Программа по ОБЖ в средней группе ДО
рабочая программа по обж (средняя группа)

 Тлюняева Зурьят Ислямовна

Данный материал будет полезным для воспитателей ДО и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obzh.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

             Тлюняева Зурьят Ислямовна

Воспитатель высшей категории МБОУ «СОШ№9»а.Уляп

Программа по ОБЖ в средней группе ДО

Данный материал будет полезным для воспитателей ДО и родителей.

Безопасность,здоровье,полезные привычки.

Содержание:

Паспорт программы………………………………………………..3

Пояснительная записка………………………………………….…4

Основные принципы программы…………………………….……5

Этапы реализации программы…………………………………… 6

Актуальность………………………………………………….……6

Цели и задачи программы…………………………………….….. 7

Методические рекомендации……………………………..………8

Используемая литература…………………………………….10

Паспорт программы:

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

 РАЗРАБОТЧИК: Тлюняева Зурьят Ислямовна.Воспитатель высшей категории

 МБОУ «СОШ№9»а.Уляп.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.

При реализации программы  обучение организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, . своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2018 – 2019 год.

           

               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Одной из важных и задач, которую ставит программа перед        воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей. Формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек,в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двиагательной активности.

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников и их родителей безопасному поведению.

Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования

                 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

- принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);

- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж );

-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

- принцип гендерного подхода в реализации программы.

Детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

    ЭТАПЫ:

               Организационный- изучение теоретических основ 2018г.

- Н.Н.Авдеева «Безопасность»

-Т.И.Попова «Мир вокруг нас»

- К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»

-С.А.Козлова «Мой мир»

- Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

-Н.А.Извекова «Правила дорожного движения»

-Галицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

Деятельностный реализация мероприятий программы 2018-2019гг.

- совместная деятельность с детьми

- работа с родителями

- взаимодействие педагога со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, физкультурный работник.)

Итоговый – обобщение и результаты 2019г.

- анкетирование детей

- родителей

- обобщение опыта работы

(оформление папки по самообразованию)

- участие в педагогических чтениях района

-участие в районном семинаре

             АКТУАЛЬНОСТЬ:

   Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).

           ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

           Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил                    поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи :

сформировать основные правила личной безопасности

обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей

развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки

научить детей оказать помощь себе и пострадавшим

воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.

Безопасность и здоровый образ жизни ребенка – это не просто сумма усвоенных им знаний, а это должно быть нормой его жизни, ребенок должен четко усвоить как адекватно вести себя в различных ситуациях.

Программа по социально-личностному развитию дошкольников «Безопасность» направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, на повышение уровня знаний о безопасности в окружающем мире. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни  и безопасности продиктована современной криминогенной и экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Все чему педагоги учат детей, дети должны уметь применять в реальной жизни и на практике.

Программа «Безопасность» разработла на основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. А также опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения для старшей группы ДО. Определяя основное содержание и направление в социально-личностном развитии детей по программе «Безопасность» я  использую различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром  служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности  с детьми. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют,  использую различные беседы, дискуссии, а также  презентации к разным темам. В программу включены различные занятия, игры, беседы, стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы.

Поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить о главном: игра в дошкольном возрасте является основным средством усвоения детьми жизненно важных правил поведения, которые должны всегда точно соблюдаться.  И главное в формировании навыков безопасного поведения детей  личный пример воспитателей и родителей.                              

 Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.

Месяц

Недели

Тема

Цель

Сентябрь

1 нед.

Дом, семья, детский сад.

Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении  дома, в детском саду. Убедить в необходимости быть осторожными.

2 нед.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»).

3 нед.

Быт, труд.

Дать детям сведения об опасных вещах (колючих и режущих предметах, электроприборах, кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способность ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

4 нед.

Пусть тебя не зовут неряхой.

Формировать у детей навыки самообслуживания. Учить детей видеть и устранять небольшие неполадки. Учить видеть красоту в чистоте.

Октябрь

1 нед.

Врачи – наши помощники.

Расширить представления детей о профессии врача, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их.

2 нед.

Осень, цветы, грибы.

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями и грибами, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями.

3 нед.

Витамины и полезные продукты.

Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

4 нед.

Домашние и дикие животные.

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Ноябрь

1 нед.

Можно ли играть с огнем.

Расширить сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами пожарной безопасности. Рассказать о работе пожарной службы.

2 нед.

Кто нас окружает.

Уточнить знания детей об окружающих людях, объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

3 нед.

Ребенок один дома.

Убедить детей в необходимости избегать ситуацию, аналогичных той, в которую попали «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.

4 нед.

Острые предметы не для игры.

Дать детям сведения об опасных вещах. Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользования детьми опасными вещами.

Декабрь

1 нед.

Транспорт.

Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, легковой) их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека.

2 нед.

Правила поведения в транспорте.

Учить детей правилами поведения в общественном и личном транспорте.

3 нед.

Ребята, давайте жить дружно.

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

4 нед.

Королевство хороших манер.

Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями. Волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

Январь

1 нед.

Проезжая часть

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначениям. Довести до сведения детей чем опасна проезжая часть для людей.

2 нед.

Сотрудники ГИБДД

Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД. Познакомить с некоторыми дорожными знаками.

3 нед.

Внимание, дорога!

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами ДД, рассказать о светофоре.

4 нед.

Ты и окружающие.

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые), объяснить разницу во взаимоотношениях.

Февраль

1 нед.

Изучай свой организм.

Дать детям элементарные сведения о своем здоровье. Убедиться в необходимости заботиться и беречь свои органы (зрения, слуха).

2 нед.

Мы поможем себе сами.

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к нему.

3 нед.

Приключение с королевой осанки.

Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить следить за осанкой.

4 нед.

Умей оказать первую помощь.

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными.

Март

1 нед.

Можно ли обойтись без лекарств (точечный массаж).

Познакомить детей с тем, что легче болезнь предупредить, чем лечить. Способствовать осознанному выполнению точечного массажа.

2 нед.

Почему нашим рукам и ногам нужны упражнения.

Познакомить детей с некоторыми упражнениями, с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к нему.

3 нед.

Зеленая аптека под ногами.

Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями (одуванчик, подорожник).

4 нед.

Чтобы быть здоровым.

Формировать навыки личной гигиены. Уметь видеть небольшие недостатки в своем внешнем виде и устранять их.

Апрель

1 нед.

Сад, луг, лес.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

2 нед.

Насекомые.

Обратить внимание детей на то, как много жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними.

3 нед.

Алкоголизм – это опасная болезнь.

Познакомить детей с тем, что алкоголь отрицательного внимания на умственное и физическое развитие человека. Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознания для введения запретов.

4 нед.

Всегда ли добрым быть приятно?

Уточнить знания детей о доброте, обратить внимание на негативные явления в нашей жизни- попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости.

Май

1 нед.

Осторожно – ядовитые растения.

Познакомить детей с самыми распространёнными опасными растениям, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями.

2 нед.

Как вести себя на улице.

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь.

3 нед.

Как вести себя в обществе.

Уточнить знания детей о правилах поведения в общественных местах. Убедить в необходимости пользоваться правилами.

4 нед.

Где купаться, когда и с кем?

Углубить представление детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.

            ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

                - Анкетирование родителей

- Анкетирование детей

-Диагностические данные проведенной работы

           ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

- Закрепление знаний об общепринятых нормах поведения в природе, в социуме, в быту.

-Знания основных правил личной безопасности и их применения в экстремальных ситуациях.

-Программа будет востребована детьми, родителями и другими педагогами.

                 Используемая литература

«Безопасность» Н.Н. Авдеева , Н.Л. Князева - СПб: «Детство – Пресс», 2004.

«Из опыта работы» Т.Ф.Саулина,

«Твоя безопасность» К.Ю.Белая М – Просвещение 2000.

4. «Про правила дорожного движения»

С. Волков

5. «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова

6. «Из опыта работы» Т.Ф. Саулина

7. «Тайны дорожных знаков» А.М.Кривицкая

Голицына Н.С., Шумова И.М.. Воспитание основ здорового образа жизни. Издательство. Скрипторий 2003.

8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

10. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

11. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

12. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.

13. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности поведения у дошкольников. – «Мозаика-Синтез», 2014 г.

14. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"

Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа  по программе "от рождения до школы" делала сама смотри мож кому пригодиться!...

Рабочая программа, перспективные планы для средней группы по программе "Детство"

Рабочая программа содержит следующие разделы:  нормативно-правовые документы,психолого-педагогическая характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста,задачи воспитания ...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

Рабочая программа 2015/16 г. средняя группа на основе программы "От Рождения до школы "

В нашем саду ООП была выбрана программа под редакцией Вераксы "От Рождения до школы"Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детств...

Рабочая программа по программе Н. Е. Вераксы. Средняя группа 2020 - 2021 уч.г.

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...