетически приятную обстановку. В состав фитомодулей входят растения, которые обладают фитонцидными свойствами, очищающими воздух. Фитонциды - это биологически активные вещества, выделяемые растениями в процессе жизнедеятельности, обладающие выраженным антимикробным действием.
Самый выгодный и продуктивный способ улучшить микрофлору воздуха для сокращения частоты заболеваемости воспитанникрв действительно было и остаётся размещение в фитомодулей. Улучшить качество микрофлоры воздуха помещений можно с помощью летучих выделений фитонцидных растений. Растения, которые входят в состав фитомодулей, обладают индивидуальными свойствами, способными улучшить физическое и психологическое здоровье детей.
АЛОЭ - на 38% снижает количество вредных микроорганизмов в воздухе ХЛОРОФИТУМ - является одним из самых эффективных « биологических фильтров », очищает микрофлору помещения на 60-70% КАЛАНХОЕ ПЕРИСТОЕ - обладает антивирусной активностью, на 31% уничтожает Staphylococcus aureus и 16% Sarcina . ГЕРАНЬ - бактерицидные вещества, которые выделяет герань, губительны для микробов. Фитонциды герани успокаивают нервы, улучшают сон, облегчают состояние людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря. ПЕЛАРГОНИЯ -благоприятно действуют на организм при функциональных расстройствах нервной системы, бессоннице, неврозах различной этиологии, помогает оптимизировать кровообращение.
Холодные синие, фиолетовые, голубые и зелёные тона работают успокоителем нервной системы. Композициями из синевато-голубоватых цветков полезно любоваться перед сном. Это способствует хорошему сну, стимулирует мышечное расслабление, помогает быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые оранжевые, красные, жёлтые тона, действуют противоположным образом . Они помогают проснуться. Растения с ярко-красной окраской (антуриумы, цикламены, гибискусы) снижают утомление и повышают работоспособность. Растения с розовыми цветками (бегония, фиалка, пеларгония) избавляют от меланхолии и грусти.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. За грамотность педагогов – по курсу «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания воспитанников в детском саду отвечает заведующий.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой воспитателя, воздействием, которое он оказывает на своих воспитанников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с воспитанниками, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.
Выделяется 3 источника угроз для здоровья Гигиенические, средовые факторы; Организационно – педагогические факторы; Психолого-педагогические факторы. ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...