Проект "Отряд Юного пожарного"
проект по обж (подготовительная группа)
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Отряд юного пожарного" | 52.25 КБ |
oyup.pptx | 113.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»
Принят на
педагогическом совете №-1
от 29.08.2018 г.
Проект
по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
«Отряд юного пожарного»
2018-2019 г.г.
г. Пыть -Ях
Целесообразность и значимость проекта
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ пожарной безопасности.
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения человеческой жизни. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы, тем самым осложняя работу пожарных по их спасению. Важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но и отработать до автоматизма поведение в экстремальной ситуации. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если педагог, обладающий достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, и родители воспитанников подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитанники «Отряда юного пожарного», воспитатели подготовительных групп, специалисты, родители (законные представители) воспитанников, сотрудники ПЧ-84.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2018 г.
Место реализации: МДОАУ ЦРР - детский сад « Фантазия».
« Человеку дан разум и наука на то,
чтобы обезопасить себя от всякого бедствия»
К. Циолковский Актуальность
Важнейшей задачей дошкольной организации, семьи и государства является забота о сохранности детской жизни. Жизнь каждого человека бесценна. Участившиеся в последнее время трагические случаи гибели детей на пожарах и анализ причин их возникновения, диктуют новые формы организации систематической работы с педагогами, детьми и родителями. Поэтому правила безопасности в детском саду, на улице, в быту должны стать для наших детей неотъемлемой частью. Полученные в детском возрасте знания перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка.
В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями, необходимыми для формирования понимания важности пожаробезопасного поведения.
Нужно уточнять знания детей по работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. И в связи с этим нужно знакомить с работой службы спасения – МЧС и закреплять знания о том, что в случае необходимости, звонить по единому номеру спасения «112», формировать умение обращаться за помощью к взрослым, учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Мы хотим видеть наших детей активными, любознательными, самостоятельными личностями, умеющими решать возникающие проблемы. Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников правилам пожарной безопасности не только во время тематических занятий, но и во всех видах игровой и учебной деятельности.
Учитывая особую актуальность проблемы, обеспечения сохранности жизни детей и привития им правильного поведения в экстремальных ситуациях, педагоги в сотрудничестве с родителями, сочли своевременным и необходимым организацию « Отряда юного пожарного» из детей старшего дошкольного возраста.
Новизна: творческий подход к системе пропаганды и агитации, овладения основными правилами пожарной безопасности среди воспитанников ДОО образовательных организаций города и населения, отражающий нестандартные решения проблемы и представляющий целенаправленную, спланированную работу с воспитанниками.
Цель: создание необходимых условий в ДОО для формирования у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, повышение компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в обеспечении жизнедеятельности детей, с использованием инновационных технологий и методов в пропаганде и агитации пожарной безопасности.
Задачи:
- создать отряд из воспитанников подготовительных групп: 10 воспитанников корпуса № 1 и 10 воспитанников корпуса № 2;
- организовать проведение противопожарной пропаганды в ДОО образовательных организаций города и населения;
- привлечь к реализации данного проекта различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;
- обеспечить подбор методической литературой, наглядной агитацией и другими материалами, необходимыми для деятельности «Отряд юного пожарного»;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- организовать участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов, тематических выставок, конкурсов, спортивных игр.
- формировать умение реально оценивать возможную опасность возникновения пожаров, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
- организация и проведение собраний, тематических экскурсий, рейдов.
Направления деятельности проекта
Информационно-разъяснительное:
- пропаганда пожарной безопасности среди воспитанников ДОО, образовательных организаций города и населения;
- организация бесед, выступлений участников «Отряд юного пожарного» для воспитанников образовательных организаций города;
- выпуск и распространение памяток, листовок, буклетов « Отрядом юный пожарный» среди жителей города.
Творческое направление:
- проведение конкурсов, викторин, фотовыставок, выставок поделок и рисунков;
- оформление уголка по пожарной безопасности в группах;
- выпуск стенгазет, номера газеты «Фантазёры» по теме проекта.
Теоретическое направление:
- изучение использования первичных средств пожаротушения;
- изучение специфики пожарной техники, пожарного вооружения;
- изучение особенностей пожарно-прикладного спорта и участие в проведении спортивных соревнований.
Прогнозируемый результат реализации проекта «Отряд юного пожарного», предполагает систему работы с использованием творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации компетентности педагогов, просвещения родителей (законных представителей) по пожарной безопасности. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ПЧ-84 в ходе реализации проекта, позволит создать условия для формирования у воспитанников навыков и умения действовать при возникновении пожарной ситуации в быту и на улице.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы:
- навыки безопасного поведения с огнем;
- умение адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в детском саду, на природе и пр.;
- умение обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;
- эмоциональная отзывчивость, ответственность по отношению к другим людям;
- осознанное отношение к собственной жизни и здоровью и других людей.
У родителей расширятся возможности взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками проекта, сформируются устойчивые ориентиры причастности к воспитанию у детей безопасного поведения.
У педагогов сформируется компетентный подход к решению проблем безопасного образа жизни и ориентацию её ценности.
Этапы реализации проекта
1 этап:
организационно-подготовительный, диагностический
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно – методического сопровождения, выявление имеющихся показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
Задачи:
- организовать развивающую предметно-пространственную среду для реализации проекта;
- подготовить материально-техническую базу;
- создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические) для пропаганды пожарной безопасности;
- знакомство с темой проекта и уточнение представлений детей о правилах пожарной безопасности, их личный опыт;
- первичный мониторинг.
2 этап:
основной
Цель: формирование целостного представления детей о пожарной безопасности через пропаганду; агитацию; проведения акций.
Задачи:
- создание отряда из воспитанников подготовительных групп;
- реализация плана работы по проекту;
- использование инновационных методов работы по организации мероприятий, пропагандирующих соблюдение правил пожарной безопасности;
- использование нестандартных форм организации деятельности детей по теме проекта;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах пропаганды пожарной безопасности.
3 этап:
заключительный
Цель: обобщение полученного опыта в результате реализации проекта через взаимодействие ДОО, семей воспитанников и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: представить опыт городскому педагогическому сообществу.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:
- беседы;
- рассказ воспитателя;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание наглядно-иллюстративного материала;
- просмотр видеороликов;
- изготовление и распространение агитационных материалов по пожарной безопасности в ДОО, образовательных организациях города и населения города;
- проведение конкурсов, викторин, досугов и развлечений, акций;
8) организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
Организация деятельности « Отряда юных пожарных» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, которые решаются на достаточном материале, избегая перегрузки детей. Планирование является важной частью организации воспитательно-образовательных отношений, необходимых для успешной реализации проекта, плодотворной деятельности педагогов и родителей, осуществления индивидуального подхода в воспитании, дозировании информации и физической нагрузки. С помощью планирования педагоги определяют педагогические задачи, распределяя их во времени, организуют развивающую предметно - пространственную среду.
Планирование деятельности педагогов реализуется по всем образовательным областям: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Творческой группой педагогов, специалистами ДОО и представителями родительской общественности разработан план работы «Отряда юного пожарного». Планируются выборы командира отряда, совместно с педагогами, родителями и воспитанниками отряда придумать отличительные эмблемы на костюм юного пожарного, девиз, песню и речевку «Отряда юного пожарного». Работа отряда планируется проводиться исходя из целей и задач проекта.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй и социальными партнерами поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности. Детям должна предоставляться возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности. Огромное значение имеет организация среды, которая является не только развивающей, но и сама постоянно развивается. Все, что его окружает, должно развивать органы чувств и обеспечивать ребенку необходимый психологический комфорт. Целью организации развивающей предметно-пространственной среды является создание условий, способствующих развитию познавательно-творческих способностей ребенка, которые формируют в ребенке чувства уверенности, самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.
Ресурсы проекта
Материально-техническое обеспечение:
- стенды по правилам пожарной безопасности;
- методические материалы по правилам пожарной безопасности;
- ТСО: магнитофон, проектор, компьютер, интерактивная доска;
- наглядные пособия;
- атрибуты по пожарной безопасности;
- костюмы для сюжетно – ролевых игр;
- видеоматериалы.
Социально-коммуникативное развитие:
картотека дидактических игр по правилам пожарной безопасности.
Познавательное развитие:
плакаты, наглядно-дидактические пособия по правилам пожарной безопасности.
Речевое развитие:
картотека сюжетно ролевых игр по правилам пожарной безопасности;
картотека загадок по правилам пожарной безопасности;
картотека стихотворений по правилам пожарной безопасности.
Художественно-эстетическое развитие:
раскраски по правилам пожарной безопасности;
схемы аппликации и лепки;
трафареты.
Физическое развитие:
картотека подвижных игр по правилам пожарной безопасности;
атрибуты для подвижных игр по теме.
Кадровое обеспечение:
-воспитатели;
-специалисты:
-музыкальный руководитель;
-инструктор по физической культуре;
-воспитатель (исполняющий функции воспитателя по театральной деятельности);
-воспитатель (исполняющий функции воспитателя по ИЗО);
-педагог дополнительного образования;
- сотрудники ПЧ-84.
Методическая и учебная литература по правилам пожарной безопасности используемая при разработке проекта:
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. Е. Комарова, М. А. Васильева;
- Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.;
- Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. – Вологда, 2002.;
- Лыкова, И.А. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 104 с.
- Лыкова, И.А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 96 с.
- Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.;
- Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
Тема | Дата проведения | Ответственные |
Беседы: - «Спички - не игрушка, огонь не забава» - Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. - Российские пожарные – верные стражи огня. - «Огонь добрый и огонь злой». - «Спички не тронь, в спичках - огонь». | Сентябрь | Руководители проекта |
«Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой» (Встреча с инспектором ПЧ) | Сентябрь | Руководители проекта |
Экскурсия в пожарную частью. ( Знакомство с пожарной техникой, оборудованием) | Сентябрь | Руководители проекта |
Курсы «Юного пожарного» (Этап обучения) | Октябрь | Руководители проекта |
«Отряд Юного пожарного» (Посвящение в отряд) | Октябрь | Руководители проекта |
Викторина с дошкольниками старших групп: «Служба 01»
| Ноябрь | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Акция: тематические встречи на улице - «Огонек всегда такой- и хороший и плохой» | Ноябрь | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Организация выставки рисунков: «Безлопастный Новый год» (с познавательной программой) | Декабрь | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Акция: раздача наглядно – информационных буклетов, жителям микрорайона города. «Осторожно фейерверк » | Декабрь | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Акция: памятки для учащихся СОШ «Осторожно электроприборы» | Январь | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Создание видеоролика: «Фантазеры Вам покажут – Фантазеры Вам расскажут, что с огнем шутить нельзя - ведь пожар всегда беда!» | Февраль | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Размещение детских рисунков на улицах города и городском транспорте: «Детям об огне и пожарной безопасности! » | Март | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Обучающая – игровая программа: «Пожарные учения» | Март | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Акция: раздача информационных буклетов, листовок жителям микрорайона города. «Безопасное поведение в лесу » | Апрель | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Практические занятия по эвакуации детей: «Главное самообладание» (Создание специальных ситуаций "Эвакуация из помещения") | Апрель | Руководители проекта Воспитанники отряда |
День открытых дверей по противопожарной безопасности: «Огонек наш друг – наш враг» | Май | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Передача вымпела «Отряда юный пожарный» следующим воспитанникам подготовительных групп МДОАЦ ЦРР д/с «Фантазия» | Май | Руководители проекта Воспитанники отряда |
Курсы «Юного пожарного»
Деятельность детей | Содержание | Ответственные |
Познавательная деятельность |
| |
Ознакомление с художественной литературой | 1. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Дядя Стёпа», «Сказка про спички» 2. Б. Житков «Что я видел», «Пожар», «Дым» 3. Л.Толстой «Солдат» 4. Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», « Как Огонь Воду замуж взял» | |
Развитие речи |
| |
Игровая деятельность |
| |
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете, в игровом уголке |
|
План работы с родителями
№ п/п | Вид деятельности | Содержание | Дата проведения |
Консультации: |
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | |
Папки-передвижки: |
| Сентябрь Октябрь Ноябрь
Январь Март | |
Информационные стенды: |
| Декабрь Февраль Май |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЧЕВКА Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – шире шаг Собирайся, друг, в дорогу И печатай крепче шаг. Кто сегодня самый главный? Это юный наш пожарный! Собрались мы все в отряд И шагаем дружно в ряд!
Девиз ВЫРУЧАТЬ! СПАСАТЬ! ХРАНИТЬ И ЗАЩИЩАТЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
Занятие было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...
Сценарий интегрированного занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы позновательно-исследовательский проект -Музей Юных пожарных.
Использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре....
Книжка по правилам пожарной безопасности "Юный пожарный"
В книге представлены рекомендации по правилам пожарной безопасности.Основная цель этой книги – информационная помощь детям, родителям, педагогам по ознакомлению с природным явлением – огонь, его...
конспект итогового занятия по правилам пожарной безопасности "Школа юного пожарного"
Конспект занятия для детей среднего, старшего возраста по основам пожарной безопасности....
Игровой досуг по пожарной безопасности в старшей группе «Юный пожарный»
Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.Задачи:· Формировать у детей навыки безопасного поведения при по...
Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»
Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие формирует у детей понятие "пожарная безопасность", закрепляет знание о причинах пожаров. Дети в игровой форме узнают ка...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....