Интерактивная лекция «Культура безопасности: основные понятия»
презентация по обж на тему
Важным направлением работы дошкольного образовательного учреждения традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная презентация основывается на трудах Тимофеевой Л.Л. и Королевой Н.И. по проблемам формирования культуры безопасности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 2.81 МБ |
Подписи к слайдам:
Какие новые источники опасности появились за последние десятилетия?
Задачи детского сада в русле данной проблемы: Первый блок задач: - Создание безопасной среды в учреждении; - Помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, на природе; Второй блок задач связан с образовательной деятельностью. В современной научной и методической литературе используются различные термины и словосочетания для обозначения процесса подготовки ребенка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций : «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «процесс подготовки к выживанию», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», «культура безопасности» и др.
Как вы думаете, какой термин в наибольшей мере подходит для описания традиционной системы работы с детьми в ДОУ по данному направлению? - «обучение основам безопасности жизнедеятельности», - «процесс подготовки к выживанию», - «навыки безопасного поведения», - «личность безопасного типа», - «культура личной безопасности», - « культура безопасности»
Выбор форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
Организуют ли взрослые целенаправленный процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности, в той или иной степени их усваивают все члены общества. Прокомментируйте данное утверждение, аргументируйте свою точку зрения.
Процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности является неотъемлемой составляющей жизни каждого ребенка: дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцами служат значимые для ребенка взрослые; в ходе общения со сверстниками и взрослыми людьми дети осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе; по мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу; в процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой; путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
Опираясь на классификацию В.Н.Мошкина, в ней можно выделить такие компоненты: воспитание мотивации к безопасности; формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления; формирование компетенций безопасного поведения; физическая готовность к преодолению опасных ситуаций; готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности; психологическая подготовка к безопасному поведению; качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).
Воспитание мотивации к безопасности. Выделяют три типа мотивации: стремление обеспечить свою личную безопасность и безопасность окружающих людей; преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации; отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению.
Как бы вы охарактеризовали значение мотивации в формировании культуры безопасности? Какова, по вашему мнению, роль семьи в становлении у ребенка типа мотивации? Какова, на ваш взгляд, роль знаний в процессе формирования навыков безопасного поведения?
Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций; Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности; Ряд направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям; Специализированная работа по обучению детей действиям в различных опасных ситуациях.
Если знания не являются надежным показателем сформированности культуры безопасности, как определить эффективность образовательного процесса?
Важно отметить, что формированию готовности к безопасной жизнедеятельности способствует лишь воспитание, нацеленное на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, положительного отношения к самому себе и окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое воспитание как педагогический процесс, и его основные понятия.
В статье раскрыты основные понятия теории и методики физического воспитания....
Основные понятия о здоровом образе жизни
Презентация для педагогического совета на тему " Понятие - здоровый образ жизни"...
"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)
"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)....
Основные понятия ФГОС
Основные понятия ФГОС в картинках....
Сущность и основные понятия интерактивного обучения
информация для воспитателей...
Доклад для педагогического совета на тему: «Сущность и основные понятия интерактивного обучения». «Виды интерактивных и активных методов обучения»
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режи...