Основы дорожной безопасности детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж по теме

Семинар-практикум в форме интеллектуально-познавательной игры для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Основы дорожной безопасности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Цель: Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения. Совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников знаний правил безопасного поведения на дорогах. Развивать сплоченность, умение работать в команде.

План проведения:

  • «Формы работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения» - заведующая детским садом Гильмутдинова Р.И.
  • «Термины транспортной классификации, используемые при обучении детей Правилам безопасного поведения на дорогах» - презентация, старший воспитатель Бирючевская О.А.
  • Деловая игра для педагогов «Знатоки ПДД».

Методическое обеспечение:

Выставка методической литературы по ПДД;

Выставка дидактических игр по ПДД.

Содержание семинара-практикума:

Выступление заведующей д/с «Формы работы с детьми по обучению ПДД в разных возрастных группах».

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Для этого в планы учебно-воспитательной работы по ПДД следует включать разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД, просмотр кинофильмов и видеосюжетов по ПДД, проведение конкурсов, викторин, выпуск стенгазет, информационных листовок, организовывать праздники и т.д.

            Все эти мероприятия преследуют определенные цели и задачи.

            Цели: воспитание у детей безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма;

повышение эффективности работы образовательного учреждения по обучению Правилам дорожного движения.

            Задачи:

  • знать и закреплять на практике ПДД;
  • широко пропагандировать ПДД для всех категорий участников движения;
  • совершенствовать формы и методы работы с детьми по безопасности дорожного движения.

Работа с детьми по правилам дорожного движения  будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым  действенным методом  доведения до детей элементарных правил  поведения на дороге является игра, в которой  они сами  участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

   Т.о., при обучении правилам  дорожного движения в разных возрастных группах используются самые разнообразные формы, методы и приемы. Так, в дошкольных группах обучение ПДД проводится  не только на специально организованных занятиях, но и на занятиях по разным видам деятельности:

  • изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
  • художественная литература - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
  • физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток;
  • ознакомление с окружающим - ориентировка на местности, история транспорта.

В группах среднего и старшего школьного возраста применяются другие формы работы с детьми. Дети этого возраста  уже имеют определенное количество знаний  и представлений об окружающем, поэтому основным направлением работы  является  интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр («Звездный час», «Поле чудес», «Своя игра» и др.), логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. В преподавании ПДД могут использоваться современные информационные компьютерные  технологии (компьютерные игры, тесты, презентации, материалы сети Интернет).

Практическая часть. Деловая игра для педагогов «Знатоки ПДД»

(Игра проводится в виде соревнования двух команд.)

Ведущий: Я предлагаю поприветствовать своих соперников и улыбнуться друг другу.

Представляются члены жюри. Жюри оценивает все конкурсы по 5-бальной системе.

1 конкурс «Весёлое автопульти»

Задание: нужно назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои.

Вопросы для первой команды

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец (печка)

2. На чём летали малыши-коротыши в сказке Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (воздушный шар)

3. Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)

4. На чём летал барон Мюнхаузен? (ядро)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (карету)

6. Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину. (велосипед)

Вопросы для второй команды

1. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (санки)

2. Личный транспорт Бабы Яги (ступа).

3. На чём увёз Иван царевну Забаву? (летучий корабль)

4. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

5. На чем летал Алладин? (ковер-самолет)

6. На чём вёз старик в лес свою дочь Настеньку в сказке «Морозко»? (сани)

ОБЩИЙ ВОПРОС: Кто помогал доктору Айболиту попасть в Африку? (волки, кит, орёл)

2 конкурс «Дорожные знаки»

 

На экране появляются дорожные знаки. По очереди, каждый участник команды должен назвать знак (какой знак и к какой группе он принадлежит). За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

3 конкурс «Скоростное шоссе»

Вопросы для первой команды

  1. Часть улицы, по которой движутся автотранспортные средства, а также тротуар, обочина, разделительные полосы (дорога)
  2. Часть дороги, предназначенная для движения пешехода (тротуар)
  3. С какого возраста разрешается управлять велосипедом, двигаясь по дороге (с 14 лет)
  4. Предупреждающие знаки имеют (треугольную форму, белый фон и красную окантовку)
  5. Предписывающие знаки имеют (круглую форму, синий фон)
  6. Участниками дорожного движения являются (пешеходы, водители, пассажиры)
  7. Какие бывают пешеходные переходы (наземные, надземные, подземные)
  8. Как правильно называется светофор для пешеходов (пешеходный)
  9. Участок проезжей части, обозначенный зеброй (пешеходный переход)
  10. Назовите виды транспорта (наземный, водный, воздушный)

Вопросы для второй команды

  1. Часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями (улица)
  2. Часть дороги, предназначенная для движения транспорта (проезжая часть)
  3. Велосипедистам разрешается (двигаться по крайней правой полосе или обочине, если рядом нет велосипедной дорожки)
  4. Знаки приоритета имеют (разную форму и разный цвет)
  5. Запрещающие знаки имеют (круглую форму, красную окантовку)
  6. При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен (находится в специальном детском удерживающем устройстве)
  7. Какой стороны при ходьбе по тротуару надо придерживаться (правой)
  8. Где пешеход должен ожидать маршрутное транспортное средство и такси (только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине)
  9. Знаки сервиса имеют (прямоугольную форму, синий цвет и чёрные изображения на белом фоне)
  10. Назовите виды наземных транспортных средств (легковые автомобили, вагоны,вьючные транспортные средства)

Физкультминутка «По сигналу светофора»

Ведущий предлагает подвижную игру «По сигналу светофора». На полу размещены кружки красного, желтого и зеленого цвета. Звучит музыка, участники игры свободно передвигаются по залу. Ведущий хлопает определённое количество раз в ладоши (один раз – красный, два – жёлтый, три - зелёный). Нужно быстро сориентироваться и встать к кружку нужного цвета.

4 конкурс «Из истории автомобиля»

На экране написаны ответы на предлагаемые командам вопросы: «Арба», «Колесница», «Омнибус», «Карета», «Автомобиль», «Колымага».

Вопросы командам.

  1. Когда человек в Египте приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, то родился первый пассажирский экипаж. Как он назывался? (колесница)
  2. Французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных экипажей. Как они назывались? (Омнибус)
  3. В 15 веке повозке прикрепили ремни. Кузов, как люльку, подвешивали к изогнутой раме повозки, что заметно смягчало движение. Что это за транспорт? (карета)
  4. В 1891 году по одной из улиц Одессы двигался странный экипаж, который вызвал всеобщее изумление и смятение. Пешеходы в испуге жались к стенам домов. По внешнему виду экипаж почти совсем не отличался от обыкновенной коляски. Что это было? (автомобиль)

5 конкурс «Найди ошибки»

Задание: Внимательно посмотреть на слайд, объяснить правильные и неправильные действия в дорожных ситуациях.

6 конкурс «Дорожный кроссворд»

Правильные ответы:

По горизонтали:

  1. Светофор.
  2. Трамвай.
  3. Гостиница.
  4. Стоянка.
  5. Обгон.
  6. Остановка.
  7. Автомобиль.

По вертикали:

  1. Перестроение.

7 конкурс «И в шутку, и всерьёз»

История 1.

КамАз, мотоциклист и лошадь с телегой остановились на светофоре. На жёлтый сигнал светофора, КамАз газанул, лошадь испугалась и укусила мотоциклиста за ухо. Кто виноват в данной ситуации? (Виноват мотоциклист, у него на голове должен быть шлем)

История 2.

По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?» (Транспортным средствам разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны)

История 3.

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и Незнайку.

- Довези меня до аптеки,  - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.

- Нет, нет меня, - прости Незнайка.

Кто поедет с мальчиком?

(Никто. На велосипеде разрешено ездить только одному. Багажник предназначен для перевозки багажа, а рама – для крепления основных частей)

Музыкальная пауза

Командам педагогов предлагается исполнить песню на знакомую мелодию.

На мелодию песни «Улыбка» (для 1 команды)

Никогда, нигде не забывай

Пешеходам быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих

И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой -

Старый или молодой -

Станет другом для девчонок и мальчишек.

На мелодию песни «Облака - белогривые лошадки» (для 2 команды)

Мимо белых полосок "переход",

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идет,

Попадает в беду он очень скоро.

Пешеход - для водителей загадка.

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

Если рядышком находится переход.

Ведущий. Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.



Предварительный просмотр:

8

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

  1. Устройство, регулирующее движение транспортных средств и пешеходов при помощи световых сигналов.
  2. Маршрутное транспортное средство.
  3. Знак сервиса.
  4. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут.
  5. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
  6. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.
  7. Механическое транспортное средство, имеющее четыре и более колеса и приводимое в движение двигателем.

По вертикали:

  1. Выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫНа тему:  «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы  « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

План работы по самообразованию на 2020-21 учебный год Тема: «Правила дорожного движения – основа безопасности детей дошкольного возраста»

В современных условиях (бурном развитии автомобильной промышленности), увеличилось количество аварий и несчастных случаев с дошкольниками на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах ...

Доклад на тему:«Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста»

 Безопасное поведение на улице, и на дороге-очень острая проблема. Причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход дороги в неположенном месте, игры на проезжей част...

«Интерактивные игры как средство повышения уровня дорожной безопасности детей дошкольного возраста»

Интерактивная игра является современным и признанным методом, обладающим образовательной и развивающей функциями. Несомненно, что в играх новые знания усваиваются гораздо легче. Именно поэтому де...