Сюжетно - ролевая игра "Пожарная служба -01"
план-конспект занятия по обж на тему

И.Ю.Чурилова

Проект сюжетно-ролевой игры «Пожарная служба – 01»

(для детей старшей и подготовительной группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_syuzh.igry_pozharnaya_sluzhba_01.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №31 Города Яровое Алтайского края.

        Проект сюжетно-ролевой игры «Пожарная служба – 01»

(для детей старшей и подготовительной группы)

                         

                                             Воспитатель: Чурилова.И.Ю.

    Проект сюжетно-ролевой игры «Пожарная служба – 01»

(для детей старшей и подготовительной группы)

Цели:

Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Задачи:

Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

Расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни;

Формировать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров – сверстников, воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре;

Воспитывать навыки правильного поведения в случае опасной ситуации с огнем.

Актуальность проекта:

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Проигрывая различные пожароопасные ситуации дети учатся правильным действиям в экстремальных случаях. Дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, это деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Научно-методическое обеспечение:

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф.Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения – стремление к освобождении, слиянию с окружающим миром.

Д.Б.Элькони считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать как они. Дети проигрывают не только травматические, опасные ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
  2. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
  3. Ролевое общение, короткий диалог.
  4. Обобщение знаний детей о работе пожарного.


Этапы игровой деятельности:

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Г.Урунтаевой

Каталог: материалы и оборудование для детского сада под редакцией Т.Н.Дороновой, Н.Н.Коротковой

Обрисовка сюжетной канвы

Организационная работа

Чтение художественной литературы:

  1. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  2. Е.Пермяк «От пожара до котла»
  3. Е.Пермяк «огонь -опасная игра»
  4. С.Маршак «Пожар»
  5. Н.Новичихин «Спички»
  6. Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»
  7. Е.Хоринская «Спичка – невеличка»
  8. Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
  9. Б.Житков «Пожар»
  10. Л.Толстой «Пожарные собаки»

А.Чувилин, Б.Фомин «Огонь – опасная игра

Изучение литературы:

- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н.Авдеевой;

- Программа «Один дома» - Н.Мельниковой;

- Учебное пособие для дошкольников, разработанное Управлением государственной противопожарной службой ГУВД Московской области совместно с Департаментом Московской области по образованию;

- Опыт работы педагога г.Керчи В.Кириченко по теме «Огонь и дети»;

- «Мы – юные пожарные» (г.Барнаул) Черепанова С.В., Ефименко В.С.

Придумывание воспитателем материала для игры:

- для противопожарного управления (оборудования);

- мини лаборатория (приборы и средства тушения пожара).

Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры (каски, огнетушители, топорики и т.д.)

Оформление панно «Огонь – друг и огонь – враг»

Изготовление макетов (д/с №31, макет группы)

Беседы с детьми

«Огонь друг или враг?»

«Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

«Детские шалости с огнем»

«Лесной опжар»

«Осторожно – электроприборы»

Дидактические игры:

«Лампочка», «Горит, не горит»,«Что изменилось»,

«Найди лишнее»,

Строительная «Пожарная часть»

Занятия:

Познавательное: «Огонь, «Тайны огня»Ю «Осторожно огонь»

Спортивная: «Пожарные учения»

«Природа. Экстремальная ситуация для человека в природной среде. Что это?»

«Огонь, вода и медные каски» - интеллектуальное занятие.

«Действия при возникновении пожара»

«Главное – самообладание»

«Если горит у соседей?»

Конструирование:

«Наша пожарная машина»

Рисование: «Загорелся кошкин дом»

Аппликация: + рисование:

«Коллаж – «Спички не для игры»

Работа с родителями

- Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Что делать при пожаре?»

- Консультация для родителей «Ваши действия при пожаре»

- Ширма «Огонь»

Основной

Систематизация информации

- Принятие на себя роли

- Обсуждение содержания игры

- Организация игрового пространства

Обеспечение руководства

Распределение ролей

Взятие на себя второстепенной роли

Обсуждение содержания игры – вопросы

Руководство организацией игрового пространства

Игровая деятельность детей

Игра

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор-строитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умения играть вместе.

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений


Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Инспектор,

Пожарный,

Шофер,

Инженер-механик, Начальник караула

Пожарная инспекция,

Руководитель ПВЧ,

Министр управления МЧС

Орудия труда

Пульт управления, огнетушитель, костюм пожарного (боевая одежда), каска, топор, ремень с карабином, противогаз.

Трудовые действия

Строить, фотографировать, выезжать по сигналу, тушить, заливать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качества труда

Качественно, внимательно, умело, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко, профессионально

План – схема конспекта

сюжетно – ролевой игры «ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА – 01»

Цели:

Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;

Учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;

способствовать обогащению игры новыми решениями (участие в игре, изменение атрибутики и хода игры);

создавать условия для творческого самовыражения;

учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры;

развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников.

Формировать умения восстанавливать события при возникновении пожара и действиях пожарных.

Развивать умение детей играть с партнерами (командир – пожарные, пожарные – медики).

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете.

Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников).

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру).

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о профессии пожарного, создать заинтересовывающие моменты.

Предварительно обсудить содержание игры.

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима для того чтобы уметь правильно отреагировать  на возгорание, какие инструменты, снаряжение нужны пожарному, что надо сделать в первую помощь  и т.п.

Помочь детям с помощью краткого логического заключения выстроить последовательность действий в процессе игры.

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры.

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результаты игры.

В конце игры предложить обсудить действия специалистов все ли было сделано правильно для спасения людей и жилья, все ли предусмотрели и т.п.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма).

Задать вопросы о том, что такое огонь.

Как люди раньше добывали огонь?

Для чего нужен огонь?

Расшифровать сообщение с призывом о помощи лесовичка, которое необходимо расшифровать («Лес горит»).

Подвести детей к решению поехать и помочь животным и птицам попавшим в беду.

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

Взять себя в роль.

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры.

Взять на себя роль руководителя (с согласия детей).

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

В процессе игры направить развитие сюжета с помощью, взятой на себя рои, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.


Этапы игровой деятельности:

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Г.Урунтаевой

Каталог: материалы и оборудование для детского сада под редакцией Т.Н.Дороновой, Н.Н.Коротковой

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы:

- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н.Авдеевой;

- Программа «Один дома» - Н.Мельниковой;

- Учебное пособие для дошкольников, разработанное Управлением государственной противопожарной службой ГУВД Московской области совместно с Департаментом Московской области по образованию;

- Опыт работы педагога г.Керчи В.Кириченко по теме «Огонь и дети»;

- «Мы – юные пожарные» (г.Барнаул) Черепанова С.В., Ефименко В.С.

Организационная работа

Чтение художественной литературы:

  1. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  2. Е.Пермяк «От пожара до котла»
  3. Е.Пермяк «огонь -опасная игра»
  4. С.Маршак «Пожар»
  5. Н.Новичихин «Спички»
  6. Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»
  7. Е.Хоринская «Спичка – невеличка»
  8. Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
  9. Б.Житков «Пожар»
  10. Л.Толстой «Пожарные собаки»
  11. А.Чувилин, Б.Фомин «Огонь – опасная игра»

Придумывание воспитателем материала для игры:

- для противопожарного управления (оборудования);

- мини лаборатория (приборы и средства тушения пожара).

Продуктивные виды деятельности

Изготовлениеатрибутов для игры (каски, огнетушители, топорики и т.д.)

Оформление панно «Огонь – друг и огонь – враг»

Изготовление макетов (д/с №31, макет группы)

Беседы с детьми

«Огонь друг

Работа с родителями

Основной

Систематизация информации

Игровая деятельность детей

Заключительный

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Службы спасения"

Конспект сюжетно - ролевой игры "Службы спасения" ситуация "Мальчик  остался дома один"...

Сюжетно-ролевая игра "Служба спасения"

Конспект разработан для детей старшей группы...

Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».

Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...

Модули для сюжетно-ролевой игры «Службы спасения» в подготовительной группе детского сада

Модули автомобилей МЧС, полиции, пожарной службы для сюжетно-ролевой игры «Службы спасения»....

Конспект сюжетно-ролевая игра "Служба спасения"

Цель сюжетно-ролевой игры "Служба спасения"закреплять умение брать на себя различные роли в соответствиис сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительныемодули;побуждать де...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Служба спасения" в старшей группе

Сюжетно-ролевая игра "Служба спасения" познакомит детей с такой нужной и трудной профессией "Спасатель"....