Проект в средней группе "Сохранение жизни и здоровья детей посредством обучения их Правилам Дорожного Движения"
проект по обж (средняя группа) на тему
Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путём повышения уровня знаний правил дорожного движения и культуры поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_strane_pravil_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 148.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.о. Люберцы |
Содержание
Оглавление
Основное направление проекта: 5
Принципы построение проекта: 6
II этап- основной (практический) 8
Диагностические задания по результатам освоения программы 13
Критерии оценки результатов освоения программы 14
Результат выполнения диагностических заданий 14
Список детей средней группы 17
Анкета для родителей по ПДД. 19
Коммуникативная непосредственная деятельность. 27
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Опрос родителей показал, что проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах и в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.
Поэтому, в группе был разработан проект «Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения уровня знаний правил дорожного движения и культуры поведения на дороге».
Цель:
Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения уровня знаний правил дорожного движения и культуры поведения на дороге.
Задачи:
Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения уровня знаний правил дорожного движения и культуры поведения на дороге.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы.
Срок реализации проекта: шесть месяцев.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Проблема: Недостаточные знания детей о правилах дорожного движения
Предмет изучения:
Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Возможные риски проекта: усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Основное направление проекта:
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Мероприятия проводятся в свободное от образовательной деятельности время в виде бесед познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр; пополнения уголка по Правилам дорожного движения.
Проблемные вопросы:
- Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
- Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
- Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
- Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
- Какая опасность может возникнуть на улице, если ребенок не умеет правильно оценивать ситуацию.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте;
- будет привито желание выполнять данные правила самими и привлекать к этому родителей;
- сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках;
- сформируются умения ориентироваться на улицах города;
- повысится познавательный интерес к жизни улицы;
- пополнится развивающая среда группы различными пособиями.
Принципы построение проекта:
- принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей;
- комплексно-тематический принцип;
- принцип доступности;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности, последовательности и постепенности;
- принцип наглядности обучения;
- принцип совместной деятельности взрослого и ребёнка;
- принцип воспитывающего характера обучения.
Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
.
Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребенка
- Игровая - дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
- Коммуникативная - беседы, ситуативный разговор, загадки;
- Трудовая - формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения;
- Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, соревнования;
- Познавательно-исследовательская - наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, викторины, демонстрация фильмов;
- Музыкально-художественная - слушание, исполнение ролей, развлечения, досуги, импровизация;
- Восприятие художественной литературы - чтение произведений, обсуждение, разучивание;
- Продуктивная - рисунки, лепка, аппликация.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
- создание необходимых условий реализации проекта;
- перспективное планирование проекта;
- разработка и накопление методических материалов по проблеме;
II этап - основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о правилах дорожного движения и поведении пешеходов на улицах города.
III этап - заключительный.
Оформление результатов проекта в виде презентации, проведение открытого итогового мероприятия.
I этап – подготовительный.
Мероприятия:
- Проведение методической работы (составление перспективного плана, подбор литературы, аудио- и видеоматериалов, иллюстрированного материала по теме);
- консультация для родителей «Внимание: ребёнок и улица»;
- опрос родителей о знаниях детей на заданную тему (анкетирование) с целью выявления уровня понимания родителями дошкольников важности знания правил поведения на проезжей части; возможности в помощи создания и пополнения уголка группы по правилам дорожного движения;
- в пополнении предметно-развивающей среды задействованы все участники проекта;
- игра для детей «Путешествие на машинах» с целью выявление знаний дошкольников о движении городского транспорта, о Правилах дорожного движения
II этап- основной (практический)
МЕСЯЦ | ФОРМА РАБОТЫ | ||
Декабрь |
| ||
II этап- основной | |||
Январь | Игры – исследования «Маленькие пешеходы», «Я - водитель». ООД: «Водитель» Тематические беседы «Внимание улица!», «О правилах дорожного движения». Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Михалков С. «Дядя Степа». Дидактические игры: «Будь внимательным», «Доскажи словечко». Отгадывание загадок: Игра «Загадай загадку, положи отгадку». Художественное творчество: рисование: «Придумай новый дорожный знак», конструирование из бумаги (оригами) – машина. Открытое ООД : «Красный. Желтый. Зеленый». Целевые прогулки и экскурсии по улицам города (с родителями), наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили». Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу». Консультации для родителей: «Правила Дорожного Движения». | ||
Февраль | Тематические беседы «О работе ГИБДД», «Знаки дорожные помни всегда». ООД : «Дорожные знаки» Чтение художественной литературы: Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор». Дидактические игры: «Дорожная азбука», «Наша улица». Отгадывание загадок: Про дорожные знаки, транспорт и знание правил дорожного движения. Конструирование из конструктора ЛЕГО и набора «Строитель»: «Волшебный город». Художественное творчество: лепка: «Веселый светофор», «Машины нашего города», с элементами обрывной аппликации «В городе зима». Спортивное развлечение совместно с родителями «Надо знать с рождения правила движения». Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей». Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили». Ситуационно-имитационное моделирование «Как правильно перейти дорогу?» | ||
Март | Тематические беседы «Правила дорожного движения выполняй без возражения» «Посмотри налево, посмотри направо». ООД : «Дорожная грамота» Чтение художественной литературы: Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Хурманек Д. «Перекресток». Дидактические игры: «Поставь дорожный знак», «Путешествие на машинах» Отгадывание загадок: Про дорожные знаки, транспорт и знание правил дорожного движения. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города к перекрёстку. «Наш друг светофор» Художественное творчество: лепка: «Постовой», рисование «Специальный транспорт». Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили». Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу». Ситуационно-имитационное моделирование, «Какие знаки помогают пешеходу в пути?» Конструирование из конструктора ЛЕГО и набора «Строитель»: «Волшебный город». | ||
Апрель | Тематические беседы «Правила поведения в транспорте», «Мой друг светофор», «Цвета в дорожном движении». ООД: «Какие бывают машины» Чтение художественной литературы: Кончаловская Н. «Самокат», Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор». Дидактические игры: «Светофор», «Водители». Отгадывание загадок: Про дорожные знаки, транспорт и знание правил дорожного движения. Художественное творчество: аппликация: «Дорожный знак», рисование: «Опасные ситуации на дороге». Целевые прогулки и экскурсии по улицам города (с родителями), наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей». Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили». Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу». Ситуационно-имитационное моделирование «Чего не должно быть?», «Что будет, если….»(«машины будут ездить, где хотят», «отменить правила дорожного движения» и пр.) Конструирование из конструктора ЛЕГО и набора «Строитель»: «Волшебный город», «Мой двор». | ||
Май | Тематические беседы «Улица полна неожиданностей», «Где можно играть?», « Пора не пора – не ходи со двора». Открытое ООД «Путешествие Бабы Яги в страну дорожных знаков» Чтение художественной литературы: Мигунова И. «Друг светофор», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история». Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Это я, это я, это все мои друзья!». Отгадывание загадок: Про дорожные знаки, транспорт и знание правил дорожного движения. Художественное творчество: изготовление дорожных знаков детьми, использование их в макете «Улицы города»; рисование: «Улицы города». Целевые прогулки и экскурсии по улицам города (с родителями), наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей». Подвижные игры: «Светофор». Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу». Ситуационно-имитационное моделирование «Что нужно знать, если находишься на улице один?» Конструирование из конструктора ЛЕГО и набора «Строитель»: «Волшебный город», «Мой двор». |
III этап - заключительный
Диагностика
Диагностические задания по результатам освоения программы
- Анкетирование детей
- По какой части улицы должен ходить пешеход?
- Где пешеход обязан переходить улицу?
- Можно ли переходить улицу на красный свет светофора?
- Можно ли переходить улицу на жёлтый свет светофора?
- Какие пешеходные переходы вы знаете?
- Разрешается ли переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть надземный или подземный переход?
- Можно ли перебегать дорогу, если нет машин?
- Какие дорожные знаки вы знаете и ,что они означают?
- Можно ли играть в мяч возле проезжей части?
- Как надо вести себя в автобусе, троллейбусе?
- Дидактическая игра «Можно - нельзя»
- Дидактическая игра «Соедини правильно»
- Дидактическая игра «Дорожные знаки»
- Разбор сюжетных картинок
Критерии оценки результатов освоения программы
3 – высокий уровень – ребёнок уверенно отвечает на вопросы анкеты, выполняет самостоятельно задания дидактических игр, объясняет ситуацию на сюжетных картинках.
2 – средний уровень – ребёнок неуверенно отвечает на вопросы анкеты, при помощи педагогов выполняет задания дидактических игр и описывает ситуацию на сюжетных картинках.
1 – низкий уровень – при помощи педагога испытывает трудности при выполнении заданий.
Высокий уровень – 2.5 -3 балла, средний уровень – 1.5 -2.4 балла, низкий уровень -1-1.4 балла.
Результат выполнения диагностических заданий
Условия для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно педагогическим коллективом и родителями. Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта.
В результате проведения анкетирования детей, воспитанники показали высокий уровень знаний правил дорожного движения. У большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями. Трудности вызывали у некоторых детей вопросы о правилах поведения в транспорте и знание дорожных знаков. Красников Максим и Канипов Руслан показали низкий уровень знаний из-за особенностей развития этих детей.
Игра «Можно-нельзя» трудности вызывали вопросы, связанные с переходом улицы перед стоящим транспортом, переход пешеходного перекрёстка на велосипеде.
Игра «Соедини правильно». Дети показали высокий уровень знаний видов транспорта, а так же спецтранспорта.
Игра «Дорожные знаки». Трудности вызывали предупреждающие и информационные знаки.
«Сюжетные картинки» Разбор сюжетных картинок показал средний уровень освоения детьми темы.
Заключение
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Методические рекомендации
Повторять правила ПДД с детьми в повседневной жизни, вырабатывая у детей хорошую привычку к осторожности и наблюдательности. Чаще использовать в играх макет улицы с разбором дорожных ситуаций.
Проводить систематическую работу с родителями повышая их заинтересованность в обучении детей правилам безопасности, на личном примере.
Методическая литература:
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма»;
5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
7. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
2. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
4. Домоховский А. «Чудесный островок»;
5. Житков Б. «Светофор»;
6. Иришин В. «Прогулка по городу»;
7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
8. Кожевников В. «Светофор»;
9. Кончаловская Н. «Самокат»;
10. Мигунова И. «Друг светофор»;
11. Михалков С. «Дядя Степа»;
12. Михалков С.«Моя улица»;
13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
14. Михалков С.«Скверная история»;
15. Обойщиков К. «Светофорик»;
16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
17. Хурманек Д. « Перекресток».
Интернет-ресурсы:
1. Смешарики. Азбука безопасности. См:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от
01.12.2014
2. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от
Приложения
Список детей средней группы
- Абраамян Авет
- Агапов Владимир
- Акатьева Варвара
- Алёхин Артём
- Бекасов Александр
- Власенко Михаил
- Волкова Алиса
- Восканян Гамлет
- Едифанов Никита
- Епишкина Александра
- Ермашкевич Прохор
- Канипов Руслан
- Карпов Родион
- Кекух Артём
- Колосова Алиса
- Красиков Максим
- Кузнецов Савелий
- Ларин Дмитрий
- Макеева Александра
- Омарова Диана
- Сафронов Владимир
- Сорока Дмитрий
- Тышковский Родион
- Хлыбов Лев
Таблица 1. Результаты наблюдения за детьми.
Ф.И.ребёнка | Анкетирование | Д.и. «Можно – нельзя» | Д.и. «Соедини правильно» | Д.и. «Дорожные знаки» | Сюжетные картинки | Средний балл | УровеньА |
Абраамян А. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.4 | с |
Агапов В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | с |
Акатьева В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | в |
Алёхин А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | в |
Бекасов С. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2.4 | с |
Власенко М. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2.2 | с |
Волкова А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | в |
Восканян Г. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | в |
Едифанов Н | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | с |
Епишкина А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | с |
Ермашкевич П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | с |
Канипов Р. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1.2 | н |
Карпов Р. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2.6 | в |
Кекух А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | в |
Колосова А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | с |
Красников М. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1.4 | н |
Кузнецов С. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2.4 | с |
Ларин Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2.4 | с |
Макеева А. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2.2 | с |
Омарова Д. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2.4 | с |
Сафронов В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | в |
Сорока Д. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2.4 | с |
Тышковский Р. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2.6 | с |
Хлыбов Л. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2.6 | с |
ИТОГО: | 2,5 | 2,4 | 2,5 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | |
Таблица 2. Процентный показатель уровня освоения программы детьми
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Количество детей | 7 | 15 | 2 |
Процентный показатель | 29 | 63 | 8 |
Диаграмма показателей уровня усвоения программы детьми
Анкета для родителей по ПДД.
1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения? __________________
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
- беседы с ребенком;
- чтение детской литературы по данной теме;
- практические навыки поведения на дороге;
- углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
- используете жизненный опыт;
- смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
- на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
- достаточно часто;
- редко;
- никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
- организация выставки литературы по данной теме;
- проведение лекториев для родителей;
- встречи с инспектором ГАИ;
- проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
- размещение информации в уголке для родителей;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания по данной теме.
Дидактические игры
«Угадай, какой знак?»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
«Водители»
Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.
Ход игры:
Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
«Путешествие на машинах»
Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: Игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.
«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.
«Собери правильно светофор».
Задачи: Правильно расставить (по порядку) все цвета светофора.
«Найди дорожный знак».
Задача: Дети находят знак. Объясняют, что означает этот знак.
«Это я так поступаю, правила не нарушаю!»
Воспитатель задаёт вопросы: - Кто не спешит, проявляет терпение и выполняет законы движения?
Дети отвечают: Это я так поступаю, правила не нарушаю!
Воспитатель: Кто из вас вперёд бежит, на сигналы не глядит?
Дети: молчат
Воспитатель: Терпеливо кто стоит, когда красный свет горит?
Дети отвечают: Это я так поступаю, правила не нарушаю!
Воспитатель: Кто на дороге не играл, правила не нарушал?
Дети отвечают: Это я так поступаю, правила не нарушаю!
Настольные игры. «Домино»- Дорожные знаки.
Загадки
На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит.
(Светофор)
У него всегда три глаза,
Он не смотрит всеми сразу:
Два любых глазка прищурит,
А один не спит, дежурит.
Он глазами говорит:
«Можно ехать!», «Путь закрыт!»,
Иль «Внимание! Постой!».
Кто же этот постовой?
(Светофор)
На перекрёстке двух дорог
Стоит наш терем-теремок.
Свет в окошечке горит.
То, о чём нам говорит
Свет зелёный, жёлтый, красный,
Знаем мы давно прекрасно.
( Светофор )
Красный – это остановка.
Жёлтый – это подготовка.
А зелёный – путь открыт.
И машина снова мчит.
( Светофор )
Свет зелёный - ехать можно.
Приготовься, осторожно
Жёлтый. Красный - значит стой.
Вот такой язык простой.
Вёл с машиной разговор
На дороге ...(Светофор)
У него глаза большие
Во все стороны глядят,
Говорят они машинам:
"Пропустите-ка ребят!"
(Светофор)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит.
(Дорога)
Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать.
(Светофор)
Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать.
(Тротуар)
Что за транспорт такой
Что везет тебя домой.
Он бежит туда-сюда,
Упираясь в провода.
(Троллейбус)
Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ
(Зебра)
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать.
(Дорожные знаки)
Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно.
(Перекресток)
. Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает.
(Остановка)
Двух колес ему хватает,
И мотор не подкачает.
Нужно только завести
– И счастливого пути!
(Мотоцикл)
Это что за магазин?
Продается в нем бензин.
Вот машина подъезжает,
Полный бак им заливает.
Завелась и побежала.
Чтоб другая подъезжала.
(Заправочная станция)
У строителей в почете
Этот умный грузовик.
Он почти всегда в работе,
Отдыхать он не привык.
Привезет и сам разгрузит
Щебень, гравий и песок,
А потом спешит обратно
Как бы не был путь далек.
(Самосвал)
Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда.
(Обочина)
За рулем я сижу,
На дорогу гляжу.
(Водитель)
Человек по мне шагает.
Меня зеброй называет.
(Пешеходный переход)
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути…
(Дорожный знак)
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если нужно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный …?
(Переход)
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(Пешеходный переход)
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это — …
(Переход)
Грозно мчат автомобили,
Как железная река!
Чтоб тебя не раздавили,
Словно хрупкого жучка, –
Под дорогой, словно грот,
Есть…
(Подземный переход)
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар)
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…
(Светофор)
У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас:
— Стоп! — гласит его приказ.
Жёлтый глаз глядит на нас:
— Осторожно! Стой сейчас!
А зелёный: что ж, вперёд,
Пешеход, на переход!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый…
(Светофор)
Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт»
(Зелёный)
Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!»
(Красный)
Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему — …
(Регулировщик)
Много есть машин спецслужбы.
Должен жить ты с ними в дружбе.
Все — помощники твои,
Даже строгая…
(ГАИ)
Тем прибором выявляют
Тех, кто скорость превышает.
Говорит локатор строгий:
— Нарушитель на дороге!
(Радар)
У него суровый норов –
Длинный, толстый, словно боров,
Он залег у перехода,
Защищая пешехода.
(Лежачий полицейский)
Переезд есть впереди — Тормози и подожди:
Он опущен — ход сбавляй,
А поднимут — проезжай.
(Шлагбаум)
Машины мчатся. Тут же, вскачь,
Летит к проезжей части мяч.
Должны запомнить все, друзья,
Что за мячом …!
(бежать нельзя)
Надо с правилами ладить –
Обходить автобус….
(сзади)
Сам собою, вот сюрприз,
Эскалатор мчит нас вниз.
Будем смирно мы стоять –
По нему нельзя…!
(бежать)
Кто пешком всегда идет?
Догадались? …!
(Пешеход)
Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – …!
(пассажир)
Сказки
Медвежонок Торопыжка
Однажды медвежонок Топтыжка ехал в трамвае с мамой. Мишка сидел у окна и вдруг увидел яркий фонарик. — Мама, смотри, какой фонарик висит на проволоке. В это время «фонарь» зажёгся красным огоньком и трамвай остановился. — Почему мы стоим? — спросил Топтыжка. — Сейчас, пройдут пешеходы через дорогу, и трамвай снова поедет. — Мы, наверное, никогда не поедем. Слишком много пешеходов, — медвежонок вздохнул и продолжал смотреть в окно. Фонарь зажёг зелёный свет и вдруг заговорил с Топтыжкой: — Я — не «фонарь», а Светофор! Мои огоньки надёжные помощники. Они не простые, а волшебные. — Это как «волшебные»?- удивился медвежонок. — Очень просто,- продолжил Светофор. — Красный свет — стой! Жёлтый свет — внимание! Нужно приготовиться к движению. Зелёный свет — смело иди вперёд! — И все слушают такие команды? — Конечно, ведь если их не выполнять может случиться беда! А как ты думаешь, что произойдёт? Тут загорелся зелёный свет, трамвай снова начал движение. — Видишь, сынок, мы опять поехали! — Это потому, что зелёный свет зажёг Светофор! – важно сказал Топтыжка.
Пух и трёхглазое чудо
Наступила золотая осень! В это время года на свет появляются зайчата — листопаднички. Их называют так потому, что рождаются они, когда с деревьев опадают листья. Вот так и появился на свет славный зайчишка Пух. — Расти здоровый, малыш, — сказала мама. Когда зайчонок подрос, он отправился в путешествие. — Будь осторожен на улице, — наказывала ему мама. И вот он весело зашагал по дороге…Долго он бродил по тропинкам лесным, по цветочным полянам, пока не пришёл в огромный город… Гул машин, шум дорог, но ничего не страшно нашему Пуху. Но почему зайчонок остановился и не идёт дальше? — Эй, трёхглазое чудо! – закричал он. – Я путешествую, а ты стоишь и моргаешь своими большими глазами и не даёшь мне пройти. — Какой невоспитанный зайчик! Неужели ты не знаешь, для чего нужны мои «большие глаза»? — Ясное дело, чтобы смотреть! — Нет, не просто смотреть, а ещё и дорогу указывать! — Уж не мне ли? — И тебе, и другому зайчонку! В общем, любому взрослому и ребёнку. — Ну, вот ещё, будет мне указывать кто-то… И наш зайчонок быстро зашагал прямо по дороге. Вдруг из-за поворота вывернул огромный грузовик. Что же сейчас будет? Шум колёс… машина остановилась… Что же с нашим «путешественником»? Где он? Наш зайчонок лежит прямо перед колёсами грузовика. Из кабины выбежал пёс Барбос: — Какое безобразие! Разве ты не видишь, что горит красный свет для пешеходов? – и пёс показал на «трёхглазое чудо».- Ты должен стоять на тротуаре, пока не загорится жёлтый свет. А после того как загорится зелёный свет, ты можешь отправляться через дорогу! Неужели тебе неизвестны такие простые правила? Наш Пух покраснел и ничего не ответил Барбосу. Зайчонок подбежал к «трёхглазому чуду» и сказал: — Я обязательно запомню эти правила! Честное слово! Давай с тобой дружить! Меня зовут Пух, а тебя? — Светофор! Мне очень приятно, что ты наконец-то понял, как важно дружить с сигналами светофора! Зайчонок очень обрадовался, весело зашагал по дороге, а Светофор заморгал ему вслед зелёным глазом. А ты запомнил, каким правилам научил пёс Барбос Пуха?
Коммуникативная непосредственная деятельность.
Большое внимание уделяется составлению рассказов на тему «Улица города», «Как я шёл с мамой в детский сад», опираясь на имеющиеся представления детей о правилах движения и поведения пешеходов на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта на тему:"ОБЖ: Охрана жизни и здоровья детей посредством обучения правилам поведения ребёнка на улицею"
Презентация проекта на тему:"ОБЖ: Охрана жизни и здоровья детей посредством обучения правилам поведения ребёнка на улице"....
презентация на тему:"Обучение дошкольников правилам дорожного движения,посредством дидактической игры"
Условия становление опыта,входящая диагностика и результат,диапозон опыта,содержание работы....
Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....
Проект «Дорожная безопасность» по обучению детей 4 – 5 лет правилам дорожного движения и формированию безопасного поведения на дороге
Проект «Дорожная безопасность» по обучению детей 4 – 5 лет правилам дорожного движения и формированию безопасного поведения на дорогеЦель проекта. Создание в ДОУ условий, оптима...
«Обучение детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством сюжетно-ролевой игры«Водители и пешеходы»
Актуальность проблемы обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспо...