Проект
проект по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№24 муниципального образования Усть-Лабинский район
Проект
«Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Разработал воспитатель:
Бойко Т.Б.
г. Усть-Лабинск
2018г
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Паспорт проекта:
Полное название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Автор проекта: Бойко Т.Б.
Продолжительность проекта: 01.09. 2017г. 01 04. - 2018г.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно – ориентированный
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители, работники детского сада
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста.
Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.
Актуальность проекта:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, Н.Н. Авдеева. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.
Принципы реализации проекта:
- доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
- систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
- наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
- динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
- дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Пояснительная записка
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, социумом. Это позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса в решении данной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначенные критерии оценки могут быть использованы при определении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию, а также для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.
В проекте показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения – непосредственно-образовательная деятельность:
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• культурно - досуговую деятельность,
• игру.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В соответствии с целью сформированы задачи:
Задачи проекта
- изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
- выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
- проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
- разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
- определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
- жизнедеятельности у старших дошкольников;
- создать систему воспитательной - образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с детьми
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями
- знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
- создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
- « Доверительно деловой контакт»
Задачи в работе с педагогами
- создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
- повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей ста
- систематизировать и обобщить работу методической службы МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;
- создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Критерии эффективности проекта:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
- Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
- Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
- Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
- Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Рабочий план реализации проекта
Содержание работы | Срок исполнения | Ответственный |
Организационная работа | ||
Помощь воспитателям в составлении планов работы по ОБЖ | Сентябрь | Воспитатель |
Оформление уголков безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей | Сентябрь | Воспитатель |
Памятки и буклеты для родителей: «Безопасность детей в быту, социуме и природе», «Какие опасные предметы хранятся дома», «Как обезопасить своего ребенка от контакта с бродячими животными». | В течение года | Воспитатель |
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих» | Декабрь | Воспитатель |
Методическая работа | ||
Оформление выставки новых наглядно-дидактических и методических материалов в методическом кабинете | Октябрь | ст. воспитатель |
Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями | В течение года | ст. воспитатель, воспитатели |
Контроль организации работы с детьми по теме «Безопасность»: - ПДД, - противопожарная безопасность, - личная безопасность, - безопасность на природе | Октябрь, май | ст. воспитатель, воспитатели |
Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе) | В течение года | ст. воспитатель, воспитатели |
Работа с детьми | ||
Участие в конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность» | Апрель | ст. воспитатель, воспитатели |
Участие в конкурсе внутри сада, детский рисунки «Помни правила движения, как таблицу умножения!» | Сентябрь | Воспитатели, дети |
Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»: - ПДД, - противопожарная безопасность, - личная безопасность, - безопасность на природе | В течение года | Воспитатели |
Участие в конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь!» | Март | ст. воспитатель, воспитатели |
Целевые прогулки: Младшая и средняя группы; Старшая и подготовительная группы | 1 раз в 2 месяца 1 раз в месяц | Воспитатели |
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) | ежемесячно | Воспитатели |
Тематические вечера или досуги | 1 раз в квартал | Муз. рук, инстр-р по физ-ре, воспитатели |
Занятия в группах: - ОБЖ - ознакомление с окружающим - развитие речи - изобразительная деятельность - конструирование | По сетке занятий | Воспитатели |
Чтение художественной литературы | В течение года | Воспитатели |
Чтение и заучивание стихотворений по тематике | В течение года | Воспитатели |
Загадывание детям загадок на тему «Безопасность» | В течение года | Воспитатели |
Просмотр видеофильмов, м/ф | В течение года | Воспитатели |
Проведение учений по противопожарной безопасности | 1раз в квартал | ст. воспитатель, воспитатели |
Взаимодействие с родителями | ||
Оформление родительских уголков | Сентябрь | воспитатели |
Общее родительское собрание «Дорожная азбука» (с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма) | Октябрь | ст. воспитатель воспитатели |
Участие в семейном конкурсе поделок «Безопасные дороги-детям» | Ноябрь | воспитатели |
Участие в спортивном конкурсе «Пристегни, а то потеряешь!» | Февраль | воспитатели |
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Безопасность» в МДОУ | 1 раз в квартал | воспитатели |
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказ
- Рассказ – объяснение
- Работа с наглядным материалом
- Дискуссии
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
- Игровые ситуации - загадки
- Моделирование ситуаций
- Просмотр тематических фильмов
- Просмотр мультфильмов
- Конкурсы
- Викторины
- Кроссворды
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Развлечения
- Праздники
- Экскурсии и т.д.
Средства обучения
- Плакаты;
- Иллюстрации;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Мозаики;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Видеоуроки по ОБЖ;
- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- Альбомы по ОБЖ;
- Дорожные знаки;
- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- Аптечка;
- Карточки с телефонами служб спасения;
- Телефон;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- Папки-передвижки;
- Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
Заключение
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.
Литература:
1.Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
2. О.В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель» , 2012г.
3. В.К.Полынова, З.С.Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...