Методическая разработка НОД по ПДД в старшей группе "Дорожная азбука".
методическая разработка по обж (старшая группа)
Целью этого занятия является ознакомление и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nod_po_pdd.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по ПДД.
Тема: «Дорожная Азбука».
Проблема: «Как вести себя на улице, чтобы избежать опасности».
Игровая мотивация: научим Шапокляк, как надо правильно переходить дорогу и вести себя на улице.
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Задачи:
1.Закреплять правила дорожного движения, учить различать дорожные знаки, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
2.Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
3.Активизировать мышление и речь детей.
4.Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до их сознания, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
5.Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
6.Создать радостное, весёлое настроение.
Предварительная работа:
1.В детском саду с воспитателями – экскурсия к пешеходному переходу: встреча и беседа с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта по дороге, наблюдение за движением людей по пешеходному переходу, участие в переходе дороги; знакомство с дорожными знаками; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта и беседы по ним; викторины; чтение стихов и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; рисование на тему «Моя улица»; изготовление папки-передвижки «Азбука города»; изготовление моделей светофора; коллективная работа – составление макета улицы города.
2.С родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем, где и как люди переходят дорогу); рассматривание и зарисовка дорожных знаков, анкетирование родителей по ПДД.
3.Создание среды для организации и проведения НОД:
Книжка-раскладушка (великан) «Дорожная Азбука»; фигура зебры; круги диаметром 15 cм – красный, желтый, зеленый; круги тех же цветов диаметром 10 см (по 2 экземпляра); 2 коробочки; дорожные знаки; игрушечные рули – 2 шт.; флажки – 2 шт.; мешочки с песком – 8 шт.; шапочки – атрибуты с красным, желтым и зеленым кружками; фуражка и жезл постового; макет улицы города и дорожные знаки к нему; костюм старухи Шапокляк; декорации для фрагмента улицы города (бутафория).
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстрации с изображением улицы города и «зебры» на дороге; создание проблемной ситуации; возможность высказать способы решения.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа; игры; создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей; создание проблемной ситуации; анализ и выводы; физкультминутка.
3.Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы; организация продуктивной деятельности.
4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации; ситуация выбора; планирование; физкультурная пауза; чередование видов детской деятельности; возможность применения личного опыта.
5.Приемы оценки и самооценки: поощрение; взаимопомощь детей.
Виды детской деятельности в НОД:
Коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная, познавательная.
Ожидаемые результаты:
1.Умение предвидеть и называть потенциально опасные ситуации на улице.
2. Проявление эмоциональной отзывчивости.
3. Развитие свободного общения с взрослыми и со сверстниками.
4. Активизация мыслительной деятельности детей.
Критерии оценки:
1.Активность.
2.Эмоциональность.
3.Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.
4.Аргументирование своих высказываний и действий.
5.Взаимодействие с участниками НОД.
Примечание: ответы детей – предполагаемые.
Ход НОД:
(Зал оформлен как участок улицы с дорогой, дорожной разметкой «Пешеходный переход» и тротуаром. Вверху развешаны воздушные шары с различными дорожными знаками. Дети под музыку входят в зал и рассаживаются на стульчики).
Воспитатель: Сегодня мы с вами в гостях у Дорожной Азбуки (показывает большую книжку – раскладушку). Что же такое – Дорожная Азбука? (Ответы). Как вы понимаете выражение «правила дорожного движения»? (Ответы). Все ли должны соблюдать правила дорожного движения? (Ответы). Как вы думаете, почему? (Ответы). Итак, мы с вами выяснили, что для того, чтобы на наших дорогах было безопасно все люди должны соблюдать правила дорожного движения. А теперь давайте уточним, кем являются люди, которые должны соблюдать эти правила. Каждый человек, выходя из дома, становится участником дорожного движения. Если он ездит на машине, то кем он является? (Водитель). А если ходит пешком, то кто он? (Пешеход). (Демонстрирует фигурки водителя и пешехода.) Ребята, а кем являетесь вы? (Ответы). Сегодня мы с Дорожной Азбукой и проверим, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки, какие вы внимательные, дружные и весёлые.
Воспитатель: Наша Азбука не простая, а волшебная. Сейчас я попрошу её мне помочь. Ну-ка Азбука проснись, другим боком повернись! (Раскрывает первую страницу книжки – раскладушки, демонстрируя иллюстрацию). Ребята, мы живем в небольшом, но очень красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. Как он называется? (Ответы). По улицам нашего города движется много легковых и грузовых машин, едут автобусы, мотоциклы и велосипеды. По улицам также ходит много людей. И никто никому не мешает. Как вы думаете, почему? Правильно! Потому, что есть такие четкие и строгие правила для водителей машин и для пешеходов. Это и есть дорожная азбука.
Ребенок:
Город, в котором с тобой мы живём Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука – над головой. Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!
Воспитатель: Ребята, а кто на дороге самый главный, а его сигнал для всех закон? Правильно! На дороге с давних пор есть хозяин Светофор! Позовём - ка все цвета, вам представить их пора! (Выходят три ребёнка) .
1-й ребёнок с красным кружком:
Загорелся красный свет: Стой! Вперёд дороги нет!
2-й ребёнок с жёлтым кружком:
Жёлтый глаз твердит без слов: К переходу будь готов!
3-й ребёнок с зелёным кружком:
На зеленый свет - вперед! Путь свободен. Переход!
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, какие цвета есть у светофора – красный, жёлтый и зелёный. А теперь узнаем о них подробнее. (Все три ребёнка садятся на корточки).
Ребёнок:
Встали мы на переходе, Перед нами светофор. И при всём честном народе, Смотрит он на нас в упор.
Красный глаз его открылся, Значит, хочет он сказать: Как бы ты не торопился, Должен ты сейчас стоять! (Встаёт ребёнок с красным кружком).
Вот мигает жёлтым глазом, Приготовься, говорит! Как закрою этот – разом, Будет третий глаз открыт. (Встаёт ребёнок с жёлтым кружком).
Третий глаз горит зелёным, Все машины встали в ряд. Можем мы идти, Алёна, Мама с папой говорят. (Встаёт ребёнок с зелёным кружком).
Воспитатель: Теперь мы вспомнили, как должен выглядеть светофор и сейчас проведём конкурс «Кто быстрее соберёт светофор?» Но для этого я должна ещё раз попросить помощи у нашей Дорожной Азбуки. С нами, Азбука, дружи – светофор нам покажи!
(Открывает следующую страницу раскладушки, на которой изображены два светофора без огней. Дети должны разложить огни в правильном порядке. Для проверки внимания к основным цветам добавляются синий и коричневый. Конкурс повторяется 2 раза).
Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и как вы умеете выполнять команды светофора. Поиграем в игру « Сигнал светофора». (Воспитатель показывает детям круги разного цвета, они должны выполнить соответствующую команду).
Если свет зажёгся красный - Значит двигаться опасно! (Садятся на корточки.)
Жёлтый свет – предупрежденье: Жди сигнала для движенья. (Стоят на месте).
Свет зелёный говорит: Проходите, путь открыт! (Шагают на месте).
(Игра повторяется несколько раз).
Воспитатель: Кроме машин и пешеходов на шумной улице всегда встречают нас кругом друзья! А что же это за друзья?
(Под музыку в зал вбегает старуха Шапокляк и стучит себя в грудь).
Шапокляк: Я ваш лучший друг! (Дети приветствуют её. Шапокляк радуется, что обманула детей).
Воспитатель: Да нет же! Шапокляк, ты на дороге не умеешь себя правильно вести и многим детям показываешь плохой пример. Ты ведь не знаешь никаких дорожных знаков.
Шапокляк: А дети тоже не знают! Ведь не знаете? (Ответы).
Шапокляк: Вот мы сейчас и проверим. У меня в сумочке знаки, я их по дороге поснимала. Посмотрим, как вы их узнаете. А я буду про них загадки загадывать. (Достаёт по одному знаку из сумки).
1. Человек, идущий в чёрном, красной черточкой зачеркнут. И, дорога вроде, но, здесь ходить запрещено. (Движение пешеходов запрещено)
2. В треугольнике - два братца, всё куда-то мчатся, мчатся. Самый важный знак на свете, это просто рядом дети! (Внимание - дети)
3. Вот так знак! Глазам не верю. Для чего здесь батарея? Помогает ли движенью паровое отопленье? (Железнодорожный переезд)
4. Шли из школы мы домой, видим - знак на мостовой: Круг, внутри велосипед, ничего другого нет. (Велосипедная дорожка)
5. В синем круге пешеход, не торопится, идёт. Здесь дорожка безопасна, здесь ему совсем не страшно. (Пешеходная дорожка)
6. Круглый знак, а в нём окошко. Не спешите сгоряча, А подумайте немножко: Что здесь? Свалка кирпича? (Въезд запрещён)
Воспитатель: Вот видишь, Шапокляк, наши дети знают дорожные знаки.
Шапокляк: И я знаю! Вот, например, эти полоски нарисованы на дороге для того, чтобы играть в шахматы. Переставляешь фигуры с одной чёрточки на другую.
Воспитатель: Вот и неправильно! Сейчас дети скажут, для чего нужны эти полоски на дороге?
Дети: Это пешеходный переход. (Показывают Шапокляк знак пешеходного перехода и ставят его на нужное место вдоль дороги).
Воспитатель: А как ещё называют такие полоски на дороге? (Ответ: зебра.) Почему эти полоски называют «зеброй»? ( Ответы). (Два ребёнка исполняют танец с фигурой зебры, после чего кладут её на пол.)
Ребёнок:
Зебра в Африке живёт, полосата очень.
Воду пьёт, траву жуёт, порезвиться хочет!
А на улице у нас, здесь у перекрёстка.
Точно зебра в самый раз переход в полоску.
Свет зелёный лучик шлёт, он тебе как мама.
Взяв за ручку, проведёт по полоскам прямо.
(Один ребёнок проводит второго по «зебре» за руку).
Воспитатель: А какие переходы вы еще знаете? (Подземный и надземный.)
Какие они? (Самые безопасные.) Почему они считаются самыми безопасными? (Они не пересекаются с дорогой.) (Два ребёнка выбирают на стенде знаки «Надземный переход» и «Подземный переход», показывают их Шапокляк).
1– й ребёнок: Здесь надземный переход, Ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти. Пешеход уже в пути.
2 – й ребёнок: Знает каждый пешеход, Про подземный этот ход. Город он не украшает, Но машинам не мешает!
Воспитатель: Пешеход, пешеход, помни ты про переход! Подземный, надземный, и похожий на зебру. Знай, что только переход от беды тебя спасёт.
Воспитатель: А ещё выходя на улицу, приготовь заранее, вежливость и сдержанность, а главное - внимание! Шапокляк, а ты внимательна на дороге?
Шапокляк: Очень внимательна! Иду, куда хочу. Хочу - иду туда, хочу - иду сюда. (Импровизирует под музыку, слышится шум тормозов: падает, ведущий помогает ей встать.)
Воспитатель: Вот что может получиться, если быть невнимательным на улице. (Усаживает Шапокляк, обращается к детям). Ребята, а можно ли играть на дороге? (Ответы). Почему? (Ответы). Где должны играть дети? (Ответы). Можно ли гулять по дороге? (Ответы). Почему? (Ответы). Где должны ходить пешеходы? (Ответы). (Один ребёнок учит Шапокляк ходить по тротуару).
1 – й ребёнок: Отгадайте, кто идет? Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый, кто пешком пойдет в поход. Пешеходная дорожка от машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке может только пешеход! Я иду по тротуару, здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут где дорогу перейти.
Воспитатель: Где нужно переходить дорогу? (Ответы). (Второй ребёнок учит Шапокляк как и где надо переходить дорогу.)
2 – й ребёнок: Светофор зажёгся красным, и пошёл поток машин,
Значит, станет путь опасным! На дорогу не спеши!
На машины, на дорогу повнимательней гляди!
И постой ещё немного: будет жёлтый впереди.
Ну а после загорится, как трава зелёный, свет!
Нужно снова убедиться, что машины рядом нет.
Осмотри дорогу слев а, следом справа посмотри.
И, идя по «зебре» смело, светофор благодари!
Воспитатель: Ты всё поняла, Шапокляк? Ну, тогда поиграй с нами в игру «Грузовики». (Проводится игра «Грузовики» с использованием пешеходного перехода. Повторяется 2 раза).
Шапокляк: Да-а-а, хорошие из вас грузовики получились! А вы знаете, какие ещё бывают виды транспорта? (Ответы).
Шапокляк: Фу-у-у! Совсем с вами не интересно, всё то вы знаете. Пойдем мы с моей Лариской в другой детский сад, может там кого-нибудь запутаем. (Шапокляк уходит).
Воспитатель: Ну, это вряд ли. Сейчас все дети знают правила дорожного движения. Ребята, а вам я предлагаю на сделанный нами в группе макет улицы правильно расставить дорожные знаки. А оценивать нашу работу будет настоящий инспектор ГИБДД.
(Несколько детей по очереди выполняют задание, затем проводится обсуждение.)
Воспитатель: Итак, ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? ( Ответы детей). Так для чего же нужно знать и соблюдать правила дорожного движения? (Ответы).
Воспитатель: Итак: чтобы нам не попадать в плохое положение,
Дети вместе: Нужно знать и соблюдать правила движения!
Воспитатель: Ребята, скажите чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы).
(Дети встают в круг и исполняют песню « Правила дорожного движения». В центре круга стоит ребёнок в фуражке и с жезлом постового и выполняет соответствующие жесты. Затем дети выходят из зала).
Список литературы:
1.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольного учреждения (М.: Мозаика - Синтез, 2010 г.)
2.Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987;
3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.
4.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г.
5.Князева Р.А. 100 задач по ПДД. - М: Педагогика,1997г.
6.Ирина Гурина. Участники дорожного движения.
7.Сидорова Анна. Правила дорожного движения для детей. - Сборник стихов.
8.Правила дорожного движения. Памятка родителям.
9.Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007г.
10.Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Методическая разработка. Мастер - класс для педагогов ДОУ «Дорожная азбука».
Цель мастер-класса: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов. Задачи:- закреплять знания педагогов по ПДД; - способствовать расширению кругозора...
Методические разработки к занятиям. Школьное лесничество "Бурундучок" программам "Азбука леса" и "Азбука выживания в лесу"
материал к занятиям по программе "Азбука выживания в лесу"...
Методическая разработка по финансовой грамотности для старших дошкольников "Азбука финансов"
Методический материал содержит подборку конспектов по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного...
Методическая разработка "Методическая разработка «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» (консультация для родителей)
В данной публикации родителям даются рекомендации как лучше развивать речь старших дошкольников....
Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Азбуку дорожную знать каждому положено» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей детских учреждений, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жи...