консультация для воспитателей и психологов "Психологическая безопасность образовательной среды"
консультация по обж на тему

Харитоненко Светлана Сергеевна

 Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Данная консультация может помочь воспитателям в оформлении уголков психологической разгрузки для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятиюю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost.odt25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность образовательной среды.

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, воспитания свободной, творческой и активной личности. 

По данным социологических исследований до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Т. В. Тупахина считает, что психологический комфорт для ребёнка в детском саду определяется положительным  эмоциональным фоном, удобным развивающим пространством и отсутствием психического и физиологического напряжения для организма.

Автор выделяет следующие критерии, составляющие психологический комфорт ребёнка в ДОУ:

1. Спокойная эмоциональная обстановка. Отсутствие психологического напряжения в семье, оказывает значительное влияние на психологический комфорт ребёнка в ДОУ. Любовь, уважение и понимание родных настраивает ребёнка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучить психологическую обстановку в семье через анкетирование, мониторинги; необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.

2. Распорядок дня. Распорядок дня должен быть стабильным. Ребёнок, привыкший к определённому порядку, более уравновешен. Имеет представление о последовательности занятий, смену видов деятельности в течении дня и заранее настраивается на них. Спокойная обстановка жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что то не успевают.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту и особенностям группы.

4. Стиль поведения воспитателя. Воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Проявлять равное отношение ко все детям. Педагогу необходимо следить за своим психологическим состоянием для того, чтобы предотвратить возможность агрессивных вспышек и усталости.

5. Добрые традиции. Чтобы донести до каждого ребёнка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции. Такие как дни рождения, "круг хороших воспоминаний", хорошая традиция "вопросительное место" - это стул, на котором наклеен знак вопроса, ребёнок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребёнку, находящемуся на "вопросительном месте".

Создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка, получило название «психологической безопасности». Такие условия начинают создаваться в нашем детском саду с первой минуты пребывания ребенка в группе. Отношения в  коллективе с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. Детям нравится участвовать в совместной деятельности, вместе играть, создавать проекты и коллективные творческие работы. В детско-взрослых отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде сада проходит или уже прошла успешно.

В нашем детском саду для психологической разгрузки проведена работа по созданию в каждой группе психологических уголков – уголков уединения, в которых ребенок может отдохнуть от шума группы, порисовать, полистать детские журналы книги, поиграть с любимой игрушкой, послушать музыку и др. Наличие психологического уголка дает возможность воспитанникам по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжения, усталость, успокоиться, повысить настроение. Игры в этих уголках помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Таким образом, в уголке должна быть зона для релаксации и саморегуляции, куда могут входить следующие материалы:

- уголок для уединения;

- кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми или семейными фотографиями;

- телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

- груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы должны объяснять ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

- мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

- набор бумаги для разрывания;

- коврик злости. Надо сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

- стаканчик, кувшин или горшок для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик (кувшин, горшок) и ему будет легче;

- игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания;

- стул для размышлений служит для того, чтобы сидя на нем не менее 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное – стул не должен быть наказанием для детей;

- волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться; - шарики – «болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

- камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости), в другую;

- дидактическая игра «Собери бусы»; -

 цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

- массажные мячи – «ежики». Необходимо обучать детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

- мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный мешочек», а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в психологических уголках должны быть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за совершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития должны быть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

- игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения». Они учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;     - «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

- стенд «Мое настроение». Утром или в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение;

- парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получается три зоны:

- саморегуляции и релаксации;

- для повышения самооценки;

- развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми. Педагоги нашего ДОУ имеют возможность освоить и внедрить с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  1.  Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня: использование в практике детского сада таких режимных ритуалов, которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми; минутки задушевного общения, когда воспитатель, расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
  2.  Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактики конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Как рационально организовать театрализованную среду в дошкольном образовательном учреждении»

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреж...

Консультация для воспитателей "Профилактика и создание безопасной образовательной среды"

Консультация для педагогов "Профилактика и создание образовательной среды". В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов. учащихся. воспитанник...

Консультация «Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ»

Консультация«Психологически безопасная образовательная среда в ДОО»1 ВведениеМетодологической основой темы является теория потребностей человека –пирамида потребностей че...

Консультация для воспитателей «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культуро...

Консультация для воспитателей «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...