«Обучение детей культуре безопасного поведения и грамотному реагированию в опасных ситуациях»
консультация по обж (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №77
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Педагогический совет №3
«Формирование и обогащение социально-коммуникативного опыта работы через реализацию игровых проектов»
«Обучение детей культуре безопасного поведения и грамотному реагированию в опасных ситуациях»
Подготовила : воспитатель высшей категории
Гусева И.В.
декабрь, 2015 год
г.Раменское
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
В контексте ФГОС рекомендована работа по этому направлению. Исходя из этого мы используем в работе парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией, Р. Б. Стеркиной Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, которая разработана специально для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа состоит из 6 разделов: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок на улицах города".
Главная цель работы формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников мы начали с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.
В групповом помещении создан «Уголок безопасности», в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. В своей работе мы используем компьютерные презентации по теме безопасности, дидактические игры, просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы» Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные и безопасные для них предметы, выделять полезные и интересные, осваивают способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Не менее важное средство Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачёва дети запоминают очень быстро: «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте, если мама на работе…» В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения: «Если кто-то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва, поскорей звони «02».
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий мир, и самому становится частью этого мира.
Итак, самый эффективный вид деятельности ИГРА. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе мы используем словесно- наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети отражают окружающую их действительность Отражение, которое построено на работе воображения, своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства ребёнок дошкольник соединяет с игрой.
Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, протереть пыль, постирать кукольное бельё. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок становится более уверенным в использовании предметов нужных для различного рода труда.
Образовательная деятельность важна для познания социального мира, обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.
Применение компьютерной техники позволяет нам разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала, даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.
В своей работе мы широко используем проектную деятельность. В условиях реализации ФГОС ДО метод проектов актуален и очень эффективен.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Нами были реализованы такие проекты, как «Правила дорожного движения, нужно знать всем без исключения! (2 младшая группа, «Знаем мы от А до Я – азбуку движения!» (средняя группа) «Огонь друг- огонь враг» (старшая группа). В рамках проектов были проведены тематические развлечения.
Так же в своей работе мы используем организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, сотрудниками ГБДД, пожарными и т. п.). Это даёт положительный эффект и вызывает интерес у детей.
В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должны соблюдаться единые требования.
Прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, мы определяем готовность к сотрудничеству с детским садом, а так же уровень осведомлённости родителей в этом вопросе. Для этого мы проводим анкетирование и на основании полученных результатов, строим работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, что бы дома было меньше опасных ситуаций. Такие вопросы мы решаем на родительских собраниях, посвящённых проблемам безопасности, беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках, конкурсах.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе нашего учреждения дошкольного образования. Мы осуществляем планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....
Доклад «Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности»
Доклад«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности&raqu...
«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности»
Статья«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасност...
Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»
Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»Цель: обучение детей основам безоп...