Сюжетно - ролевая игра "Пожарная служба -01"
план-конспект занятия по обж на тему
Проект сюжетно-ролевой игры «Пожарная служба – 01»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_syuzh.igry_pozharnaya_sluzhba_01.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №31 Города Яровое Алтайского края.
Проект сюжетно-ролевой игры «Пожарная служба – 01»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Воспитатель: Чурилова.И.Ю.
Проект сюжетно-ролевой игры «Пожарная служба – 01»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Цели: | Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре. |
Задачи: | Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры; Расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; Формировать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров – сверстников, воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре; Воспитывать навыки правильного поведения в случае опасной ситуации с огнем. |
Актуальность проекта:
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.
Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Проигрывая различные пожароопасные ситуации дети учатся правильным действиям в экстремальных случаях. Дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, это деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Научно-методическое обеспечение:
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф.Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения – стремление к освобождении, слиянию с окружающим миром.
Д.Б.Элькони считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать как они. Дети проигрывают не только травматические, опасные ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
- Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
- Ролевое общение, короткий диалог.
- Обобщение знаний детей о работе пожарного.
Этапы игровой деятельности:
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Диагностика по методике Г.Урунтаевой Каталог: материалы и оборудование для детского сада под редакцией Т.Н.Дороновой, Н.Н.Коротковой |
Обрисовка сюжетной канвы Организационная работа | Чтение художественной литературы:
А.Чувилин, Б.Фомин «Огонь – опасная игра | Изучение литературы: - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н.Авдеевой; - Программа «Один дома» - Н.Мельниковой; - Учебное пособие для дошкольников, разработанное Управлением государственной противопожарной службой ГУВД Московской области совместно с Департаментом Московской области по образованию; - Опыт работы педагога г.Керчи В.Кириченко по теме «Огонь и дети»; - «Мы – юные пожарные» (г.Барнаул) Черепанова С.В., Ефименко В.С. Придумывание воспитателем материала для игры: - для противопожарного управления (оборудования); - мини лаборатория (приборы и средства тушения пожара). |
Продуктивные виды деятельности Изготовление атрибутов для игры (каски, огнетушители, топорики и т.д.) Оформление панно «Огонь – друг и огонь – враг» Изготовление макетов (д/с №31, макет группы) Беседы с детьми «Огонь друг или враг?» «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой» «Детские шалости с огнем» «Лесной опжар» «Осторожно – электроприборы» Дидактические игры: «Лампочка», «Горит, не горит»,«Что изменилось», «Найди лишнее», Строительная «Пожарная часть» Занятия: Познавательное: «Огонь, «Тайны огня»Ю «Осторожно огонь» Спортивная: «Пожарные учения» «Природа. Экстремальная ситуация для человека в природной среде. Что это?» «Огонь, вода и медные каски» - интеллектуальное занятие. «Действия при возникновении пожара» «Главное – самообладание» «Если горит у соседей?» Конструирование: «Наша пожарная машина» Рисование: «Загорелся кошкин дом» Аппликация: + рисование: «Коллаж – «Спички не для игры» | ||
Работа с родителями | - Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Что делать при пожаре?» - Консультация для родителей «Ваши действия при пожаре» - Ширма «Огонь» | |
Основной | ||
Систематизация информации | - Принятие на себя роли - Обсуждение содержания игры - Организация игрового пространства | Обеспечение руководства Распределение ролей Взятие на себя второстепенной роли Обсуждение содержания игры – вопросы Руководство организацией игрового пространства |
Игровая деятельность детей | Игра Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером (конструктор-строитель). Изменение ролевого действия в ходе игры. | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций. |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умения играть вместе. | Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений |
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Профессии | Инспектор, Пожарный, Шофер, Инженер-механик, Начальник караула | Пожарная инспекция, Руководитель ПВЧ, Министр управления МЧС |
Орудия труда | Пульт управления, огнетушитель, костюм пожарного (боевая одежда), каска, топор, ремень с карабином, противогаз. | |
Трудовые действия | Строить, фотографировать, выезжать по сигналу, тушить, заливать | Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать |
Качества труда | Качественно, внимательно, умело, успешно, ответственно | Высококачественно, добросовестно, организованно, четко, профессионально |
План – схема конспекта
сюжетно – ролевой игры «ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА – 01»
Цели: | Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; Учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями (участие в игре, изменение атрибутики и хода игры); создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры; развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий. |
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. | Формировать умения восстанавливать события при возникновении пожара и действиях пожарных. Развивать умение детей играть с партнерами (командир – пожарные, пожарные – медики). |
Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете. | Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников). | |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми | Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру). | Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о профессии пожарного, создать заинтересовывающие моменты. |
Предварительно обсудить содержание игры. | Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима для того чтобы уметь правильно отреагировать на возгорание, какие инструменты, снаряжение нужны пожарному, что надо сделать в первую помощь и т.п. Помочь детям с помощью краткого логического заключения выстроить последовательность действий в процессе игры. | |
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры. | С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п. | |
Обсудить результаты игры. | В конце игры предложить обсудить действия специалистов все ли было сделано правильно для спасения людей и жилья, все ли предусмотрели и т.п. | |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма). | Задать вопросы о том, что такое огонь. Как люди раньше добывали огонь? Для чего нужен огонь? Расшифровать сообщение с призывом о помощи лесовичка, которое необходимо расшифровать («Лес горит»). Подвести детей к решению поехать и помочь животным и птицам попавшим в беду. |
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям. Взять себя в роль. | С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль руководителя (с согласия детей). | |
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. | В процессе игры направить развитие сюжета с помощью, взятой на себя рои, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей. |
Этапы игровой деятельности:
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Диагностика по методике Г.Урунтаевой Каталог: материалы и оборудование для детского сада под редакцией Т.Н.Дороновой, Н.Н.Коротковой |
Обрисовка сюжетной канвы | Изучение литературы: - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н.Авдеевой; - Программа «Один дома» - Н.Мельниковой; - Учебное пособие для дошкольников, разработанное Управлением государственной противопожарной службой ГУВД Московской области совместно с Департаментом Московской области по образованию; - Опыт работы педагога г.Керчи В.Кириченко по теме «Огонь и дети»; - «Мы – юные пожарные» (г.Барнаул) Черепанова С.В., Ефименко В.С. | |
Организационная работа | Чтение художественной литературы:
| Придумывание воспитателем материала для игры: - для противопожарного управления (оборудования); - мини лаборатория (приборы и средства тушения пожара). |
Продуктивные виды деятельности Изготовлениеатрибутов для игры (каски, огнетушители, топорики и т.д.) Оформление панно «Огонь – друг и огонь – враг» Изготовление макетов (д/с №31, макет группы) Беседы с детьми «Огонь друг | ||
Работа с родителями | ||
Основной | ||
Систематизация информации | ||
Игровая деятельность детей | ||
Заключительный | ||
Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно ролевая игра "Служба спасения" для детей подготовительной группы
Игра знакомит детей с работой службы спасения....
Сюжетно - ролевая игра "Службы спасения"
Конспект сюжетно - ролевой игры "Службы спасения" ситуация "Мальчик остался дома один"...
Сюжетно-ролевая игра "Служба спасения"
Конспект разработан для детей старшей группы...
Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».
Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...
Модули для сюжетно-ролевой игры «Службы спасения» в подготовительной группе детского сада
Модули автомобилей МЧС, полиции, пожарной службы для сюжетно-ролевой игры «Службы спасения»....
Конспект сюжетно-ролевая игра "Служба спасения"
Цель сюжетно-ролевой игры "Служба спасения"закреплять умение брать на себя различные роли в соответствиис сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительныемодули;побуждать де...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Служба спасения" в старшей группе
Сюжетно-ролевая игра "Служба спасения" познакомит детей с такой нужной и трудной профессией "Спасатель"....