Педагогический проект "Безопасность ребёнка в природе"
проект по обж (старшая группа) на тему
Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей.
Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. На основе проведенной диагностики в нашем ДОУ с детьми старшего возраста было выявлено, что дети не могут предвидеть опасные ситуации в природе, не знают элементарных правил поведения.
Поэтому вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать в соответствии с ними очень актуальны. Исходя из этого возникла необходимость в реализации педагогического проекта, в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Безопасность ребенка в природе»
Продолжительность проекта
Долгосрочный, продолжительность 2 год.
Участники проекта
Дети 6-го, 7 года жизни, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы
Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. На основе проведенной диагностики в нашем ДОУ с детьми старшего возраста было выявлено, что дети не могут предвидеть опасные ситуации в природе, не знают элементарных правил поведения. Поэтому вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать в соответствии с ними очень актуальны. Исходя из этого возникла необходимость в реализации педагогического проекта, в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе.
Главная цель проекта
Развитие у детей безопасных правил поведения в природе посредством внедрения в работу тематического планирования.
Задачи проекта:
- Обучать детей элементарным правилам поведения в природе.
- Развивать умение предвидеть опасные ситуации.
- Воспитывать навыки личной безопасности.
Методы проекта:
экскурсии; наблюдения;
целевые прогулки;
беседы;
эксперименты;
моделирование;
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
часть непосредственно-образовательной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликация, конструирование);
досуги и развлечения;
выставки;
анкетирование, опросники;
чтение художественной литературы;
ситуативно-имитационное моделирование.
Предполагаемые результаты:
- У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой на 15%
- Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе.
- Воспитанники будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
- Степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе повысится на 25%.
Содержание:
Этапы проекта
1 этап. Диагностический.
Задачи:
- Выявить уровень знаний детей об источниках опасности, о правилах безопасного поведения в природе.
- Формировать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
- Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе
Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей
дошкольного возраста в природе
Диагностика составлена с использованием литературы авторов Т.Г Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», Т.П.Гарнышевой «ОБЖ для дошкольников»
Цель диагностики – определить уровень знаний детей об источниках опасности в природе, о возможных угрожающих ситуациях, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами в природе, о способах элементарной помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях; а также возможность скорректировать дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей в природе.
№ | Ф. и. ребенка | Знания об источниках опасности в природе (по предметным картинкам). Что приводит ….? | Знания о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами в природе (по сюжетным картинкам) | Знания о приемах оказания первой помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях (по сюжетным картинкам) | Уровень | ||||||||
Порезам, травмам , укусам. | Ожогам
| Пожарам | Отравлениям | Падениям и ушибам | Почему такое случилось с мальчиком (девочкой)? | Что он (она) делал (делала) неправильно? | Как можно было бы поступить? | Что теперь делать этому мальчику )девочке)? | Что он (она) может сделать сам (сама)? | Кто ему (ей) может помочь? | |||
См. Приложение № 1
Также в ходе второго направления диагностики изучалась роль семьи в формировании у ребенка опыта безопасного поведения в природе. Для этого провели анкетирование родителей и анализировали полученные данные.
См. Приложение №2
Вывод: В результате проделанной работы выявили, что родители недостаточно осознают необходимость специального ознакомления своих детей с правилами безопасного поведения в природе, им необходима помощь со стороны специалистов детского сада.
Анализ педагогической диагностики дошкольников и анкетирование родителей направил нас на создание тематического планирования в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе и эффективных форм работы с ними, а также активных форм сотрудничества с родителями в организации процесса накопления дошкольниками знаний и умений основ безопасного поведения в природе.
2 этап. Практический.
Цель: создание тематического планирования «Обучение детей безопасному поведению в природе» через подбор наиболее эффективных методов работы с дошкольниками и разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Задачи:
- Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблеме возникновения опасных ситуаций.
- Формировать навыки безопасного поведения в природе, через проведение развивающих, дидактических и подвижных игр, ситуативно-имитационного моделирования, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь, оказывать первую медицинскую помощь.
- Способствовать активности и заинтересованности родителей в воспитании безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Перспективное тематическое планирование работы по безопасному поведению детей в природе
Месяц | Содержание работы | Формы работы | |
Правила поведения в природе | |||
Правила поведения с животными | |||
Правила поведения на воде, на льду |
См. Приложение №3
Работа с родителями
Месяц | Тема | Форма работы |
См. Приложение №4
3 этап. Результативный.
Цель: внести корректировки в тематическое планирование по «Безопасному поведению детей в природе»
Задачи:
- Обобщить результаты работы по проекту " Безопасность ребенка в природе".
- Определить степень освоения детьми знаний о безопасном поведении в природе.
- Обеспечение методического сопровождения для воспитателей и родителей.
Поэтапная работа по проекту реализовывалась по трем направлениям
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
- Знания об источниках опасности в природе
- Знания о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами в природе
- Знания о приемах оказания первой помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях
Продукты проекта:
- перспективное тематическое планирование «Безопасное поведение ребенка в природе,
- уголок безопасного поведения в природе:
- инструкции о безопасном поведении в природе для дошкольников,
- памятки для детей и родителей,
- картотека настольно-печатных игр, дидактических игр,
- модели занятий,
- стенды, фотографии, рисунки, выставки, видеоматериалы с познавательным материалом о безопасном поведении в природе.
Используемая литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – СПб., 2004.
- Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах. – М., 1997.
- Белая К. Ю, Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошколь-ников. – М., 2004.
- Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» С-П, Детсво-Пресс
- Новицкая В.А., Римашевская Л.С., Хромцева Т.Г. «Правила поведения в природе для дошкольников» Москва 2011
- Основы безопасного поведения дошкольников Автор –составитель
О.В.Чермашенцева Издательство «Учитель» Волгоград 2008г.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки» Безопасность для малышей М.Прометей Книголюб 2002
- Титов С. В. , Шабаева Г. И., Тематические игры по ОБЖ. – М., 2003.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Перспективное тематическое планирование работы по безопасному поведению в природе для детей шестого года жизни
Месяц | Содержание работы | Фомы работы | |
Сентябрь | Правила поведения в природе | «Как мы отдыхали летом?» Составление рассказов по картинкам, рассматривание фотографий «Моя семья на отдыхе» «Экскурсия по территории детского сада» Цель: расширять представления детей о детском саде; напомнить правила поведения на территории детского сада. Рисование «Прогулка в лес» Цель. Учить изображать родную природу, отражая в рисунке свое отношение к ней. «Съедобный грибок положи в кузовок» «Советы лесной мышки» Т.Шорыгина «Я заблудился» | Беседа Часть занятия Экскурсия, целевые прогулки Продуктивная деятельность Дидактические игры Чтение худ. литературы Тренинг |
Правила поведения с животными | «Мы попросить хотим ребят не трогать маленьких зверят» Цель: Объяснить детям, что иногда контакты с животными могут быть опасны. Загадки о животных. «Насекомые рядом» Вопросы к беседе: Каких насекомых вы знаете? Где живут насекомые? Почему они могут быть опасны? «Отгадай, какое это насекомое» | Беседа Чтение худ. литературы Беседа Дидактические игры | |
Правила поведения на воде, на льду | Аппликация «Катаемся на лодочке» «Возле речки, на реке» Цель. Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде, о причинах несчастных случаев на воде. Формировать знания о действиях в случае опасности на воде. «Как Владик с Катей ходили купаться» М. Фисенко «Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло» Д.Орлова | Продуктивная деятельность Беседа Чтение худ. литературы | |
Октябрь | Правила поведения в природе | «Человек и природа» Цель: рассказать детям о том, что для их безопасности необходимо соблюдать элементарные правила поведения на природе. «Как нашлась Маша» Цель: продолжать формировать знания и умения детей, как действовать в экстремальных ситуациях в природе. «Прогулка в лес, или мамины уроки». Т. Шорыгина «Пожар в лесу» М. Фисенко | Часть занятия Дидактические игры Чтение худ. литературы |
Правила поведения с животными | «Животные — наши друзья или враги?», «Осторожно: бездомное животное!» «Отгадай, какое это животное» Цель: повторение правил поведения во время общения с животными. «Бездомная кошка» А. Дмитриева. | Беседа Дидактические игры Чтение худ. литературы | |
Правила поведения на воде, на льду | Рисование «На речке» Конструирование «По мостику» «Как вести себя на льду» Цель: знакомить детей с правилами безопасности на льду водоема. Вопросы к беседе: Почему нельзя ходить на лед водоема в начале зимы? В каких местах лед может быть не прочным? Что нужно сделать если лед затрещал под ногами? «Не ходи по льду водоема» Г.Шалаева, Н. Иванова | Продуктивная деятельность Часть занятия Беседа Чтение худ. литературы | |
Ноябрь | Правила поведения в природе | «Опасно – не опасно» «Как избежать неприятностей…» рассматривание сюжетных картинок Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций «Профессии пожарников, спасателей» Игра – драматизация «Сказка про непослушного колобка» «Когда быть осторожным» (весёлые уроки) Г. Шалаева. | Дидактические игры Чтение худ. литературы |
Правила поведения с животными | Загадки о кошке и собаке «Мой любимый дворик» Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при встречи с животными во дворе дома. «Лесные звери. Почему их называют дикими?» | Чтение худ. литературы Беседа Беседа | |
Правила поведения на воде, на льду | « Осторожно гололед» Цель: формировать элементарные правила поведения на льду (горке, речке). «Опасные забавы» «Палочка-выручалочка» В. Сутеев. «Стобед во дворе» Д.Орлова | Беседа Беседа Чтение худ. литературы | |
Декабрь | Правила поведения в природе | «Какую помощь можем оказать» «Куда обращаться в случае беды» «Найди ошибки Незнайки» «Наказание за незнание» М. Фисенко «Упрямый козлик» Г.Ладонщиков | Беседа Беседа Дидактические игры Чтение худ. литературы |
Правила поведения с животными | «Чужая собака» Вопросы к беседе: Как узнать, есть ли у собаки хозяин? Можно ли играть с бродячей собакой? Почему? Что делать если укусила собака? «День рождение Васи» Т. Шорыгина Заучивание пословиц: «Не дразни собаку, так и не укусит», «Не замахивайся палкой, и собака не залает» | Беседа Чтение худ. литературы | |
Правила поведения на воде, на льду | Составление рассказа по картинкам «Зимой во дворе» «Зимние забавы» Цель: Знакомство с правилами катания на санках, лыжах, ледяных дорожках. Загадывание загадок о природных явлениях (гололёд, гроза, ураган, метель). «Стобед и золотая рыбка» Д.Орлова | Часть занятия Беседа Чтение худ. литературы | |
Январь | Правила поведения в природе | «Кто потерялся?», «Загадки-отгадки» Цель: развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций. Пословицы и поговорки о поведении человека и его поступках. «Зима» М. Фисенко | Дидактические игры Чтение худ. литературы |
Правила поведения с животными | «Кошки и собаки наши друзья» «Мы гуляем» Цель: закреплять знания о правильном общении и поведении с животными; продолжать формировать правила осторожного и бережного обращения с ними. | Игра – викторина Дидактические игры | |
Правила поведения на воде, на льду | Занятие «Безопасность при любой погоде» Цель: Знакомить с правилами поведения зимой. Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности, знакомить с мерами по предотвращению травматизма. «Как вести себя на горке зимой?» «Разрешается-запрещается» | Часть занятия Беседа Дидактические игры | |
Февраль | Правила поведения в природе | Составление рассказов по картинкам «Как мы ведем себя на природе?» «Ты потерялся в лесу» «Береги живое» Цель: учить правильному поведению во время пребывания на природе. «На лесной тропинке» Т. Шорыгина «Потуши пожар в лесу» Цель: продолжать формировать знания и умения детей, как действовать при пожаре в лесу. | Беседа Моделирование ситуации Дидактические игры Чтение худ. литературы |
Правила поведения с животными | «Ко мне подошла собака» «Можно - нельзя» Цель: закреплять знания о возможной опасности при встречи с животными. Тренинг «Ко мне подошла собака» | Моделирование ситуации Дидактические игры | |
Правила поведения на воде, на льду | «Как избежать неприятностей» «Мы – спасатели» Цель. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в игре, стремлению к коллективному взаимодействию. Воспитывать уважение к труду спасателей Сбор фотографий на разные ситуации поведения в природе «Гололед», «Катание на горке» | Дидактические игры Творческие игры Фотоколлаж (из семейного альбома, вырезок из журналов) | |
Март | Правила поведения в природе | « Путешествие» «Как избежать неприятностей на природе» Цель. Активизировать правила поведения во время пребывания на природе. «Съедобно-несъедобно» Цель. Закреплять знания о ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, какие – помогают. «Зеленая бумага» Е. Усатова «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г. Шалаева | Творческие игры Часть занятия Дидактические игры Чтение худ. литературы |
Правила поведения с животными | Игра «Хорошо – плохо» Цель: повторение правил поведения во время общения с животными и насекомыми. В. Бианки. «Ёж-спасатель» | Дидактические игры Чтение худ. литературы | |
Правила поведения на воде, на льду | «Береги своё здоровье и жизнь» Рисование «Сосульки» Рассмотреть иллюстрации, энциклопедии по теме «Гроза», «Опасные животные» « Весенняя гроза» Ф.Тютчев «Снегурочка» А.Островский | Беседа Продуктивная деятельность Чтение худ. литературы | |
Апрель | Правила поведения в природе | «Насекомые: все ли они так безвредны?» Цель: Объяснить детям, что иногда контакты с насекомыми могут быть опасны. «Съедобно-несъедобно» Цель: Закреплять знания о ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, какие – помогают. «Я заблудился» Цель: учить правильно вести себя , если потерялся в лесу, парке. Конструирование книжки-малышки «Уроки безопасности» «Как мы отдыхаем на природе» | Беседа Дидактические игры Моделирование ситуации Продуктивная деятельность Фотоколлаж (из семейного альбома, вырезок из журналов) |
Правила поведения с животными | «Как избежать неприятностей» «Назови ошибки Незнайки» Рассмотреть иллюстрации, энциклопедии пол теме «Животные:полезные и опасные» Сбор фотографий разные ситуации поведения в природе «Как дети играли с бездомными животными» | Дидактические игры Беседа | |
Правила поведения на воде, на льду | «Весна и ледоход» Цель: формировать знания о том, что весной лед на реке очень хрупкий, тонкий. Ходить и наступать на него нельзя. Водоемы опасны, лед непрочен. «Волшебные вороны» Т.Шорыгина В.Бианки «Еж –спасатель» | Беседа Чтение худ. литературы» | |
Май | Правила поведения в природе | «Лекарственные растения» Цель: уточнить представления детей о лекарственных травах, растущих на территории детского сада. Помочь запомнить детям их отличительные особенности «Мы - друзья природы» Цель: закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. «Опасность потеряться в лесу», «Как не получить травму во время прогулок в лес и парк» Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза»; «Осколок стекла» Т. Шорыгина Рассмотреть природное окружение своей дачи,участка во дворе дома найти там опасные места и безопасные(колючий кустарник,разбитое стекло…) | Экскурсии, целевые прогулки Досуг Беседа Чтение худ. литературы Проблемный вопрос «Почему это место опасное?» |
Правила поведения с животными | «Если по лесу гулял и на пенечке змею увидал» «Стихи по обучению детей безопасному поведению в природе» С. В. Бурдина | Моделирование ситуации Чтение худ. литературы | |
Правила поведения на воде, на льду | Сюжетно-ролевая игра «На корабле» «Ура, весна и ледоход! Плывет, плывет по речке лед!» «Возле речки, на реке» Цель. Формировать знания о действиях в случае опасности на воде. | Творческие игры Беседа |
Предварительный просмотр:
Приложение №4
Работа с родителями
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | «Как вырастить на даче витамины» «Природа и фантазия» (поделки из природного материала) «Наш полезный урожай» | Выступление на родительском собрании. Обмен информацией и опытом семей. Творческий конкурс для родителей и детей. Выставка Анкетирование |
Октябрь | Как подготовить детей к взаимодействию с животными в условиях города. | Консультации, памятки. |
Ноябрь | «Проводим выходные дни на природе» | Групповая консультация |
Декабрь | «Грипп и его профилактика» | Как часть родительского собрания |
Январь | «Как нам помогает природа» | Конкурс семейной газеты |
Февраль | «Живые рецепты здоровья» | Дегустация фиточая |
Март | «Зверье мое», «Я хочу собаку» | Как часть собрания |
Апрель | «Осторожно!Тонкий лед!» | Консультация |
Май | Клещи: «Как избежать опасности» | Круглый стол Анкетирование |
Предварительный просмотр:
Азы безопасности в природе (для взрослых)
Вы заблудились
Ваши действия:
- не дайте панике овладеть Вами: остановитесь и спокойно оцените ситуацию;
- вспомните, каким путем Вы шли;
- определите, сколько времени Вы двигались;
- прислушайтесь к окружающим звукам. Выходить надо на звуки, указывающие на присутствие человека (гул машин, шум стройки, пение петухов и т.д.);
- ищите дорогу, тропу, реку, ручей, линию электропередачи — они обязательно приведут к людям;
- идите вдоль реки или ручья вниз по течению;
- дождь переждите в сухом укрытии. Разожгите костер. Согрейтесь;
- если не сможете сориентироваться и уверены в том, что Вас ищут, останьтесь на месте: на краю поляны, вблизи источника воды;
- постройте убежище, запасите топливо.
Вы тонете
Ваши действия:
- не дайте страху овладеть Вамп. Помните, человек легче воды;
- лягте на спину, расслабьтесь, отдышитесь;
- если судорогой свело ноги, лежа на животе, задержите дыхание, вытяните сведенную ногу и как можно сильнее потяните носок на себя. Ущипните сведенную мышцу несколько раз;
- зацепившись при нырянии ногой за неизвестный предмет под водой, не рвитесь вверх. Выясните, что Вам мешает. Постарайтесь освободиться. Не бойтесь — запас воздуха у Вас есть.
Вы попали в полынью
Ваши действия:
- держитесь за край льда;
- зовите на помощь;
- попробуйте вытолкнуть свое тело на лед, как бы выкручиваясь. Опирайтесь не на грудь, бок и спину, а на предплечья. Выбираться нужно в сторону, откуда пришли;
- если лед под Вами ломается, не оставляйте попыток выбраться;
- закиньте ногу на край льда. Перекатываясь, отползите от края полыньи на 2-3 м. Осторожно встаньте и бегите по своим следам к ближайшему жилью;
- старайтесь не останавливаться — движение Вас согреет;
- отогревайтесь и выжимайте одежду только в теплом помещении;
- добравшись до жилья, снимите мокрую одежду, насухо разотритесь, переоденьтесь в сухое;
- выпейте горячего сладкого чаю, примите горячую ванну;
- если возможности переодеться нет, сильно отожмите свою одежду и вновь наденьте. Делайте силовые упражнения, пока не разогреетесь;
- вызовите «скорую помощь»;
- не принимайте на морозе спиртные напитки.
Другой человек попал в полынью
Ваши действия:
- пошлите кого-нибудь вызывать «скорую помощь» и спасателей;
- найдите длинный предмет — шест, веревку, лыжу и т.п.;
- подойдите к полынье. Последние 10-15 м необходимо ползти по-пластунски;
- протяните этот предмет человеку, попавшему в иолыныо, а затем доведите его до теплого помещения;
- окажите первую помощь при переохлаждении: разотрите, согрейте, дайте горячее сладкое питье.
Вы попали в грозу
Ваи/и действия под открытым небом:
- укройтесь в автомобиле с жесткой крышей или в помещении; не прячьтесь в небольших строениях, матерчатых палатках, а также среди изолированных или малочисленных скоплений деревьев;
- если до убежища далеко, пригнитесь (держась поодиночке); желательно укрыться в каком-нибудь углублении; ноги держите вместе и снимите все металлические предметы с головы и тела. Не ложитесь на землю, но старайтесь не оказаться на самой высокой точке местности;
- если волосы на голове стали дыбом или Вы слышите жужжание со стороны близлежащих предметов, например крупных камней или заборов, немедленно перейдите на другое место;
- не держите в руках длинные или металлические предметы, как, например, удочки, зонты или клюшки для гольфа;
- нe касайтесь металлических сооружений, проволочных заборов или металлических проволок для сушки белья и не приближайтесь к ним;
- если Вы едете на машине, снизьте скорость или остановитесь, но подальше от таких высоких предметов, как деревья или высоковольтные вышки. Оставайтесь в матине, но не касайтесь металлических частей и не прислоняйтесь к ним;
- если Вы купаетесь, немедленно выйдите из воды и уйдите в укрытие;
- если Вы плывете на лодке, как можно скорее причальте к берегу или укройтесь под высокой постройкой, такой как мост или пристань.
Ваши действия в помещении:
- держитесь подальше от окон, электроприборов, а также труб и другой металлической сантехники;
- не звоните по телефону. Если нужно вызвать «скорую помощь» или пожарную бригаду, говорите как можно короче;
- перед грозой отключите внешние антенны и выключите из розетки радиоприемники и телевизоры. Отсоедините модемы и источники питания. Держитесь в стороне от электроприборов.
Угроза землетрясения
Обратите внимание на поведение животных: перед землетрясением обычно собаки лают, кошки выносят потомство наружу, мыши бегут из домов.
По телевидению или радио звучит сигнал: «Внимание всем!» (сирены и гудки). Действуйте согласно услышанной информации.
Ваши действия:
- отключите газ, воду, электроэнергию; закройте окна, балконы;
- возьмите с собой необходимые вещи, документы, деньги, продукты и воду;
- оповестите соседей и выйдите на улицу;
- выберите место вдали от зданий и линий электропередач;
- если Вы остались в квартире, встаньте в дверной проем или в углу комнаты (у капитальной стены), отвернитесь от окна и прикройте голову обеими руками;
- соблюдайте спокойствие и порядок;
- примите посильное участие в разборке завалов.
Памятка заботливому родителю
Если вы отправляетесь с ребенком на прогулку в лес или лесопарк, где можно потеряться, позаботьтесь, чтобы у ребенка на этот случай было все необходимое, облегчающее вам поиски, а ребенку ожидание.
Что делать родителю
- Повесьте ребенку на шею свисток.
- Дайте ему с собой маленький рюкзачок, в котором лежат:
— бутерброд и пакетик сока, чтобы он мог подкрепить свои силы, ожидая помощи;
— большой шарф, чтобы он мог утеплиться, если начнет мерзнуть от нервного напряжения или от перепада температуры;
— проинструктируйте ребенка, что ему нужно делать, если он потерялся:
Что делать ребенку
- Остановиться и не уходить с места.
- Свистеть в свисток.
Правила поведения в лесу
- Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
- Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
- Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
Надеемся, с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!
Консультация для родителей
«Внимание! Пожар в лесу»
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
- бросать горящие спички и окурки;
- употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;
- оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
- оставлять бутылки или осколки стекла;
- разводить костры в местах с сухой травой;
- выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.
Действия при обнаружении пожара
При обнаружении очага небольшого низового пожара необходимо попытаться погасить его, используя подручные средства (веник из зелёных веток, мешковина, одежда, земля). Потушив небольшой пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова.
Если вы не можете бороться с пожаром, то нужно срочно покинуть зону огня, предупреждая встреченных людей об опасности пожара. Скорость пешехода 80 метров в минуту, а скорость низового пожара 1-3 метра. От верхового пожара убежать почти невозможно. Укрываться от пожара следует на островах, отмелях, оголённых участках болот, на скальных вершинах выше уровня леса, на ледниках.
Идти надо в наветренную сторону перпендикулярную кромке пожара по просекам, дорогам, берегам ручьёв и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.
После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населённого пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению. При обнаружении подземного (торфяного) пожара необходимо быстрее покинуть опасное место, используя шест для постоянного прощупывания торфяного грунта.
Разводим костер. Попадая в лес, туристы и любители отдыха на природе обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесу, бережно относиться к природе и не наносить ей ущерба. Костёр для приготовления пищи и обогрева следует располагать на открытой поляне. Место для разведения костра необходимо окольцевать минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,75 - 1 м и обеспечить первичными средствами пожаротушения (2-3 лопаты, ведра). Категорически запрещается:
- применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
- оставлять без присмотра недогоревший костёр;
- использовать пиротехнические изделия и другие материалы со световым эффектом.
После костёр должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
Дрова. Если вы планируете заночевать в лесу, то дрова следует заготовить заранее. Не рубите живые деревья! Лучше запастись сухостоем, благо в наших хвойных лесах за него спокойно могут сойти шишки, дающие хороший жар.
Мусор. Что делать с мусором, каждый решает сам. Но помните, что, если вы не уберёте за собой, в следующий раз при выезде на природу вы рискуете не найти чистого места отдыха. Сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов не рекомендуется, лучше его закопать. А вот бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.
Консультация для родителей
«Спасение заблудившегося – дело рук самого заблудившегося!»
Лето и осень – время, когда природа щедро начинает одаривать нас грибами, и ягодами. Многие устремляются в лес собрать эти дары, чтобы заготовить на зиму, или продать. В любом случае, направляясь в лес необходимо помнить о правилах безопасного поведения. Собирая грибы или ягоды нужно аккуратно, чтобы не навредить природе и самое главное следует соблюдать меру. Увлекшись сбором лесного урожая легко можно заблудиться.
Итак, что делать, если вы заблудились. Во-первых, не паникуйте. Сделайте несколько глубоких вздохов, успокойтесь и присядьте подумать. Не исключено, что, перестав нервно метаться и хрустеть листьями и ветками под ногами, вы услышите спасительные звуки, как-то: голоса своих спутников, дальний гудок поезда, шум автомобильной трассы. Или ещё что-нибудь, что может помочь вам отыскать дорогу.
Но если вы всё-таки заблудились, вам придётся принять важное решение, а именно – останетесь ли вы на месте или будете выбираться самостоятельно. В первом случае такое решение может быть обусловлено объективными причинами, например, травмой. Ну а если вы решили добираться до цивилизации собственными силами, нелишне будет запомнить несколько советов от спасателей-профессионалов:
Всегда идите по течению воды. То есть, если вы не наблюдаете поблизости никакой речки или родника, то поступите следующим образом: вылейте немного воды на землю и идите в ту сторону, куда она потечёт.
Если вы просмотрели перед походом карту и более-менее представляете в какую сторону нужно идти, запомните несколько способов ориентирования:
По звёздам. Найдите созвездие Большой Медведицы, через переднюю кромку ковша мысленно проведите вверх прямую на 5 расстояний, равных этой кромке. В этой точке находится Полярная звезда, которая указывает на север.
По деревьям, мху и растениям:
- мхи и лишайники растут с северной стороны деревьев;
- годовые кольца на пнях толще с южной стороны;
- кроны деревьев с южной стороны гуще.
По квартальным столбам. Квартальный столб можно встретить на пересечении 2-х просек; он представляет собой четырёхугольный деревянный столб с пронумерованными сторонами. Угол, образованный гранями с 2-мя наименьшими цифрами, будет указывать строго на север. Это самый надёжный и точный способ ориентировки.
Предварительный просмотр:
Художественная литература
к проекту «Безопасность дошкольников в природе»
Содержание
«Стобед во дворе» Д.Орлова | 2 |
«Стобед и золотая рыбка» Д.Орлова | 3 |
«День рождения Васи» Т.Шорыгина | 4 |
«Волшебные вороны» Т.Шорыгина | 6 |
«Осколок стекла» Т.Шорыгина | 7 |
«Советы лесной мышки» Т.Шорыгина | 9 |
«Зеленая бумага» Т.Шорыгина | 11 |
«Прогулка в лес, или мамины уроки» Т.Шорыгина | 12 |
«Золотая рыбка» Т.Шорыгина | 14 |
Стихи по обучению детей безопасному поведению в природе С.В.Бурдина | 16 |
«Стобед во дворе» Д.Орлова
Дорогие ребята! Со Стобедом случилось несчастье... Да, но ведь ребята, не знают, кто такой Стобед! Это такой мальчик, вроде Буратино. Его сделали на игрушечной фабрике, и потому, что он получился очень непослушный и озорной, его взял на воспитание один добрый человек, доктор Геннадий Михайлович.
Когда выпал первый снег, Геннадий Михайлович подарил Стобеду санки и сказал: только смотри катайся во дворе, не вздумай выходить на улицу! Там горка крутая, санки могут вылететь на' дорогу...
— Хорошо.— сказал Стобед и пошел с санками во двор, где для детей была устроена очень хорошая пологая горка.
Но то ли в этот день стоял слишком сильный мороз, то ли время оказалось неподходящее, но во дворе ребят не было, и Стобеду показалось скучно кататься одному.
Он потихоньку вышел на взобрался на горку, посмотрел вниз и решил, что до дороги далеко. И правда, два разочка он съехал благополучно. Но на третий оттолкнулся посильнее, санки понеслись, и — ах! — выкатились на дорогу. А из-за угла в это время выехал грузовик. Когда шофер увидел, что прямо ему под колеса несется мальчик на санках, он побледнел от ужаса и стал изо всех сил тормозить. Но вы же знаете, что остановить машину на полном ходу трудно, особенно зимой, когда дорога скользкая. Вот и налетел грузовик на Стобеда...
Мальчику показалось, будто какая-то великанская рука сначала подняла его вверх, потом шлепнула вниз и с размаху ударила обо что-то очень твердое. Ноги у него оказались переломанными, на голове выросла огромная шишка, глаза не открывались. Хорошо еще, что рядом был телефон-автомат и проходившие мимо люди быстро вызвали «Скорую помощь». Стобеда положили на носилки и повезли в больницу.
Три дня и три ночи доктора не отходили от него. Только на четвертый день Стобед открыл глаза, на пятый — выпил один-единственный глоток чая. на шестой— стал оглядываться вокруг и думать: где он и как сюда попал? Геннадий Михайлович очень расстроился, когда узнал, что приключилось со Стобедом. Он бегом побежал в больницу и, хотя было уже поздно, попросил, чтобы его впустили.
— Мальчик ничего не ест,— сказала медецинкая сестра.— Может быть, вы его покормите?
— Конечно! — обрадовался Геннадий Михайлович.— Я принес ему как раз то. что он больше всего любит,— мороженое! Уж от этого он не откажется.
Но Стобед не стал есть даже мороженое — лизнул разок, вздохнул и отвернулся, так ему было плохо... Очень грустно было смотреть на притихшего, забинтованного Стобеда. И Геннадий Михайлович решил пойти на фабрику, где сделали этого игрушечного мальчика, посоветоваться с мастерами, как быть дальше.
- Нельзя ли что-нибудь подвинтить, или прибавить какую-нибудь гайку, или убавить, чтоб Стобед стал послушным и больше не попаду в такие неприятные истории? — спросил он.
— Нет,— сказали мастера.— Ведь мы очень старались, и Стобед у нас получился совсем как настоящий мальчик. И исправляться ему надо тоже по-настоящему, как исправляются все непослушные дети. Пусть сам старается! На том и порешили. Так что пока Стобед лежит в больнице. А о том, что с ним будет дальше, я обязательно расскажу вам, ребята.
«Стобед и золотая рыбка» Д.Орлова
Вы помните, ребята, что в начале зимы Стобед попал в больницу. Так вот, лечиться ему пришлось целых два месяца, а когда он стал, наконец, поправляться, врачи решили: пусть поживет в больнице, пока не выздоровеет совсем!
Ему даже разрешили гулять, но сказали: смотри, далеко и надолго не уходи! А если увидишь, что ребята катаются на санках на улице, остереги их, расскажи, что с тобой случилось.
Хорошо! — ответил Стобед.— Я им покажу, где у меня рука была сломана.
Но на санках никто не катался. Зато не успел Стобед дойти до угла, как из ворот на улицу вылетел маленький красный мячик и. подпрыгнув раза два на тротуаре, скатился на мостовую. Вслед за мячиком выскочила ватага ребят. С криком «Шайбу! Шайбу!» они. размахивая клюшками, ринулись было на мостовую, но Стобед встал на их пути, раскинул руки и скомандовал так грозно, как только мог: «Стоп!» Что сказать дальше, он не придумал, но, помолчав минутку, вспомнил сказку, которую ему читали в больнице, и добавил: «На мостовой автомобили лисенка чуть не задавили!» Ребята, конечно, знали эту сказку. И дружно продолжили: «На мостовую нипочем не надо бегать за мячом!»
— То-то и оно! — сказал Стобед и даже погрозил им своим забинтованным пальцем.
— Почему у тебя такой палец? — спросил самый маленький мальчик с кисточкой на шапке. И Стобед стал рассказывать, что с ним приключилось. Слушая его, мальчики притихли...
— Ладно,— сказал самый старший.— Пойдем играть на пруд. Там машины не ездят. Пойдешь с нами?
— Пойду! — обрадовался Стобед. О том, что его отпустили всего на полчаса, он уже забыл...
Пруд был большой и пустынный, на нем не видно было не только машин, но даже людей. Ни единого человека! Ребята сбежали по пологому берегу на лед и стали гонять мяч.
— А это что такое? — Стобед увидел во льду черное отверстие.— Дырка какая-то...
— Эх ты, дырка! А еще нас учишь... Это лунка,— объяснил малыш в шапке с кисточкой.— Ее рыбаки просверливают во льду и ловят в ней рыбу.
— Рыбу? — удивился Стобед. И стал бегать от лунки к лунке, заглядывая в них и стараясь увидеть рыбку. Но в глубине колыхалась только темная вода...
Вдруг Стобеду показалось, что там, подо льдом, что-то плеснулось...
«Эх, поймать бы золотую рыбку! — подумал он.— И загадать бы ей желание! А что попросить у рыбки? Может быть, железную дорогу с вагонами? Или заводную машину с фарами? Или сто порций мороженого?»
Стобед представил себе, как он будет прямо здесь, на льду, есть мороженое, и ему сразу стало очень холодно...«Нет,— решил он,— попрошу-ка, чтобы быстрее настала весна, чтобы этот пруд растаял и мы могли здесь кататься на лодке...»
И не успел он это подумать, как прямо у его ног появилась трещина.
«Ну и чудеса', — обрадовался Стобед.— Ведь я еще даже не поймал золотую рыбку, а она уже выполняет мое желание». Но тут лед под ним начал как-то странно дрожать, крошиться и проваливаться вниз.
— Аи! — закричал Стобед.— Рыбка, подожди! Не надо!
Одна его нога застряла между обломками льда, он с трудом ее вытащил, но новенький валенок вместе с новенькой блестящей калошей остался в щели, и Стобед увидел, как он наполнился водой и нырнул в глубину...
Вот тут-то Стобеду стало страшно. Он понял, что может утонуть, и готов был заплакать, но услышал, что ребята кричат ему: «Не бойся! Мы позвали на помощь». И правда, с берега к нему спускался милиционер. «Стой смирно! — скомандовал он.— Я сейчас тебя сниму со льдины!»
Через минуту Стобед уже сидел на скамеечке, укутанный в милицейскую шинель, а милиционер большими теплыми руками растирал его озябшую ногу...
Вот какая неприятная история приключилась со Стобедом! И вы, ребята, уже, конечно, догадались, что никакой волшебной рыбки в пруду не было, а просто весной лед начинает таять, и хотя он с виду еще крепкий, но если встанешь на него, да еще начнешь прыгать или бегать, можно провалиться в воду! Так что ни на речку, ни на пруд, ни даже на большую замерзшую лужу — ни ногой! Запомнили? И обязательно расскажите об этом своим друзьям.
«День рождения Васи» Т.Шорыгина
Утром болонка Чапа вышла из дома, отряхнулась, зевнула и побрела по дорожке к будке Барбоса. Барбос радостно завилял хвостом, приветствуя ее. С добрым утром! Как спалось? — вежливо спросил он подружку. Доброе утро, Барбос. Какой сон? За всю ночь глаз не сомкнула. Вчера так переволновалась, да и живот болел! Ах, да, да! Я и забыл. Ведь вчера у нашего Васи был день рождения, приходили гости. Бегали, шумели. И шумели, и весь дом вверх дном перевернули, покоя никакого! — подхватила Чапа.
Ну, расскажи обо всем по порядку, а то я в будке сидел, ничего не видел и не слышал, — попросил пес.
Поначалу все шло хорошо, — начала рассказывать Чапа. — Пришли к Васе друзья. С цветами, с подарками. Все его поздравляли, счастья и здоровья ему желали. А потом увидели меня и давай гладить, на руки брать, живот щекотать, за уши трепать. Я терпела-терпела, а когда эти «нежности» мне совсем надоели, начала рычать и даже зубы слегка оскалила. Конечно, ты понимаешь, я собака домашняя, воспитанная, но не очень-то люблю, когда незнакомые дети мне в друзья набиваются.
- А как вы ведете себя с собакой ваших друзей, когда приходите к ним в гости?
Барбос вздохнул:
Понимаю, понимаю... Я ведь тоже не кусачий пес. Ну, а дальше-то что было?
А дальше вот что: уселись дети за стол и принялись за еду...
Как, — ужаснулся Барбос, — даже руки не помыли?!
- Почему нужно мыть руки после общения с домашними животными?
В том-то и дело, что не помыли. Хорошо, что тут как раз мама в комнату вошла и велела всем быстро в ванную идти и вымыть руки с мылом.
Вот это правильно. Молодец мама! — обрадовался Барбос.
Когда дети за столом сидели и ели, они, по правде сказать, и меня не забывали — бросали под стол куриные косточки, кусочки пирожка, конфеты, похвалилась Чапа. — Я так объелась, что даже живот разболелся. Ты ведь знаешь, Барбос, что собаки — создания нежные, нас надо вовремя кормить, а сладости нам и вовсе противопоказаны.
Знаю, знаю, — вздохнул пес. — Меня-то сладостями никто не угощает. Не горюй! Это и лучше. Зато здоровье сохранишь, —утешила друга Чала и продолжила рассказ. — Дети встали из-за стола, стали бегать, играть, за мной по всему дому гоняться. Потом музыку включили и танцы затеяли. Вася меня за передние лапы взял и со мной вальсировал.
Не поверишь, до сих пор спина ноет и лапы болят! Бедняжка! — посочувствовал Барбос. Это еще ничего, — продолжала болонка. — Но когда ребята из игрушечного пистолета стали пистонами палить — тут-то я страху и натерпелась. Под диван сразу забилась. Один мальчишка попытался меня оттуда вытащить, так я его за руку тяпнула!
Неужели тяпнула? А что мне оставалось? Как прикажешь поступать с детьми, которые не знают правил обращения с нами, с собаками? Конечно, парнишка в слезы. Видно, больно я его куснула. Хорошо хоть не до крови. Только после этого они меня, наконец, в покое оставили и по домам расходиться стали. А я всю ночь под диваном просидела. Вот такой день рождения нашего Васи получился!
Ладно, Чапа, ты не горюй. День рождения Васи теперь не скоро, через год. Иди домой и отсыпайся. А дом сторожить буду.
- ВОПРОСЫ
Почему болонка Чапа на выспалась?
Хотела ли Чапа подружиться с ребятами, которые прийти к Васе на день рождения?
Почему она зарычала на детей?
Почему у Чапы разболелся живот?
Чего испугалась Чапа?
Куда она спряталась?
Почему болонка укусила одного из гостей?
Как нужно вести себя, если вы пришли в дом к другу, у которого есть собака?
«Волшебные вороны» Т.Шорыгина
Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя, еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки. Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.
Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала перед самым носом рыболова, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подобралась к только что пойманной мелкой рыбешке и стащила рыбку. Ишь, какие хитрые подружки-вороны, — подумала Саша. — Одна рыболова отвлекает, а другая — рыбку таскает.
Дяденька, — сказала она, подходя к рыбаку, — а у вас ворона рыбку стащила.
Да мне не жалко, — добродушно ответил тот. — Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя. Почему нельзя? — удивилась Саша. I
А потому что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться! Как же вороны вас предупредят? — продолжала допытываться Саша. А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар! Василич! Завтра на рыбалку не выходи, опасно! Можно под лед провалиться». Я их по слушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.
-Разве вороны умеют говорить? — еще больше удивилась девочка. — Вы, наверное, шутите?
-Нет, не шучу, — серьезно ответил Василич. — Это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком-лесовичком дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.
Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный — заиндевелый, похожий на снежный терем. Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.
На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.
Саша отошла в сторонку, чтобы не мешать воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.
Девочка просто ушам своим не поверила:
— Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!
С тех пор она каждый день захватывала для птиц какое-нибудь лакомство. А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и на сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а на ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали стайки задорных воробышков. Лед на реке сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой. Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на санках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.
- Как вы думаете, почему встревожились вороны?
Кар! Кар! Кар! — закричали они. — Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, — предупредили девочку птицы.
Хорошо, не буду,— ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.
Аи, аи, мои саночки! Как теперь я их достану?
Не волнуйся, — успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только, смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!
Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.
Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.
— Видно, пора убирать санки до следующей зимы, — подумала девочка.
- ВОПРОСЫ
Где Саша каталась на санках?
С кем познакомилась девочка у реки?
Что рассказал Саше рыболов Василия?
Как помогли Саше волшебные вороны?
Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?
Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А в начале зимы?
В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?
«Осколок стекла» Т.Шорыгина
Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками. В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.
- Как вы думаете, откуда в лесу появился осколок стекла?
А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:
Караул! Пожар! Горим! Горим! Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.
Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.
Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! — стал распоряжаться медведь.
-А нам что делать? — спросили медведя лисы и волки.
-Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, — скомандовал пожарник-медведь. Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой. Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника.
С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья. Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом. Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!
Нет, с таким огнем нам не справиться! решили они.
Придется с насиженных мест сниматься и убегать. Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:
Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пони же к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.
Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.
Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег. Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, стал гаснуть — перебраться на другой берег он так и не смог.
- Как вы думаете, стихли после этого лесной пожар?
Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.
- ВОПРОСЫ
Почему в лесу начался пожар?
Как звери боролись с огнем?
Куда спряталась огненная змейка?
Могли ли лесные жители потушить большой пожар?
Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась в большого огненного змея? Как звери спасались от лесного пожара?
Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?
Почему надо бежать, пригибаясь к земле?
Как река помогла зверям спастись от огня?
Кто потушил лесной пожар?
Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес.
Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и осколки стекла?
«Советы лесной мышки» Т.Шорыгина
Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
- Какой совет вы могли бы дать девочке?
Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, — услышала Настя чей-то тонкий голосок.
-Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными, розовыми ушками.
Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки! — обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
-Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить. Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка.
-Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
-Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
-Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них. Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
-Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
-Что это за ягоды? — спросила Настя у мышки. Это семена ландыша.
-Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики... Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню. А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви! Хорошо, не буду.
А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.
Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.
Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.
- Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
Мне бабушка рассказывали, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка. Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.
- ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете?
Расскажите, как он выглядят. Какие ядовитые грибы вы знаете?
Расскажите, как он выглядят. Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?
«Зеленая бумага» Т.Шорыгина
Жил-был на свете мальчик — Вова Переделкин. Однажды в солнечный летний день Вове нечего было делать, и он сидел на скамейке в парке, покачивая ногами и глядя по сторонам. Ярко светило солнце, и мальчик достал лупу и стал выжигать на дереве надпись «Здесь был Вова». Дуб, на котором Вова решил увековечить свое имя, был высоким и могучим. Когда мальчик старательно выводил слово «был»; мимо проходил волшебник. Он выглядел как обычный человек, только на голове у него была шляпа с пером, а в руках — необычная, с металлическим отливом, трость. Волшебник посмотрел на Вову, покачал головой, глубоко и грустно вздохнул и взмахнул тростью. Та описала в воздухе дугу, разбрасывая вокруг себя маленькие звездочки, на секунду застыла, осветилась волшебным светом. И... пропала вместе с волшебником.
Вова вывел последнюю букву «а» и отошел, чтобы полюбоваться своей работой. И вдруг!.. Дерево прямо на глазах стало оживать. Сначала закачалась крона и листики начали перешептываться между собой. Потом у них появились маленькие глаза, которые изумленно смотрели на Вову. И Вова смотрел на них и не верил сам себе. Он похлопал глазами, огляделся вокруг — никого не было, все как будто застыло. Потом у дерева появился рот, выросли руки — дуб на глазах превращался в человека!
Вова опешил и медленно-медленно опустился на скамейку, стоявшую неподалеку. Почти механически он достал жевательную резинку, положил ее в рот, скомкал обертку и бросил ее на землю, потом пожевал и выплюнул жвачку. За это время дуб полностью превратился в человека. Человек был в зеленом костюме, и на груди надпись: «Здесь был Вова». Человек посмотрел себе на грудь и грустно сказал: «Вот видишь, ты испортил мне одежду. Что я теперь буду делать? За что ты меня так обидел?» Вове стало стыдно, и он дал себе слово, что никогда больше не будет портить деревья.
Мальчик подошел к человеку и сказал: «Прости меня, я больше так никогда не буду». Человек обрадовался: «Я верю тебе. Давай познакомимся — меня зовут Зеленый. Я заметил, что ты бросил бумажку из-под жвачки прямо на землю, мимо урны, а ты знаешь, что любая бумага делается из таких же деревьев, как и я?»
«Нет, — ответил Вова. — Расскажи мне об этом, пожалуйста».
Зеленый хлопнул два раза в ладоши, три раза топнул, и они перенеслись в дремучий лес, где стояло много могучих елей, сосен и задумчивых берез.
«Вот, смотри: это лес. Здесь растут деревья, они растут много лет, прежде чем стать такими большими, с раскидистой кроной и могучим стволом. Из них делают бревна — это те же деревья, только без кроны. Смотри, что будет дальше...».
Зеленый хлопнул в ладоши, топнул ногой, и они очутились на фабрике, где делают бумагу. Фабрика работала: крутились огромные цилиндры, в воздухе стоял запах древесины, было очень шумно. Зеленому пришлось говорить Вове прямо в ухо, чтобы тот услышал: «Смотри, бревна поступают сюда, на фабрику, здесь их перерабатывают в стружку, потом подвергают химической обработке, а затем делают огромные рулоны бумаги. Бумага нужна везде. Из нее получаются и обертки для жевательных резинок, и стаканчики для мороженого, и альбомы, в которых ты рисуешь, и тетради, в которых ты пишешь, и книги, которые ты читаешь».
Зеленый хлопнул, топнул, и шум сразу умолк — они очутились в старом парке, около той самой скамейки, где Вова бросил бумажку. Мальчик увидел ее, быстро подбежал, поднял и бросил в урну.
«Вот! — радостно сказал Зеленый. — Теперь я знаю, что ты понял, как долог путь от дерева к бумаге, сколько нужно времени и труда многих людей для этого, а еще ты понял, что нельзя сорить. Использованную бумагу надо бросать в урну или складывать и сдавать в макулатуру, из которой делают новые тетради и книги. А теперь прощай, мне пора возвращаться».
«А что делать с этим?» — Вова показал на надпись «Здесь был Вова».
«Добрый волшебник залечит эту рану, — сказал Зеленый. — Но знай, что делать так нельзя, потому что мне очень больно. Прощай!».
«До свидания!», — ответил Вова и радостно побежал домой.
Во дворе он собрал все бумажки, которые были на газонах и улице, и выбросил их в урну. Стало не только чисто на улице, но и радостно на душе, оттого что будет срублено меньше деревьев, и в лесу станет веселее из-за весеннего шума деревьев, и много- много птиц совьют себе в них гнезда, будут радовать своим пением.
Дома Вова нарисовал весь путь листа бумаги — от дерева до книги. И вы нарисуйте дома такую же картинку и запомните этот путь.
Расскажите родителям, что, по-вашему, хорошего и что плохого сделал Вова Переделкин. Можно ли вырезать надписи на деревьях, разбрасывать бумажки на улице. Вова это понял, а вы?
«Прогулка в лес, или мамины уроки» Т.Шорыгина
В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.
- Что Паша сделал неправильно?
Медведица Ангелина остановила сына:
- Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник — живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
- Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может, сломать его!
- Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
- Шмель цветок не сломает! — возразила Ангелина, — Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, — большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
- Ладно, — согласился Паша, — не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять. Пусть себе мед собирают!
- Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! — воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. — Можно я нарву букет?
- Можно ли рвать в лесу цветы?
- Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
- Это тоже цветок? — спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
- Это летающий цветок! — удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
- Это не цветок, а бабочка! — объяснила мама.
- Давай ее поймаем, — предложил Паша сестре.
- Давай! — обрадовалась Даша.
- Можно ли ловить бабочек? Почему?
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
- Не нужно обижать бабочек и стрекоз, — покачала головой Ангелина. — Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
- Что это за куча такая? — удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
- Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! — решительно заявил Паша.
Медвежонок поднял шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
- Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи.
- Вам хотелось бы, что бы кто-то сломал ваш дом? — спросила медвежат мама.
- Конечно нет! — дружно закричали Даша и Патна.
- Тогда и вы берегите чужие дома, — сказала Ангелина.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука- короеда.
- Муравьи — очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жучков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, — объяснила мама.
Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывала малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
- Запомните что лес — это родной дом. Он пас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
«Золотая рыбка» Т.Шорыгина
Вечером Ваня слышал, как старший брат учил стихотворение про рыбалку. Он много раз подряд повторял его вслух, так что Ваня быстрее брата запомнил стихотворение и напевал его себе под нос:
Солнца луч по грядкам бродит
Между стебельков.
Накопаю в огороде
Утром червяков.
Я к реке сбегу с пригорка,
Удочку заброшу.
Рыбы наловлю ведерко,
Если клев хороший.
Дремлет в розовом тумане
Сонная река, и расходится кругами
Зыбь от поплавка.
- Как будто про нашу речку написано! А не пойти ли мне и в самом деле завтра на рыбалку? Накопаю в огороде червяков, позову Петю и Сережу, — раздумывал Ванюша.
Он сбегал к друзьям и договорился с ними встретиться завтра на деревянных мостках у реки, приготовил удочку и ведерко для рыбы.
Чуть свет мальчик вышел из дома. Утро было тихое, серенькое. Накрапывал мелкий теплый дождик. Ване казалось, будто какой-то невидимка шлепает босыми ногами по пыльным дорожкам и тихонько возится в траве под кустами.
- Погода подходящая. Клев будет хорошим, — решил мальчик и побежал к реке.
Спустившись с крутого речного откоса, он оказался возле деревянных мостков, любимого места всех рыболовов. Ваня уселся поудобнее, забросил удочку и стал ждать. Прошло минут пятнадцать, а рыба не клевала. Дождь между тем усилился, и крупные тяжелые капли застучали по воде, выбивая на ее поверхности круглые «блюдечки». Ваня натянул на голову капюшон ветровки и уже хотел спрятаться под ивами, как вдруг заметил, что поплавок резко дернулся.
Мальчик схватился за удилище, и через секунду маленькая рыбка, ярко блеснув золотой чешуей, вылетела из воды и затрепыхалась у него в руках.
Золотая рыбка! Самая настоящая золотая рыбка! — восхищенно воскликнул Ваня, разглядывая красавицу- рыбку. — А я и не знал, что такие рыбки водятся в нашей речушке, думал — они только в сказках бывают.
Но самое удивительное было то, что голову рыбки украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками. Этоне просто рыбка, это настоящая речная Царевна! Отнесу-ка я ее домой, пусть живет в аквариуме, — решил мальчуган.В это время речная Царевна раскрыла рот и сказала человеческим голосом:
- Ванюша, отпусти меня, пожалуйста. Я с незапамятных времен живу в вашей реке и помогаю тем, кто в воде в беду попал. Никто лучше меня не знает, где омуты глубокие, где ключи холодные, где коряги затопленные. Отпусти меня на волю. Я тебе еще пригожусь!
Мальчик, как зачарованный, выслушал рыбку, а потом разжал ладони, и речная Царевна, вильнув хвостиком, вернулась в реку.
- Спасибо тебе, Ваня! Ты хороший, добрый мальчик. В трудную минуту и я тебе помогу, — сказала на прощание рыбка и скрылась в речной глубине.
- Кря-кря-кря! — вдруг громко закрякала серая уточка, выплывая со своим выводком из густых зарослей зеленых трав.
Она стала кивать Ване головой, будто кланялась ему. Мол, молодец, что отпустил на волю золотую рыбку.
- Может быть, все это приснилось мне? — подумал мальчик и огляделся по сторонам. Он заметил, что дождь стих, из-за туч выглянуло солнце, капельки влаги засияли на листиках и травинках, а в небе над рекой заиграла радуга.
- Вань, много рыбы наловил? — услышал он голос Сережи.
- А мы проспали, поэтому и опоздали, — стал оправдываться Петя.
- Да нет, ни одной не поймал, — ответил друзьям Ваня. Рассказывать про золотую рыбку он не стал.
- Как вы думаете, почему Ваня не рассказал друзьям о встрече с золотой рыбкой?
Ребята уселись на мостках, закинули удочки. Рыба стала клевать, и скоро мальчики наловили целое ведерко плотвы.
Между тем солнце поднималось выше, пригревало сильнее.
- Ух, как жарко, — заметил Сережа, вытирая пот со лба.
- Может, искупаемся? — спросил Петя.
- Я согласен, — ответил Ваня. Он опустил с мостка ногу и дотронулся до воды. — Теплая водичка. Давайте разденемся и поплаваем.
Ребята стали раздеваться. Но вдруг Ваня услышал нежный тихий голосок золотой рыбки:
- Ванюша, здесь дно плохое — вязкое, илистое, а на дне осколки острые и жестянки ржавые. Иди за мной вдоль берега по тропинке, я покажу, где можно купаться.
- Спасибо, золотая рыбка, — прошептал Ваня и, обращаясь к ребятам, сказал: — Нет, ребята, здесь купаться не стоит. Пойдемте поищем хорошее место для купания.
Друзья взяли удочки и ведерки, сложили одежду и пошли за Ваней по тропинке. Рыбка плыла вдоль берега и указывала мальчику дорогу.
Скоро ребята оказались на песчаной отмели, где было много купальщиков: кое-кто загорал на теплом песочке, малыши под присмотром мам и бабушек барахтались около берега.
- Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложил Сережа.
Ваня посмотрел на золотую рыбку. И услышал ее слова:
- Здесь безопасно. Купайтесь, ребята. Спасибо тебе, Ваня! Вспоминай обо мне, и я тебя не забуду!
Ваня, Ванечка! — окликнул мальчика знакомый голос Он обернулся и увидел бабушку.
- А я уже тревожиться стала и пошла тебя искать, — объяснила бабушка.
- Бабуля, мы купаться хотим, очень жарко!
- Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами, — сказала бабушка. — Сережа, Петя, а вы плавать-то умеете? — спросила она ребят.
- Конечно, умеем, — хором ответили мальчики.
- Ну и хорошо! Только не заплывайте далеко и не ныряйте, да за руки, за ноги друг друга не хватайте!
- Ладно, бабуль, не будем, —пообещал Ваня. И ребята побежали купаться.
- ВОПРОСЫ
Куда отправился Ваня на рассвете?
Кого он поймал?
Что сказала мальчику золотая рыбка?
Почему она предостерегла Ваню от купания возле мостков?
Куда привела Ваню и его друзей золотая рыбка?
Кто присматривал за ребятами во время купания?
Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?
Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга за ноги, за руки?
Почему нельзя купаться в незнакомом месте?
Как вы думаете, какие советы могла бы дать Ване золотая рыбка?
Стихи по обучению детей
безопасному поведению в природе Бурдина С.В
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ
Мы попросить хотим ребят
Не трогать маленьких зверят
И в руки никогда не брать —
Их мать примчится защищать.
Пока еще малы они,
Их мама стережет все дни.
* * *
Без взрослых с огнем развлекаться опасно —
Окончиться может забава ужасно:
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться...
Пожары лесные — большая беда:
Погибнут деревья и звери, и птицы...
* * *
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ
На самодельном плоту по воде
Едут мальчишки вдогонку мечте.
Трое матросов, один капитан
Мчатся на поиски сказочных стран...
Только разъехались бревна в плоту —
И не догнали мальчишки мечту...
Очень опасно с рекою шутить
И на плоту за мечтою поплыть.
* * *
Весело качаться детям на волнах,
На цветных матрасах, надувных кругах.
Только непременно вы должны узнать:
Далеко не надо в воду заплывать!
Может прохудиться круг или матрас ...
Кто спасти успеет из пучины вас?
И перевернуться на волнах легко-
Так что не советуем плавать далеко!
* * *
Пляж буйками окружен
От судов, коряг и волн.
Значит, можно здесь купаться,
Ничего не опасаться.
Веселитесь, как хотите,
Но, пожалуйста, учтите:
Чтобы жизнь не потерять,
За буйки не заплывать!
* * *
Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но входить на лед нельзя,
Пока не прочен он, друзья,
Когда есть трещины на нем,
Когда вдруг потеплело днем...
Провалишься — придет беда:
Зимой холодная вода...
* * *
РАЗГОВОР С ПЧЕЛКОЙ
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ:
«А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен!
Я берегла его на ужин!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отдых с ребёнком на природе.
Почему так важно проводить время с ребёнком на природе....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...
Консультация для родителей Ребёнок и природа
Консультация предназначена для родителей, поможет им в воспитании у детей экологической культуры....
Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы.
Статья "Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы"...
Досуг с ребёнком на природе
Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей....
Статья "Как научить ребёнка беречь природу?"
Статья о экологическом воспитании дошкольников....
Консультация для родителей "Досуг с ребёнком на природе"
Досуг ребенка зависит целиком от родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогае...