Обобщенный опыт работы "Активные формы работы с детьми по антитеррористической безопасности"
учебно-методический материал по обж на тему

Козинская Оксана Владимировна

Различные формы работы с детьми по безопасности от различных угроз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность опыта. Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами. Объектам нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы, роддома, жилые дома, детские дошкольные учреждения. Таким образом, задача нашего общества и всех нас заключается в умении противостоять терроризму, обезопасить себя и своих детей.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.

 Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом? Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждениях стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста в условиях террористической угрозы». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей.  Для меня она представляется настолько актуальной, что послужила  основанием для выбора данной темы.

 

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения при террористической угрозе.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

4. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей в аспекте антитеррористической пропаганды ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада. Но все вышеперечисленное должно быть настолько четким, точечным, чтобы не разрушать психологический комфорт детей, не культивировать чувство страха.

Теоретическая база опыта. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.  К сожалению, пособий по формированию основ безопасного поведения у дошкольников антитеррористической направленности практически нет. Поэтому для решения поставленных задач использовала метод аналогии при использовании работ таких авторов как Шинкарчук С.А., Шипицына Л.М., К. Ю. Белая Н. Н. Авдеева и др.

Наличие элементов новизны, собственного вклада педагога. Формирование основ безопасного поведения у детей давно является особо важным направлением работы каждого педагога. В условиях шаткого благополучия сегодняшнего мира наш коллектив антитеррористическому аспекту ОБЖ решил выделить больше времени в воспитательно-образовательном процессе. Однако, при планировании работы обнаружилась недостаточность информационно-методического обеспечения, игрового оборудования и другой наглядности. Вследствие этого, я стала самостоятельно создавать необходимый материал.         Во многом помогает интернет. По крупицам собираю методические разработки по ОБЖ, статьи, планирование различных авторов, мультимедийные материалы: мультфильмы, презентации, фотоматериалы, медиатеку звуков музыкальных, шумовых, сигнальных и т.п.

С целью использования информационно-коммуникативных технологий и более эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности, применяю технические средства (ТСО): музыкальный центр, магнитофон, мультимедийный проектор, экран со штативом.

При планировании работы использую различные технологии: здоровьесберегающие, проектную деятельность, а также различные методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации.

Содержание занятий и включение детей в различные виды деятельности стараюсь сделать личностно-ориентированным. Одной из основных в моей работе все-таки является игровая деятельность детей. Так как игр по  формированию основ безопасности в условиях террористической угрозы практически нет, то я самостоятельно разработала несколько игр различного применения. Также в своей работе в некоторых моментах с успехом использую технологию ТРИЗ.

Работа по безопасности в выбранном направлении хотя и системная, но строится таким образом, чтобы по возможности максимально учитывать индивидуальность психологии ребенка и ни в коем случае не создавать чувство тревожности, ожидания постоянной угрозы у детей.

Описание опыта. 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: тренинги - «Минутки безопасности» - их повседневность»; семинар-практикум для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем»;  консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах пользования интернетом», «Знакомим детей с правилами поведения на улице», «Пример родным спасает жизнь ребенку»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту папка-передвижка «Сказочная безопасность», уголок безопасности; развлечение «Должен каждый точно знать как по улице гулять! »; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых;  совместная деятельность: драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения; свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

В группе создан комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Мной были изготовлены атрибуты к разработаны сюжетно-ролевым  играм: «Служба спасения», «Саперы», «Прогулка по городу».

Дидактические игры: «Хорошо-плохо» , «Напиши телефон спасения»,  «Раз, два три, что может быть опасного — найди»,  «Дом, в котором я живу» , «Четвертый лишний», «Кубик безопасности», «Цепочка безопасности», «Собери опасный предмет», «Мой выбор», « Опасно – не опасно», « Скорая помощь»,  « Найди опасные предметы», «Что делать?», «Сказочные превращения».

Настольные развивающие игры: «Прогулка по городу»

 Развивающие игры-пазлы:  «В чем ошибка?»

Подвижные игры: «Спасатели», «Беги в свой домик»,                                               «Волк и овцы», «Не пусти чужого»

Игротренинги: «Несет меня лиса!..», «Смелый поросенок», «Что же в комнате не так?»

Настольно-печатные  и дидактические игры по ОБЖ  помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников.

Закрепляю с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей, поясняя о недопустимости раскрытия этих данных незнакомым людям.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образов поведения – необходимый метод освоения детьми правил  безопасности, использую его в своей работе.

Поддерживаю в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараюсь делать минимальным.

Провожу игровые практикумы с телефоном и советую родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаю детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом использую образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Возможность использования данного опыта: Данный обобщенный опыт работы может быть использован  воспитателями дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми 5 – 7 лет, а также с их семьями.

Больших трудностей при использовании данного опыта работы не имеется. Необходимо иметь указанную в перспективно-тематическом планировании литературу, оформить развивающую среду группового помещения, использовать художественный материал.

Результативность.

Наблюдение за моими детьми позволили сделать вывод, что дети дошкольного  возраста наивны и доверчивы, открыты миру.                                                  Я понимала, что моя задача обучить их безопасному поведению не запугивая и не очерняя окружающий мир. Благодаря целенаправленной, постепенно усложняющейся работе мои воспитанники усвоили важные истины:

-Умей обратиться за помощью.

-Когда дома один – «не выглядывай в окошко».

-Доверяй, но проверяй.

-Не преступай запреты.

-Зови на помощь – и помощь придёт.

 -Помогай другим – и тебе помогут.

-Выход всегда есть. Безвыходных ситуаций не бывает.

Использование методов наблюдений, бесед и проблемных игровых ситуаций, позволяют сделать вывод: именно игра  является наиболее целесообразным и эффективным способом формирования основ безопасного поведения. Дети посредством игры показали более высокие уровни безопасного поведения в окружающей обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

В пособии излагается нетрадиционный метод в планировании и организации работы с детьми дошкольного возраста в летний период.На примерах из практики  показываются различные формы, методы озд...

Опыт работы "Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических представлений"

Занимательный материал по практическим занятиям в старшей группе для формирования элементаарных математических прдставлений у детей...

Обобщение опыта "Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения".

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизн...

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как ...

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"Автор: Белянина Екатерина ВладимировнаВ своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное выс...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда боль...