Практикум для педагогов «Дидактические принципы формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»
материал по обж
В консультации раскрыто значение работы по профилактике ДДТТ, типичные ошибки при организации занятий с детьми по данному направлению, рассмотрены педагогические ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_profilaktike_ddtt.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района Санкт – Петербурга
Практикум для педагогов «Дидактические принципы формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»
Подготовила и провела
старший воспитатель
Иванова И.Н.
Санкт-Петербург
2018
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому, с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Недостатки организации дидактических занятий, проводимых в ДОУ, во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей Правилам дорожного движения.
- Использование устаревшей терминологии, которой нет в правилах дорожного движения, (например, «мостовая», «постовой», «шофер», «свет» и др.);
- Неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора; очень редко дается информация о пешеходном светофоре;
- Много информации дается по дорожным знакам, особенно для водителей. Детям (даже часто дошкольникам) дается установка на запоминание всех существующих групп дорожных знаков, причем без «привязки» их к конкретным дорожным ситуациям;
- Детям даются неправильные установки. Например, объясняется, что переходя проезжую часть, нужно посмотреть сначала налево, убедиться, что транспорта нет дойти до середины и посмотреть направо, убедившись, что и так нет транспортных средств, переходить дальше.
- Рекомендуется переходить проезжую часть сзади стоящего безрельсового транспорта и спереди рельсового, что нередко (по статистике) приводит к ДТП.
- При проведении занятий используются уменьшительно-ласкательные выражения: «автомобильчик», «светофорчик» что искажает картину опасности транспорта и дорожного движения.
- Рассматривание картин по ПДД в виде веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают, но отвлекают от основной задачи обучения детей.
- Использование в занятиях отрицательных героев и картин из серии «Так делать нельзя».
Чтобы правильно научить чему- то ребенка, необходимо самому хорошо разбираться в этих вопросах.
Вопросы педагогам
- Какое главное правило при переходе проезжей части. (В установленных местах, на пешеходных переходах. Обеспечить хороший обзор дороги слева и справа).
- Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу (на бегу внимание человека рассеянно, поэтому можно не заметить приближающийся транспорт. Человеку трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге, когда он бежит)
- Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок (потому что путь становится длиннее, пешеход больше времени находится на проезжей части и поворачивается спиной к транспорту, не видит его)
- Где можно кататься на роликах (на любой ровной поверхности, но обязательно далеко от транспортных средств и скопления пешеходов)
- У пешеходного перехода остановился автомобиль, водитель показывает жестом руки, что можно переходить. Как следует поступить (надо переходить, убедившись, что этот стоящий автомобиль не объезжает другой автомобиль)
- Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте (не задерживаться на входе; не прислоняться к дверям; не стоять на ступеньках и у дверей; держаться за поручни; не мешать выходящим пассажирам; не отвлекать водителя от управления; не высовываться в окно.)
- Как правильно обойти пассажирский транспорт на остановке (подождать, когда он отъедет)
- Что означает желтый сигнал светофора? (внимание). Кому можно двигаться на желтый, пешеходам или водителям? (никому)
- С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля? (справа ближе к тротуару)
- Если сломался светофор, как перейти проезжую часть? (посмотреть по сторонам, переходить если нет транспорта до середины, а потом посмотреть направо и переходить оставшуюся часть)
- Чем отличается транспортный светофор от пассажирского? (Количеством сигналов)
Ситуации:
- Воспитатель проводит объяснение: «Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги».
Не «дорога», а «проезжая часть», а ещё - необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части, но если попал в такую ситуацию, то стой на её середине, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.
- Воспитатель знакомит с видами автотранспорта: легковой и грузовой. Машина двигается по улице, управляет машиной шофер (автомобиль, по проезжей части, водитель.)
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с ПДД и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах различных населенных пунктов.
Психофизиологические особенности детей:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы
- быстрое формирование условных рефлексов и быстрое их исчезновение
- процессы возбуждения и раздражения сильнее торможения
- потребность в движении преобладает над осторожностью
- стремление подражать взрослым
- недостаток знаний об источниках опасности
- переоценка своих возможностей
Ребёнок до 8 лет слышит звуки, которые ему интересны. Если взрослый, оценивая ситуацию на дороге, слышит шум приближающейся машины и оценивает скорость её движения, то ребёнку трудно.
Поле зрения у ребёнка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, то смотрят только вперёд. Сектор обзора ребёнка на 15-20% меньше, чем у взрослого, поэтому машины слева и справа ему не видны - только впереди.
Реакция у ребёнка более замедленная, чем у взрослого. У взрослого на оценку обстановки затрачивается 1 секунда, а у ребёнка 3-4 секунды. Чтобы отличить движущуюся машину от стоящей ребёнку нужно 4 секунды, а взрослому ¼ секунды. У ребёнка маленький рост, скрывающий его от водителей. Шаг у ребёнка короткий, поэтому он дольше находится в зоне опасности. Дети на бегу не могут сразу остановиться, не слышат сразу крик или сигнал машины. Ребёнок по - разному реагирует на разный транспорт: с опаской на большие автобусы и грузовики. Совершенно не дооценивает легковые машины, велосипеды, мотоциклы.
Принципы обучения детей правилам дорожного движения
- непосредственное восприятие дорожной среды ребёнком (целевые прогулки, наблюдения, экскурсии, целевые занятия)
- доступность материала
- единство воспитания и обучения (во всех формах вне занятий)
Рекомендуется 3-4 формы работы в месяц (не только образовательные занятия, но и другие формы)
Обучение должно быть:
- постоянным (лучше частые короткие занятия, чем продолжительные, но редкие)
- конкретным (необходимо сосредоточить внимание ребенка на действиях в условиях реального движения)
- направленным на привитие безопасных способов поведения на дороге, а не только запоминанию правил дорожного движения
- применимым к ближайшему окружению
Чтобы работа по обучению детей ПДД имела определенную структуру, необходимо придерживаться определенных принципов
Принципы организации образовательного процесса:
* Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
* Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
* Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
* Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
* Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
* Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
* Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Задачи:
- познакомить детей с работой светофора
- формировать представления об улице
- учить различать виды наземного транспорта
- прививать привычку – находясь на улице, держать взрослого за руку
Формы работы
- целевые прогулки: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за движением людей», «Наблюдение за пешеходами у перехода», «Наблюдение за проезжей частью», «Наблюдение за работой светофора»
- рассказ воспитателя о грузовом транспорте
- рассматривание картин и иллюстраций с изображением улиц города и различных машин
- чтение художественной литературы
- конструирование дороги, машин, гаражей
- аппликация светофор, грузовая машина
- дидактические игры «Где можно ходить и ездить», «Научи Мишку правильно себя вести на улице», «Зажги свой огонек»
- подвижная игра «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль»
- сюжетно-ролевая игра «Мы водители», «Мы пассажиры»
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Задачи:
- расширять знания детей об общественном транспорте;
- формировать навыки культурного поведения в транспорте;
- дать элементарные знания о правилах безопасного поведения на улице и дороге;
- формирование привычки – находясь на улице, крепко держать за руку взрослого;
- учить умению ориентироваться на местности на территории и вокруг детского сада
Формы работы
- целевые прогулки: «Моя улица», «Пешеходный переход», «Наблюдение за работой светофора»
- рассказы детей «Улица, на которой расположен детский сад, мой дом», о дорожной ситуации
- беседа «Будем вежливы», «Правила дорожного движения», «Труд водителя»
- рассматривание картин, фотографий и иллюстраций с изображением улиц города и различных видов транспорта, одностороннего и двухстороннего движения
- чтение художественной литературы
- конструирование «Моя улица», светофор, машины
- аппликация светофор, автобус, трамвай
- рисование «Моя улица», машины
- дидактические игры «Найди такую же картинку», «Что лишнее», «Медвежонок попал в беду», «Транспорт», «Кто внимательный шофер», «Почини технику»
- подвижная игра «Цветные автомобили», «Светофор», «Будь внимателен»
- сюжетно-ролевая игра «Моя улица», «Наш друг светофор»
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Задачи:
- закрепить умение ориентироваться на территории и вокруг детского сада;
- расширять представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах
- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
- познакомить детей с дорожными знаками
Формы работы
- целевые прогулки: «Дорожные знаки», «Перекресток», «Остановка общественного транспорта»;
- беседа «Дорога – не место для игр», «Правила поведения пешеходов», «Машины специального назначения», «Школа пешеходных наук», «История транспорта»
- рассматривание картин, плакатов «Правила поведения на улице»
- чтение художественной литературы
- моделирование дорожных ситуаций
- конструирование «Моя улица»
- аппликация, ручной труд, коллаж
- рисование «Помни правила дорожного движения», «Улица города»,
- дидактические игры «Дорожные знаки», «Прогулка по городу», «Доскажи словечко», «Умные машины»
- подвижные игры
- сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»
- кукольный спектакль
- просмотр тематических мультфильмов
- музыкально-игровой досуг «Путешествие в страну дорожных знаков»
- КВН «Твой приятель-светофор»
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Задачи:
- продолжать знакомить с дорожными знаками:
предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;
- совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте
- кукольный спектакль
- просмотр тематических мультфильмов
Формы работы
- целевые прогулки: «Улица, проспект, площадь»
- знакомство с трудом взрослых – наблюдение за работой регулировщика
- беседа с инспектором ГИБДД, «Твой приятель светофор», «Велосипед»
- рассматривание картин, плакатов
- чтение художественной литературы
- моделирование дорожных ситуаций
- конструирование «Мой микрорайон»,
- аппликация, ручной труд, коллаж «Дорожные знаки»
- рисование «Помни правила дорожного движения», «Улица города», «Островок безопасности»
- дидактические игры «Объясни», «Закончи предложение», «Учим дорожные знаки», «Найди ошибку», «Автогородок»
- ребусы, кроссворды, перевертыши, лабиринты
- создание книжек самоделок
- подвижные игры «Перекресток», «Ловкий пешеход»
- кукольный спектакль, инсценировки
- просмотр тематических мультфильмов
- музыкально-игровой досуг, спортивный досуг «Правила движения достойны уважения»
- викторина «Это должен каждый знать обязательно на «пять»
Методы и технологии, применяемые с детьми:
- Интерактивный метод обучения. (игры со Смешариками, презентации)
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. (использование макетов, наглядной атрибутики)
- Личностно-ориентированная технология. Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
- Технология игрового обучения. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.
- Метод наблюдения и беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
Мастер - класс для родителей....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах нашей станицы»
повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....
Статья на тему: игровая деятельность, как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий &nd...
«Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по формированию навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»
Данная работа направлена на обучении детей правилам дорожного движения и направлена на воспитание грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения....
«Воспитание и формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и положительных привычек безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью наглядно-практических методов».
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее. Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федера...