Проектная работа на тему «Азбука безопасности» в подготовительной к школе группе
проект по обж (подготовительная группа)
Ежедневно ребенок сталкивается с невидимой для него опасностью, которая затаилась дома, на дороге, в природе, общественных местах, в мире людей, в мире высоких передовых технологий. Для того чтобы этот мир стал понятен и предсказуем мы взрослые, родители, педагоги должны найти интересный, увлекательный и доступный способ познакомить и предостеречь ребенка от опасностей на его пути, познакомить с правилами безопасного поведения благодаря которым достигается безопасность в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti_pod_gr_kolokolchik.docx | 124.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа на тему «Азбука безопасности».
в подготовительной к школе группе
Подготовили воспитатели: Малова Г.В. Гвоздева Т.Н.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Актуальность проекта: Ежедневно ребенок сталкивается с невидимой для него опасностью, которая затаилась дома, на дороге, в природе, общественных местах, в мире людей, в мире высоких передовых технологий. Для того чтобы этот мир стал понятен и предсказуем мы взрослые, родители, педагоги должны найти интересный, увлекательный и доступный способ познакомить и предостеречь ребенка от опасностей на его пути, познакомить с правилами безопасного поведения благодаря которым достигается безопасность в социуме.
Цель: систематизировать представление детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
Образовательные: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам и ситуациям;
-закреплять представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту и на улице;
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации;
- формировать умение соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми;
- закреплять представление о причинах возникновения пожара, о последствиях, возникающих при неосторожном обращении с огнем;
- познакомить с телефонами экстренных служб.
Развивающие: развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения;
- развивать умение сравнивать и анализировать свои поступки посредством наблюдений;
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать умение передавать свои мысли в рисунках и аппликации.
Воспитывающие: воспитывать умению применять навыки безопасного поведения на дороге, в быту, в социуме.
Ожидаемые результаты:
-У детей сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- У детей сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
- Дети знают номера телефонов экстренных служб.
- Дети имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
Участники: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Сроки реализации: 5 дней в сентябре.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Беседа с детьми по проблеме.
- Постановка проблемы, цели и задачи.
- Подбор методической литературы по данной теме.
- Разработка конспектов занятий, вопросов для бесед с детьми.
-Подбор настольно – печатных и дидактических игр, иллюстраций, репродукций.
Основной этап (практический)
-ООД на тему: «Наши помощники – электроприборы» (познавательное развитие)
- ООД на тему: «Улица полна сюрпризов» (художественно-эстетическое развитие/рисование)
-ООД на тему: «Полицейская машина» (художественно-эстетическое развитие/аппликация)
-ООД на тему: « » (речевое развитие)
-Беседа с детьми на тему: «Путешествие в прошлое пылесоса», «Улица нашего села», «Мы идем по тротуару».
-Чтение художественной литературы: С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Михалков «Скверная история»,
-Дидактические игры: «Если чужой стучится в дверь», «Продолжи ряд слов», ТРИЗ «Теремок», «Ты мой кусочек», «Без чего не бывает автомобиля?».
Ситуативный разговор: «Поможем смешарикам навести порядок со знаками на дороге», «Помоги Незнайке перейти дорогу в большом городе».
-Подвижные игры: «Отважные пожарные», «Огни светофора», «Постовой – регулировщик»
-Сюжетные игры: игра «Инспектор ДПС», «Водители. Гараж»
-Работа с родителями: Буклет на тему: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!». «Безопасность на дорогах».
-Консультация: «Ребенок один дома».
-Совместно с ребёнком составить правила поведения на улице. «Схемы пути следования в детский сад».
-Памятка: «Игры по дороге в детский сад».
-Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»
-Рекомендации: чтение детям: Г.Остера «Вредные советы».
Завершающий этап: Итоговое мероприятие КВН «Правила дорожные - правила надежные».
Использованная литература:
Основная литература:
1. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. ТЦ Сфера, 2014.
2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
Дополнительная литература:
1.. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 2007.
2. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / - М.: Просвещение, 2005.
3.О.Л. Князева «Безопасность», «Детство-пресс» 2004 г.
Интернет – ресурсы:
Дни недели | Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность педагогов и детей в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
«Один дома» Приложение 1 | 1.Познавательное развитие. Тема: «Наши помощники – электроприборы» | - Беседа на тему: «Путешествие в прошлое пылесоса» (с показом презентации) -Д/и «Если чужой стучится в дверь» -Загадки, придумывание загадок детьми (с использованием ТРИЗ технологий) -Блиц – турнир «Пожарная безопасность» -Чтение С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | -Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Внимание! Опасно!» -Настольная игра «Лото» -Просмотр мультфильма «Уроки осторожности тетушки Совы» -Подвижная игра «Отважные пожарные» -Картинки раскраски «Что осталось включенным?». -Игры с лэпбуком «Безопасность» | -Буклет на тему: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!». -Консультация: «Ребенок один дома» Рекомендации: чтение детям: Г.Остера «Вредные советы». |
«Улица полна неожиданностей» Приложение 2 | Художественно-эстетическое развитие/рисование) Тема: «Улица полна сюрпризов» | -Ситуация в транспорте. -Беседа по картине «Улица нашего села». -Дидактическая игра «Продолжи ряд слов». -Дидактическая игра ТРИЗ «Теремок» -Чтение А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили» -Разгадывание кроссворда. | -Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС». -Подвижная игра «Огни светофора» -Игры с лэпбуком «Транспорт» | -Совместно с ребёнком составить правила поведения на улице. -Буклет на тему: «Безопасность на дорогах», |
Приложение 3 «Правила поведения на дорогах» | 1.Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: «Полицейская машина» | -Беседа на тему: «Мы идем по тротуару» - Игровая ситуация: «Поможем смешарикам навести порядок со знаками на дороге», «Помоги Незнайке перейти дорогу в большом городе». -Дидактическая игра ТРИЗ «Без чего не бывает автомобиля?». -Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история» -Дидактическая игра (ТРИЗ) «Ты мой кусочек» | -Игры с макетами «Улицы нашего села» -Настольно – печатная игра: «Путешествие по селу» -Лепка «Машины нашего села» -Малоподвижная игра «Постовой – регулировщик» -Сюжетно - ролевая игра «Водители. Гараж». . | -Памятка: «Игры по дороге в детский сад». -Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?» Совместно с ребенком создание «Схемы пути следования в детский сад». |
«Отдых на природе» Приложение 4 | 1.Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: |
| ||
Приложение 5 | 1.Речевое развитие. Тема: |
Приложение 1
Беседа на тему: «Путешествие в прошлое пылесоса» (с показом презентации)
Цель: познакомить с назначением и устройством пылесоса, предметами, которые раньше заменяли; рассказать о правилах пользования пылесосом, электрическими приборами.
Слайды: веник, щетка, пылесос, палас; сюжетные картинки: «Уборка квартиры пылесосом», «Мама выбивает пыль с ковра», «Девочка подметает веником пол».
Ход.
Есть у нас в квартире робот, —
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит, как лайнер: «Ту – у- у»
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет, не чихает.
(пылесос)
Воспитатель: Правильно это чудо-машина. Посмотрите, какое чудесное превращение происходит с ковром после того, как машина проедет по нему.
- Что происходит?
- Как вы думаете, почему?
Весь мусор и пыль «глотает» эта чудо-машина.
- Как вы думаете, легко работать пылесосом?
Человеку нужно только ходить за пылесосом и направлять его, а весь мусор и пыль он собирает сам.
Давайте мы рассмотрим пылесос.
- Это электрический прибор или нет?
- Почему вы так думаете?
- Из каких частей состоит пылесос?
Обратите внимание: он состоит из основной коробки - корпуса, шнура, трубки, к которой прикрепляются разные щетки. Щетки и насадки нужны для того, чтобы собирать пыль с разных предметов в комнате (твердых и мягких); пыль собирается в мешочек, который находится в корпусе пылесоса.
- А всегда ли был пылесос?
- Чем люди раньше убирали квартиры, чистили от пыли ковры, паласы и другие вещи?
- Как раньше боролись с пылью?
- Как чистили ковры?
Вот предметы, о которых мы говорили.
- Как вы думаете, сейчас ими пользуются?
- Чем неудобен веник?
- Что вы можете сказать о щетке?
- А чем пылесос удобен?
Сейчас есть пылесосы, которые не только «глотают» пыль и мусор, но и могут и мыть различные предметы и поверхности.
- Кто из вас видел такие пылесосы?
- У кого есть такой пылесос дома?
Вот видите, до чего додумались люди. По пылесос, как мы уже шпорили, тоже электрический прибор.
- Как же нужно пользоваться пылесосом?
Убирать пылесосом свою комнату лучше в присутствии взрослых, не забывая выключить пылесос из розетки по окончании работы, чтобы не случился пожар.
- Как вы думаете, почему этот прибор назвали пылесосом?
- Из каких слов состоит слово «пылесос»?
- Какие другие сложные слова вы знаете?
Какое слово получится из слов:
вода — нагревать;
воздух — очищать;
пар — возить;
сам — летать;
бензин — бак (и т.д.)
Дидактическая игра «Если чужой стучится в дверь»
Цель: формировать представления о том, что открывать дверь, когда дети дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Подвижная игра «Отважные пожарные»
Цель: развивать быстроту реакции, движений.
Ход игры. Перед детьми три гимнастические скамейки. На них лежат обручи. Количество обручей зависит от длины скамеек. Каждому участнику команду необходимо подползти под первый обруч, вылезти во второй обруч, перешагнуть из второго в третий и т.д., добежать до стены, позвонить в колокольчик, обратной проползти через тоннель (под обручами). Побеждает команда, первая правильно справившаяся с заданием.
Настольно – печатная игра «Лото».
Цель: закреплять представление детей об опасности некоторых бытовых предметов и их месте нахождения.
Материал: Игровые карты с изображением места нахождения опасных предметов в быту: кухня, комната, ванная комната и др. Карточки с изображением различных предметов быта (электроприборы, острые предметы и т. д.)
Ход игры. С помощью считалочки выбирается ведущий, который будет вытаскивать карточки. Игроки, закрывая, нужной карточкой свою игровую карту рассказывают об опасности предмета. Кто быстрее закроет свою карту, тот выиграл.
Загадки
Цель: развивать мышление детей, способность отгадывать и придумывать загадки.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)
Четыре солнца у бабушки на кухне,
Четыре солнца горели и потухли.
Готовы щи, компот, блины -
До завтра солнца не нужны.(Газовая плита)
В домике тесном
Много сестер,
Спрятан у каждой
В головке костер.(Спички)
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!(Утюг)
Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы)
Я тонкая и острая.
И уколю так просто я.
За мною – нитка белая.
Лишь с нею дело сделаю. (Иголка)
Длинный носик, круглый бок.
В нём — горячий кипяток.
Он шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Чайник)
Ох, и острый же предмет –
Нанесет любому вред.
С ним веди себя построже –
Будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться –
Ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж,
Повседневно нужен …(Нож)
Блиц - турнир «Пожарная безопасность»
Цель: закреплять представление детей о правилах пожарной безопасности, умение находить выход в случае опасности.
Оборудование: конверты с вопросами и заданиями (5—6 в одном конверте).
Ход.
Дети делятся на группы-команды (возможна и индивидуальная игра), получают конверт с заданиями. По очереди быстро отвечают на вопросы, которые зачитывает педагог, и выполняют задания. Выигрывает тот, кто правильно отвечает и выполняет задание, затратив на это меньше времени.
Вопросы блиц-турнира:
1. Почему опасно играть в доме со спичками?
2. Чем опасны пожары?
3. Почему нельзя оставлять без присмотра электроприборы?
4. Вам на Новый год купили фейерверки и бенгальские огни. Где
вы их будете зажигать?
5. Что может вызвать пожар?
6. Назовите средства пожаротушения.
7. Может ли загореться искусственная елка?
8. Сгорит ли в огне кастрюля?
9. Вспомните произведения о пожаре.
10. В какой сказке предмет, специально предназначенный для получения огня, был безопасен в пожарном отношении?
11. Что нужно делать, если возник пожар?
12. Что вы станете делать, если в квартире дым?
13. Какой номер телефона пожарной охраны?
14. Какое самое главное правило при любой опасности?
15. Вы звоните в пожарную часть о возникшем пожаре. Что нужно
сообщить по телефону пожарной охране в первую очередь?
16. Как вы поступите, если увидите тлеющий костер?
17. Как можно потушить костер в лесу?
18. У вас на даче есть печь или камин. Почему нельзя без разрешения
взрослых открывать печную заслонку или ворошить поленья
в камине?
19. Назовите пословицы или поговорки о безопасности.
20. Продолжите фразу «Спички детям ...».
21. Назовите того, кто тушит пожары?
Задания блиц - турнира:
1. Упражнения на классификацию «горит — не горит».
Оборудование: предметы, подверженные горению, и предметы огнестойкие. Возможно использование реальных предметов или картинок с изображением этих предметов (в зависимости от места проведения).
2. Упражнение на внимание. (По рисункам на противопожарную
тематику «Найди отличия».)
3. Упражнение на развитие логического мышления. (По рисунку
на противопожарную тематику «Что сделал Незнайка неверно?».)
4. Упражнения типа лабиринт. (По рисунку на противопожарную
тематику «Помоги пожарным доехать до горящего дома».)
5. Задания-этюды. («Покажи костер «добрый», «злой».)
6. Мини-инсценировки по эпизодам произведений К. Чуковского «Кошкин дом», «Путаница» (в том случае если блиц-турнир носит групповой характер).
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Наши помощники – электроприборы»
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель:
Знакомство детей с электроприборами и их назначением для жизни человека.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту.
-Способствовать закреплению названия электроприборов, их названий в доме, почему они так называются, как с ними надо обращаться.
Развивающие: способствовать развитию словаря по данной теме, умению отвечать на вопросы, побуждая к участию в беседе.
Воспитывающие: способствовать воспитанию бережного отношения к электроприборам.
Предварительная работа: загадывание и отгадывание загадок, чтение рассказов и сказок, просмотр мультфильмов.
Формы работы: Дидактические игры «Для чего это нужно?», «Ток бежит по проводам», физкультминутка, беседа.
Материал и оборудование: мяч, презентация.
Техническое оснащение: телевизор, ноутбук.
Работа с родителями: Буклет на тему: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!». Консультация: «Ребенок один дома»
Рекомендации: чтение детям: Г.Остера «Вредные советы».
Ход ООД.
Воспитатель: Послушайте внимательно загадку
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
(Электричество)
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения?
Дети: Для пользования электроприборами.
Воспитатель:
Он всем несёт тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К посёлкам, сёлам, городам
Приходит он по проводам.
(электрический ток)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это электрический ток?
Дети: Потому что он идет по проводам и в доме становиться светло.
Воспитатель: А вы знаете, откуда электрический ток попадает в ваш дом?
Дети: На электростанциях.
Воспитатель: Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам ток и попадает в дома.
Воспитатель: А у нас в группе есть электрический ток? Как вы догадались?
Дети: В группе есть розетки, выключатели, лампочки.
Воспитатель: Для чего нужен электрический ток?
Дети: Электрический ток нужен для того чтобы, смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать эти приборы?
Дети: Это электроприборы.
Воспитатель: А с помощью чего работают электроприборы?
Дети: Электроприборы работают с помощью электричества.
Воспитатель: Вот поэтому их так назвали. А какие электроприборы есть еще ,мы узнаем, собрав картинки, которые лежат у вас на столах.
Дидактическая игра «Собери картинку»
(дети собирают электроприборы из разрезных картинок)
Воспитатель: Все собрали, а сейчас я предлагаю загадать загадку-описание про свой электроприбор, чтобы дети отгадали, что вы собрали.
(слайды с электроприборами после каждой отгадки).
Воспитатель: А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы?
Дети: Электроприборы нужны для того, чтобы делать всё быстрее и легче.
Воспитатель: А вы знаете, что первым утюгом был обыкновенный тяжелый камень. На ровную поверхность стелилась одежда, а на ней ложился камень. Потом на ровную палку наматывалось сухое белье и прокатывалось по столу с помощью неровной доски. Сегодня данный принцип используется в определенных гладильных устройствах. В них белье наматывают на валик и отглаживают с помощью специальных роликов. Наиболее близким предшественником сегодняшнего утюга является обыкновенная сковорода, точнее сказать, жаровня с углем. После жаровни был изобретен утюг на паровой основе. В него помещали угли и накрывали крышкой. В верхней части утюга для улучшенной тяги была добавлена труба. Для лучшего горения углей, в утюге было сделано несколько боковых отверстий. Вентиляция усиливалась за счет взмахов утюгом. На сегодняшний день, утюг является лучшим устройством для глажки белья. (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Первая микроволновая печь была придумана в 1947- это 364 года назад, и имела большие размеры, она достигала до 2 метров.
Воспитатель: Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Дидактическая игра с мячом «Для чего это нужно?»
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На мясорубке – перемалывают мясо.
По телефону – звонят.
На магнитофоне – слушают музыку.
В стиральной машине – стирают белье.
В кофеварке – варят кофе
В кофемолке - перемалывают кофе
Воспитатель: Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. И все они работают от электрического тока.
Физкультминутка
Если вдруг стряслась беда (наклон вперед)
Не теряйся никогда (руки вперед, вверх, вниз)
Действуйте умело (шагаем)
Нужно 101 набрать (в воздухе)
И пожарных вызывать (прыжки)
Воспитатель: А чтобы работали все эти приборы, куда их включают?
Дети: В розетку.
Воспитатель: Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка — это входные ворота в электрическую сеть. Через розетку к приборам поступает ток, за счет которого они работают: приемник звучит, холодильник морозит, стиральная машина стирает, компьютер думает.
А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Дидактическая игра «Ток бежит по проводам»
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: А как вы думаете, электрический ток бывает опасным?
Дети: Да, если что нибудь засунуть в розетку, если оставить включенным утюг.
Воспитатель: Правильно, электрический ток, при помощи которого работают электроприборы, обладает опасным качеством.
А мы с вами запомним важное правило, давайте его повторим.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Правила безопасности:
1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
3. Не играй с розетками!
4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
Воспитатель: А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. Что может произойти, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов?
Дети: Может стукнуть током и человек погибнет или случиться пожар.
Воспитатель: Правильно, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда, возникнет пожар. Недаром в народе говорят: «Опасение – половина спасения!»
Воспитатель: А вот эти дети, правил не соблюдали, и посмотрите, что произошло. (просмотр слайдов)
Воспитатель: Правильно ли поступают дети? Почему?
Поэтому с электроприборами нужно обращаться очень осторожно.
И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.
Итог:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Какие электроприборы вы запомнили?
- Для чего они нам нужны?
- Какие правила вы запомнили?
- Что вам понравилось на занятии?
Приложение 2
Беседа по картине «Улица нашего села».
Цель: закреплять представление детей о ПДД.
Развивать умение вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.
Ход беседы: Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы: Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. Зачем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?
После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобусе, скорой помощи, грузовых и легковых автомобилях).
Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС».
Цель: закреплять правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.
Задачи: развивать дружеское отношение к друг другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении, их условиях труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход». Развивать диалогическую речь.
Оборудование. Жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, водительские права, коляски с куклами, костюм.
Ход игры: Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином, едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые. Шофёры едут на зелёный свет, стоят на красный. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.
Дидактическая игра «Продолжи ряд слов».
Цель: развивать внимание, мышление, память.
Ход игры. Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое.
Дидактическая игра ТРИЗ «Теремок»
Цель: развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Правило: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, грузовик). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - самосвал). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у грузовика и у самосвала есть кузов. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Подвижная игра «Огни светофора»
Цель: закрепить знания детей о светофоре, развивать зрительное внимание.
Ход игры.
На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи.
В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый
свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете -
все замирают на месте. Кто ошибся - выбывает из игры.
Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
Решение проблемной ситуации:
-Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
-Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
Цель: способствовать формированию умений решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.
Чтение Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили
А. А. Иванов
В одном большом сказочном городе жили трое неразлучных друзей - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. А вот заботы у них были совсем не сказочные.
Они очень любили играть, особенно в футбол. А в их тесном дворе разве поиграешь? Повсюду гаражи стоят, строгие бабушки сидят, младенцы в колясках лежат. Не разгуляешься!
Вот и приходилось играть в футбол под аркой ворот. Зайчонок Ваня на воротах стоял у въезда с улицы. А медвежонок Миша и лисонька Лиза вовсю старались ему гол забить.
Иногда мяч прямо на шумную улицу вылетал. Если за ним побежишь, того и гляди, машина наедет! Да и мячей не напасёшься. Под колесо попадёт - бух! - и нет.
Очень неудобно под аркой играть. И опасно. Здесь тоже машины житья не дают. То и дело въезжают во двор или выезжают.
Плохое место для игры. А где хорошее взять?
Было, конечно, и хорошее место. Да только на той стороне улицы, через дорогу. Там и спортплощадка, и пустырь большой. Есть где разгуляться!
Но как туда попасть? Кругом машины, автобусы, троллейбусы, трамваи! Как такую широкую улицу перейти? Хочешь не хочешь, а необходимые правила знать надо. Без них никуда! Трудное дело...
К счастью, у медвежонка Миши был старший брат. Он и взялся за обучение неразлучных друзей. Он уже шофёром работал и всё-всё знал.
Очень советуем и вам, ребята, вместе с ними поучиться, если у вас нет старшего брата-шофёра.
Итак, на другую сторону улицы можно идти лишь строго по переходу. Он белыми полосами отмечен. Полосатый, как зебра.
Переходом командует светофор. Он все видит. У него три круглых глаза красный, жёлтый и зелёный.
Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте и скучай. Переходить запрещено! Машины несутся во всю прыть. Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!
Зайчонок Ваня поглядел, подумал и внезапно стихи сочинил:
Не ходи на красный свет.
Красный свет - опасный!
Налетит велосипед,
Станешь ты ужасный!
Светофор зажигает жёлтый глаз. Это сигнал - "внимание!" Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Ещё не идут, а только собираются идти.
И опять зайчонок Ваня стихи придумал:
И при жёлтом нет проходу.
Жёлтый свет - внимание!
Приготовься к переходу
Ты, мой друг, заранее!
Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье. Иди и не трусь, как поначалу зайчонок Ваня. Не медли, как медвежонок Миша. Не хитри и не беги, как лисонька Лиза. Вдруг упадёшь!
Про свой любимый - зелёный - свет зайчонок Ваня тоже стихи сочинил:
Свет зелёный - переходный.
Ты его, конечно, ждёшь.
Свет зелёный - пешеходный,
Если ты пешком идёшь!
И это не всё. А что делать, если полосатый переход есть, а зоркого светофора нет? Совсем нет или, допустим, сломался! Как тогда улицу переходить?
Тогда на помощь придёт Аист-регулировщик. Он строго покажет полосатой палочкой, когда можно переходить. А тем, кто замешкается, он и крылом сердито махнёт: не зевай, мол, давай переходи, не задерживай движение, медведь неповоротливый!
Ну а вдруг регулировщик не появится? Как тут быть?
Переход есть? Есть! Светофора нет? Нет!
Значит, сначала внимательно посмотри налево - едут ли машины. Если не едут, то иди смело.
Дошёл до середины улицы, теперь посмотри направо - нет ли машин. Если нет, то снова смело шагай. Как зайчонок Ваня с друзьями! Однако нашим неразлучным друзьям ещё много знать надо, чтобы улицу безопасно переходить.
Как надо автобус и троллейбус обойти - спереди или сзади?
Правильно. Сзади!
А если будешь их спереди обходить, то машину за ними не заметишь. Она как раз может из-за троллейбуса или автобуса выскочить. В лучшем случае хвост лисёнку отдавит! А в худшем?..
Вам его жалко? А себя не жалко? То-то!
Но безопасней всего - пропустить автобус и троллейбус, вежливо уступить дорогу. Так советует Мишин старший брат. А он всё знает!
А теперь давайте подумаем, как поступить, если по улице ещё и трамваи ходят. Как трамвай обойти - сзади или спереди? Ну-ка, лисонька Лиза, отвечай!
Сзади? Неверно.
Правильно - спереди! Иначе встречный трамвай не увидишь. И опять в лучшем случае под него хвостом угодишь. А что стало бы со зверятами и ребятами, у которых вообще хвоста нет?!
Медвежонок Миша легко с этими автобусами, троллейбусами и трамваями разобрался. Может быть, потому, что у него голова большая.
А вот зайчонок Ваня и лисонька Лиза всё время путались. Они забывали, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Это, конечно, случалось тогда, когда Мишиного брата рядом не было.
Надоели их ошибки трамваям, автобусам и троллейбусам. Сговорились они между собой и вышли на улицу с большими надписями на боку.
"Ваня, зайчик ты наш, обходи меня сзади!" - красовалось на автобусе и троллейбусе.
"Лиза, лисонька моя, обходи меня спереди!" - призывал трамвай.
Неразлучные друзья, возможно, и читать как следует не умели. Но не беда, им прохожие это прочитали, чтобы большой беды не было.
А другой раз, когда лисонька Лиза снова ошиблась, троллейбус вдруг взял, поднял её своими длинными дугами и поставил правильно - позади себя.
Так неразлучные друзья - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза научились улицу переходить. И теперь спокойно отправлялись одни на пустырь погонять мяч. Им никто не мешал, и они никому не мешали.
Старшему брату медвежонка - спасибо!
А теперь ответьте на вопросы.
На какой свет можно переходить улицу?
Можно ли бежать на жёлтый свет? Или не спешить и подождать зелёный?
Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади? Или пусть тебе хвост отдавят?
Что про тебя напишут на трамвае, если ты будешь обходить его сзади?
Догадайся, что сделает Аист-регулировщик, если ты без особого приглашения помчишься через улицу? Даст тебе полосатую палочку поиграть или спасёт от машины?
Зайчонок Ваня, наш поэт, даёт родителям совет:
За правильный детский ответ
Каждому - пару конфет!
А за ошибку в ответе
С каждого - по конфете!
Кроссворд
По горизонтали:
1. Хоть и столб, но не забор. Что же это? (Светофор.)
2. Пешеходная дорога на какого зверя похожа? (Зебра.)
3. Вот полосатый переход, кто же по нему идет? (Пешеход.)
4. У светофора: красный, желтый, зеленый... Какое слово общее у них? (Свет.)
По вертикали:
2. Ты, конечно, должен знать, что означает дорожный... (знак).
5. На остановку подъезжает и людей сажает. (Автобус.)
6. Как зовут самого высокого милиционера? (Степа.)
7. Кому доверить можно в машине руль? (Шофер.)
8. Кто учит детей прыгать, бегать, кувыркаться? (Тренер.)
9. Без чего нельзя ездить в общественном транспорте? (Билет.)
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Улица полна сюрпризов»
Основная образовательная область: художественно – эстетическое развитие/рисование.
Интеграция: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные: расширять и закреплять представление детей о правилах поведения во дворе и на улице, о правилах перехода через дорогу, работы светофора.
-Систематизировать представление детей о дорожных знаках.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, умение ориентироваться на листе бумаги, создавать сюжет улицы.
Воспитывающие: воспитывать умение оказывать взаимопомощь друг другу.
Предварительная работа: заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций «Азбука безопасности» (автор Е. М. Леонов), чтение художественной литературы «Зайка велосипедист» ( автор В. Клименко), Д/и «Дорожные знаки», рассматривание рисунка улицы, беседы по теме, слушание аудиозаписей.
Формы работы: аудиозапись «Правила дорожного движения» (автор И. Русских), стихотворение «Шагая осторожно» автор С. Михалков.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением транспорта,
улицы. Листы бумаги, карандаши.
Техническое оснащение: телевизор, ноутбук.
Работа с родителями:
Ход ООД.
Звучит песня «Правила дорожного движения»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами погуляем по нашему селу. Представьте, что мы вышли из детского и пошли пешком. (виртуальная экскурсия по селу).
«Шагая осторожно» автор С. Михалков.
Движением полон город
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение, так кто же мы с вамии сейчас?
Дети: Пешеходы.
Воспитатель: Кто такой пешеход?
Дети: Человек, который ходит по тротуару.
Воспитатель: Посмотрите на экран и скажите, сколько на улице пешеходов? Дети: Три вышло из автобуса, другой из магазина, третий из дома.
Воспитатель: Назовите транспорт, который вы видите на экране.
На какие группы можно разделить все автомобили?
Дети: Грузовые, пассажирские, автомобили специального назначения.
Воспитатель: Почему они так называются - пассажирский транспорт и транспорт специального назначения?
Дети: Пассажирский транспорт перевозит пассажиров. Специальный транспорт спешит людям на помощь.
Воспитатель: Все автомобили разные, но почему их всех назвали одним словом - автомобили? Что у них общего?
Дети: Кабина, кузов, колеса, руль, мотор.
Воспитатель: Для чего машинам широкие дороги, пешеходам узкие?
Дети: Машин много, они большие, ездят быстро.
Физкультминутка
Едем, едем на машине, (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли (дворники)
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы - шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
Воспитатель: Можно ли где попало переходить улицу?
Дети: нет, только там, где это разрешено, по пешеходному переходу.
Ребенок:
Чтобы приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут
И за собой пешехода ведут. (В. Кожевников) .
Дети: Зебра; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход.
Загадки.
1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглаза.
Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (Светофор) .
2. Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
3. Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)
4. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,
Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)
5. Две дорожки так узки, две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай) .
Воспитатель: Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям?
Дети: дорожные знаки.
Воспитатель: А какие дорожные знаки вы знаете?
Дети: знак стоп, уступи дорогу, знак пешеходного перехода, осторожно дети.
Воспитатель: Вот вроде и все мы с вами вспомнили, и теперь приступаем к рисованию наших улиц.
Приложение 3
Беседа на тему: «Мы идем по тротуару»
Дорогие ребята! Вы, конечно, знаете, что городские и сельские дороги поделены между пешеходами и машинами.
Что такое дорога? У этого слова немало значений! Это и полоса земли, предназначенная для передвижения, и путь сообщения, и место, по которому можно пройти или проехать, это и путешествие, и направление действия.
Дорога состоит из нескольких элементов.
Во-первых, это проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств.
Во-вторых, тротуар, элемент дороги, предназначенный для передвижения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее, как правило, бордюром.
В-третьих, обочина — часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части на одном с ней уровне.
Для чего служит обочина?
Верно! На обочине останавливаются автомобили, по ней могут двигаться и пешеходы.
В-четвертых, разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, не предназначенный для движения или остановки транспорта и пешеходов.
Иногда в разговорной речи мы употребляем слово «улица». Если заглянуть в словарь, то мы прочтем, что улица — это «пространство вне жилых помещений, под открытым небом» (словарь С.И. Ожегова).
По дороге мчатся автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, все вместе они называются транспортом.
По краю улицы проложены специальные пешеходные дорожки — тротуары. Они отделяются от проезжей части улицы невысоким бордюром.
По тротуару идут пешеходы: женщины везут коляски, мамы ведут детей, неспешно передвигаются пожилые люди и все остальные граждане.
• Послушайте стихотворение.
Я сегодня пешеход
Я сегодня — пешеход.
У меня неспешный ход.
Нет колес и нет руля,
Под ногой моей земля.
Никого я не толкаю,
Никого не обгоняю,
В детский садик я иду,
Брата за руку веду.
Говорю ему: «Борис!
Правой стороны держись!
Двигайся спокойно, чинно,
Путь у нас совсем не длинный!
Скажут: кроха-пешеход
В садик правильно идет!»
Давайте вместе заглянем в Правила дорожного движения и точно узнаем, кого же называют пешеходом.
«Пешеходом называют человека, находящегося вне транспортного средства на дороге и не производящего на ней работу».
Нахождение человека на дороге — главное обстоятельство для определения его как пешехода независимо от того, на каком элементе дороги (тротуаре, проезжей части, обочине) он находится. В понятие «пешеход» включаются и лица, ведущие велосипед, и лица, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя.
Ходить по тротуарам следует, соблюдая определенные правила.
Правила поведения на тротуаре
1. Идти нужно, держась правой стороны.
2. Нельзя бежать, расталкивая прохожих.
3. Нельзя ездить на роликовых коньках, велосипеде, самокате! Вы можете задеть других прохожих, толкнуть их, нанести травму. Кататься на роликовых коньках, велосипеде, самокате можно в парке, на стадионе, спортивной площадке.
Дорогие ребята! Нужно запомнить правила поведения на тротуаре и строго соблюдать их, чтобы в дальнейшем избежать травм. Ведь несоблюдение правил поведения пешеходом может привести к неприятным ситуациям на дороге.
• Как же нужно вести себя пешеходу, идущему по тротуару*?
Правильно! Идти спокойно, не спеша. Никого не обгонять, не толкать, не затевать игр и беготни. Идти по тротуару следует, держась правой стороны.
• Кто расскажет мне, чего нельзя делать на тротуаре?
Верно! Ездить на роликовых коньках, на самокате и велосипеде.
Взрослый человек должен вести ребенка за руку. Тротуар — это не спортивная площадка, а специальная часть дороги. Здесь нельзя играть ни в мяч, ни в бадминтон, ни в другие игры.
• Послушайте стихотворение.
Азбука пешехода
Ты возьми-ка книги в руки:
Хватит спать, скучать, зевать.
Пешеходные науки
Будем вместе изучать.
Кто зовется пешеходом?
Тот, кто ходит пешим ходом.
А ходить по тротуару
Не советую вам парой.
Чтобы не мешать другим,
Чтоб просторно было им!
Держаться правой стороны
Вы, друзья, всегда должны!
Отвечай-ка мне, Тамара,
У тебя велосипед,
Едешь ты по тротуару.
Можно ехать или нет?
«Нет!» — подскажем мы Тамаре.
Если ты на тротуаре,
По нему нельзя кататься,
Бегать, прыгать и толкаться,
И нельзя мячом стучать,
Петь, плясать или кричать!
Спросим мы теперь у Кати:
«Можно мчать на самокате
По дорожке пешеходной,
Пусть широкой и свободной?»
И ответит Катя: «Нет!
В салки, в прятки,
В догонялки, в мяч
Играют на площадке!»
Это правильный ответ!
• Отгадайте загадки.
У нее элементов не счесть:
Часть проезжая, важная есть.
Разделительная полоса,
Ее видят наши глаза,
Тротуары есть и обочины.
Они ровные, не скособочены.
Попробуйте угадать,
Как пространство это назвать? (Дорога.)
Машины грохочут,
Несутся вперед.
А по тротуару
Идет пешеход. (Городская дорога.)
Не торопится, идет
По дорожке отведенной
Неширокой, но свободной.
Кто же это? (Пешеход.)
Вопросы
1. Что такое дорога?
2. Какие элементы дорог вы знаете?
3. Что такое тротуар?
4. Кто является пешеходом?
5. Какой стороны нужно придерживаться на тротуаре?
6. Можно ли играть в мяч на тротуаре и почему?
7. Можно ли ездить по тротуару на роликовых коньках, велосипеде, самокате?
8. Как надо правильно вести себя на тротуаре?
9. Для чего нужно знать правила дорожного движения?
Задания
1. Нарисуйте и раскрасьте сельскую тропинку.
2. Нарисуйте тротуар.
• Послушайте сказку.
Как пешеход получил колеса
Было это давным-давно, когда люди жили в пещерах и грелись около костров.
Однажды охотники убили дикую лошадь, а у той оказался маленький жеребенок. Охотники притащили тушу убитой лошади к своей пещере, а жеребенка один охотник взял для потехи своему маленькому сынишке.
Охота в те времена была делом нелегким: ведь зверя надо догнать и убить, а звери бегают намного быстрее людей.
Охотники кидали в зверей камни, стреляли из луков стрелами, бросали длинные острые копья. Но часто охота оканчивалась неудачей, и племя оставалось голодным.
Между тем малыш по имени Бой подружился с жеребенком Реем. Они вместе играли, спали, Бой часто забирался на спину жеребенка, и тот катал его около пещеры.
Прошло несколько лет, друзья подросли, и теперь Бой весело носился по окрестностям, сидя у Рея на спине. Скоро Бой стал самым удачливым охотником в роду. Ведь верхом на Рее он мог догнать любого зверя!
Он женился на самой красивой девушке, в их пещере стены и пол были украшены шкурами тигров, львов и леопардов.
Через несколько лет с гор пришел старик-волшебник, племя первобытных людей приняло его с великими почестями.
Старик посетил роскошную пещеру Боя, который к тому времени стал вожаком племени, а красавица-жена родила ему много сыновей.
— Я вижу, ты научил своих людей скакать верхом на лошадях, и твои охотничьи угодья сильно расширились. Это большое достижение! Я могу подарить тебе еще одно изобретение — колесо!
— Колесо? А что это такое? — спросил удивленный вождь.
Старик взял прутик и согнул его в виде круга.
— Видишь? Это и есть колесо!
— Но зачем моему племени колесо? Чем оно поможет нам? — засыпал вождь вопросами волшебника.
— Дай мне двух-трех самых смышленых соплеменников, сильных и трудолюбивых, и я научу их делать колеса и повозки.
Бой послушался мудреца и дал ему в помощь несколько работников. Скоро под руководством старика они сделали из бревен четыре колеса и соорудили из досок телегу. Все племя высыпало смотреть на телегу с колесами.
Мудрец чуть подтолкнул телегу, и она поехала под горку. Все племя дружно закричало от восторга.
— Если запряжете в телегу лошадь, то сможете сесть в нее и ехать, куда захотите, а также перевозить грузы, — объяснил людям мудрец.
Бой горячо поблагодарил старика за такой необыкновенный подарок, щедро наградил его, и мудрец снова поднялся в горы.
А люди через некоторое время научились пользоваться телегами: впрягали в них лошадей, ездили сами и перевозили грузы. Вот так люди и получили великое изобретение — колесо. Оно изменило их жизнь, сделало ее легче, а движение быстрее. Через много столетий появились автомобили, поезда, автобусы и другие виды транспорта, где главным было — колесо!
• Ответьте на вопросы по содержанию сказки.
1. Как мальчик получил в подарок жеребенка?
2. Как охотились люди в древности?
3. Кто может рассказать о дружбе Боя и Рея?
4. Почему Бой стал самым удачливым охотником?
5. Кто спустился с высокой горы к пещере Боя?
6. Чему мудрец научил людей?
7. Как колесо помогает человеку при движении?
8. Где сейчас в транспорте используют колеса?
9. С какими другими великими изобретениями можно сравнить изобретение колеса?
Автор: Шopыгинa Татьяна Андреевна
Дидактическая игра ТРИЗ «Без чего не бывает автомобиля?».
Цель: уточнить и систематизировать представление о транспорте.
Познакомить детей с транспортом прошлого, придумать транспорт будущего.
Развивать способность видеть противоречия в системе.
Ход игры. Воспитатель показывает букву на экране, дети называют части автомобиля на данный звук в родительном падеже:
М – без мотора;
Д – без дверей;
К – без кабины, колес, карбюратора;
Р – без руля;
В – без водителя;
С – без салона, сидений, спидометра;
Б – без багажника, бампера, бензина.
Дидактическая игра (ТРИЗ) «Ты мой кусочек»
Цель: формировать умение анализировать структурные единицы объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.
Правило: дети сидят в кругу, один из них называет образ, а остальные - его части. Например: я машина, а ты мой кусочек. Я твоя фара, а ты мой кусочек. Я лампочка от фары, а ты мой кусочек.
Артикуляционная гимнастика
«Дверь»
Водитель открывает дверь (широко открыть рот), закрывает (закрыть). Повторить 3 раза.
«Лопатка»
Сел водитель – язычок в машину и смотрит вперед (открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, подержать).
«Часики»
Решил водитель протереть стекло и включил дворники (открыть рот и водить кончиком языка из одного уголка рта в другой).
«Дятел»
Повернул водитель ключ, а мотор еще холодный и не заводится, а только «говорит» ддддддд (приоткрыть рот и четко произнести ддддд).
«Моторчик»
Наконец-то мотор прогрелся и завелся рррррр (порычать).
«Машина»
Завели машину: ш-ш-ш. (Вращения руками перед грудью.)
«Насос»
Накачали шину: ш-ш-ш. Улыбнулись веселей И поехали скорей. (2 раза). (Вращение воображаемого руля.)
Малоподвижная игра «Постовой – регулировщик»
Цель: закреплять у детей представление о правилах дорожного движения; уметь пояснять ситуацию, в которой применяется то или иное правило; развивать быстроту реакции на слуховой или визуальный сигнал.
Материалы: жезл регулировщика.
Ход игры. Из числа играющих выбирается регулировщик. Все участники встают в круг, регулировщик – водящий с жезлом встает в центр круга. Дети под веселую музыку двигаются по кругу, изображая машины. С остановкой музыки водящий указывает жестом на ребенка, остановившегося строго напротив него, чтобы тот встал в центр. Выбранный ребенок должен, выйдя на середину, вспомнить и назвать любое правило дорожного движения. После этого он становится водящим и получает жезл регулировщика. Если ребенок не смог вспомнить правило, то право ответа переходит к следующему игроку, стоящему в кругу.
Сюжетно – ролевая игра «Водители. Гараж».
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, представление о ПДД на улицах и дорогах.
Задачи: развивать у детей умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники. Развивать память, речь детей.
Оборудование. Рули, планы, карты, схемы дорог, различные документы (права, технические талоны), наборы инструментов для ремонта автомобиля, дорожные знаки, светофор, аптечки.
Ход игры: Диспетчер выдает путевые листы водителям. Водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину, оказывает необходимую помощь товарищу. Доставляет груз по назначению, при этом соблюдает все правила дорожного движения. Приводит машину в порядок, возвращается в гараж.
Скверная история
Движеньем полон город -
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры и день и ночь горят.
И там , где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя -
Хвастун и озорник.
Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Еще одна секунда -
Случилась бы беда.
И взрослые и дети
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя -
Хвастун и озорник...
С.Михалков
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Полицейская машина»
Основная образовательная область: художественно – эстетическое развитие/аппликация.
Интеграция: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с ПДД, обогащать словарь по данной тематике, формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитывающие: воспитывать умение оказывать взаимопомощь друг другу.
Предварительная работа: беседы о правилах поведения при переходе проезжей части расширять знания о сигналах светофора и дорожных знаков, рассматривание иллюстраций по данной теме. Дидактические игры «Хорошо, плохо», «Что будет, если».
Формы работы: загадки, Физкультминутка, пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому», дидактическая игра ТРИЗ «Разговор по телефону», пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
Материал и оборудование: загадки, письмо от Дяди Степы, заготовки бумаги, схема работы.
Техническое оснащение: телевизор, ноутбук.
Работа с родителями: Памятка: «Игры по дороге в детский сад».
Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»
Ход ООД.
Воспитатель:
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы.
(Пожарная машина)
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, —
Набери скорей ноль-три.
И приедет.
(Скорая помощь)
Если вдруг беда у вас,
Позвони 02 сейчас!
Стоит вам меня позвать,
Я приеду вас спасать.
(Полицейская машина)
Воспитатель: Правильно, ребята. А какой это транспорт?
Дети: Специальный.
Воспитатель: Для чего нужен специальный транспорт?
Дети: На машинах скорой помощи врачи приезжают к больному человеку. На пожарных машинах пожарники спешат, чтобы погасить огонь. Когда жизни людей угрожает опасность, например от преступников, то на помощь приходит полицейская машина.
Воспитатель: Какие номера телефонов набирают при пожаре?
Дети: 01 - Пожарная команда.
Воспитатель: Если что-то случилось?
Дети: 02 - Полиция.
Воспитатель: Больному?
Дети: 03 - Скорая помощь.
Дидактическая игра «Разговор по телефону»
Воспитатель: К нам пришло в детский сад письмо:
«Дорогие ребята, у нас в отделе полиции произошла беда. Мы не можем теперь прийти на помощь к людям, которым угрожает опасность. Потому что все машины у нас сломались из-за одного рассеянного механика. Нам сказали, что вы сможете нам помочь! Дядя Степа Милиционер»
Воспитатель: Ребята, к нам с вами обратились за помощью. Сможем ли мы с вами помочь нашему полицейскому Дяде Степе?
Дети: Да, изготовить полицейские машины.
Воспитатель: Хорошо, а из чего мы с вами их можем сделать?
Дети: из конструктора, бумаги, пластилина.
- Ну, тогда, нам с вами надо поскорее отправиться в нашу ремонтную мастерскую.
Физкультминутка
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
-У-у-Ф.
Воспитатель: Вот мы и приехали в нашу ремонтную мастерскую. Я вам предлагаю изготовить машины из бумаги. Как называется эта техника?
Дети: Оригами.
Воспитатель: В помощь нам поможет схема по сборке автомобиля. (слайд)
Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках)
Итог:
Ребята, как вы думаете, смогли помочь мы Дяде Степе?
Посмотрите, какие замечательные полицейские машины у вас получились!
Какое задание на занятии было самым интересным, трудным?
Приложение 4
Приложение 5
Итоговое мероприятие.
Тема: КВН «Правила дорожные - правила надежные».
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: обобщить и закрепить детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Образовательные: закреплять умения составление творческого рассказа по картине, не отступая от заданной темы.
Развивающие: развивать навыки применения ПДД, творческое воображение, логику, внимание, смекалку, чувство ответственности перед своей командой.
Воспитывающие: воспитывать социальные нормы поведения при взаимодействии с партнерами – сверстниками; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах.
Материал и оборудование: различные красочные плакаты на тему «ПДД» (на оформление зала), цветные карандаши, дорожные знаки (черно-белые), аудиозапись, медали для награждений.
Предварительная работа: Беседа: «История светофора», Чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме «Транспорт»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»+«Мы водители», «Спасатели», «Такси»
Работа с родителями: фото отчет по НОД «Правила дорожные – правила надежные»
Ход.
Дети под музыку из фильма «Берегись автомобиля» входят в зал и встают полукругом.
Воспитатель: Добрый день дорогие участники игры, болельщики и наши гости! У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это правила дорожного движения, которые необходимо соблюдать и водителям и нам пешеходам. Незнание этих законов может привести к большой беде.
Ребенок: По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни на перед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
Воспитатель: А собрались мы с вами здесь для того чтобы поиграть в веселую игру КВН и вспомнить правила дорожного движения.
Что ж, пора нам начинать
И хочу вам пожелать:
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтоб на все вопросы отвечали
И чтоб жюри довольны были.
В конкурсе участвуют 2 команды (представление команд: название и девиз). А оценивать конкурс нам поможет жюри (представление состава жюри).
- ТУР – разминка «Шуточные вопросы»
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец?
2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?
3.Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше?
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
6. На чем летал старик Хоттабыч?
7. Личный транспорт Бабы-Яги?
8. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
9. Ехали медведи на велосипеде,
А за ним комарики… На чем летали комарики?
10. Кто путешествовал в мультфильме "Чунга-Чанга"?
11. На чем катался Кай?
12. На чем летал Барон Мюнхгаузен?
13. В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане?
14. При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? 3 ТУР « Отгадай-ка»
Командам по очереди задаются загадки. За каждый правильный ответ-очко
* Он стоит на улице
В длинном сапоге
Существо трехглазое
На одной ноге (светофор)
*Что за чудо – синий дом
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином (автобус)
*Стрекоза гудит большая
- Полетать вас приглашаю!
Кресла мягкие для вас
И пилоты – высший класс! (вертолет)
*Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем (велосипед)
*Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино (грузовик)
*Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик (милиционер- регулировщик)
4 ТУР «Лучший пешеход»
У воспитателя в руках «светофор»-2 картонных кружочка. Первый с одной стороны зеленый, а с другой – желтый, второй красный и желтый. На «светофоре» зеленый цвет \ команды маршируют на месте, желтый - хлопают в ладоши, красный замирают. Та команда, которая перепутала сигналы, получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков.
5 ТУР Конкурс капитанов
Капитанам раздаются не цветные дорожные знаки (по одному на капитана). Задача капитанов: правильно раскрасить дорожные знаки и рассказать о нем.
6 ТУР Домашнее задание.
Командам было дано домашнее задание – выучить и выразительно рассказать по 4 с каждой команды стихотворений о дорожных знаках.
* Много есть различных знаков-
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
*В синем круге пешеход –
Не торопится, идет!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно!
*Этот знак – нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
* «Осторожно, дети!»
Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит: «Нельзя так ехать»
Или «Тут дороги нет»
*А еще бывают знаки –
Взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно,
Эти знаки говорят.
Ездят здесь одни машины,
*Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп!
Дороги нет.
*На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски,
Только здесь при зеленом свете,
Переходите улицу!!!
*Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: "Неделя театра" в подготовительной к школе группе
Проектная деятельность на тему: «Неделя театра» в подготовительной к школе группеЦели проекта: нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие инт...
Проектная деятельность на тему: "Неделя театра" в подготовительной к школе группе
Проектная деятельность на тему: «Неделя театра» в подготовительной к школе группеЦели проекта: нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие инт...
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»
. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценне...
Азбука безопасности для подготовительной к школе группы
1.Формировать умения различать и читать дорожные знаки.2. Закреплять умение пересекать дорогу по пешеходному переходу, знать основные правила поведения на дороге.3. Формировать у детей желание соблюда...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2021-2022 учебный год...
Развлечение «Азбука безопасности» в подготовительной для школы группе.
Цель: закрепление правил безопасности, доставление детям радости, положительного эмоционального состояния через музыкальную, творческую и игровую деятельность.Задачи:Образовательная:- Учить предотвращ...