План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в старшей группе.
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа) по теме

Рябчук Ольга Евгеньевна

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в старшей группе.

Тема самообразования: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения. 

Цели самообразования: 1.Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.2.Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

В продолжение работы по программе будут решаться следующие задачи:

1. Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Предполагаемый результат:
Сформировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их. Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе. Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.  Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма, посредством  включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Актуальность темы:

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Методика работы с детьми старшей  группы по привитию навыков                                                                     безопасного поведения на дороге:

В старшей группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:  повторять вопросы программы, пройденные в предыдущих группах;  учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада - знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств, каким маршрутным транспортом пользуются родители;  продолжать закреплять и дополнять представление детей о правилах дорожного движения (основные термины и понятия, элементы дорог);  воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте (обязанности пешеходов и пассажиров); ⦁ познакомить детей с дорожными знаками : «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен». Надо детям пояснить назначение и других видов транспорта: водного, железнодорожного и воздушного. Самым безопасным транспортом является - воздушный, меньше всего гибнет людей при движении на этом транспорте, около 2 тыс. в год во всем мире. На железнодорожном транспорте в год в мире гибнет около 5 тыс., на водном транспорте (речном и морском) также много гибнет людей - около 50 тыс. в год. Но самым опасным является наземный - в год во всем мире гибнет более 500 тыс. человек, при этом каждый 12-й погибший - россиянин, и каждый 50-й - ребенок. Поэтому воспитатель должен подчеркнуть необходимость соблюдение правил безопасного поведения всеми участниками движения. Хорошее знание правил в детском возрасте и привычка их соблюдать позволят детям в школьные годы безопасно ездить на велосипеде, а взрослым на наземном транспортном средстве.

В старшей группе надо учить и обязанностям пассажира, при этом  различают следующие моменты:

1. Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта.

- стоять надо на тротуаре, подальше от проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.

 2. Поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проходить внутрь салона.

3. Поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон (отвлекается водитель от управления, а это опасно). Заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.

 4. Поведение при выходе - первым выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.

 К 6 годам дети должны:  иметь представление об основных правилах дорожного движения;  узнавать разные виды транспорта, уметь объяснять их назначение;  знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, на проезжей части;  знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

ПЛАН РАБОТЫ:

 

Тема занятия

         Задачи

   Методы и

     приёмы

Изменения

в предметно-

развивающей

среде

      Взаимосвязь

     с другими  

     видами

  деятельности

    Работа

          с

 родителями

1.Конспект занятия по конструированию «Наш участок»

Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни;

Продолжать развивать речь как средство общения, учить решать спорные вопросы  и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Объяснение, рассказ воспитателя;

Схемы построек,

Дидактическая игра «Прочитай схему»

Целевая прогулка по улице города. Диагностические исследования (с использованием иллюстраций) 1.Для чего нужна улица? 2.На какие части делится улица? 3.Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? 4.Где люди могут переходить дорогу? 5.Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают? 6.Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?                       

Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота взрослых»

2. Конспект НОД по аппликации

«Вот дорожный переход, осторожно пешеход»

Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода; развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками;

- закреплять умение правильно составлять изображения из деталей;

рассматривание иллюстраций с изображением автомобилей, отгадывание загадок «виды транспорта», обсуждение проблемных ситуаций «опасности па дороге».

Макет улицы

Физминутка

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

(Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль).

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

(Делают разворот, двигаются в противоположную сторону).

- Эй, машины, полный ход!

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.(маршируют)

Предложить родителям во время прогулки с детьми обсудить и соблюдать правила дорожного движения для пешеходов.

3.Интегрированное занятие  «Математическое путешествие»

Обобщить и систематизировать знания по ФЭМП и ПДД. Развивать познавательный интерес, память, любознательность, чувство удовлетворения при успехах. Формировать умение применять полученные знания по ПДД в представленных ситуациях, действовать сообща.

Повторение счёта в пределах 10; работа с напольными пазлами, рисование дорожных знаков.

Карточки каждому ребёнку (зеленая и красная), карта с пунктами заданий, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с примерами для задач, изображения дорожных знаков, вырезанные из белого картона геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, фломастеры.

Дидактическая игра: «Логическая дорожка», «Правильно разложи».

Помощь в сборе плакатов «Дорожные знаки».

4.Знакомство с окружающим миром: «Правила дорожного движения –достойны уважения»

Обогащение знаний обучающихся о правилах поведения пешехода на дороге, велосипедиста на проезжей части. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге.

Словесный метод (беседа);
Метод игры;
Наглядный метод 
(демонстрация картинок).

карточки с дорожными знаками;
- памятки о 
правилах дорожного движения.

Словесная игра «ДА» или «НЕТ»:

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

Консультация для родителей на тему: «Взрослые - пример для детей в поведении на  дороге»

5. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"

Закреплять знания детей о видах и назначении пешеходных переходов, применять знания, полученные ранее в практической деятельности, развивать творческие способности, умение передавать в рисунке  несложную композицию городской улицы.

Рассматривание картинок с изображением разных пешеходных переходов.

Дидактические игры «Пешеходы и водители», «Я иду через дорогу».

Чтение рассказа "Улица, где все спешат" И. Серякова.

 Консультация для родителей: «Как научить наблюдать ребенка за дорогой».

 

6.Занятие по социально- нравственному воспитанию «Правила поведения на дороге»

Закрепить знания о наиболее часто встречающихся предупреждающих знаках для пешехода и водителя. Закрепить правила поведения на дороге, во дворе, на улице. Воспитывать чувство ответственности, осторожности.

Чтение стихотворения Я Пишумова « Азбука города», рассматривание иллюстраций с изображением различных дорожных ситуаций.

Д/и «Найди пассажира-нарушителя», игра: «Домино с дорожными знаками».

Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков». Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада.

П/и «Стоп».

Консультации для родителей:  «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение на дорогах»

7. Экскурсия «Прогулка по городу».

Закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Продолжать ориентироваться  в ближайшем, к детскому саду, микрорайоне, разбираться в этой схеме

Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».  Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада.

 Д/ и «Наша улица».

Упражнения на макете.

П/и «Ориентирование».

Игра-драматизация правил  ПДД.

Оформление консультативного материала для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (фотоматериал, папки-раскладушки)

8.Конспект НОД по конструированию  «Веселый светофор»

Закрепить представления ребят о значении светофора, его сигналах и цветах. Учить детей внимательно слушать взрослых и друг друга. Развивать координацию движений. Продолжать знакомить с элементами дороги.

Стихотворение. Самый главный на дороге - говорили мне друзья, Разноглазый, одноглазый, с ним шутить никак нельзя. Я немного испугался, слыша этот разговор, но увидев догадался Это ж, просто -светофор. Слушай и запоминай, и всегда их соблюдай. Загорелся красный свет- стой, малыш, прохода нет. Желтый свет смотри горит -приготовься говорит. А зажегся свет зеленый- проходи мой друг ученый

Дорожные знаки, макет светофора.

Выставка детских рисунков «Дети, дорога, светофор». П/и «Светофор».

Анкетирование родителей на тему: «Правила дорожного движения для дошколят»

9. Конспект НОД по познавательному развитию « Знаки дорожные помни всегда!»

 Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке. Воспитывать желание научить правилам поведения на улице младших детей, своих друзей.

Таблицы с различными группами дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, указательные, предписывающие. Конверты (по количеству детей), в которых находятся разрезные знаки. Не до конца нарисованные знаки «Осторожно, дети!».

Д/и «Угадай, какой знак». Атрибуты для с/р игры «Перекрёсток» (жезл, фуражка, эмблема).

Чтение стихов и загадок: «О дорожном порядке» Л.Б.Поддубная.

Подвижная игра: «Предупреди друга»

Памятки для родителей:

 « Ребенок и дорога»         

10.«Светлячки на дороге»

Познакомить детей со светоотражающими элементами; развивать познавательную активность детей как участников дорожного движения; формировать умение принимать правильное решение в различных ситуациях.

Чтение детям книги

М.И. Радзиевской «Ты и дорога».

Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой».

Картинки и фотографии со способами ношения светоотражающих элементов.

Физкультминутка «Светофор»
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем вам встать (дети встают, идут на месте, маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит (дети стоят на месте),
Ждать зеленого велит.
Вот и жёлтый загорелся (рывки руками на уровне груди).
Приготовиться пора.
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора! (Приседания).
Вот зеленый загорелся (Руки поднять вверх).
Будь смелее пешеход!

Родительское собрание на тему: «Ребенок и дорога»

11.Инструктаж по технике безопасности «Сигналы регулировщика»

Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора.

Рассматривание иллюстраций. Моделирование ситуаций.

Д/и «Жесты регулировщика».

Показ театра по правилам дорожного движения. Предложить детям ребусы, лабиринты по правилам дорожного движения

Фотостенд: «Мы изучаем ПДД»

12. Конспект НОД Путешествие в страну «Почемучек».

Закреплять представления детей о видах транспорта (наземный, воздушный, водный).  Побуждать детей давать оценку поступкам и действиям

героя. Формировать грамматический строй речи, умение точно выражать  свою мысль, активизировать словарный запас (пешеход, пассажир, тротуар, пешеходный переход, дорожные знаки, транспортный светофор, пешеходный светофор). Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога и товарищей.


Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями.

Презентация «Виды транспорта», загадки.

Листы бумаги черного цвета и полоски белого, макеты домов, дорожные знаки, рули.

Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.

Консультация для родителей «Поведение в общественном транспорте» (Расскажите об этом детям)

13. Спортивное развлечение для детей «Город дорожных знаков».

В игровой форме закрепить и систематизировать знания и представления детей об улицах города, правилах дорожного движения и дорожных знаках. Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно. Развивать умение самостоятельно составлять рассказы по заданной теме. Продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать, задавать вопросы.

Демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы к детям, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, эстафета. Разучивание песни: 1.Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Но внимательным ты будь, 
Но внимательным ты будь, следуй знакам строго.
Припев: Посмотри, пешеход,
Здесь подземный переход, 
Он от беды тебя спасёт.
Посмотри, пешеход,
Здесь подземный переход, 
Он от беды тебя спасёт.
2. На велосипеде я,
На велосипеде я,
Еду без испуга.
Много знаков знаю я,
Много знаков знаю я,
Научу и друга.
Припев: Этот знак говорит,
Что сюда нам путь закрыт.
Он нам ехать не велит!
Этот знак говорит,
Что сюда нам путь закрыт.
Он нам ехать не велит!

Дорожные знаки, пешеходные дорожки, картонный светофор, 2 скамейки, 2 тоннеля, 2 самоката.

Словесная игра: «Это я, это я…»

Кто из вас идёт вперёд
только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас в вагоне тесном
уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Знает кто, что красный свет – 
Это значит: хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат)
Знает кто, что свет зелёный означает:
По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик? (Дети молчат)
Кто ГИБДД помогает, 
За порядком наблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Консультация для родителей на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

План работы по самообразованию воспитателя - старшая группа

Тема: Развитие речи детей дошкольного возрастаЦель:  Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;Задачи:   - Совершенствовать диалогическую форму речи; - Развивать мо...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в средней группе.

laquo;Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»....

План работы по самообразованию воспитателя во 2 младшей группе «Гендерное воспитание младших дошкольников»

Актуальность темы:Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению тра...

План работы по самообразованию воспитателя Катрич Виктории Сергеевны группы "Почемучки" № 3 МАДОУ №

План работы по самообразованию воспитателя Катрич Виктории Сергеевныгруппы "Почемучки" № 3МАДОУ №...