Конспект собрания с родителями на тему: «Безопасность жизнедеятельности воспитанников»
материал по обж (подготовительная группа) на тему

Щербинина Светлана Николаевна

Цель: Повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса. Формирование у детей и взрослых знаний и навыков безопасного поведения, опыта, учить применять правила в различных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sobraniya_po_pdd.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Безопасность жизнедеятельности воспитанников»

Цель: Повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса. Формирование у детей и взрослых знаний и навыков безопасного поведения, опыта, учить применять правила в различных жизненных ситуациях.

Правовой аспект: Ответственность родителей и личный пример при обеспечении безопасности и формировании здоровьесбережения

Задачи:

  1. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
  2. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность ребенка». 
  3. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную  деятельность          

Форма проведения: круглый стол

  Предварительная подготовка к собранию:

  • Заполнение родителями анкеты «Безопасность вашего ребенка». (Приложение 1)
  • Изготовление памяток для родителей (Приложение 2)
  • Подготовка мультимедийной презентации, подготовка реквизитов: карточки с заданиями для игр с родителями. (Приложение 3)
  • Оформление помещения, где будет проводиться родительское собрание.
  • Оформление выставки для родителей, на которую помещаются:
  • Детская художественная литература по ПДД;
  • Дидактические игры по ОБЖ: «Распорядок дня», «Живая природа», «Валеология», «Дорожные знаки», «Азбука маленьких пешеходов», «Инструменты». 

           

Ход собрания:

  1. Актуальность выбранной темы. Слайд №1.

«Дети наши на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

 Чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»

 Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией – это во многом зависит от нас, взрослых.

Тема сегодняшней встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».

Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: Что мы понимаем под словом ПДД? Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге? Какие факторы провоцируют участию детей ДТП? Вспомнить элементарные правила дорожной азбуки.

Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.  Ежегодно на дорогах  гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. Слайд №2.

В Кузбассе за 9 месяцев 2012 года произошло 350 ДТП с участием детей (на 25% больше аналогичного периода прошлого года). В результате  дорожных трагедий погибло 14 и травмировано 347 детей (увеличение составило 23%). Слайд №3.

  1. Результаты анкетирования.  Слайд №4.
  2. Лекция воспитателя.

Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге? (Слайд №5)

В силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно безопасно проезжую часть не может.        

Можно выделить ряд факторов (Слайд №6), способствующих участию детей в ДТП:    

  • рассеянное внимание (Слайд №7);
  • забывание правил поведения на улице (Слайд №8);
  • снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона (Слайд №9);
  • плохое состояние дорожного покрытия (Слайд №10);
  • эмоциональное состояние (Слайд №11);
  • отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
  • более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
  • время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5с. (Слайд №12);
  • чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
  • клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
  • отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие) (Слайд №13).

Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

  • переход проезжей части дороги;
  • посещение магазинов и образовательных учреждений;
  • подвижные игры около дорог;
  • езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
  • игры с наступлением темноты;  
  • ослепление фарами;
  • зимнее состояние дорожного покрытия;
  • яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
  • буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
  • несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.

Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации. Слайд №14.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких - мотивов правильного поведения на дороге, как:

  • «Это нужно для меня»;
  • «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;
  • «Я буду хорошим пешеходом»;
  • «Я буду хорошим примером для других». (Слайд №15)
  1.  Кроссворд. (Слайд №16)
  2. 1. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями (перекресток).
  3. 2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (пешеход).
  4. 3. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (регулировщик).
  5. 4. Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, (светофор)
  6. 5. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (водитель).
  7. 6. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (обгон).
  8. 7. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от него газоном (тротуар).
  9. 8. Лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство (пассажир).
  10. 9. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства (остановка).

5.Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

Дорога полна обманчивых ситуаций, “ловушек”, когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется - нет, опасно. Да поздно. И сейчас мы попробуем разобраться в таких “ловушках”. Воспитатель предлагает вниманию родителей слайды с изображением “ловушек”, родители обсуждают ситуации.

Ловушка 1. (Слайд №17) Мальчик спешит. Он подходит к краю тротуара. Слева медленно приближается грузовик. Мальчик видит, что он пять раз успеет перейти на другую часть дороги - и начинает переходить. В этот момент из-за грузовика вылетает обгоняющий его легковой автомобиль, который мальчик не мог видеть раньше. И водитель легкового автомобиля не мог видеть мальчика, скрытого грузовиком. Это “ловушка”! Немало несчастных случаев с детьми на дороге происходит именно так.

Ловушка 2.  (Слайд №18) Мы постоянно внушаем своим детям правило: “Обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус сзади”. Это - приглашение под машину! Трамвай спереди - да. Но автобус сзади?! Посмотрите на иллюстрации - в первом случае скрыта машина слева, во втором случае - справа. Как же тогда обходить стоящий автобус на остановке? Лучше всего подождать, пока автобус отъедет. Или самим отойти от этого места туда, где обзору ничего не мешает.

Ловушка 3.  (Слайд №19) Чем опасна стоящая у дороги машина, когда человек собирается рядом с ней переходить дорогу? Конечно, машина может тронуться, и тогда она толкнет человека. Но большая опасность от стоящей машины заключается в том, что из-за нее может быть не видна другая машина, мчащаяся на высокой скорости.

  1. Памятка для родителей. (Слайд №21)

Мы хотим, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

  1.  Рефлексия. (Слайд №22)

Деловая игра.

Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

  1. Задание для родителей.

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из детского сада домой.

  1. Итог. (Слайд №23)

Город, в котором  мы с вами  живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки навешаны вдоль мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помните всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!

Я уверена, если мы будем вести такую активную работу по данному направлению, ребята будут наглядно запоминать правила поведения на дороге. Тогда мы избежим множества опасных ситуаций и сохраним жизни наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект собрания для родителей воспитанников средней группы по теме: «Безопасность детей на дороге».

Конспект собрания для родителей воспитанников средней группы по теме:   «Безопасность детей на дороге»....

Обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников

Содержание образовательного материала для детей и консультаций для родителей (схема)...

План мероприятий по безопасности жизнедеятельности воспитанников в весенний период.

Данный материал включает в себя различные виды деятельности, которые можно провести с детьми подготовительной группы по профилактике безопасности жизнедеятельности воспитанников в весенний период....

Памятка по безопасности жизнедеятельности воспитанников при организации и проведение прогулок в летний период

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. Данный материал поможет педагогам в организации и проведении прогулок не нарушая безопасности жизнедеятельности дошкольников....

План мероприятий по безопасности жизнедеятельности воспитанников на период весеннего паводка в МБДОУ д/с с.Мокрое

В детском саду  села Мокрое ведётся  воспитательная работа по  безопасности весеннего паводка с родителями и детьми....

Семинар-практикум для педагогов Системно-деятельностный подход в ДОУ по реализации основ безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного возраста

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...

Картотека бесед по Безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Картотека бесед по БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ. В подготовительной группе/ компенсирующей направленности....