«Дорожная азбука».
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Купавых Юлия Юрьевна

Конспект непосредстенной образовательной деятельности по ПДД для детей старшей группы "Дорожная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_o.z.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей

старшей группы «Дорожная азбука».

Цель:

Формировать навыки безопасного поведения на дороге, умения правильно переходить улицу.

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
  2. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора.
  3. Закрепить знания о дорожных знаках.
  4. Развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых заданий.
  5. Развивать внимание, сосредоточенность, логическое мышление, ориентировку в пространстве; выразительность речи в стихах, в составлении предложений; развивать интерес детей к участию в игре - инсценировке.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Безопасность».
  2. «Социализация».
  3. «Познание».
  4. «Коммуникация».
  5. «Физическая культура».

Материалы и оборудование:

  1. Макет светофора.
  2. Дорожные знаки на подставках.
  3. Дорожные знаки макеты и карточки
  4. Плакаты  «Дорожные ситуации».
  5. Игрушки: мяч.
  6. Дорожка-переход «зебра».
  7. «Светофор» (макеты, кружки из картона – красный, желтый, зеленый)
  8. Костюм  Шапокляк.

Предварительная работа:

  1. В детском саду с воспитателями: наблюдение за стоящими автомобилями и  движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление светофоров.
  2. С родителями: наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где люди переходят дорогу и т.д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; изготовление макетов «Дорога от дома до детского сада».

Ход НОД.

Под весёлую музыку дети входят в группу.

Воспитатель:

В давние времена, когда не было машин, по улицам ходили и ездили, кому как вздумается. А современные улицы городов заполнены грузовыми и легковыми автомобилями и автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Врачи не успевали бы к больным, взрослые на работу, дети в садик.

Чтобы не было беспорядка, составили правила дорожного движения, придумали дорожные знаки.

Скрип тормозов. Машины сигналят.Вбегает старуха Шапокляк.


Шапокляк:

-Караул! Помогите! Спасите!

Ой, чуть меня не убили, чуть не задавили! Увидела вас, ребята, хотела догнать и перебежать дорогу, так меня чуть машина не сбила, да еще и водитель нагрубил.  Разве можно грубить даме?

-Ой, простите, забыла представиться – старуха Шапокляк и моя крыска Лариска.

-А я знаю, что у вас здесь что-то интересное происходит, а меня как всегда не позвали.

Воспитатель:

 - Шапокляк, ты на дороге не умеешь себя правильно вести и многим детям показываешь плохой пример. Ты ведь даже не знаешь никаких дорожных знаков.

Шапокляк:

-А дети тоже не знают! Ведь не знаете?

Шапокляк:

-Вот мы сейчас и проверим.

  Дети называют дорожные знаки и что они обозначают.

Воспитатель:

Ну, а теперь, все знаки,

Становитесь дружно в ряд

И все правила движенья

Расскажите для ребят!

Воспитатель:

- Видишь, Шапокляк, как наши дети знают дорожные знаки. Давайте проверим, запомнила ли Шапокляк знаки.

  Воспитатель показывает Шапокляк дорожные знаки и просит назвать их. Дети помогают.

Воспитатель:

-Ребята, а какие ещё вы знаете знаки?

Шапокляк:

- И я знаю! Вот, например, эти палочки нарисованы на дороге для того, чтобы играть в шахматы. Переставляешь фигуры с одной чёрточки на другую.

Воспитатель:

- Вот и неправильно! Сейчас дети скажут, для чего нужны эти

палочки на дороге.

Воспитатель:

Пешеход, пешеход.

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От беды тебя спасёт.

Дети:

-Знаем!

Дети:

Знак "Въезд запрещен":

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак "Дети":

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Знак "Опасный поворот":

Этот знак тревогу бьет –

Вот опасный поворот!

Ехать здесь, конечно, можно,

Только очень осторожно –

Никого не обгонять,

Пассажиров не менять.

Знак "Движение на велосипедах запрещено"

Знак запомните, друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде!

Ответы детей.

Дети:

 - Пешеходный переход!

Ответы детей.

Динамическая пауза.

«Веселые пешеходы»

  1. «Пешеход проснулся» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2 – поднять прямые руки вверх, посмотреть на ладошки, 3-4 – исходное положение (6 раз).
  2. «Увидел в окно регулировщика» И.П.: - ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вниз, 1-2 – меняем положения рук: правую вперед - вниз, левую вперед-вверх, 3-4 повторяем счет 1-2 (6-8 раз).
  3. «Нет ли машин?» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – поворот вправо, руки в стороны, 3- 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).
  4. «Шагаем по переходу» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в  внизу, 1- руки в стороны, 2-правую ногу согнуть в колене,  поднять вверх, хлопок под коленом,3 – ногу опустить, руки в стороны, 4 – исходное положение.
  5. «Где автобус?» И.П.: - основная стойка, руки вниз, 1 – прыжок, ноги врозь, руки в стороны, 2 – исходное положение, 3 – повторить счет 1, 4 – исходное положение. Выполнить 8-10 подпрыгиваний, чередуя их с ходьбой.

Воспитатель:

-Ответь-ка нам, Шапокляк, кто на дороге самый главный, а его сигнал для всех закон?

Шапокляк:

-Конечно, знаю! Это крыска Лариска!

Воспитатель:

- Ничего ты не знаешь, а дети знают.

Да, это Светофор. И сейчас мы посмотрим, как вы хорошо знаете сигналы светофора.

Дети:

- Светофор!

Дети:

Мы запомним с детских лет:

Красный свет - движенья нет,

Желтый - стой, смотри вокруг,

А зеленый - лучший друг!

Игра на внимание «Сигналы светофора».

Воспитатель показывает вразбивку сигналы светофора. При зеленом сигнале  детимаршируют на месте, при желтом - хлопают в ладоши, а при красном–стоят неподвижно.

Воспитатель:

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность

А главное внимание!

- Шапокляк, а ты внимательна на дороге?

Шапокляк:

-  Очень внимательна! Иду куда хочу. Хочу - иду туда, хочу -иду сюда!

Шапокляк импровизирует под музыку (шум тормозов): падает. Воспитатель помогает ей встать.

Воспитатель:

 -Вот что может получиться, если быть невнимательным на улице. Сейчас дети тебе покажут, какие они внимательные на улицах.

Шапокляк:

-  Подумаешь, знаки- то выучили, а вот загадки вы умеете разгадывать?

Воспитатель:

- Шапокляк, а ты знаешь загадки о видах транспорта?

Шапокляк:

- Конечно же, знаю!

Воспитатель:

Держусь я только на ходу,

Если встану, упаду.

Шапокляк:

- Крыска Лариска!

Воспитатель:

- Ну вот, а говорила, знаю, знаю.

Наши дети смогут их отгадать.

1. Этот конь не есть овса,

Вместо ног, два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

2. Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.

3. Удивительный вагон!

Посудите сами

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

4. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят яркие дома.

5. Силач на четырёх ногах,

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино

6. Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Шапокляк:

- Подумаешь. А вот вы не знаете, как вести

 себя нужно в автобусе.

Шапокляк:

- Ой, я так люблю, кататься на автобусе. Послушайте, я хочу рассказать вам, как я это делаю. Я подбегаю к автобусу, всех расталкиваю, врываюсь в салон и забираюсь на переднее место. Потом всех пинаю ногами, хватаю за шарфы, сдёргиваю шапки, встаю ногами на сидение, смотрю в окно! Ох, и весело же. Все начинают шуметь, возмущаться, а мне хорошо!

Воспитатель:

- Ребята. А вы хотели бы оказаться в одном автобусе с Шапокляк?

Воспитатель:

-Ты совершенно не умеешь вести себя в автобусе! Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте.

• Ехать зайцем, как известно.

• Уступить старушке место.

• Всех расталкивать, кричать.

• А тихонечко стоять.

• Брать мороженое в автобус.

• Ну, а яблоки в пакете.

• В мяч играть на остановке.

• Пропустить маму с ребенком.

•Обходить автобус сзади.

• Ну, а спереди, конечно.

Шапокляк:

- Давайте поиграем в мяч. Где же нам поиграть? А давайте пойдем на дорогу, там много места!

Шапокляк:

- Ой,  можно подумать, нельзя играть на дороге, а вы что никогда не играли на дороге? А где же можно тогда играть в мяч?

Воспитатель:

- На дороге мы играть не будем. Выходите сюда ко мне, я вам покажу интересную игру.

Игра «Да или нет»

Я  вам буду кидать мяч,  и  задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, знаете ли вы правила движения.

- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

- Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

- Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

- Сел в автобус, не взяв билет.  Так поступать полагается?

- Старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?

- Пешком по улице идет пешеход?

- У светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два?

- Люди ждут автобуса на остановке?

- Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?

- Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?

- Не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать?

Шапокляк:

-Ну, совсем с вами не интересно, никак не могу вас плохому научить. Пойдем мы с моей Лариской в другой детский сад, может там, кого-нибудь запутаем.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте в помощь Шапокляк  составим дорожную азбуку.

Аппликация «Составь свой знак для дорожной азбуки»

Воспитатель:

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по правусравнить с букварем.
Вот она, азбука, над мостовой:
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город  дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Воспитатель:

-Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по страничкам «Дорожной азбуки». Скажите, ребята, вам понравилось? А что именно?
Я рада, что вы знаете правила дорожного движения.

Дети:

- Велосипед.

Дети:

- Автомобиль.

Дети:

- Троллейбус.

Дети:

- Трамвай.

Дети:

- Грузовик.

Дети:

- Автобус.

Дети:

- Знаем!

Дети:

- Нет.

Дети:

Запрещается.

Разрешается.

Запрещается.

Разрешается.

Запрещается.

Разрешается.

Запрещается.

Разрешается.

Разрешается.

Запрещается.

Дети возражают, не хотят идти на дорогу.

Дети:

- Играть в мяч можно на спортивных площадках, на участке, стадионе.

Дети:

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Да.

Нет

Да.

Нет.

Да

Нет.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»

Материал представлен на общем родительском собрании  по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...

Сценарий развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Цели: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. За...

Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...