«Организация работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»
консультация по обж (старшая группа) на тему

Ахметова Лариса Рифовна

Ребенок – это тот «живой материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Организация работы по ознакомлению дошкольников

                                   с правилами дорожного движения»

Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.

Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.

Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.

Работа с воспитанниками ДОУ направлена на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности и предполагает следующие задачи:

  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно- транспортном процессе.
  • Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводится по плану, систематически, постоянно и охватывать все виды образовательной деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основные принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграция – всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированный подход – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастная ориентация – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственность - взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах.  Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения:

  • Познавательные занятия;
  • Чтение художественной литературы, беседы;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Сюжетно –ролевые, дидактические игры;
  • Праздники и развлечения;
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД, ЮИД СОШ;
  • Создание атрибутики к играм;
  • Организация творческих выставок;
  • Проведение тематических акций: «Внимание дети», «Дорожная азбука, «Зимние каникулы».
  • Решение любых воспитательных задач невозможно без создания соответствующей пространственной и предметно-развивающей среды. Это могут быть:
  • Наглядные пособия.
  • Методическая и художественная литература.
  • Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки.
  • Фотоальбом, детские рисунки.
  • Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
  • Комплект плакатов «Правила дорожного движения».
  • Материал по работе с родителями.
  • Макет светофора, дорожные знаки
  • Мини –коврики с дорожной разметкой для игр с машинами.

На территории ДОУ имеется дорожная разметка, где дети обыгрывают и используют на практике полученные знания, умения и навыки.

Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является работа с родителями. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. При работе с родителями можно использовать следующие методы:

  • Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма.
  • Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения.
  • Тренинги, игровые упражнения и задания.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице.
  • Обращение к опыту родителей.
  • Привлечение к активной деятельности.

Ребенок – это тот «живой материал», на основе которого можно сформиро-вать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому работа по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах – это работа на перспективу.  Чем раньше мы обратим внимание ребенка на дорожные правила, сигналы светофора, дисциплину и осторожность при переходе проезжей части, научим правильному и культурному поведению в общественном транспорте, тем меньше будут неприятные происшествий на проезжей части улиц. Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Задачи работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения....

Проект организации работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может с...

«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....

Формы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

В  презентации показаны практические формы обучения старших дошкольников  правилам безопасного поведения в дорожной среде...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста....