Использование наглядного моделирования и алгоритмов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения.
консультация по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)
Забота о жизни и здоровье подрастающего поколения является одной из основных задач общества и государства. Ежегодное увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей свидетельствует о низком уровне знаний дорожной грамоты и неумения детей в должной степени управлять своими поступками на улицах и дорогах города.
Формирование осознанного отношения ребенка к своей безопасности, развитие умения взаимодействовать с другими людьми в жизненно важных ситуациях, умение рассуждать, анализировать и самостоятельно делать выводы, как следует поступить, к кому обратиться за помощью - это цель нашей работы, в данном направлении. Для того, чтобы действовать сообразно поставленным целям, ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения должно быть согласованно с желанием детей применять знания и умения согласно их умственным способностям, возрастным возможностям.
Дети импульсивны, им трудно контролировать свои эмоции и действия, а оставаясь один на один с ситуациями дорожно-транспортных отношений, ребенок должен внутренне проиграть не только всю систему своих шагов, но и их последствия.
В дошкольном возрасте, в центре развития познавательной сферы ребенка, по Л.С. Выготскому, находится память. У старших дошкольников возникает намеренное запоминание, в целях последующего воспроизведения материала по памяти, с качественным использованием в постоянной жизни.
Чем больше мы «заложим» алгоритмов по правилам безопасного поведения в детскую память, тем лучше они будут работать в будущей взрослой жизни ребенка.
Освоение различных символов и знаков помогает ребенку анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. Многие психологи утверждают, что работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.
Символика может быть представлена в различных видах:
- Изобразительные символы (пиктограммы, схемы),
- Жестовые символы (пантомима, танец),
- Предметы-заместители (пуговицы-машины, спички-деревья, кубики-
дома).
Главное о чем должен помнить педагог, то, что смысл каждого символа обязательно должен быть уточнен, прежде чем включен в работу.
Мы рассматриваем моделирование, как совместную деятельность воспитателя и детей по созданию специальных ситуаций. Цель данной работы - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях улиц и дорог, их структуре, о регулировании действий всех участников дорожного движения, особенностях транспортных средств и многообразия средств регулирования. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связь, увидев их зрительно.
Одним из эффективных способов ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения являются модельные схемы - это схематичное изображение предметов или событий.
Обучение детей использованию наглядных схем - моделей должно проходить поэтапно.
К примеру, в средней группе, при прослушивании художественного произведения по правилам дорожного движения выделяются основные этапы:
1 этап - заменить «объект произведения» или «происходящее в произведении событие» на опорную картинку (дом – квадрат, машина - прямоугольник и т.д.)
2 этап - повторно читая текст, «показать» детям, как последовательно происходят события в рассказе, выкладывая последовательно опорные картинки, составляя, таким образом, готовую модельную схему для рассказывания.
3 этап – предложить ребенку рассмотреть иллюстрации, а затем самостоятельно разложить на них опорные картинки.
4 этап – самостоятельное рассказывание детьми о прочитанном событии, происшествии, по готовой модельной схеме.
В дальнейшем дети сами будут раскладывать предложенное для анализа «ситуацию» по дорожно-транспортной теме на свои поэтапные действия от начала до конечного результата.
В старшем дошкольном возрасте можно выделить такие этапы:
1 этап – развивать умения детей выбирать нужные элементы и последовательно располагать элементы модельной схемы.
2 этап – развивать умения детей самостоятельно выбирать те опорные картинки, которые необходимы для пересказа литературного произведения и составления модельной схемы.
3 этап – развивать умение самостоятельно изображать модельную схему на бумаге после чтения художественного произведения.
4 этап – развивать умение самостоятельно и последовательно рассказывать о событии или происшествии в литературном произведении.
Дети подготовительной к школе группы анализируют предложенные ситуации по дорожно-транспортной теме самостоятельно, на основе умения моделировать ситуацию и прийти к самостоятельному, верному выводу.
Продумывая разнообразные «модели» следует придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщенный образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию объекта следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Работа с алгоритмами делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма ребёнком создает условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса специально созданных ситуаций в реальную жизнь. Такая последовательная работа позволяет развивать возрастную логичность в детских суждениях, и направленность таких суждений, в изучение правил безопасного дорожного поведения ребенком. Несомненно, алгоритм является инструментом педагога в организации деятельности ребенка, так как представляет собой точную строгую последовательность действий, в нем определено первое и последующие за ним действия.
В памяти ребенка, с возрастом сохраняется словесный алгоритм запоминания в виде пословиц, стихов, отдельных фраз, направленных на четкое выполнение действий по охране своей жизни: «Прежде чем дорогу перейти - ты налево и направо непременно посмотри!», «На красный свет - хода нет. На желтый - погоди! Когда горит зеленый свет - счастливого пути!».
При переходе дороги следует пользоваться словесным алгоритмом:
1. Подумай и найди безопасное место для перехода дороги.
2. Подойти к «переходу» дороги, остановись на тротуаре, не доходя до
края (бордюра).
3. Посмотри, какой свет горит на светофоре.
4. Если горит «желтый» не начинай перехода, дождись, следующего
сигнала.
5. Посмотри налево - направо, убедись, что нет угрозы, что все машины
стоят, (взрослый должен взять за руку ребенка).
6. Перейди дорогу, прислушиваясь к звукам вокруг.
Словесный алгоритм станет более успешным для запоминания, если его использовать в форме диалога с детьми, сопровождаемого жестами и мимикой:
Мы выходим со двора
Вспомнить правила пора!
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам!
У дороги – раз, два, три,
Влево, вправо – посмотри!
Нет машины на дороге?
Быстрым шагом переходим!
Быстрым шагом! Не бегом!
Строго под прямым углом!
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть дети с физическими недостатками (зрительная, слуховая, опорно-двигательная патология и др.), излишне подвижные дети, или, наоборот, слишком заторможенные. С ними педагог проводит работу с учетом их индивидуальных особенностей. Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать. Задача педагога - поддержать интерес к деятельности.
Таким образом, обучение детей работе с модельными схемами и алгоритмами имеет цель, не столько ознакомить непосредственно с правилами дорожного движения, сколько сформировать и развить у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....
«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....
«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность. Дети – это особая к...
ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....
Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения. (материалы из опыта работы)
материалы из опыта работы...
Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»
Программа разработана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...
Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усв...